Беседы с батюшкой. Игумен Филарет (Пряшников)

28 июля 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Филарет (Пряшников), кандидат теологии, настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря.

– В молитве «Отче наш» есть такое место: и не введи нас во искушение. Мы живем в сложное время, хотя оно никогда не было легким. Но есть какие-то особые обстоятельства у каждого человека. Может ли Господь ввести человека в искушение? И что это означает?

– Примеров таких достаточно. Недавно я рассуждал в одной из программ над Книгой Иова. Ведь для Иова – ветхозаветного пророка, праведника – то, что он пережил, было великим искушением. Но, несмотря на это искушение, он сохранил преданность Господу Богу. Он, сидя в рубище, потеряв все, не терял связь с Господом Богом. И когда мы обращаемся к Создателю: не введи нас во искушение, – мы обращаемся к Нему с единственной просьбой, чтобы Он, зная наши силы, не давал нам больше того, что мы можем пережить. У каждого человека есть определенный набор духовных, душевных сил, и Господь дает каждому свое.

Святоотеческая традиция очень интересная. Я вспоминаю случай про монаха, который своему послушнику-ученику говорил, каким нужно быть духовным руководителем. Он брал лук и натягивал тетиву до определенного момента. Если перетянуть тетиву, то лук сломается. Что-то подобное можно сказать и о тех испытаниях, которые Господь посылает человеку: сверх сил никогда не пошлет. Но самое важное: нужно понимать, что испытания – это некие жизненные уроки. Человек проходит то или иное скорбное событие в своей жизни, или какие-то лишения, или, может быть, скорби, но, выходя из этих испытаний, он обязательно должен стать совершенно другим, он должен обогатиться духовным опытом.

Мы часто обращаемся к Господу, просим что-то дать: духовного разума, зреть свои согрешения, научиться смирению, терпению, послушанию. А когда мы всему этому учимся? Тогда, когда в нашей жизни встречаются ситуации, когда можем показать свое послушание, смириться и прочее. Поэтому, безусловно, испытания даются. Все в этой жизни что-то испытывают, у каждого свой крест, но крест Господь всегда дает по силам – так я ответил бы на этот вопрос. Поэтому никогда не надо отчаиваться, никогда не надо переживать. 

Человек, пока ребенок, не может натянуть тетиву, но опытный человек может. Если человек возрастает духовно, Господь посылает большие испытания, более серьезные? В этом случае в монашестве приходится вести особую духовную брань? Если Вы вспомните себя лет 30 назад и себя сегодняшнего, испытаний стало больше? Или они те же самые, но другое отношение к ним?

– Испытания остаются одинаковыми в любое время. Какого бы человека ни взяли, встречающегося в нашей жизни, он одинаково может и обидеть, и предать, и искусить в каких-то вопросах. Изначально было так: когда человек приходил в монашество, он должен был пройти некий искус, то есть некий путь, который подготавливает его для того, чтобы стать монахом. Это духовный путь для монашествующих, путь возрастания через смирение, когда тебе старший по духовному званию дает некое задание и смотрит: справишься с ним или нет. Это и есть духовное совершенствование для монахов. А для мирян то же самое, потому что законы духовной жизни одни и те же. Мы испытываем определенные вещи от наших близких одинаково: что там, что там.

В монашестве совершенно другое качество, потому что Бог призывает тебя для определенного совершенства. У тебя есть задача: стать совершенным. Для мирского человека немножко другие задачи, потому что у него другое призвание, другие обязанности. И ты вот в этих обязанностях, безусловно, добиваешься совершенства, когда  исполняешь Божии заповеди, стараешься себя контролировать и добросовестно исполнять то, что Господь на тебя возложил. Это очень важно. Духовный путь имеет определенные законы. Но там и там, если мы берем мирской путь и путь людей, которые посвящают себя монашеской жизни, безусловно, есть особенности, которые нужно учитывать. А что касается меня лично, то всегда стараешься преодолевать в себе того греховного человека, того падшего человека, который есть в любом. И борешься с этими проявлениями всю свою жизнь. Господь каждому дает какое-то испытание. В том плане, что у кого-то преобладает одна страсть, у кого-то другая. Человек борется (иногда всю жизнь) с тем, что приносит ему какое-то неудобство в духовной жизни. Но все равно стараешься это преодолевать, стараешься научаться, потому что жизнь учит духовному опыту.

Я слышал не так давно мнение одного священника, который в проповеди говорил о том, что человек все время кается в одних и тех же грехах. Это значит, что никакого духовного роста нет. Ведь если вы все время каетесь в осуждении, гордыне, получается, что не боретесь с этим. Я, честно говоря, подумал о том, что за всю свою жизнь никоим образом не изменился; как 30 лет назад я каялся в осуждении, так и сейчас. Это значит, что ничего не происходит? Наверное, многие люди разделят мою точку зрения. Что же делать?

Вы же прекрасно понимаете, и мы, христиане, понимаем, что человек рождается в этот мир с поврежденной человеческой природой, склонной ко греху. Что дает нам Господь? Господь дает нам выбор в положительном направлении. Господь дает нам силы бороться с этим пагубным влиянием пораженной человеческой природы. Вся наша жизнь – борьба. В этой борьбе иногда мы побеждаем, иногда можем на какой-то шаг отступить назад. И в этом тоже нет ничего плохого.

У какого-то монаха спросили: «Я упал. Что мне делать?» – «Вставай». Пока ты встаешь – ты живой. Пока находишь в себе силы сказать: «Господи, прости меня», идти дальше и стараться не возвращаться назад к своей прежней греховной жизни, в тебе есть еще эта внутренняя борьба ко спасению, к исправлению греховной жизни. Мы пытаемся читать какие-то духовные книги. И часто люди, читая книги, которые писали монахи для монахов, начинают буксовать, потому что там такие высоты даются, что часто нам, немощным, слабым, невозможно их достичь и понять.

– Вопрос телезрителя: «У меня получился такой казус. Я часто читаю каноны Пресвятой Богородице, читаю перед разными иконами, потому что разные каноны о разном говорят, о разных просьбах. Потом я прочитала, что надо обратиться к батюшке и попросить благословения, чтобы Господь избавил меня, допустим, от какой-то страсти. А он мне не дает благословения. Он начал объяснять, что Божия Матерь одна и что надо читать, когда душа горит. Я понимаю, что одна Божия Матерь. Так мне и не дали благословения. Надо ли его еще просить?»

– Сразу не ответишь, потому что не знаешь, что за диалог там был. Священнослужители разные. Советы дают по-разному – исходя из своей духовной жизни, своего духовного опыта. Люди всегда хотят взять на себя какой-то подвиг, например, 40 дней читать Псалтирь утром и вечером. Спрашиваешь: «А Вы сможете это сделать, понести? У Вас будет время?» Потому что плохо, когда неделю почитаешь, а потом все бросишь и придешь каяться. В наших молитвенных правилах есть акафисты, есть каноны. И особого благословения на молитву брать не стоит. Потому что мы же не берем благословения на то, чтобы дышать, – это естественно. Молитва – то же самое.

Благословение можно попросить для укрепления сил. Вы хотите, чтобы священник благословил Вас на подвиг, потому что читать какое-то время акафист или канон, прося у Богородицы избавления от какой-то страсти или телесного недуга, безусловно, с благословением легче. О том, что произошло в этой ситуации, не могу судить. Может быть, стоит подойти к другому священнику и все-таки попытаться сформулировать вопрос немного по-другому. Может, вы просто друг друга не поняли? Я к этому склоняюсь. Но я говорю, что особого благословения на утренние и вечерние молитвы мы не берем. Если сердце лежит к тому, чтобы почитать какую-то молитву дополнительно, зачем брать благословение? Просто встаете и обращаетесь к Господу Богу с осознанием того, что произносите, что просите, и, безусловно, с верой. Когда будет внутренняя уверенность, что Господь слышит, то, конечно, молитва будет принята... В целом мои размышления такие.

– Я помню, как нужно было просить благословение на Иисусову молитву. Поясните, пожалуйста.

– Благословение на Иисусову молитву всегда предполагает духовное руководство. Почему духовный старец, духовный отец благословлял своему ученику совершать определенное количество Иисусовых молитв? Он и контролировал, как это происходит, этот особый подвиг – Иисусова молитва. Духовный отец должен знать, что с вами происходит.

Когда мы приходим на исповедь, спрашиваем благословение – это тоже назидательный момент. Так священник сможет понять, от чего именно в нас произошли какие-то изменения, а может быть, беда или прелесть. Безусловно, все нужно контролировать. Хорошо бы постоянно ходить к одному батюшке, которого вы знаете, который знает особенности вашей духовной жизни и не пожелает вам плохого. Когда идешь к священнослужителю первый раз, безусловно, волнуешься, как он тебя воспримет. Батюшки бывают разные: некоторые строгие, другие более милосердные. Каждому свое.

Иисусову молитву, безусловно, нужно произносить хотя бы несколько раз в день. Но дело не в количестве, а в качестве того, как мы читаем молитвы.

Удивительно, у людей очень разное бывает отношение к животным: кто-то любит кошек, кто-то собак, а кто-то вообще не любит животных. Когда мы выезжаем на природу, то ведем себя по-особенному. Дети очень любят рвать цветы. Более того, нарвут их и сразу выбрасывают. То же самое происходит и со взрослыми людьми, особенно летом при выездах на шашлыки и так далее.

В последнее время часто возникает ощущение, что природа ополчилась против человека. Каким образом выстраиваются отношения христианина и природы? Живут ли в вашем монастыре какие-то животные?

– Конечно. Наш монастырь располагается в деревне, в Старой Ладоге. Безусловно, у нас всегда были и кошки, и собаки, и другие животные. Когда мы говорим о взаимоотношениях человека и природы, то вспоминаем ту гармонию, в которой человек появился. Бог сначала сотворил окружающий мир, а потом, в самом конце, человека. Господь поселил человека как бы в готовую оранжерею. Ученые говорят, что рай находился все-таки на земле. Где-то было такое место, где человеку было хорошо и великолепно, пока он не изменился и не предал Бога. Это предательство оказало влияние в том числе и на окружающий мир.

Мы должны беречь этот мир. Он очень маленький, хрупкий и подвержен человеческому влиянию. Нужно бережно относиться к животным, к окружающему миру, к любому растению. Можно заметить, что в доме, где есть какое-то животное, дети вырастают иными, чем там, где нет бережливого отношения к окружающему миру. Люди начинают мучить животных и потом так же могут поступить с человеком. Иногда мы видим совершенно неоправданную жестокость по отношению к животным.

Природа как будто мстит человечеству. Если мы не научаемся использовать те блага, которые дал Бог, поворачиваем реки вспять, искажаем природу и делаем то, чего ни в коем случае нельзя делать, то мир отвечает катаклизмами, землетрясениями и прочим. Это просто законы природы. Если мы меняем один болтик в целостной системе, то идет цепная реакция, затрагивающая и перестраивающая все. Человек должен очень внимательно относиться к окружающему миру.

– Вопрос телезрителя: «Часто наше желание, о котором мы просим в молитве, не совпадаем с тем, что Бог считает для нас полезным. Как определить, что можно просить? Только Бог знает, что для нас полезно. Мы этого не знаем. Может, лучше ничего не просить, ведь Он и так знает, что нам нужно?»

– Просьба от просьбы отличается. Если мы пускаемся в путешествие, то очень нужно и необходимо сказать: «Господи, благослови мое путешествие». Если заболели: «Господи, дай мне здравия и помоги излечиться». Если впали в искушение, то нужно обратиться к Богу за помощью. А когда получили все необходимое для своего спасения, нужно благодарить Его. «Спасибо Тебе, Господи. Благодарю Тебя за то, что Ты со мной и не бросаешь меня».

Когда человеческое сердце благодарно, оно может увидеть, что Господь слышит. Бог никогда не даст то, что может погубить человека, никогда не даст сверх посильного. Он может не сразу ответить на молитву или не дать просимого, если это не пойдет на пользу. Христианин должен научаться слышать этот голос и воспринимать его со смирением. Пример такой молитвы мы видим в Евангелии, когда Христос молился перед страданиями в Гефсиманском саду: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя. Это лучшие слова молитвы. Мы должны и просить, и молиться, и обязательно обращаться к Господу в трудных жизненных ситуациях, но ответная реакция иногда задерживается, а может, для нашего смирения подается в другом качестве. Как узнать? Сердце распознает. Самое главное – не отчаиваться. Иногда люди думают: «Я молился, просил, но ничего не произошло. Зачем я это делал? Бог меня не услышал». Но со временем открывается, для чего это было необходимо.

– «В руце Твои, Господи, предаю дух мой».

Говорят, что если в храм войдет собака, то его нужно заново освящать, а если кошка, то нет. Почему так?

– Я не могу сказать наверняка, но есть определенные канонические постановления, которые регулируют эти моменты. В западном христианстве есть специальные дни, когда в храм приносят различных животных, чтобы священник их освятил и благословил. В этом нет никакого греха, потому что все, что нас окружает, уже когда-то получило Божье благословение. Святость храма предполагает совершенно иные действия. И не потому, что собака нечистое животное. Совершенно нет. Если в храме прольется человеческая кровь, то его освящают снова. Почему? В храме не должно быть крови, там приносится только бескровная жертва. Есть тонкости, которые по канонам мы должны обязательно соблюдать. Место животных там, где им изначально было предопределено быть.

– Не в храме.

– Да. Они живут у нас дома или возле него, охраняют наше хозяйство. Все должно быть разумно.

– У нас в храме однажды завелись крысы. Мы не знали, что делать. Настоятель же попросил прихожанку принести кошку. Как только она появилась, крысы исчезли.

– Это использование таланта, который есть у кошек: возиться с грызунами, потому что они доставляют нам много бед.  Есть специальные молитвы, в которых мы просим у Господа защитить храм или поле от грызунов, чтобы они не портили наши посевы, домашние заготовки и запасы... Здесь мы используем талант животного, которого Господь наделил такой природой: ловить грызунов и освобождать нас от них. Но надо помнить, что каждая животина нужна для чего-то.

– Что означает «благорастворение воздухов»?

– Мы просим, чтобы Господь дал нам небо, благодаря которому было бы изобилие земных плодов, особенно этим жарким летом. В нашем монастыре есть свое хозяйство: огород, теплицы. Мы выращиваем и огурцы, и помидоры, и капуста в этом году уродится у нас. Когда идет дождик – мы радуемся, потому что  будет пропитание на зиму. Нужно кормить не только монахов, но и наших паломников, друзей, которые приезжают в монастырь погостить и порадоваться вместе с нами. Поэтому мы живем землей, и благорастворение воздухов нам очень важно.

– В этом году вы отмечаете 20 лет со дня возрождения монастыря. Это как одно мгновение! Как сейчас обстоят дела в монастыре?

– Староладожский Никольский мужской монастырь – один из древних монастырей Ленинградской области Санкт-Петербургской епархии. Он прошел очень непростую историю своего бытия: знал и разорение, и воссоздание.

В тридцатых годах прошлого века монастырь закрывают – и наступает время забвения, все было разграблено, разрушено, осквернено; в храмах совершались производственные работы. В храме Иоанна Златоуста, в котором мы сейчас служим (слава Богу, он возрожден), был склад смазочных материалов. Там же вокруг монастыря поля, и как только монахов выгнали, земли сразу стали использовать по назначению. Храм является памятником архитектуры XIX века. В братских корпусах были квартиры, никакой святости в то время не было. И только в 2002 году монастырь передали Русской Православной Церкви.

Двадцать лет возрождения к новой жизни. Монастырь как мифическая птица Феникс: годы забвения, годы разрухи, годы воссоздания; и это повторяется по кругу. Сейчас мы находимся в начале пути возрождения монастыря. Что будет дальше? Никто не может сказать. Но мы, монахи, должны выполнять ту миссию, которую Господь возлагает на нас: воссоздать монастырь в былой красоте. Уже восстановлены братские корпуса, колокольня радует звоном наши окрестности, совершается Божественная литургия в храме Иоанна Златоуста. Но на сегодня остается еще поруганной Никольская церковь, основанная в XII веке. Возрождение монастыря связано с Александром Невским, который, согласно красивой легенде, повелел открыть этот монастырь как памятник воинской доблести и славы.

Наш монастырь находится на перепутье, потому что дальше стоят монастыри Мартирия Зеленецкого, Тихвинский, Свирский, Антониево-Дымский. Они находятся недалеко от Старой Ладоги, и все пути к ним ведут через нас, поэтому к нам приезжает много гостей. Мы хотим вернуть к жизни наш двухэтажный игуменский корпус, который позволил бы принимать большее количество паломников, гостей, туристов. Заявка на размещение всегда есть, люди хотят приехать пожить, но мы, к сожалению, не можем всех вместить в монастырь.           

– Вопрос телезрителя: «В чем испытывается вера человека? Можно ли искушения считать испытанием веры?»

Искушения, безусловно, являются испытанием для нашей веры; и так будет всегда. Вспомните Господа нашего. Перед общественной проповедью Его искушает дьявол разными моментами: я дам Тебе весь мир; скала станет хлебом; спрыгни сверху, Ты же Сын Божий… Что ответил Господь? Отойди от Меня, сатана. И наши испытания происходят от духа злобы поднебесной. И от людей мы принимаем испытания, чтобы показать уровень нашей веры: крепка ли наша вера, крепко ли наше упование; крепко ли мы держимся за Господа, за Его слова, за наставления, которые Он нам дает?

Мы каждое воскресенье совершаем Божественную литургию, читаем Евангелие. Оно не случайно читается. А потом священник выходит и на проповеди рассказывает нам: что мы сегодня услышали, что нам надо запомнить, что Бог хочет сказать именно сегодня… В испытаниях проявляется наша стойкость, мужество, терпение. Без искушений, к сожалению, невозможно совершенство. Если мы хотим жить без испытаний и искушений, мы не сможем возрастать от силы в силу. Поэтому искушения нужны как испытание нашей веры.        

– Мы вспоминаем сегодня Крещение Руси, для многих людей тогда это стало настоящим откровением; и мы благодарим святого равноапостольного князя Владимира за то, что был сделан этот выбор. Но интересно, что каждый из нас должен сделать выбор заново. И должен его сделать сам. Каким образом формируется осознание веры? Какие нужны условия, чтобы человек сделал этот выбор осознанно? Что происходит с нами? Ведь у всех происходит по-разному: у кого-то от страха, у кого-то от радости.

– Как только мы приходим к Богу, соединяемся с Создателем и понимаем, что Он есть в нашей жизни, мы пытаемся переосмыслить свои поступки. С чего все начинается? Вспомним первые слова из Книги Деяний апостолов, проповедь апостола Петра. Его пламенная речь занимает несколько страниц. Когда он все рассказал о Христе, о том, чего люди еще не слышали, не знали, они спросили у апостола: что нам делать? Он ответил: покайтесь – и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса. Первое – это покаяние. Вера дает нам осознание изменить себя, стать другим. Вообще христианство – это религия изменения, потому что здесь Господь обращается к человеку. Он говорит: «Человек, в тебе есть несовершенство, но Я тебе даю возможность изменить себя».

– Мы властны над грехом.

– Безусловно. Потому что выбор всегда за нами, мы свободные существа. Господь дает нам эти качества, которые надо использовать, как только мы приходим к вере. Вера является для человека точкой отсчета: это может быть развитием, а может быть наоборот. Допустим, человек покрестился, а потом понял, что это ему неинтересно. Покрестился ради какой-то выгоды (чтобы операция прошла хорошо), а потом все забыл. Принимать веру надо осознанно, с пониманием.

– Я сегодня летел на самолете. Каждый раз удивляюсь одному: в момент взлета и посадки все люди очень внимательные и сосредоточенные. То есть в минуту особой опасности с людьми что-то происходит. Может быть, нам и посылаются искушения, чтобы мы чуть-чуть протрезвели?  

– Самая большая проблема в том, что мы смертны. Это первое. А второе – мы не знаем, когда придет та секунда. Мы садимся в машину или в самолет и только предполагаем и верим, что приземлимся и достигнем точки прибытия. Но наша жизнь в руках Божиих. Когда остановится запись нашей жизни – мы не знаем. Это тоже большая проблема, над которой всегда задумываешься: сколько Господь даст тебе еще пожить?

Мы должны беречь свою жизнь, дорожить каждой секундой. Я всегда всем об этом говорю. Мы собираем с грустной земной страницы потери своих близких. Мы понимаем, что есть другой мир, другая реальность, что мы туда обязательно попадем. Верим мы или не верим в нее, но мы там окажемся. Теряя близких в земной жизни, мы научаемся думать о себе; о том, сколько Господь даст нам еще прожить.

И этот небольшой отрезок жизни надо максимально употребить для делания хороших дел. Я всегда говорю: «Братья и сестры, берегите свою жизнь! Не тратьте ее на пустые вещи, на ссоры и прочее». Наверное, это самое важное. Когда ты молодой и весь мир лежит у твоих ног, о чем ты задумываешься? А потом взрослеешь, переступаешь какие-то рубежи и начинаешь понимать, что встретишься с Господом. И что ты Ему скажешь о своей жизни? Какой отчет Ему дашь? Успел ли ты сделать то, что Он тебе поручил? Это очень важно осознавать верующему человеку.

– Мы все время говорим: страх Божий, Страшный Суд. В русском менталитете страх и все, что касается этого понятия, имеет несколько другую интерпретацию. В чем она заключается?

– В русском менталитете страх – это боязнь обидеть Господа, потерять Его доверие. Потому что любой грех отодвигает меня от Бога и строит стену между мной и Создателем. Страшный Суд – это то, что будет, безусловно, страшить, потому что произойдут события из ряда вон выходящие, когда будешь перед лицом Создателя, перед всей Вселенной. Об этом мы читаем в Священном Писании. И это обязательно когда-то произойдет.

Поэтому вопрос страха нужно понимать в этом контексте: я боюсь Бога не потому, что Он меня накажет, а потому, что я боюсь Его обидеть своими грехами. Бог всегда будет ко мне добрым. Господь неизменяем, Он не может поменяться. Это нужно для нас. Мы без Бога теряем живительные силы, теряем смысл своего бытия. Мне нравится одно выражение: если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю, но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все (Блез Паскаль).

– Я бы хотел, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям с приглашением посетить ваш монастырь, потому что спасительно для многих из нас приехать на несколько дней туда помолиться и потрудиться.

– Путешествие к святыням всегда облагораживает человека, духовно подкрепляет. Поэтому когда вы приедете к нам в Староладожский монастырь, вы не пройдете мимо Успенского монастыря, обязательно поедете в гости к Мартирию Зеленецкому в Зеленец, в древний Троицкий монастырь и так далее. Поездки и путешествия к таким местам – это не туризм, это преображение души, когда человеку хочется что-то изменить, о чем-то спросить, узнать и просто помолиться и побыть среди великолепия природы и духовного наследия нашей Святой Руси.   

– Спасибо, отец Филарет! Я обязательно к вам приеду, чтобы рассказать о вашем монастыре, тем более что есть хороший повод – двадцатилетие возрождения монашеской жизни обители.

– Дорогие братья и сестры, я желаю вам Божьего благословения на все пути вашей жизни; берегите себя, берегите своих близких. Знайте, что мы, монахи древней земли Старой Ладоги, молимся за каждого из вас. Приезжайте к нам. И Господь да благословит всех!

 Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать