Беседы с батюшкой. Священник Даниил Рябинин. День народного единства

26 октября 2022 г.

Сегодня у нас в гостях руководитель Миссионерского отдела, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе Екатеринбурга иерей Даниил Рябинин.

– День народного единства – праздник с глубочайшей историей, с духовной основой в том числе. Уже несколько лет это государственный праздник. Думаю, будет полезно и интересно поговорить о том, как сейчас восстанавливается традиция торжества и что вообще люди православные, церковные вкладывают в понимание Дня народного единства.

– Праздник действительно имеет колоссальное значение, потрясающую глубину с точки зрения истории и духовных основ, если мы говорим о Православной Церкви и о духовном значении Казанской иконы Божией Матери в этом знаменательнейшем событии. Это то, о чем следовало говорить намного раньше, намного больше и намного глубже. Очевидно, что сегодня, когда мы столкнулись с теми вызовами, которые охватили весь мир и наше государство, когда со всех телеэкранов говорится о единстве, эта тема, безусловно, является актуальнейшей. Думаю, должны находиться люди, подробно говорящие об историческом значении данного события.

Сам праздник появился достаточно поздно, это один из молодых праздников на территории Российской Федерации. Помню, несколько лет назад на одной из площадок мы встречались для обсуждения данного события, в том числе с представителями некоторых высокопоставленных людей. И когда некоторые люди, имеющие доступ к рычагам управления, на широкую аудиторию говорили, мол, праздник молодой и мы до конца не знаем, что он означает, – извините, это очень сильно коробило. Я лично про себя говорю. К сожалению, забвение своей истории – это очевидный путь в никуда. Это первый момент.

Второй момент: понятие единства. К сожалению, последние тридцать лет (и мы об этом периоде сейчас очень часто говорим) были периодом насаждения всяческих западных идей. И глава нашего государства очень ярко и четко высказался в одном из своих последних выступлений, что все это превратилось в какую-то религию сатанизма. Одним из маркеров является абсолютный эгоцентризм. Единство и общность изничтожаются, в обществе внедряются идеи потребления, которые сейчас являются движущей силой. И, конечно, очень сложно говорить о том, что такое единство, когда каждый гребет под себя и собственное «я» стоит во главе угла.

Вспоминаю песню, которую крутят по радио: «Вокруг тебя весь мир кружит!.. Кружит голову до упаду». Это ведь откладывается в мозгах людей. Человек ходит и напевает эту идею. Может, не надо к этому очень серьезно относиться, тем не менее мы живем в то время, когда каждый мнит себя тем, вокруг которого должен крутиться весь мир, чтобы было все только лишь для него...

Идея единства, безусловно, идет вразрез с той позицией, которая насаждалась и насаждается сегодня какими-то коллективными идеями, что приходят из Америки, с Запада. Не буду говорить какие-то крамольные вещи, чтобы люди не сочли, что я рассказываю о теории заговора, но надо понимать, что идея борьбы добра со злом никуда не исчезла. Евангельская идея, что мир лежит во зле, о которой говорит святой апостол, никуда не исчезла. Зло будет находить всевозможные предлоги, чтобы оторвать человека от Бога и от человека и в конечном итоге погубить. Главная идея сатаны, дьявола – погубить человека. Может быть, каких-то сверхуникальных идей дьявол никогда не придумает, он на это не совсем способен, но человек на его идеи всегда будет откликаться живо и ярко, чувствуя, что это доставляет определенного рода удовольствие.

Поэтому когда мы говорим о единстве, к сожалению, эта идея с трудом воспринимается сознанием современного человека. Нужно понимать, что на протяжении последних 20–30  лет в нашем государстве враги (в полном смысле этого слова) насаждали разделение по национальному, религиозному признаку и так далее. И сейчас, возвращаясь к основополагающим вещам и историческим событиям, можно вспомнить слова наших историков, выдающихся деятелей. Вспомним слова патриарха Алексия, который говорил в отношении этого праздника, что люди разных исповеданий и национальностей собрались вместе, чтобы сохранить и спасти государство. Это крайне важно сегодня.

Например, сейчас мы с муфтием Абдуль-Куддусс Ашариным, председателем Духовного управления мусульман Свердловской области, по благословению нашего владыки, совместно с Центральным муфтиятом Свердловской области и при поддержке Департамента внутренней политики Свердловской области, при поддержке председателя Законодательного собрания Свердловской области Бабушкиной Людмилы Валентиновны объезжаем городские округа Свердловской области, муниципалитеты. И это большая программа, которая рассчитана на несколько лет вперед. Проект называется «Урал – мой край родной». Вы знаете, например, сколько народов проживает на территории Свердловской области? Больше ста шестидесяти. На территории России – более 190 народов. Свердловская область – одна из самых многонациональных.

Так вот, мы объезжаем городские округа (Шаля, Сосьва, Арти, Камышлов, Бисерть и другие) по всей Свердловской области в рамках проекта «Урал – мой край родной» и проводим круглые столы по гармонизации межрелигиозного и межнационального единства. Общий взгляд на современные вызовы. Почему я об этом проекте хочу сказать? К сожалению, мы живем в то время, когда клиповое сознание остается и во взгляде на внутренние взаимоотношения между национальностями и религиями. Существует штамп, например, что христиане и мусульмане не имеют между собой ничего общего. Оборачиваясь на известные события 90-х годов, войны в Сирии с представителями запрещенного террористического направления, говорят о том, что у нас нет никаких отношений, никакой дружбы. Эта межнациональная рознь сеялась в сознание наших соотечественников очень долго. Но это неправда.

Я уже приводил слова патриарха Алексия о событиях 1612 года. Важно вспомнить и слова нашего выдающегося историка Василия Ключевского о том, что Россия была спасена общим усилием народа. Речь шла о прекращении Смутного времени и освобождении Москвы от польско-литовских интервентов. Это ведь потрясающее событие: Отечество стояло на краю, на обрыве и, по сути, должно было быть уничтожено. Сквозь призму этих исторических событий мы должны смотреть и на сегодняшние обстоятельства.

Один известный знаток слова говорит, что история государства Российского движется по синусоиде. В какой-то период взмывает вверх, достигая небывалых высот, потрясающего расцвета. Можно вспомнить петровское время, какие-то геополитические моменты, когда территория Российской Федерации то расширяется, то сужается. Это и удивительное время советского периода со своими трагедиями и своим расцветом. Это и 90-е годы, когда страна был расчленена и, по сути, должна была быть уничтожена. И сейчас мы видим очередной виток. И мы должны приходить к выводу, что исключительно в консолидации общества, в нашем единстве, религиозном в том числе, дается возможность преодоления тех вызовов, которые встали перед нами.

Мы знаем, что первое ополчение не смогло, по сути, дойти до Москвы, потребовалось ополчение Минина и Пожарского. Оно объединяло разных людей, в том числе разных исповеданий, но духовным символом этого ополчения стал образ Казанской иконы Божией Матери. Поэтому мы, православные люди, прославляем в этот день церковного календаря Покровительницу нашего Отечества Пресвятую Богородицу. Недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы: он о том же самом. Суть в защите, покрове, охранении и сбережении народа, государства. Крайне важно это понимать сегодня.

И проект, который мы реализуем, отчасти заключается и в том, чтобы у людей на местах было четкое представление, что мы, представители и лидеры разных религиозных направлений, не идем вразрез друг с другом, нам это не нужно; и так никогда не было. Крайне важно понимать тот исторический опыт, который нас всех объединяет. Россия – это совершенно уникальная страна с точки зрения того, как в ней живут и сосуществуют разные национальности со своими разными религиозными исповеданиями. Всегда было добрососедское сосуществование, понимание общих задач.

Да, существует проповедь христианства, проповедь ислама; никто никому рта не закрывает. Но речь идет об определенной культурной идентичности русских людей, людей, которые населяют регионы Татарстана, Башкирии, Северного Кавказа и так далее. Всегда есть взаимное уважение, абсолютное понимание и уважение тех традиций, в которых воспитывается и растет человек. Мы должны четко понимать, что те заповеди, которые являются универсальными, объединяющими для нас, выполняются как христианами, так и мусульманами, иудеями и другими людьми, что живут в некой культурной составляющей цивилизованного государства.

Этот праздник имеет две стороны. С одной стороны, исторические события: прекращение Смутного времени, сохранение государственности. Вторая сторона – духовная, религиозная, которая явила объединяющую силу и дала возможность преодолеть этот вызов, эту трагедию. Какой вывод мы должны сделать? Что наша консолидация и единство не могут идти вне тех религиозных базисов, фундаментов, стержней, если хотите, которые объединяют православных, мусульман, иудеев и других представителей традиционных религий, проживающих на территории Российской Федерации. Вот что сейчас выступает базисом в консолидации наших усилий по преодолению вызовов современного времени.

Это крайне важно понимать на местах управленцам, тем, кто стоит у кормила и держит рычаги государственного управления. Мы должны услышать главу нашего государства. Президент Владимир Владимирович Путин цитирует Священное Писание, Нагорную проповедь, говорит о патриотизме в контексте евангельских слов Спасителя Иисуса Христа. Это важно. Очень хотелось бы, чтобы руководители на местах, если не хотят слышать нас, потому что мы не являемся для них авторитетами, услышали главу нашего государства, когда на всю страну со всех телеэкранов цитируется Нагорная проповедь и говорится о патриотизме.

Сейчас в контексте Дня народного единства и дня Казанской иконы Божией Матери и всех происходящих событий много говорится о необходимости духовного подъема, о необходимости осмысления государственной идеи, в которую вкладывается идея патриотизма, любви к Родине. Но, извините, откуда возникнет любовь к Родине, если наше поколение в течение тридцати лет воспитывалось обществом потребления, когда тебе все должны, а ты никому ничего не должен?

Читая Священное Писание, мы постоянно говорим о том, что патриотизм есть христианская добродетель, и вне религиозного сознания никакого патриотизма, к сожалению, не будет в той мере, в какой хотелось бы. Я не хочу сейчас оскорбить атеистов, сказав: если человек нерелигиозен, он не может быть патриотом своей страны. Не хочу доводить до такой крайности и кого-то обидеть. Но все же мы, верующие люди (как христиане, так и мусульмане), понимаем патриотизм как добродетель.

Что такое добродетель? Добродетель предполагает жертвенность. Почитаем святых отцов о том, как давать милостыню, например. Какую милостыню дать нищему, нуждающемуся? Мелочь кинуть? Это не жертва, это мелочь, которую ты бросил от избытка. В Евангелии мы читаем, как бедная женщина принесла последние две лепты. Те, кто давал от избытка, не плохие люди, но они давали от избытка, а вдовица дала все, что у нее было. Чья жертва более приятна Богу и сделана от сердца? Очевидно, что жертва (я сейчас говорю даже не о деньгах, финансах), которую ты отдаешь, должна быть значимой для тебя, тогда она будет значимой и для другого человека и будет иметь вес пред лицом Божиим.

Патриотизм, по сути, имеет корнем религиозное содержание. Когда цитируются слова Господа о том, что нет больше той любви, как положить душу за други своя, иной человек скажет: мол, я Родину люблю, никуда отсюда уезжать не собираюсь, но это уже слишком, это перебор. Потому что у большинства нашего населения, к сожалению, потеряно религиозное сознание; это самыми изощренными способами изничтожалось из сознания людей специально, чтобы случился такой вызов, когда часть общества разведет руками и скажет: не знаем, что в этом случае делать.

Вот к чему ведет эта идея самости. Ведь она противна тому, что закладывал Бог в сознание человека при его сотворении. Самость, греховное оставление первой заповеди, запрещающей вкушение плода, – все это привело человека к гордости, которая в нем посеялась и диктует свои условия жизни и быта.

Сегодня, когда мы говорим о единстве, мы должны четко понимать, что оно будет возможно там, где будет вновь пробуждаться религиозное сознание, наше отношение к ближнему, собрату другого исповедания с пониманием тех основополагающих принципов жизни, которыми являются заповеди. Они нас не разделяют. Нормальный человек не отделяется от другого, напротив, стремится к общности, к созиданию, к труду.

Сегодня, в контексте каких-то геополитических ситуаций, мы должны четко отдавать себе отчет, что консолидация общества даст нам возможность преодолеть те трудности, которые имеются.

Печально осознавать, что каждый раз нужно человеку долбить по голове, чтобы он что-то понял. Вот такие мы, люди. К сожалению, наша околодуховная составляющая, по-видимому, такая, что нужно нас долбить по голове или трясти, и только тогда мы приходим в сознание. Нужно каждый раз доводить себя до этого состояния? Мы, люди верующие, считаем, что не нужно. Господь говорит, что не нужно доводить себя до такого состояния.

Очевидно, что Бог желает спасения каждому человеку. И каждого Бог ведет к спасению своим путем. Но если ты каждый раз противишься Богу, сколько Он будет тащить тебя за уши? Сколько еще нужно испытаний и искушений, поражать болезнью и скорбью, чтобы грех не распространялся, чтобы сознание человека прояснилось, а греховная муть начала рассеиваться? Или нужно, чтобы явился Сам Господь и сказал: что ты идешь против рожна? Как некогда Он сказал эти слова гонителю Савлу, который стал впоследствии светилом среди апостолов.

И это мы видим на протяжении всей нашей исторической действительности, к сожалению. Я сейчас не буду говорить о периоде богоборческом, противопоставлять одни вещи другим не желаю, но это очевидно. Поэтому сейчас говорить о единстве необходимо.

Давайте будем понимать праздник не только как очередное событие, в котором есть праздничное наполнение: салют или митинг. В христианстве, говоря о празднике, мы понимаем, что это есть приобщение к определенной действительности. Та действительность была такая. Можем ли мы сейчас сравнить события тех лет с нашими событиями? Если можем, если мы еще не совсем отупели и в своем интеллектуальном и духовном развитии не дошли до состояния нуля, давайте будем на это рефлексировать.

Господь предупреждает: бдите и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Нужно всегда находиться в состоянии трезвости ума, оценивая происходящие события. Те уловки, которые на протяжении долгого времени вкрадывались в сознание человека, дали свои результаты. Дьявол – существо лукавое, он предоставляет нам самые хитростные вещи, но это всегда будет обманом, ложью. И эта ложь, фикция предлагалась нам все время.

Смотрите, какая есть ложь, дьявольщина в самоопределении человека. Иностранные термины уже надоели, но если никто по-другому не понимает, то это современный тренд. Человек должен быть абсолютно свободен. Например, надоевшая тема гендеров. Мы, русские православные люди, говорим, что нет никаких гендеров, есть мужской и женский род. Нам говорят: нет, это неправильно, каждый должен самовыражаться так, как хочет. Если мужчина считает себя на 80 процентов мужчиной, на 20 процентов женщиной, что в этом плохого? Вы имеете полное право самовыражаться... Отсюда все эти движения Femen, Black Lives Matter и прочие. Там уже на самом высоком уровне 24 гендера.

Мы вообще не понимаем, что происходит. Это какое-то безумие!.. Но я говорю о лжи, которая существует. То есть ты имеешь право быть извращенцем, имеешь право опуститься на самое дно в плане нравственности – это приветствуется. Но если говоришь о каких-то традиционных, консервативных вещах, говорят: не имеешь на это права. Но это же ложь, обман, фикция. И этой лжи должно быть противопоставлено наше единство в правде, в добре, в выполнении тех задач, которые есть в нашем народе, в нашей национальной идентичности. Нужно смотреть историю нашей огромной страны, как все было и к чему все приводило, когда мы от этого отступали.

Сегодня наши мужественные и доблестные воины, наши братья христиане, мусульмане, сражаются плечом к плечу. Потому что мы – единый народ. Всякое разделение принесет нам поражение. И наше единство будет запечатлевать и заключать нашу победу во всех смыслах этого слова.

Вернемся к религиозной составляющей. Ведь недаром Господь создал Церковь: чтобы единство верующих братьев и сестер было заключено Церковью, это богоспасаемый организм, богоспасаемое общество людей, которые услышали призыв Божий и решили вместе нести свое служение, совершать свое спасение. Несмотря на то, что в монашестве появилось пустынножительство, это были исключительные случаи.

Как жить христианину в современном мире? Кажется, что проще взять свои пожитки, уйти в лес и там сидеть – меньше искушений. Вот если Господь тебя призовет, тогда  уйдешь в лес или в пустыню для спасения самого себя. Но мы живем в огромном социуме, где крайне важно свидетельство миру о Христе, собирание общин, где братья и сестры будут учиться у своего духовного наставника тому, как спасаться. Об этом миссионерском посыле говорит Господь в проповеди. Ведь Он не говорит апостолам: сейчас Я вознесусь, вы получите Духа Святого, а дальше прячьтесь кто в пустыне, кто в горах. Нет. Он говорит: идите в мир. Он не сказал: бегайте этого мира, этот мир проклят. Он сказал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И сейчас мы к этому должны возвращаться.

Я вернусь к своей теме, поскольку мы занимаемся миссионерством. Нужно свидетельствовать здесь и сейчас, для наших братьев и сестер, которые живут здесь. Мы ездим по Уралу и видим, как люди рады, как они хотят услышать это слово, увидеть священника, муфтия, представителей государственной власти. Мы говорим об одном. Да, у нас есть свои конфессиональные различия (как и национальные), но мы друг друга не обижаем и не оскорбляем. Мы не тычем друг другу: ты негр, а я русский. Наоборот, мы уважаем другую культуру, ценим ее. И в этом уникальность нашего государства. Не в том, чтобы бросить все в один котел, сплавить и посмотреть, что будет. Мультикультурализм такой. Нет. Есть определенная фундаментальная национальная культура, которая уживается с другими, уважая другие интересы, религиозные в том числе.

Не надо придумывать велосипед. У нас сейчас люди схватились за голову и начинают изобретать велосипед. Не надо ничего придумывать. Нужно слушать наших духовных лидеров, нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наше священноначалие, наших архипастырей и пастырей. Нужно слушать главу нашего государства. Нужно сплотиться вокруг наших духовных наставников и лидеров, которые передают и транслируют уникальный духовный религиозный национальный опыт, которым наша страна жила и преодолевала все, что было: и Смутное время, и революционный период, и период развала Советского Союза.

Сейчас мы тоже находимся на каком-то распутье. Многие в стрессе. И этот праздник – мощнейший. Давайте выйдем в этот день на богослужение. Государство сделало этот день выходным, надо быть на службе и молиться. Святейший Патриарх Кирилл призывает сейчас сугубо молиться о русском воинстве, о наших начальниках и военачальниках, о русском мире, о Святой Руси. Кто не хочет идти в храм, выйдите на митинг, поучаствуйте в патриотической акции.

Впереди три выходных дня: 4, 5 и 6 ноября. Наши братья мусульмане будут совершать свою пятничную молитву в этот день, 4 ноября. Сейчас важно объединяться. Кто-то, может быть, подумает, что я кого-то осудил в начале нашей программы. Нет. Не надо сейчас оглядываться назад, смотреть на то, как было и какие были недочеты. Все, что не получилось или не получается, будем исправлять сейчас же, максимально быстро.

Если у тебя были какие-то сомнения в исповедании, в каких-то исторических событиях, исправляй это быстрее ради своих близких, родных, своей семьи, своего государства. Нужно включаться в эти процессы, которые требуют самого серьезного ответа от каждого из нас. Не должно быть такого: пусть кто-то решит за меня, а я в выходные передохну, поеду куда-нибудь. Ничего подобного. Каждый сейчас ответствен за все, что происходит. Как и тогда, сотни лет назад. Как и в 90-е годы, и в Великую Отечественную войну, и в Отечественную войну 1812 года. Все эти события показывают: либо мы собирались, либо все распадалось.

Вспомните события на Куликовом поле. Великий историк Ключевский писал, что на Куликово поле зашли разрозненные отряды, а родился единый русский народ.

Вот мы родились единым русским народом, в той географии, которую знаем, таким народом мы и должны быть. И наша победа – в нашем единстве. Давайте только об этом думать, в это полагать надежду. Еще раз повторюсь: когда мы говорим обо всем этом, отклик в сердцах и глазах людей есть, каждый поддерживает.

И в День народного единства мы выйдем, соберемся вместе, обнимемся и будем двигаться только дальше, преодолевая все скорби, вызовы. И всю ту сатанинскую нечисть, которая сегодня есть, мы победим. Потому что с нами Бог.

– Батюшка, спасибо большое за этот разговор и за такую оптимистическую ноту!

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать