Беседы с батюшкой. Учась милосердию, учусь вере. Священник Алексий Дудин

26 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы зрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в городе Коммунаре священник Алексий Дудин.  

– Тема сегодняшней передачи: «Учась милосердию, учусь вере». Мы часто говорим о милосердии и понимаем, что без дел вера мертва. При этом дела милосердия не совершаем постоянно. Часто это бывает спонтанное чувство. Дела милосердия зовут нас к тому, чтобы изменить свое собственное существование. Вы – человек, который посвятил этому жизнь. Для Вас милосердие – это что-то привычное или каждый раз что-то новое?

– Каждый раз новое и живое, потому что не может милосердие быть профессией, рутинным действием, невозможно это сделать без участия сердца. Поэтому милосердие так высоко ценится христианином, в дела милосердия всегда включается сердечное произволение человека. Оно особо дорого для Господа и определяет ценность, сердцевину, спасительную составляющую милосердия как служения Богу через ближнего. Следует сказать следующее: для современного человека, погрязшего в комфорте, путь спасения становится не очень удобен. Мы не привыкли к тому, чтобы долго стоять на молитве, строго соблюдать посты. Мы привыкли все время себя ублажать, потому путь спасения для нас – довольно трудный. В этом отношении милосердие помогает современному человеку, пригвожденному к земле комфортом, встать и начать служить Господу. Как это происходит? У каждого есть свой путь, и когда мы делаем что-то благое нашему ближнему, наше сердце начинает оживать, в нем появляется та живая, действенная энергия, которая восставляет нас из состояния духовного расслабления на путь служения Господу. Такое служение делает наши поступки живыми.

Наша вера должна быть живая, и дела милосердия лучше всего для современного человека помогают ее оживить. В этом отношении наша современная вера без дел точно мертва, потому что мы не можем сильно молиться, поститься, совершать какие-то аскетические подвиги, но стезя милосердия открыта для всех – она наиболее прямой, наиболее удобный способ спасения для современного человека. Он вырывается из эгоизма, на который нацелен всем современным рационализмом, комфортом и остальными современными вещами, которые пригвождают его к земле. С помощью Божией служа ближнему, он приходит в ангельское состояние, потому что мы все знаем, что человек создан Богом, чтобы восполнить ангельские ряды (ряды падших ангелов). Ангельские ряды, наверное, проще всего восполнять, уподобляясь Богу в служении милосердия.

Мы все Богу уподобляемся в тех или иных талантах. Наверное, проще, удобнее всего уподобляться Богу и спасаться именно делами милосердия. Это самый прямой, понятный, простой путь к Богу, хотя на этом пути тоже есть свои каверзы, лукавый не будет оставлять человека, будет продолжать пинать его, пытаться дела милосердия перевести в плоскость нашей гордыни, тщеславия. В этом отношении человек, который совершает служение ради ближнего, всегда должен руководствоваться евангельским принципом, что нам дал Господь: чтобы левая рука не знала, что творит правая. То, что ты делаешь, ни в коем случае не должен рассказывать никому. В идеале все дела милосердия должны оставаться между тобой и Богом. Единственное, что можно: посоветоваться с духовником – тем священником, который тебя ведет в жизни. Ему, пожалуй, стоит рассказать о делах, которые ты творишь, чтобы он со своей стороны посмотрел, что ты не заблуждаешься, делаешь их ради Господа, а не ради того, чтобы потешить свою гордыньку. Остальное все пусть будет покрыто тайной, и Господь за это тайное, сотворенное ради Него, воздаст явно.

– Вы столько сказали интересного, и мне хочется на некоторых Ваших мыслях остановиться. Во-первых, что касается гордыни, это мы сейчас обсудим отдельно. У нас часто бывает так: возникает помысел, что все люди ужасны, мы смотрим на то, какие они, а о себе думаю, какой я хороший. Все ставится в позицию: мир плохой, я хороший. При этом я начинаю понимать, что этот помысел греховен. Тем не менее некоторые люди думают именно так. Я понимаю, что с этим надо бороться, принимаю решение о том, что самый лучший способ борьбы со своей мизантропией – милосердие, пытаюсь совершать какие-то поступки (подавать нищим возле храма), делать очевидные вещи, которые вижу. Многие так делают (бросают мелочь людям на паперти, кормят голубей или еще что-нибудь) – всё это дела милосердия, потому что я это делаю не ради себя, а ради других? Это тоже дела милосердия?

– Дела милосердия прежде всего совершаются в сердце человека. Если я кормлю голубей от доброты своего сердца (как в Писании сказано, блажен тот, кто и тварь милует), то это хорошо. Но я могу тех же самых голубей кормить и думать: «Ах, какой я молодец, кормлю голубей, могу об этом сделать селфи, сбросить в современные сети и всем рассказать, какой я хороший». Все зависит от внутреннего настроения человека. Одно и то же дело разные люди могут совершать абсолютно в разном состоянии  души, и в зависимости от состояния души это будет или дело милосердия, или дело моей собственной гордыни.

– С одной стороны, мы говорим, что надо сердцем делать, но ведь не каждый человек становится милосердным сразу от сердца. Сначала, может быть, имеет смысл себя как-то понуждать? И мы знаем, что подать надо столько, сколько ты бы мог потратить на себя. Вместе с этим, может быть, надо прийти куда-нибудь и спросить, чем можешь просто помочь (может, у меня денег нет на дела милосердия). Я думаю, что не только деньги могут участвовать в деле милосердия.

– Конечно. Тут очень важно собственное участие. Если я подхожу к бездомному человеку и бросаю ему деньги, надо спросить себя: «Не откупаюсь ли я при этом от него, от той нужды, которая у него есть?» В этом случае лучше всегда доработать этот момент и спросить: «Что тебе, дорогой, нужно?» Зачастую он может сказать, что хочет поесть, тогда надо купить ему пирожок, чтобы он эти деньги не пропил. А может, он скажет, что ему нужно восстановить документы. Надо вникнуть в нужду человека, тогда ты сможешь ему помочь. Не просто отмахнуться определенной суммой денег, а сделать то, что послужит на пользу человеку, – тогда это будет дело милосердия.

– Вопрос телезрителя: «Как милосердно относиться к очень жестоким людям?»

– В духовной аптеке есть замечательное средство: за такого человека можно молиться, как советовали Оптинские старцы, следующей молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного». Попробуйте эту молитву, чтобы уврачевать свое сердце. Мы невольно обижаемся на такого человека, который, с нашей точки зрения, поступает жестоко. Чтобы эту обиду убрать и грех в своей душе не плодить, нам нужно воспользоваться таким духовным средством. А дальше нужно разобраться, почему этот человек поступает жестоко, ведь зачастую даже с самых ранних моментов жизни тот же хулиган в классе поступает жестоко для того, чтобы обратить на себя внимание, потому что ему самому не хватает любви, в детстве не дали ему любви, забросили его. Он поступает так потому, что не видел ничего другого, ничего хорошего. Он хочет своим неправильным поступком обратить на себя внимание, привлечь к себе других людей.

Конечно, это общий вопрос. Что значит «жестоко поступает»? Он котят топит или своих детей избивает? Это совершенно разная степень жестокости. Надо из конкретной ситуации исходить. Тем не менее любое дело милосердия только тогда совершается должным образом, когда мы в него вникаем, когда заботимся прежде всего не о теле человека, а о его душе, то есть ищем, в чем его душевная рана, душевная нужда. Можно дело милосердия совершить не только материальным участием в его жизни, но и тем, что потерпеть его немощи, чтобы сказать ему доброе, теплое слово, чтобы в ответ на его зло, которое от него идет, ответить добром. Это все общие духовные рецепты. Они, безусловно, действенные, но нужно каждый отдельный случай разбирать, потому что те случаи, которые могут людям казаться совершенно однозначными,  по факту оказываются с противоположным знаком.

Чтобы не теоретизировать, приведу конкретный пример. У нас в храм приходит довольно большое количество зависимых людей. У нас есть реабилитационный центр – мы занимаемся и пьяницами, и наркоманами. Не все приходят для того, чтобы лечить свою нужду, кто-то приходит, чтобы попросить денег. Предлог просить деньги может быть различным. Самый частый – сказать: «Батюшка, мне надо уехать. Меня обманули, не выплатили зарплату, украли документы». У меня был такой случай. Стоит перед тобой человек, пропахший перегаром, говорит: «Дай, батюшка, денег; я уеду домой». (Каждый такой момент надо разбирать.) Говорит: «У меня там мама живет». –  «Давай телефон мамы». Я взял телефон мамы, выяснил, что действительно там его мама живет, человек попал в трудную ситуацию, мама просила дать ему денег. Закончилось тем, что через некоторое время мама мне деньги обратно перевела.

А бывает по-другому; кажется, что человек точно нуждающийся, подходит настолько искренний… Был момент – я сердцем человеку поверил, когда он весь в слезах пришел: «Мне надо срочно лекарства моей дочке, она помирает, батюшка; Христа ради дай денег на лекарство». Я говорю: «Ладно, я с тобой поеду в аптеку, купим все, что надо». И всё – сдулся человек, ничего, оказывается, не надо покупать. Самое важное, чтобы нам не открещиваться от человека, а в каждую  конкретную нужду вникнуть, проверить, нужна ли человеку помощь.

Помните, как начинал свое служение милосердия святой праведный Иоанн Кронштадтский? Он ходил по всему городу и раздавал направо и налево все, что у него было, вплоть до последних сапог, возвращался босиком, а потом зачастую видел свои сапоги заложенными в трактире. И он понял, что так поступать нельзя. Через некоторое время он создал Дом трудолюбия, где люди могли найти себе кров, трудились и копеечку получали за труд. Тогда это было людям на пользу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский во многом для нас пример милосердия, благотворительности. Обратите внимание, что он благотворил всем, невзирая на то, какой принадлежности человек конфессионально, какого сословия. Помогал всем, но при этом старался благотворить разумно и говорил, что милостыня твоя должна в руке запотеть. Это мы прекрасно помним, но надо научиться реализовывать это в своей жизни.

– Отец Иоанн Кронштадтский до сих пор помогает, по его молитвам происходит реальная помощь.                 

Вопрос телезрительницы Ирины из Краснодара: «Очень часто, особенно по каналу “Спас”, показывают номера телефонов для помощи больным деткам. Насколько эта помощь, которую мы будем посылать своими лептами, действительно будет доходить до этих больных детей? Как это проверить? И еще момент. Я, например, предпочитаю оказывать помощь непосредственно людям, которых я знаю, а не просто нищему подать копеечку, чтобы успокоить свою душу и совесть. Правильно ли это»?

– Конечно, лучше всего благотворить тем людям, которые находятся рядом с тобой. Они волею судеб, волею Божией оказались рядом. Так поступил милосердный самарянин. Конкретный человек рядом с тобой попал в беду, ему и помогай.

Что касается телефонных сборов, я очень надеюсь, что телеканал «Спас» ответственно относится к тем просьбам, которые туда поступают, проверяет этих просителей. Как правило, такие сборы все-таки адресные, они идут именно тем деткам, которые нуждаются. Не всегда есть возможность тем людям, которые находятся рядом с тобой, собрать необходимую сумму на лечение. Думаю, это правильно, что есть  возможность передать эти средства путем перевода. Слава Богу, что такая возможность сейчас есть. Конечно, лучше все проверять. Но если нет такой возможности, то лучше согрешить в милости, чем в строгости.

– Многие очень богатые люди раньше жертвовали свои особняки, городские и загородные, чтобы там мог разместиться дом трудолюбия. Этим занимался, в частности, князь Юсупов. В этих домах трудолюбия сами люди, которые там работали, очень плохо относились к тем, кто в этих домах просто жил и не работал. Их не выгоняли, но очень нехорошо относились к тем, кто просто валялся на койке. Рабочие сами проводили отсев лодырей. Есть люди, которые вкалывают с утра до вечера, а есть люди, которые работают мало. У вас по делам милосердия работают очень разные люди. Как вы решаете эту проблему?

– Что касается непосредственно нашего храма, то зависимые люди, которые находятся на реабилитации, трудятся в рамках своего лечебного дня. Если человек не будет трудиться, он получит определенные дисциплинарные замечания; накопив их, он нас покидает. Если человек не трудится, он действует против своего выздоровления и мешает другим, саботируя рабочий процесс. Другое дело, что когда человек находится в состоянии абстиненции в первые три месяца  реабилитации, он не может быть особо хорошим работником, и те два часа, что он трудится, посвящены прежде всего уходу за территорией, на которой он находится. Фактически уходу за собой. Зависимые  занимаются своим выздоровлением, пишут работы, участвуют в группах и так далее.

Если говорить про наше сестричество милосердия, у нас трудится более двух десятков сестер, и у них совершенно другие взаимоотношения. Они вместе собираются, молятся, распределяют обязанности. Каждая сестра берет на себя ту толику труда, какую она может совершить. Я не видел ничего, что связано с лодырничеством или с чем-то еще. Сестры хотят служить Господу через ближнего и делают это.

Еще у нас есть вид социального служения, когда материальный поток вещей, продуктов идет в помощь нашим многодетным семьям. Таких семей у нас очень много, порядка пятисот человек. Мы помогаем им выжить в этот тяжелый ковидный  период. Особенно многодетным, что в бедности, приходится очень непросто. Они тоже организуют между собой группы взаимопомощи. Выдача продуктов организуется силами волонтеров. У нас лодырей нет.

– Даже сами люди, которые получают помощь, потом начинают помогать и становятся членами вашей общины?

– Да, они сами начинают помогать другим. В этом отношении это прямой, простой и понятный миссионерский путь для того, чтобы прийти в Церковь.

– Милосердие должно быть понятным?

– Милосердие должно быть понятным. У каждого есть свой духовный уровень милосердия. Для кого-то милосердие – просто привезти что-то, отдать это. Слава Богу, что люди так делают. Потом они начинают сталкиваться с другими проблемами. Пришел я посетить больных, а кто-то из них может меня отборным русским матом обматерить. И тогда начинаешь думать: зачем я пришел, зачем я это делаю? Когда за доброе дело тебе начинает прилетать, тут начинается следующий духовный уровень. Человек с какого-то простого урока начинает познавать более глубокие истины. Этот путь устлан не только розами, и шипов вполне хватает.

– Много ли людей, которые пришли к вам заниматься просто делами милосердия, помогать? И волонтеры, которые были людьми, далекими от Церкви, стали верующими?

– Да, такие люди есть. Как правило, когда человек интегрируется в эту работу и все больше отдает собственного времени и своего сердечного тепла, то он начинает приближаться к Богу. У нас есть люди, которые в церкви начинают и исповедоваться, и причащаться, и венчаются. Хотя до того, как они пришли сюда в качестве обычных волонтеров, о Церкви имели весьма смутное представление.

– Вопрос телезрителя Эдуарда из Гатчины: «Вы говорили про реабилитацию. Можете подробнее рассказать об этом? По какой программе вы занимаетесь? Много очень шарлатанских центров».

– Действительно, сейчас это целая проблема. Лечение зависимых людей – тема популярная. Мы занимаемся этим уже давно. Занимаемся по программе «12 шагов», но с православным наполнением. У нас две реабилитационные площадки. Одна площадка в городе Коммунар, вторая под Вырицей, довольно в глухом месте, под деревней Савкино. Ребята, которые приходят, как правило, мотивированы на свое выздоровление. Они находятся три месяца в состоянии активной реабилитации,  работая два-три часа в день или больше для поддержания своего физического самочувствия, а остальное время занимаются по программе. При этом утром и вечером ребята всегда совершают молитву, по воскресеньям ходят в храм. Решая свою душевную проблему пристрастия к наркотикам, они начинают воцерковляться. Без этого полноценное восстановление невозможно. Мы готовы принять таких зависимых людей и у нас в Коммунаре. А у кого есть необходимость уйти в тихую лесную глушь, можем их принять и там. Можно обратиться в храм в Коммунаре или в реабилитационный центр «Выбор», реабилитационный центр «София» (так называются наши площадки).

– Вы будете строить еще один дом для реабилитантов? У вас будет и женский центр, и мужской?

– У нас есть уже центр женский и мужской, в Коммунаре. Мы собираемся еще построить одно здание на удаленной лесной площадке, чтобы там была возможность принимать и девушек. Это проблема общая. Как показывает практика, с одной стороны, более хлопотно совершать реабилитационный процесс, когда на площадке есть и мужчины, и женщины, тем не менее это наиболее продуктивно, потому что решается целый ряд проблем, в том числе и взаимодействия между полами. Женщины видят в мужчине не только кошелек на ножках, а мужчины видят в женщине не только средство удовлетворения своих потребностей. Они действительно видят такого же человека с глубокой душой. В этом плане исправление личности происходит наиболее комплексно и полно.

– Они помогают друг другу. Это тоже дело милосердия?

– Безусловно. И это прописано даже и в самой программе, но на более поздних шагах.

– Там есть храм?

–  Да, там есть храм. Если мы говорим о площадке «София», там есть храм Моисея Мурина, одного разбойника, который изменил свою жизнь и является покровителем тех людей, что свою жизнь тоже хотят изменить. Современные наркоманы в большинстве случаев тоже разбойники. Как минимум для своих родителей и близких, жизнь которых они портят очень жестко.

– При вашем храме существует еще столярная мастерская, там тоже работают люди, которые, может быть, никогда не подходили к рубанку и токарному станку, но они заново учатся труду. Часто мы слышим о том, что куда-то приглашают людей, которые погрязли в грехах алкоголизма. У нас раньше на улице было много бомжей, которые просили все время милостыню. Вдруг они пропали. И были такие объявления: приглашаем людей на работу и реабилитацию. И оказалось, что много получилось трудовых лагерей, где люди работали просто за еду, но тем не менее что-то там делали, труд был какой-то. Возможно ли трудом вернуть человека из небытия?

– Проблема зависимости – глубинная. Сердечная, душевная. Просто физикой, какими-то упражнениями, трудом вернуть человека к нормальной жизни невозможно. Есть центры, которые настроены просто собрать людей и использовать их трудовой ресурс. Они заставляют людей трудиться, и им все равно, что происходит в душе человека. Они не учат работать его с тягой, с зависимостью. Конечно, полноценный реабилитационный центр – это всегда прежде всего работа на выздоровление. Человека надо поставить на ноги, а уже только потом он возвращает свои долги и может трудиться. Если реабилитационный центр – это только труд, то это не про выздоровление.

– Я был у вас в храме, и на встречу с реабилитантами был приглашен психолог. Работа психолога – очень недешевое дело. Находятся люди, которые это оплачивают? Или сами специалисты это делают для того, чтобы помочь людям?

– У нас есть люди, которые готовы помогать ближнему. А я со своей стороны, как настоятель, стараюсь, чтобы они в рамках своей трудовой деятельности получали соответствующее вознаграждение. Делаю я это сейчас за счет грантов. У нас сейчас в работе два президентских гранта. Поэтому есть возможность привлечь профессиональных специалистов, глубоко верующих, и при этом оплатить их профессиональную деятельность. Мы всегда изыскиваем возможность, чтобы людям в этом отношении воздать должное.

– Государство обязано помогать вам в деле милосердия, реабилитации и так далее? Или это просто вспоможение для тех людей, которые делают дело?

– Любое доброе государство заботится о своих гражданах. Должно заботиться. В данном случае мы нашему государству помогаем в том, где оно имеет небольшую брешь. Если человека просто отправить на детокс и потом в наркологическую клинику, то он не решает свои глубинные проблемы. Пройдя через духовное обогащение, решение своей душевной проблемы, а потом через воцерковление, обращаясь к Богу, человек становится здоровым настолько, что в состоянии ремиссии может прожить всю свою жизнь. Государство помогает. И мы государству помогаем в той области, в которой оно не имеет преимуществ. В данном случае это синергия Церкви и государства. Мы помогаем решать социальную проблему, которая в обществе касается всех. Мы ее решаем духовными инструментами и людям даем гораздо больше, чем просто избавление от зависимости. Мы даем им новую жизнь, жизнь с Богом. И это особая ценность.

– Подведем краткий итог: милосердие способно преодолеть жадность, гордыню, самоубийство, убийство, даже смертные грехи.

– Безусловно. Суд бо без милости не сотворшему милости. Также будет верно утверждение: милость Божия простирается к тому, кто оказывает милосердие окружающим его ближним.

– У вас восемь детей. Какой возраст?

– Да, слава Богу. Это матушкина заслуга. Возраст от грудного младенца до

пятнадцати лет.

– Вы надеетесь на то, что они станут людьми, для которых слово «милосердие» не пустой термин?

– Очень надеюсь, от этого зависит смысл их появления на свет и счастье в их жизни.

– У нас есть способ преодолеть себя, и этот способ – милосердие.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Людмила Кедысь и Анна Вострокнутова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать