Беседы с батюшкой. Иеромонах Стефан (Игумнов)

21 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей, насельник Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Стефан (Игумнов).

– Сегодня древний праздник, очень почитаемый на Руси: Собор Архистратига Божия Михаила и всех Сил бесплотных. А накануне этого важного праздника родился предстоятель нашей церкви Святейший Патриарх Кирилл. Это очень символично. Вчера он отмечал 75-летие.

– На Руси всегда почитали бесплотные Силы Небесные, наших ангелов-хранителей, все небесное воинство во главе с Архистратигом Божиим Михаилом. Символично, что предстоятель нашей Церкви родился фактически во время празднования этого церковного события. Церковный день начинается накануне. Епископ – это ангел Церкви, так иногда говорят. Уж тем более предстоятель. Тем более наш Святейший Патриарх, который хранит нашу Русскую Православную Церковь уже в течение тринадцати лет своего предстоятельства. Хранит очень последовательно, уберегая от тех искушений, вызовов, которые преследуют нас со всех сторон, особенно в последние годы. Иногда думаешь, что было бы, если бы в эти годы, такие тяжелые для всего мира (и для России, и для нашей Церкви), кто-то другой был у руля. Господь посылает именно тех людей, которые могут понести тот или иной крест в нужное время в нужном месте, на это нам и указывает символизм, что его Святейшество родился практически в день празднования Небесных Сил бесплотных.

О нашем Святейшем Патриархе можно очень много сказать. Сейчас тяжелые времена. Времена тяжелые были всегда, но характер тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся в эти годы, и те ответы, которые давала Русская Православная Церковь на эти вызовы под руководством Святейшего Патриарха, указывают на то, что ничто не случайно.

Вчера вспоминали серьезнейшие события на Украине; и те войны, которые в информационном пространстве преследуют Церковь, и многое другое. Об этом и сам Святейший говорил в своем интервью. Самый главный вызов, как в новом тысячелетии продолжить возрождение нашей церковной жизни, которое началось и проходило, с одной стороны, триумфально, с другой стороны, непросто.

Наступило новое тысячелетие, которое принесло совсем иные реалии в нашу жизнь. Еще 15–20 лет назад мы не пользовались мобильными телефонами. Была другая жизнь. Так стремительно все поменялось. А Церковь существует в этом пространстве, которое, к сожалению, в основном агрессивно настроено по отношению к ней. У Церкви главная задача вести людей к спасению; через то, что Церковь сохраняет единство, она сохраняется сама как корабль спасения. Святейший Патриарх Кирилл, как никто другой, все эти годы, да и до своего патриаршества, делал все, чтобы наш корабль спасения двигался прямым курсом, несмотря на очень сильные штормы с разных сторон. Ангелы, архангелы – тоже наши заступники на небесах, они преследуют ту же самую цель и решают ту же самую задачу: как уберечь ковчег спасения на земле (нашу Церковь и нас с вами).

– Как ангел-хранитель пребывает возле каждого человека, охраняет его на пути, так и предстоятель Церкви охраняет путь Церкви в ее истории.

– Безусловно.

– Один из сложнейших вызовов нашего времени – это пандемия, которая продолжается.

А что положительного Вы бы отметили за время служения Святейшего Патриарха?

– Вызовы – это в основном то, что извне приходило и приходит в нашу Церковь. Иногда даже проходит в нашу церковную ограду. Это смущает многих. Первое – это то, что Святейший Патриарх в этих тяжелых условиях молится за всех нас. Мы не должны об этом забывать. Он молится за всю Церковь. Господь дает ему благодать молиться, предстательствовать за всю Церковь. Он слышит его молитвы, потому что Он благословил его молиться за всех нас, за всю нашу Церковь. Молитва Патриарха – это не какое-то частное дело, она отличается от той молитвы, которую мы с вами произносим, потому что у нее есть особое благословение от Бога.

Второе – это то, что он помогал нам все эти годы избегать сомнений и смущений на фоне того, что происходило. А эти  обстоятельства, которые в нас эти сомнения вселяют, только нарастают. Пандемия всех запутала. Как только это началось, никто не знал, что делать. Если бы мы слушали нашего Патриарха от начала до конца на протяжении всей этой истории, если бы исполняли шаг за шагом его благословения, касавшиеся пандемии, нам было бы гораздо легче разобраться в событиях. Мы это и так делали, но кто-то умудрялся еще как-то рассуждать, правильно это или нет, и дополнительно человек еще сам себя путал. Второе важнейшее служение Святейшего: быть для нас духовным и нравственным ориентиром.

Если говорить о конкретных деяниях, которые были совершены Церковью под руководством его Святейшества в эти годы, то мы можем перечислять очень долго все, что было сделано. На что я бы хотел обратить внимание? Когда Святейший только стал Патриархом, стали приниматься очень важные решения для нашей Церкви, все изумлялись, поражались масштабу этих деяний, а сейчас как-то привыкли, что ли, хотя масштаб  такой же. В каком темпе начал Святейший, в таком же темпе он продолжает. Мы как-то уже привыкли и немножко не воспринимаем порой глобальный характер того, что происходит, и той пользы, которая каждый день нарастает для Церкви посредством этих решений, деяний. Надо иногда об этом задумываться. Каждый день Патриарха наполнен именно этим: размышлениями о церковном благе и о том, как принимать решения, которые будут помогать всем нам строить церковную жизнь.

– Вопрос телезрителя: «Апостол Лука в своем Евангелии называет Михаила ангелом, а в сегодняшнем празднике он архангел. Лука не знал, что тот архангел, когда писал? Или он тогда был ангелом, а сейчас архангел?»

– Наименование «ангел» более собирательно, это как категория существ. Можно сказать «человек», а можно сказал «ангел». Архистратиг Михаил тоже ангел, но в среде ангелов именуется архистратигом. Здесь нет никакой путаницы. Ангел – это категория, это имя нарицательное, а архистратиг или архангел – уже более узкая категория нарицательного имени.

– Вопрос телезрителя: «Каким образом была установлена структура Небесных Сил бесплотных? Откуда мы об этом знаем?»

– Эта иерархия была установлена Богом. Об ангелах мы знаем не все, что к ним относится. Мы знаем только то, что нам нужно. Эта иерархия, сведения о ней были переданы нам для того, чтобы мы понимали, что весь мир, не только земной, но и небесный, устроен иерархично, и управляет этим миром Бог. Что значит иерархично? Упорядоченно. Иерархия – это порядок. Даже в ангельском мире все четко идет одно за другим.

Какие-то сведения об этом передавались, они есть и в Священном Писании, и многое толковали святые отцы. В первую очередь мы опираемся на их творения, на их учения, на их рассказы об ангельском мире. Святым было открыто больше, чем нам. Они эти знания складывали в копилку церковного Предания, чтобы мы могли оттуда брать информацию для нашего назидания, нашей пользы.

– Дионисий Ареопагит писал о небесной иерархии и подробно изложил все эти чины. И у него есть продолжение, произведение «О церковной иерархии». Перечислив всех архангелов, ангелов и прочих, он переходит к епископам, священникам и дьяконам.

– Я думаю, в этом и есть смысл: показать, что все в мире упорядочено; и на земле, и на небе. Есть разное отношение к этому творению Дионисия Ареопагита. Кто-то говорит, что это совсем другой автор написал, но в конце концов это не так важно, Церковь приняла это произведение в свое Предание. Сама эта идея о том, что существует порядок на небе и на земле, не просто близка Церкви, она очень важна для нашего церковного сознания.

– Что нам известно основополагающего об ангелах?

– Прежде всего, нам известно, что помимо видимого мира существует мир невидимый, существуют сущности, которые населяют этот невидимый мир. Причем эти сущности, ангелы, во многом превосходят человека по своим свойствам. Однако, как мы знаем из церковного учения, человек сотворен таким, чтобы быть выше даже ангелов. Пресвятая Богородица – Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим, то есть Она выше всяких ангелов. Стало быть, каждый человек потенциально сотворен таким. Он более совершенный, чем ангелы. Но тем не менее мир духовых сил существует. Очень важно нам понимать, что не ограничивается все материальным миром.  Тот, кто не верит, что существуют бесплотные силы, духовный мир, еще далек от основ христианской жизни. Это очень важный постулат для христианства.

Также мы знаем, что когда-то на небе произошла борьба между одной частью ангелов и другой. Более того, самый совершенный из ангелов восстал против Бога и был посрамлен. Архистратиг Михаил свергнул его с небес. И мы имеем  два поля в этом невидимом мире бесплотных Небесных Сил: есть ангелы и есть падшие ангелы, которые ведут борьбу за то, чтобы завоевать наши с вами сердца. Если одни нас охраняют, оберегают, то другие пытаются тянуть в геенну огненную.

К этой истине относится и другая: ангелы могли сделать этот выбор только один раз. Восстал Денница против Бога, и он не может стать снова чистым, светлым ангелом. Он избрал существование без Бога. А человек в течение жизни может принимать это решение несколько раз. Но этот образ ангельского выбора тоже для нас важен. Когда мы перейдем черту нашей земной жизни, мы будем относиться уже не к земному миру, а к миру небесному. Мы перейдем в этот духовный мир, обратный путь будет невозможен, мы не сможем изменить тот выбор, который совершаем на земле.

И следующее, о чем можно сказать: о значении ангелов для каждого из нас. Каждый ангел из всего ангельского сонма, который на небесах, наш ангел-хранитель. Все ангелы заботятся о нас, обо всем человечестве, о Церкви. Собственно говоря, они делают все, чтобы мы шли правильным путем, чтобы мы были сохранены для Царствия Божия. Господь их использует и как вестников, и как наших хранителей. Они всегда с нами. Наша задача знать об этом и не отгонять ангелов, не омрачать их присутствие в нашей жизни своими неблаговидными поступками, открывая свое сердце совсем для других гостей.

– Сегодня праздник ангела-хранителя, и получается личный праздник у каждого человека – день его ангела.

– В каком-то смысле да. У нас очень смешанные, спутанные представления о том, что такое ангел, что такое день ангела. Ангелом-хранителем называют святого покровителя. Но святой – это не ангел, это другое. Ангел-хранитель – это ангел-хранитель. Кто-то говорит, что ангел дается человеку при крещении, но мы не можем допустить вероятность того, что Господь оставляет человека без ангельской защиты. Что такое ангел? Ангел – это посланник Божий, который уполномочен, если можно так сказать, беречь человека. Я думаю, что у человека не один ангел-хранитель, а все ангелы, которые на небесах, равно нас оберегают, просто кто-то от Господа получает особые указания, особые благословения на то, чтобы нести попечение об определенных людях. Но когда начинается действительно серьезная духовная брань, целый полк ангелов приходит и помогает святому подвижнику. Давайте вспомним, как Антоний  Великий подвизался в пустыне египетской, другие подвижники, Сергий Радонежский. Серьезная брань была, там не один бес накидывался на святого, целый сонм, целый легион. И, конечно, ангельские полки вставали на защиту. Когда понадобится, когда будет нужно, все ангелы встанут на нашу защиту. Главное, нам самим не отвергать это заступничество.

– Вопрос телезрительницы: «Правда ли, что Архангелу Михаилу нужно молиться, чтобы избавиться от скорби и когда приходим в новый дом, при закладке основания дома, о спасении, сохранении России?»

– Обо всем, что полезно человеку, мы можем просить помощи и заступничества в первую очередь у ангелов, нам никогда не нужно забывать, насколько ангелы сильны. Мы изображаем Архистратига Михаила с мечом. Это во многом символично, потому что это духовный мир. Архангел Михаил изображен с мечом потому, что  сверг Денницу с неба, он оберегает этот духовный мир при помощи меча. Но вместе с тем мы должны понимать, что Богом ангелам дана реальная власть для того, чтобы нам помогать. Если святые перед Престолом Божиим могут молиться за всех нас, просить Бога помочь, то ангелам еще дана власть вмешиваться в течение событий при помощи  духовного меча и реально помогать людям. Мы обращаемся и к Архистратигу Михаилу, и все небесное воинство просим о помощи, когда она нам нужна, когда мы начинаем важные дела. При закладке дома, конечно, имеет смысл обращаться и к ангелам, потому что мы хотим, чтобы жилище наше было заполнено ангелами, а не кем-то еще.

– Кто заполняет дом? Где находится этот самый духовный ангельский мир, находятся ли ангелы буквально в доме?

– Было в истории христианства такое время, когда этот вопрос пытались решить схоластическим путем. Кто-то пытался посчитать, сколько ангелов находится на кончике иглы. Смысл этого в чем? Духовная сущность ангелов не может быть подобна духовной сущности Бога, а раз так, там есть какой-то элемент материальности. И над этим начали ломать голову. Сама постановка вопроса была неправильная. Мы не можем судить духовный мир по критериям этого мира; и не будем уподобляться тем, кто неправильно ставит вопрос. Ангельский мир – духовный мир. Мы не можем этого представить нашим человеческим материальным умом, который тем более погряз в категориях этого мира. Надо принять, что есть духовный мир, который совершенно иной. Это не материя, это что-то другое. Присутствие ангелов в данном случае означает духовное присутствие. Это не значит, что это какое-то кажущееся присутствие. Это реальное присутствие, но оно духовное. В каком смысле? В таком, что действительно миллионы ангелов могут находиться в одном месте в одно и то же время, если это понадобится. Когда преподобный Сергий или преподобный Антоний Великий вели борьбу с легионом бесов, сколько было тысяч или миллионов ангелов в тот миг в маленькой келье? Мы не знаем. Их может быть бесконечно много и бесконечно мало в одном и том же пространстве, потому что это разные категории: пространство и духовный мир. Ангелы не сидят в креслах, это иной уровень присутствия, нам не до конца понятный.

– Вопрос  телезрительницы: «Господь сотворил духовный мир, ангелов чистыми, святыми, откуда же там взялось зло, гордыня, что Денница пал, потом Адам пал? Он же не творил зло, откуда оно взялось?»

– Что такое зло? Зло – это существование без Бога, отвержение Бога. Удивительно то, что Господь не только человека сотворил свободным. Мы часто повторяем, что у нас столько искушений потому, что Господь нас сотворил свободными, мы сами должны делать выбор и идти дорогой духовного развития. Господь и ангелов сотворил свободными, но им выбор был дан только один раз, они могли определиться сразу: с Богом они или без Бога. Что и было сделано. Почему? Наверно, потому, что это духовные сущности. Кто-то говорит, что у нас есть тела; и пока мы в теле, мы можем свое решение менять. Мы знаем, что умрем – и ничего изменить в наших решениях уже будет нельзя. Может, поэтому. Это  тайны Божии. Даже ангелы были сотворены свободными. Это очевидно. Господь сотворил этот мир, и видимый, и невидимый, ради того, чтобы все наслаждались Его любовью, любили друг друга и любили Бога. А Он всех изначально уже полюбил. Любовь невозможна по принуждению, даже ангельская, поэтому и ангелам был дан этот выбор, который они сделали.

 – Если вернуться к вопросу о присутствии ангелов среди нас, может ли духовный, нематериальный мир каким-то образом влиять или вмешиваться в то, что происходит здесь, в материальном мире?

– Может. Именно в этом отличие ангелов от всех других сущностей, от наших святых покровителей, которые ходатайствуют перед Богом за нас. Ангелы могут вмешиваться в ход земных событий по особым велениям Божиим. И мы знаем даже из Священной истории, как это происходило. Конечно, они действуют не по своей воле. Надо понимать, что это абсолютные Божьи вестники. Поэтому Господь может через них творить в мире какие-то экстраординарные свершения, когда это нужно.

– Вопрос телезрителя: «После смерти жены начал неожиданно и спонтанно включаться планшет. Никто им не пользуется, он просто лежит на столе – вдруг включился. Как это можно объяснить: какими-то техническими проблемами или вмешательством духовного мира в жизнь нашего земного мира?»

 Для телезрителя есть некая взаимосвязь между уходом жены и этими случаями. Есть ли такая связь или она надуманная?

– Тут есть определенная опасность. Если мы будем углубляться в такие примеры, можем впасть в мистику. Мы не настолько чисты умом и сердцем, чтобы отличать духовные явления от тех, которыми нас совсем другая сила пытается запутать. Это надо понимать. Поэтому опасно искать в таких событиях проявления каких-то Божественных откровений. То, что духовный мир может вмешиваться в события, происходящие в нашем мире, – это однозначно.

Но в данном случае я не знаю всех возможностей современной техники. Может быть, она и сама включается. Важно не это, а то, что человек, который потерял супругу, находится в определенном духовном и душевном состоянии, когда с повышенной болью и остротой воспринимается все, что вокруг происходит. Конечно, символизм, который мы ищем в таких ситуациях, неизбежен. И тоска по ушедшему человеку может проявляться очень по-разному.

Могу по себе сказать. У меня умерла бабушка несколько лет назад. Она мне достаточно часто снится, я часто о ней вспоминаю. Конечно, можно этим увлечься и дойти до того, что начать верить в сны, рассуждать на тему, что это значит. Мы знаем простой закон: если мы помним о человеке – это хорошо. Если ощущаем, что человек ушел, а все равно он с нами, – это тоже хорошо. Но самое главное – это все напоминает нам о том, что нужно молиться за человека. Давайте в эту сторону мыслить и туда направлять свое сердечное устроение в таких тяжелых ситуациях. Потому что очень опасно углубляться в толкования этих событий, с нами непременно начнет играть злая сила. А человек в таких тяжелых обстоятельствах немного растерян и ослаблен. Это может быть ловушка бесовских сил. Не нужно поддаваться, нужно просто все воспринимать как радостное и благое. Близкий человек, который ушел, напоминает о себе? Прекрасно, встану и помолюсь о нем.

– Вопрос телезрителя: «Наш Господь Всемогущ и Всеведущ. До того как создать ангелов, Он уже знал, кто и как реализует свою свободную волю. Получается, что у Денницы и Архангела Михаила были разные задатки, свой потенциал развития. Господь знал, кто из них кем станет, тем не менее сотворил их?»

– Один из самых каверзных вопросов, на который пытались отвечать очень многие философы, богословы. Я не философ и не богослов, но попробую ответить исходя из того, чему учит Церковь в данном случае.

Всеведение Божие, в том числе и относительно судеб мира, совершенно не означает предопределения. Церковь на этот вопрос отвечает четко: Господь знал, что будет с миром, но Он не предопределил его к этому, не давая никаких шансов на развитие. Человеческой логикой мы не можем этого постичь. Нам кажется, если мы заложили дорогу от одной точки до другой, значит, она может идти только так. А в Божественном замысле творения этих дорог великое множество. Право выбора этих дорог Господь оставил за человеком, за живыми существами. А в итоге все придет к той цели, ради которой Господь и сотворил мир. Это первое.

Второе – нет даже ни одного человека, похожего на другого. Господь нас не отштамповал по какой-то одной форме. Оказывается, и ангелов Он не штамповал по такой форме, потому что у них был свободный выбор. Но наличие свободного выбора совершенно не означало то, что Господь непременно сотворил Денницу таким, что он не мог предпочесть благо. Если бы у него не было выбора (в вопросе прозвучало про какое-то предопределение), значит, мы не могли бы говорить о том, что у него был выбор. Выбор у него был, и у нас он есть. Несмотря на то, что Господь знает, какой путь мы выберем, это совершенно не Его вина, это наш свободный выбор.

– Вы наверняка знаете, что существует такое мнение: есть люди добрые и злые, и злые не исправляются и никогда не смогут исправиться, потому что Бог их изначала предопределил к тому, чтобы они были злыми и погибли. Имеет ли такое мнение право на жизнь?

– Это мнение не соответствует учению Православной Церкви.

– То есть каждый злой человек может измениться?

– Каждый человек, пока он жив, имеет возможность совершить такие поступки, сделать такой выбор, который приведет его к спасению. Пример разбойника на кресте нам дан именно для того, чтобы мы понимали это и никогда не отчаивались до самого последнего дня своей жизни. Но и не расслаблялись, не думали, что всю жизнь будем следовать правилу «пей, гуляй, веселись, отдыхай и развлекайся», а потом вдруг в последний день покаемся. Такой ход мысли обычно приводит к внезапной смерти и отсутствию у человека возможности покаяться.

Да и  что значит «покаяться»? Такими словами разбрасываться нельзя. Покаяние происходит не тогда, когда исчерпались жизненные силы человека и он уже не может пить, гулять и веселиться. Он скажет, что теперь больше не будет этого делать, раскаивается – и попадет в Царство Небесное? Ничего подобного. Покаяние – это труд души, огромная работа, преображение самого себя. И это далеко не так просто сделать.

Разбойник на кресте, который сподобился такой участи, проделал очень серьезную духовную, душевную работу. Его предшествующая жизнь, наверное, имела в себе какие-то основания для такого конечного результата. Но этот результат разбойника говорит нам о том, что любой человек, пока он жив, может покаяться и исправиться. А вот за порогом смерти такой возможности не будет.

– Почему тогда человек, видя эти примеры, даже чудеса, слушая рассказы очевидцев, не меняется, не делает выбор от зла в пользу добра, от своей убежденности в чем-то в пользу раскаяния?

– А нам кажется, что у нас еще время есть. Нам все время кажется, что мы пока не по-настоящему живем, в какие-то игры играем, а потом будем заниматься чем-то серьезным. Так мы сами себя обманываем и откладываем самое важное на потом. «Завтра начну становиться лучше», «послезавтра начну читать утренние или вечерние правила» и так далее. Вот так мы любим себя обманывать.

А еще мы очень любим какие-то конкретные сиюминутные удовольствия, предпочитая их тем благам, которые не кончаются, дают истинное счастье, но ради которых нужно немного потрудиться, они наступают не мгновенно. Нужно их добыть как золото. И тогда будут эти блага. Мы знаем и верим в это. Но настолько человек странное существо, настолько он любит себя обманывать… Я бы поставил во главу угла самообман. Если мы задумаемся, как живем, мы себя поймаем на том, что постоянно себя обманываем. Мы знаем, что есть много вредно, что нам самим будет плохо, но думаем: ладно, кусочек еще съем, все-таки это не повредит, завтра начну диету, пост. И бесконечно идет этот самообман. И так абсолютно по любому вопросу.

Мы знаем, что на работу нужно вставать вовремя, что если в семь часов не встал, то к восьми часам не придешь, опоздаешь. Но когда будильник звонит в семь часов, нам кажется, что еще десять минут поспим, успеем, потом по-быстрому... И опаздываем день за днем на работу. И так далее, все время себя обманываем. Или понимаем, что грешим в какой-то ситуации, но кажется, что чуть-чуть сейчас согрешим, а потом постараемся исправиться. Это все самообман из-за того, что мы просто очень материальны.

Мы сегодня всю передачу говорим о том, что в конце концов перейдем в духовный мир. Ангелы – духовные существа, и мы туда перейдем, к ним. Мы будем жить по законам духовного мира. А все равно погружаем себя в законы этого материального мира и никак не хотим от них отстать. Мы постоянно погружаемся в эту трясину, нас постоянно влечет материальное больше, чем духовное. Хотя мы прекрасно отдаем себе отчет, что когда человек умирает, его тело остается в земле, а душа не имеет плоти, отходит в духовный мир и начинает жить по его законам. Мы ведь знаем, что с нами то же самое произойдет. Но почему-то себя обманываем каждый раз и выбираем материальный мир со всеми его пороками, негативными моментами, тяжелыми для нас самих.

Мне понравилось, как вчера Святейший Патриарх сказал в интервью на тему пандемии, когда его спросили, зачем вообще Господь это попустил. Он сказал, что мы не можем этого знать, но порассуждать можем. Одна из причин, возможно, в том, чтобы наступило отрезвление, чтобы мы не думали, что смерть, какие-то события, связанные с переходом в иной мир, – это что-то далекое. Но, видимо, это отрезвляет не всех.

– Можно ли тогда так сказать: сейчас нам здесь даны законы духовного мира – и чтобы перейти в духовный мир и жить вечно, нам надо здесь научиться их принять? И тогда мы окажемся достойными того, чтобы жить с Богом.

– Для чего нам нужна Церковь? Это корабль спасения, вместилище благодати, нечто, что устроено по законам духовного мира. Когда мы становимся членами Церкви, приобщаемся таинств, особенно причащаемся Тела и Крови Христовых, живем церковной жизнью, мы фактически начинаем жить по законам того мира, в котором вечно будем жить потом. В этом ценность Церкви. Большая ошибка людей, которые говорят, что они верят в Бога без Церкви и Церковь им не нужна, в том, что они закрывают для себя эту дверь и лишают себя возможности хоть чуть-чуть прикоснуться к законам вечной жизни. Это очень важно понимать.

И когда мы говорим о наших церковных проблемах, каких-то задачах, вопросах, которые решает Церковь, мы должны понимать, о чем идет речь. Речь идет о том, что есть на земле нечто устроенное и живущее по законам вечной жизни, по духовным законам. И мы должны бежать туда, где можем прикоснуться к этим законам и научиться жить так, как будем жить в вечности.

– Как бороться с самообманом, о котором Вы сегодня говорили?

– Надо понимать, что это самообман. Надо самих себя каждый раз ловить, как нашкодивших детей, когда мы то или иное решение принимаем. Мы же знаем себя, не раз это проходили. Надо честно на себя смотреть в каждый момент происходящих с нами событий. И смотреть на себя немного со стороны. Не надо любить себя и свое тело больше, чем душу.

Можно так поставить вопрос: то, что я делаю сейчас, полезно для моей души или только для тела? Не обманывать себя, не вести как дети, которые пытаются от мамы что-то скрыть, как-то ее обмануть, понимая, что все равно это будет открыто. Наверное, надо вести себя по-взрослому в таких ситуациях. Серьезно к себе относиться и не лукаво. Есть слово «лукавство». Это самое плохое, что с нами происходит, – мы все время лукавим, в первую очередь перед собой. Надо с этим бороться, смотреть на себя открытыми и честными глазами. По крайней мере, стараться это делать.

– В заключение прошу у Вас напутствия нашим телезрителям.

– Сегодня мне хотелось бы сказать добрые слова в адрес вашего телеканала. Очень хорошо, что у нас сегодня есть православные каналы. Они разные, но очень полезные для всех нас. Когда-то было совсем другое время. Еще двадцать лет назад было сложно себе представить, что у нас будет православное телевидение. Мы знаем, что телеканал «Союз» существует на наши пожертвования, что ему всегда нужна поддержка. Возможность общаться друг с другом, обсуждать темы, вопросы, которые нас волнуют, зависит от того, будет ли дальше существовать телеканал «Союз». Поэтому не будем забывать помогать нашему любимому каналу, как он помогает нам через такие передачи.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии Калужской митрополии священник Владислав Береговой.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать