Беседы с батюшкой. Воспитание в духовной школе. Священник Димитрий Задорин

22 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Ранее в этой студии мы разговаривали с представителями семинарии о научной работе, преподавании, разных предметах. Теперь пришло время осветить очень важный вопрос воспитания в духовной школе. Мы знаем, что воспитательный процесс в семинарии имеет большое значение, пожалуй, даже равнозначное учебному, а иногда и большее. Расскажите, как сочетаются учебный процесс и воспитательная работа в семинарии.

– Воспитательная работа официально является дополнением к учебной работе. Но жизнь в семинарии не сводится только лишь к чтению книг и написанию каких-то работ. Любой студент семинарии оказывается в общении с преподавателями, другими студентами, и в этом общении раскрываются люди, личности.

В чем заключается задача учебного заведения? Вчерашний школьник, пришедший к нам с какими-то задатками, в процессе жизни в духовной школе должен раскрыться, в нем должны раскрыться разные дары. Это раскрытие даров происходит и посредством самостоятельной работы человека над собой, и в общении между студентами и преподавателями, и благодаря воспитательной работе, которая осуществляется внутри семинарии и является неотъемлемой частью целостного учебного процесса. Важно обратить внимание, что воспитательная работа помогает процесс взращивания в человеке даров, полезных для служения в дальнейшем, сделать целенаправленным процессом. То есть студент не просто хаотично что-то делает. Студенты участвуют в различных мероприятиях, для них организуется как досуговая сфера, так и сфера факультативов. Вот таким образом совмещаются воспитательный процесс и учебный.

– Не просто же так студентов семинарии называют воспитанниками.

– Согласен.

– Современная молодежь везде одинаковая. И в семинарию приходит та же самая молодежь, которая нас окружает. Наверняка эта молодежь слушает песни Моргенштерна и подобных исполнителей. Возникают ли проблемы с такими современными людьми, которые оказываются в семинарии, в плане общения, выстраивания диалога?..

– Очень хороший вопрос. И вообще очень хорошая тема поднята. Я начну отвечать немножко издалека. Иногда у людей возникает иллюзия, что священник должен быть идеальным, правильным. Действительно, он должен быть образцом, но забывается момент, что он все-таки тоже человек. Когда вчерашний школьник приходит к нам в духовную школу, он приходит из обычной среды, в которой все мы живем. Он действительно, может быть, знает эти темы, погружен в них сам либо его друзья. И, конечно, нам в духовной школе очень важно понять, в курсе ли современной культуры этот вчерашний школьник. Если он разделяет эти взгляды, является идейным носителем этих взглядов, тогда, конечно, возникают трудности с таким студентом. Трудности какого характера?

С одной стороны, человек должен знать, как живет общество, какие интересы хорошие, а какие плохие. Другое дело, что человек сам начинает транслировать, какой мир создавать вокруг себя. Если человек не различает эти моменты, наша задача – разобрать вместе с ним эту разницу. Собственно, через это человек, может быть, вырастет и раскроет в себе какие-то важные моменты.

Живя в обществе, ты действительно можешь в этом обществе научиться различать добро и зло, добрые явления и злые явления. Что ты до себя допускаешь, человек? Через этот разбор человек может вырасти.

Действительно, студенты являются частью общества и культуры, в том числе современной культуры. И наша задача – научить их отличать доброе от злого и, как советует апостол Павел, от злого отказываться, а доброго держаться.

– Мы понимаем, что студент должен быть личностью всесторонне развитой. Для этого в учебном плане семинарии существуют различные предметы: литература, риторика и другие, формирующие личность. Со стороны воспитательного отдела что делается для того, чтобы студент был развитым, коммуникабельным?

– Воспитательный процесс совершается через организацию досуговых мероприятий. Мы создаем условия для того, чтобы воспитывались самые лучшие качества личности. Эти качества возможно воспитать через общение. В семинарии действует студенческий совет, и  ребята сами стараются разрабатывать различные мероприятия. Конечно, в силу житейского опыта у них может не хватать навыков, знаний, поэтому старшие дежурные помощники им подсказывают, помогают. Также организовываются различные концерты, студенты участвуют в разных епархиальных мероприятиях, когда возникает ситуация общения, совместная деятельность. Эта деятельность расширяет горизонты видения жизни, когда студент должен проявить не только знания, но и то, что он христианин. Христианин по мировоззрению, по образу жизни, по образу поступков.

– Есть такая шутка. Студент первого курса, видя икону при входе в семинарию, трижды крестится и трижды кланяется. На втором курсе он трижды крестится, но только один раз кланяется. На третьем курсе – только один раз крестится и уже не кланяется. На четвертом курсе – просто проходит мимо иконы. Эту шутку мне рассказали старшие студенты, когда я только поступил  в семинарию. Скажите, насколько она справедлива и справедлива ли вообще? Как студенты меняются за время обучения?

– Очень важная мысль была сейчас произнесена. Когда мы видим такое внешнее проявление, мы действительно можем сказать, что студент потерял веру. Иногда родители пугаются: мол, благочестивый школьник пошел учиться, а потом даже на службы не ходит. Но это не совсем, на мой взгляд, точное понимание того, что на самом деле происходит.

Время учебы в семинарии – это, в первую очередь, время возрастания студента. Взросление, становление человека как христианина совершается именно в семинарии, человек раскрывает в себе пастырские таланты (студент ставится в такие условия, чтобы в нем эти дары раскрылись).

Когда ребенок растет в семье, он зачастую принимает решения не потому, что он этого хочет, а потому, что так хотят папа и мама. Когда он отрывается от папы и мамы и оказывается внутри семинарии, естественно возникает ситуация принятия решений собственных, от своего «я». И здесь человек встает перед этими вопросами: как креститься, сколько раз креститься, сколько раз кланяться.

Когда студент в первый год обучения три раза крестился и три раза кланялся перед иконой, может быть, это была внешняя форма, заданная не им самим, а какой-то внешний инерционный путь. А когда он на четвертом курсе один раз перекрестился, поклонился – это уже его личное решение, его личные отношения с Богом. Если наблюдаешь извне, это может как-то покоробить: мол, раньше он был более благочестивым. Но мы не видим внутренней работы души, личности человека, предстояния его перед Богом. Это осознанность человека, действие, совершаемое осознанно.

Человек иногда может углубиться в какие-то другие нюансы. В какие? В человеке за время учебы должны раскрыться дары. Пастырские дары – это служение Богу и служение ближнему. Студент должен научиться расставлять акценты. Например, видеть, что сейчас нужно помочь ближнему. Допустим, нужно уступить дорогу старшему преподавателю. При входе в семинарию он действительно один раз перекрестился, но пропустил старшего по возрасту, открыл ему дверь. Хотя мог три раза перекреститься и пробежать. Важно умение видеть ценность служения ближнему, умение быть вежливым с ближними, поступать с рассудительностью, а не просто механически совершать что-то.

Поэтому есть и часть правды в этой шутке: человек действительно может оказаться циничным. Но, мне кажется, в большей степени здесь происходит смещение в осознанности: студент начинает видеть какие-то другие ценности, более важные именно для пастыря.

– В семинарии существует должность дежурного помощника проректора по воспитательной работе. Чаще всего студенты между собой называют его просто: дежпом. Расскажите, кто это, чем он занимается. Много ли в семинарии дежурных помощников?

– Дежурный помощник является помощником проректора по воспитательной работе. Его главная задача – обеспечить то, чтобы студенты присутствовали и на занятиях, и на послушаниях. То есть это контроль над всем бытом семинарии, можно так сказать, чтобы был порядок, не было каких-то ситуаций хаоса. Дежурные помощники обеспечивают ежедневный порядок; это очень важное дежурство по семинарии. Дежурных помощников у нас около десяти человек. Дежурство осуществляется круглосуточно, потому что бывают разные ситуации, когда студенту нужна помощь. Есть студенты иногородние, они не знают, как сориентироваться, как пройти к врачу, например. Дежурные помощники выступают в том числе и координаторами для студентов: куда пойти, что сделать.

Дежурные помощники – это бывшие студенты нашей семинарии. Это либо миряне, которые трудятся в семинарии (преподаватели), либо священнослужители (дьяконы, священники).

– Важно, чтобы были и священнослужители, и миряне, чтобы была преемственность между студентами.

– Да. И еще очень важный момент – диалог. Это не входит в прямые обязанности дежурного помощника, но это неизбежно происходит. Дежурный помощник сам еще вчера был студентом, а сегодня он уже преподаватель или дьякон, священнослужитель. Он может подсказать, помочь в вопросах быта семинарии, обратить внимание на какие-то нюансы. И студенту, который вчера жил дома свободно, становится легче и понятнее пребывание в семинарии. Ни для кого не секрет, семинария – это полузакрытое, можно сказать, учебное заведение, там нужно свою жизнь уметь планировать: учеба, подготовка и свободное время очень регламентированы уставом семинарии.

– Дежурный помощник в первую очередь играет роль воспитателя. Наверное, воспитателю важно и самому быть воспитанным, образованным. Решается ли как-то этот вопрос? Есть ли курсы повышения квалификации по психологии, педагогике?..

– Да, такие мероприятия проводятся, и я очень рад, что сами дежурные помощники откликаются на это. Последний раз, когда мы собирались, мною было высказано предложение, чтобы сами дежурные помощники собирались и обсуждали разные вопросы воспитательного характера. Потому что специалисты – психологи или педагоги – помогают решить какие-то специфические вопросы. А дежурные помощники сталкиваются с какими-то повседневными вопросами воспитательного характера. Порой дежурный помощник оказывается в ситуации вакуума, когда сталкивается с какой-то проблемой (может быть, это даже не распознается как проблема).

Например, студент подает прошение, а дежурный помощник не знает, как на него реагировать. Прошение неправильно оформлено, с ошибками или непонятна его суть, и оно начинает несколько раз ходить от студента до проректора по воспитательной работе. Что с этим сделать? По сути, это можно обсудить как раз между дежурными помощниками, потому что у кого-то есть понимание, как это сделать… На мой взгляд, очень важно общение дежурных помощников между собой, обсуждение, какие есть проблемы и как их решать. И тут может выясниться какой-то запрос, когда нужны какие-то специальные знания, и тогда мы приглашаем специалистов.

Еще очень важный момент, на мой взгляд, – умение применять аскетические навыки в семинарии. Семинария – это духовное учебное заведение, где очень важно, помимо умения жить в коллективе, иметь представление и о самоограничении. Мы живем в обществе свободы; человек свободен в своих решениях, в своих представлениях о том, как его жизнь должна выстраиваться. Попадая в семинарию, студент оказывается в ситуации, когда свобода ущемлена, и он не знает, что делать с этим состоянием. И здесь встает вопрос аскетики: как правильно себя ограничить. Это не значит быть сразу же монахом. Студент может в дальнейшем жениться, а может и принять монашество. Аскетика в данном случае − как упражнение самоограничения, некий облегченный вариант.

Дежурные помощники должны иметь представление об этой аскетике,  должны обсуждать между собой эти вопросы. Потому что одно дело, когда я сам был студентом и ограничивал себя, а другое дело – советовать другому. Здесь нужно правильно советовать. Если у меня, например, были силы ограничить себя в чем-то, то у другого человека таких сил, может быть, нет. То есть другому человеку мой совет может и не подойти. Это тоже очень важный момент.

–  И тут важно, чтобы кто-то помог эти силы обрести. Надо сказать, что кроме дежурных помощников у нас существует институт индивидуальных наставников, сейчас они называются красивым словом: тьюторы. Скажите пару слов о них: кто они, к чему призваны в семинарии?

− Тьюторы призваны помогать студентам вести самостоятельную учебную деятельность, повысить уровень их научных знаний и качество написания учебных работ. Их прямая обязанность − помогать студентам, общаться с ними и отвечать на их вопросы. Так научная работа и должна строиться.

В деятельности тьюторов присутствует живое общение со студентами, потому что в студенческой среде важно личностное общение. Тьюторы, как и дежурные помощники, также отвечают и на личные запросы студентов, решают проблемы, которые у них возникают.

− Нужно отметить, что тьютор − это человек, прикрепленный к каждому курсу в семинарии. И, как правило, это священнослужитель.

Батюшка, мы знаем, что послушание − неотъемлемая часть жизни каждого семинариста (будущего священника). Скажите, какие послушания исполняют ваши студенты и какое значение имеет послушание в жизни семинариста?

− У нас два вида послушаний: общесеминарские (по трапезной, послушание чтеца утренних и вечерних молитв) и индивидуальные (в хоре, в алтаре). Также есть разовые послушания: почистить снег зимой, подмести полы, почистить картошку, помочь поварам.

Послушание в Церкви имеет фундаментальное значение. Оно связано в первую очередь с аскетической практикой. Во вторую очередь − с дисциплинарной практикой Церкви. Умение приобрести послушание в семинарии − опыт немаловажный с точки зрения воспитательной работы. Аскетика и церковная дисциплина являются обязательной практикой современной церковной жизни. Человек, овладевший практикой послушания, понимает, что такое церковная жизнь.

С точки зрения аскетики для студента семинарии послушание важно как самоограничение своей свободы. И это еще вопрос его отношений с другими людьми: преподавателями или священнослужителями. Мы можем сказать, что здесь присутствует и этикет, но дисциплина отражает не просто уважение к другому человеку, но и подчинение: студент должен осуществить свое послушание. Если же он не может это сделать, то должен уведомить, по какой причине: заболел, плохо себя чувствует или ему нужно уехать домой. Тогда дежурные помощники заменяют студента. Это очень важный момент − ответственность за какое-то дело. Послушание − это первый шаг к тому, чтобы тебе доверили большое дело служения Церкви.

− В семинарии бывают и культурно-массовые мероприятия, которые тоже являются важной составляющей воспитательного процесса. Расскажите, как семинаристы встречаются с известными людьми, выезжают в паломнические поездки, посещают концерты, театры. Как часто это бывает? Думаю, что это очень важно осветить, особенно для тех, кто собирается в семинарию. Сам я, будучи студентом, посетил Израиль, несколько раз был в Санкт-Петербурге, Москве на различных конференциях (за что семинарии очень благодарен).

− Действительно, мероприятия у нас проходят регулярно (два или три раза в месяц). Это и концерты, и выставки, и встречи с выдающимися церковными деятелями. У нас были очень интересные встречи с Дворкиным, дьяконом Андреем Кураевым, с сектоведами (даже из Америки), приезжали Алексей Ильич Осипов, протоиерей Павел Великанов. Семинария живет в ногу со временем, постоянно ищет возможность организовать встречи со спикерами, которые приезжают на конференции или по приглашению в нашу епархию.

− Сейчас такие встречи легко выстраиваются в формате Zoom. Такой формат очень помогает.

В семинарии есть система поощрений, стипендии. Скажем, к чему должен студент стремиться, чтобы получать повышенную стипендию?

− Да, в семинарии есть стипендии. Их получают все студенты. Стипендии можно лишиться, если студент будет учиться плохо. Но она может быть ему возвращена, если он закроет долги и исправит двойки и тройки.

− Раз есть система поощрений, наверняка существует и система наказаний?

− Чтобы студент получал повышенную стипендию, он должен учиться на «отлично». Но это не единственный бонус для студента: его еще могут отправить в Москву, Троице-Сергиеву лавру, Санкт-Петербург (на конференцию или на время рождественских каникул).

− Бывает, что не все студенты заканчивают семинарию. По какой причине студент может уйти из семинарии? Бывают такие прецеденты?

− Студент действительно может разочароваться в выбранном пути. Я уже отмечал, что, может быть, это и неплохо: человек распознал в себе, что у него другой дар, другой талант; он Богу и ближним может послужить другими дарами. Человек может уйти, например, и по причине женитьбы, рукоположения. Или с очного отделения перевелся на заочное. Дай Бог, чтобы было больше студентов, которые все-таки заканчивали учебу.

− В одной из передач, которые мы записывали ранее в семинарии, меня однажды спросили: «А есть ли в семинарии дедовщина?» Само по себе слово «дедовщина» страшное, мы читали об этом, видели об этом какие-то видеоролики, сюжеты. И я тогда сказал, что дедовщины в семинарии, конечно же, нет, но есть преемственность поколений. Идея, что старший помогает младшим, ведь хорошая? Как Вы считаете, дедовщина в семинарии есть?

− Дедовщина − антисоциальное явление, которое действительно пагубно сказывается на личности, на жизни коллектива. У нас, конечно же, такого нет. Преемственность поколений и помощь старших младшим есть, и это приветствуется. Единственный момент, который, на мой взгляд, может присутствовать, − это непонимание между студентами. Один студент может сказать другому: «Я здесь живу уже долго, все знаю и понимаю, а ты ничего еще не знаешь и не понимаешь». Это уже гордость, когда человек говорит так надменно, может быть, даже обидно. И как раз  задача воспитательного отдела − вовремя на это отреагировать.

Вовремя нужно подсказать, чтобы человек своим старшинством правильно пользовался: на служение ближним. По примеру Христа: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою. А перегибы в отношениях могут возникнуть в любом человеческом коллективе.

− Не раз приходилось слышать, как люди говорят: «У вас в семинарии распорядок дня как в армии». Насколько это соответствует действительности?

− Семинария − это полузакрытое учебное заведение. В бытность моей учебы она была полностью закрытой. Выход за территорию семинарии мог быть только в магазин, на какие-то церковные праздники или на послушания в епархию. Сейчас студенты могут в свободное время (оно составляет полтора часа каждый день) покидать пределы семинарии и гулять по городу. Плюс в воскресный день после богослужения студенты также могут пойти погулять. Поэтому сказать, что все строго, нельзя. Студент может, если у него есть уважительная причина, написать прошение и поехать домой. То есть распорядок есть, но при этом нет изолированности от общества.

− Завершая наше общение, хотелось бы Вас спросить, каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный студент семинарии?

− Не нужно ориентироваться на идеальный образ, потому что идеальность может оказаться ловушкой, в которую мы можем попасть. Мы начинаем искать идеального студента, идеального священника, а встречаем человека. И тут нас постигает разочарование. Поэтому, мне кажется, лучше ограничиваться образом, на который нам можно ориентироваться. А это студент, ищущий в первую очередь тех даров, знаний, опыта, ради которых он изначально пришел в семинарию и которые помогут ему в священническом служении.

− Идеальных не бывает...

−Да. Если попытаться сформулировать качества идеального студента, то я бы назвал именно любовь к молитве, слову Божьему, службе, служению ближнему. Мне кажется, эти дары нужно постараться раскрыть внутри учебного и воспитательного процесса самому студенту, потому что если это делать извне, то это будет насилие над человеком. Поэтому дай Господь сил, разума и желания учиться нашим студентам-семинаристам.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать