Беседы с батюшкой. Протоиерей Павел Кондраков

21 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии протоиерей Павел Кондраков, помощник председателя Молодежного отдела Московской епархии и клирик храма святителя Николая в Покровском.

– Отец Павел, продолжаются подготовительные недели к Великому посту. В рамках этих недель по будням мы слышим евангельские чтения о последних днях жизни Спасителя на земле, о Его страданиях. В частности, сегодня мы слышим о Входе Господнем в Иерусалим. Конечно, все это мы будем слушать уже на Страстной седмице, в преддверии Пасхи, и будем вновь и вновь переживать эти события. Но сейчас, в преддверии Великого поста и подвига поста, какую пользу нам извлечь из событий, которые Церковь нам напоминает?

– Святая Церковь промыслительно дает нам то, что необходимо для нашего спасения. В преддверии Великого поста чтения о последних днях жизни Господа нашего Иисуса Христа необходимы. Ощущение того подвига, который для нас сделал Господь, наверняка находит отклик и в наших сердцах, чтобы мы почувствовали, что же мы Ему, Господу своему, дадим; какую любовь окажем за то, что Он для нас сделал. Мне кажется, что настрой перед постом (а это все-таки подвиг) – это такой настрой, чтобы быть ближе с Богом, быть постоянным в этой любви и искать Господа.

Мне кажется, эти евангельские чтения настраивают нас всех на то, чтобы мы ко Господу отнеслись с любовью и откликнулись на Его любовь, которую Он в последние дни Своей жизни особенно показал. Если мы почитаем Евангелие, то заметим, что Господь мог избежать всех этих событий – и предательства, и распятия, но Он сказал: «Я добровольно отдаю жизнь, чтобы потом опять ее принять, ради спасения всех». Я бы так ответил на этот вопрос.

Я бы хотел особенно остановиться на событии Входа Господня в Иерусалим. Мы помним это торжественное событие, когда многие жители Иерусалима, видя идущего Спасителя на осле, сочли Его царем иудейским, обещанным Мессией, кричали Ему победные песни, кричали: «Осанна». Спустя несколько дней люди будут кричать абсолютно другое: просить Пилата Его убить. Почему так?

– Это вопрос, который исторически и даже психологически каждый раз раскрывается для каждого человека. В нашей жизни мы часто видим, что люди меняются. Тебя хвалят – и неожиданно уже говорят плохо. Некоторые старцы говорят: «Не обращай внимание на то, как к тебе относятся, потому что сегодня люди хвалят, а завтра свалят». Здесь тот же самый случай: толпа видела в лице Иисуса Христа царя-освободителя. Не может быть, чтобы люди просто так вышли всей массой и стали постилать одежды, пальмовые ветви перед Господом и кричать: Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Они действительно ждали освободителя, который сделает их свободными в тот момент, когда над ними было иго римлян. Но проходит время – Господь ничего не предпринимает за эти дни. Никаких действий со стороны Господа.

Перемена толпы произошла из-за того, что они ожидали одно – а потом видят, что ничего не происходит. Спаситель не подает надежд для их освобождения. Более того, Он постоянно говорит о Царствии Небесном: Царство Мое не от мира сего, говорит о Своих последних днях, рассказывает притчи. Конечно, тут же восторженное настроение сменяется угрюмым, обидой и раздражением. Этим как раз воспользовались фарисеи: когда они уже осудили Господа, то подговаривали народ, как говорится в Евангелии. Народ, из-за того что внутри произошел такой переворот, уже со злобой кричал, чтобы Господа распяли.

Господь, конечно, не хотел, чтобы Его сделали царем. Мы знали, что Его неоднократно хотели сделать царем, но Он уклонялся от этого. Здесь Он тоже пошел таким путем: это было необходимо Господу для промыслительных целей, но народу показалось, что его предали, обманули, никакой надежды не будет. Восторг сменился гневом и раздражением на этого Человека, Который шел как царь, а в дальнейшем никак не проявил Себя.

Вы справедливо отметили, что толпа сначала может тебя хвалить, возносить, ты будешь ее героем. Потом пройдет день, два, три – и эта же толпа тебя ругает. Многие люди кладут свою жизнь на то, чтобы толпа их хвалила. Это же грех?

– Многие люди просто зависимы от мнения толпы. Посмотрим на соцсети (Instagram, Telegram, WhatsApp): люди смотрят, сколько лайков в Instagram, кто прочел запись или откликнулся. Многие приходят в отчаянии: «Батюшка, мне не отвечают, меня не видят!» Это действительно психологический момент, когда люди становятся зависимы от жизни и мнения других людей.

Нам никак не надо обращать на это внимание: не надо быть зависимым. Мы должны полностью предать свою волю, свободу, мысли Господу. Что Господь о нас скажет – это важно. Я сам знаю много случаев, когда человек говорит одно, а потом совершенно другое.

Как правильно воспринять то, когда тебе сначала говорят хорошее, а на следующий день плохое? Вроде бы ты все делаешь, как и раньше, а мнение людей поменялось: хвалили – теперь осуждают. Как к этому отнестись спокойно, сохранить мир в душе?

– Опытным путем. Один старец посоветовал послушнику, как надо жить духовной жизнью. Говорит: «Сходи на кладбище и похвали тех, кто там похоронен». Тот пошел, хвалил всю ночь. Приходит, и старец его спрашивает: «Ну, что тебе сказали?» – «Да ничего, тишина и покой». – «А теперь иди на следующую ночь и поругай их». Он ругал их, приходит на следующий день, и старец ему говорит: «А теперь что?» – «Такое же молчание». – «И ты так же будь равнодушен к тому, что тебе говорят: хвалят или ругают».

Это, конечно, хорошо в теории, но на практике все намного тяжелее. Именно размышление о том, какая в твоей жизни происходит ситуация с близкими или дальними, любыми людьми, тебе показывает: сегодня ты нервничал, переживал, думал, как тебе быть приятным для них, а на следующий день они переменили свое к тебе отношение. Ты делаешь для себя вывод: «Не буду больше реагировать». Самое важное для человека – понимать, кто он есть на самом деле. Тебя хвалят, но ты знаешь, что ты есть. Многие святые отцы говорили: «Изучай себя, посвяти всю жизнь изучению себя». А то, что другие говорят, может быть лестью ради каких-то выгод, самой настоящей ложью. Может, человек просто тебя хвалит, но если ты начинаешь от этого зависеть – это для тебя неполезно.

Мне думается, в первую очередь надо молиться, если сердце немножко или сильно откликается; надо рассуждать о себе и смотреть на опыт жизни. Чтобы не было больно, надо понять: чем выше ты взлетишь в похвалах, тем больнее будет падать и разбиваться после того, как эти же люди будут к тебе обращаться с угрюмым видом.

Независимость будет тебя делать сильным. Если мы хотим быть сильными, независимыми, жить в свободе и не страдать, то нужно в первую очередь слушать, что подсказывает сердце, потому что через него часто говорит Господь. Во-вторых, нужно молиться и самому себе каждый раз напоминать, что опыт жизни таков: сегодня могут похвалить, а завтра могут и опустить.

Вы говорите: действовать по сердцу. Вчера в храмах читалось показательное чтение о блудном сыне. Он ведь тоже действовал по сердцу: решил, что должен уйти из дома отца, получить свою часть. Он тоже пошел за свободой. Почему его поступок оказался неверным? Почему он в итоге сам пожалел о своем решении и вернулся домой?

– Самое интересное, что мы все равно боимся сделать ошибку. Я бы дал блудному сыну больше симпатии, любви и внимания, чем тому, кто не согрешил. Мы ощущаем, как ведет себя блудный и тот, кто был всегда при отце. Который при отце, если я упаду в грязь, меня не поднимет. А тот, который был блудным, гулял где попало, поймет и поднимет. Это настоящий человек. Я согласен, он сделал ошибку, но все мы делаем ошибки. Главное – как ты к ошибке отнесся. Покаяние заключается в том, что ты, будучи проверен через испытания, выбрал потом правильный путь. Господь судит тебя по твоим последним действиям, правильному мироощущению, а не по тому, что ты когда-то ошибся, а потом раскаялся.

Если открыть Книгу пророка Иезекииля, то там Господь открывает ему Свою волю: «Если праведник согрешит, то Я не буду считать его праведником и буду судить как грешника. А если грешник согрешит и покается, исправит свою жизнь – Я не буду судить его как грешника, Я буду считать его праведником». Для нас очень важно понять: главное, чтобы мы делали правильные шаги, каялись, шли к Богу. Конечно, я не говорю пойти во все тяжкие. Вы скажете: «Почему нельзя?» Есть вероятность, что мы не сможем потом возвратиться с этого пути. Нужно максимально стараться не грешить, но если ошибся – не унывать, а идти к Богу, как блудный сын.

Меня поразило, что отец блудного сына ни в чем не попрекает. Он говорит: «Принесите ему одежду, обувь на ноги, перстень». Перстень – знак царского достоинства. Все, что принадлежало отцу, теперь принадлежит этому блудному сыну. Ему всё дали сразу, не испытывали: «Сделай сто поклонов, еще немного пострадай: ты должен доказать свою любовь ко мне». Сын даже еще не успел сказать: «Отец мой! Я согрешил на небо и пред тобою…», а ему говорят: «Принесите лучшие одежды». Для нас это должно иметь очень большое значение.

Мы иногда представляем себе, что Господь – неумолимое Существо, Которое нужно задабривать. А эта притча, которую рассказывает Сам Господь Иисус Христос, говорит, что Господь настолько милосерден и любвеобилен, что принимает нас в любом состоянии грехопадения. Насколько больше может быть грехопадение, чем у блудного сына? «Давай мне все, отец, ты мне не нужен, я без тебя обойдусь». Пошел – и все растратил, все спустил, а потом возвращается. Он так сделал, и мы видим, какова любовь Божия. Господь даже не слушает его, Он говорит: «Одеваем его, он Мой сын. Более того, устраиваем пир». Старший говорит: «Ничего себе, мне даже козленка не дали порадоваться с моими друзьями, а здесь теленок для того, кто гулял, пропадал». Мне кажется, замечательная притча для всех нас.

Спасибо. Я думаю, мы еще вернемся к ней: мне очень интересно обсудить фигуру старшего сына и его отношение.

Вопрос телезрителя: «В нашем районе недавно построили церковь в честь Августовской иконы Божией Матери. Я узнал, что она была явлена в 1914 году, помогла спастись русским солдатам, выйти из окружения. Всего было 700 явлений 200 икон Божией Матери, то есть каждые три года за 2 000 лет было явление Божией Матери. С 1914 года прошло 100 лет. Хотел узнать мнение батюшки: почему 100 лет были войны, землетрясения и есть всякие бедствия сейчас, а Ее нет? Не могла же Она нас покинуть? Я верю, что Она с нами, а таких явлений не наблюдается».

– Если я правильно понял, то телезритель спрашивает: «Почему Матерь Божия, хотя сейчас столько треволнений, войн и катаклизмов, не являет Себя в иконах, как являла раньше?»

– Да, я тоже так понял, будто Богородица нас оставила.

– Для меня первым на ум пришел образ Божией Матери «Державная». Как только царь Николай отрекся от власти, тут же было явление Державной иконы Божией Матери. Мне думается, что теперь лишние уже какие-то явления. Я вижу это так, что Матерь Божия взяла бразды правления в Свои руки, Она правит нашей Русской землей. Это настолько глобальное и сильное явление должно, наоборот, нас настраивать на то, чтобы мы благодарили Божию Матушку. Она нас не оставила, а сохраняет нашу Русскую землю. Русские люди очень любят Божию Матерь. Сколько икон Божией Матери на Руси уже явлено! Последний знак, когда Матерь Божия явила Себя в иконе «Державная», показывает, что мы должны утешаться и радоваться, что наша Русь не будет оставлена без Ее попечения.

Сколько у нас было событий: и Великую Отечественную войну мы прошли, и перестройку, и столько катаклизмов... Некоторые переживали, что мы можем вообще пропасть. До 2000-х годов мы чувствовали, что все очень напряженно. Божия Матерь все устроила – и мы снова живем, развиваемся. Мне думается, что Она нас не оставила. А то, что к нам привозили пояс Божией Матери? Обязательно надо икону? Пояс Божией Матери – великая святыня. Это показывает, что Она постоянно о нас заботится. И посмотрите, сколько людей пришло! Недавно я был в Храме Христа Спасителя, проезжал мимо и видел, сколько было людей. Это была реальность, которая показывала (и сейчас показывает), что Матерь Божия особым промыслом заботится о нашей земле. Я вижу, что Она нас не оставила.

– Богородица почитается во всем мире: даже в Европе многие кафедральные соборы названы в честь Богоматери. Мне хотелось бы отметить еще такую деталь: почему не являются иконы Пресвятой Богородицы? Телезритель даже привел статистику, что за 2 000 лет примерно каждые три года являлась новая икона Богородицы. Последние несколько лет точно о них не слышал.

– В 1918 году была «Державная».

– Может, это последний век?

– Я как раз и сказал, что Матерь Божия явилась самым глобальным образом. Она взяла бразды правления в Свои руки – это уже не какое-то местное событие в жизни нашей страны и народа. Когда Божия Матерь явила Себя как Августовская икона Божией Матери во время Первой мировой войны, для наших солдат это была подмога. Мы еще знаем, что во время похода Иван Грозный был с иконой Божией Матери «Казанская».

Мы должны понимать, что явление Державной иконы Божией Матери всеобъемлющее. Я вижу так, что Матерь Божия уже раз и навсегда показала: «Отныне и до века Я с вами как ваша Заступница, Правительница. Я вас не оставлю, буду сохранять под Своим державным покровом». Икона «Державная» – знак царства.

– Вопрос телезрительницы Галины из Краснодарского края: «Наши классики (Пушкин, Толстой, Лермонтов) очень часто писали о том, что люди, богатые или бедные, в воскресенье надевали самые лучшие свои одежды, доставая их из сундуков, и шли в церковь. Молились все: и маленькие, и большие. Когда произошла революция, вдруг очень резко нашлось много безбожников, которые начали громить церкви, их была масса. У меня вопрос: откуда столько безбожников, когда мы читаем у классиков, что все шли в церковь, молились и почитали Господа Бога?»

– Для нас это большой урок. Была Русь православная. Русская земля была в какой-то мере просвещена светом Евангелия, но не совсем воцерковлена в том смысле, чтобы Бог был для русского человека всем. Часто была обрядовость, было формальное отношение: да, ходили в храм на праздники, но не надо забывать, что раз в год были исповедь и причастие. Причем это было обязательным, и многие люди ходили в храм из-под палки.

Более того, многих, кто, как, например, святитель Игнатий (Брянчанинов), хотели чаще причащаться, ставили на особый учет: «Какой-то он подозрительный: почему так часто причащается?» Ему приходилось скрываться, чтобы причаститься: это было принято раз в год. Раз в месяц еще проходило, а если чаще – сразу подозрение.

Многие люди выполняли обряды, ходили в храмы Божьи, и быт был православный. Но, когда случились такие события, очень многие переметнулись на сторону большевиков только из-за того, что не было глубокой веры. Была поверхностная вера: ходили в храмы, молились и свечки ставили; а сколько было суеверий! Например, было такое предубеждение: если возьмешь сто архиерейских благословений, то спасешься; и люди старались вырвать эти благословения. Архиереи думали: «Какие благочестивые люди!» А людям надо было это сделать формально.

Не все так однозначно. Очень много, конечно, было и верующих людей. Я недавно читал воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина), он очень много толкований написал по творчеству Симеона Нового Богослова, Григория Паламы; передал нам святоотеческую мысль, помог вспомнить многие забытые нами тексты. Он говорит в своих воспоминаниях «Спасенный Богом», что многие арестованные мужики (большевики их забрали из деревень и везли на суд) были глубоко верующими. Они постоянно молились, тихо и аккуратно вразумляли молодых ребят-большевиков, чтобы те так себя не вели, не матерились.

Вера была действительно глубокая. Но подавляющее большинство людей имело поверхностную веру. Поэтому, когда эти события случились, они сразу отошли от Бога. Но не потому, что они ненавидели Бога, а потому, что их обманули. У них не было осознания, что происходит в этот момент. Когда человек верующий, его непросто обмануть, потому что он со Христом, он молится, имеет здравый рассудок; когда человек без Бога – нет глубины.  Тогда лозунги «землю – крестьянам», «фабрики – рабочим» действуют очень сильно. Соблазняясь этими призывами, люди уходили от веры, убивали батюшек, громили церкви.   

– Я слышал, что исповедь и причастие были обязательными, это фиксировалось и подтверждало лояльность государству. Если священник узнавал на исповеди о заговоре против государства, несмотря на тайну исповеди, обязан был сообщить об этом в надлежащие органы. Но о том, что частое причащение было подозрительным, я никогда не слышал.

– Почитайте житие святителя Игнатия (Брянчанинова). Когда он учился в училище, он со своим другом ходил очень часто на причастие. И они скрывали это, потому что начальство считало это подозрительным.

 – Вы говорите о том, что, когда произошла революция, у людей не было глубокой веры. Могли ли люди просто устать от той системы, которая принуждала ходить в церковь, исповедоваться и причащаться из-под палки? Более того, крестьяне должны были каждый воскресный день посещать храм, несмотря на срочные сельскохозяйственные работы, которые зависели от погоды. Не принимались никакие аргументы, что погибнет урожай, например.

– Я согласен. Нельзя государству сильно вмешиваться в религию. После Петра Первого государство сделало упор на развитие Церкви, и она стала одним из департаментов государственной власти. У Церкви были отняты все права, патриарха не было, был Священный Синод.

Приведу такой пример из жития епископа Иоасафа Белгородского. Когда он приехал на свою кафедру, то встретил в Белгороде отцов. Его внимание привлек один отец, которому было уже 110 лет, можно сказать, старец. А Иоасаф Белгородский был прозорливым. Он подошел к этому старцу и спрашивает: «А у тебя есть нераскаянные грехи?» «Нет», – ответил священник. А владыка говорит: «Не просто так ты долго живешь, что-то у тебя есть».

И тогда пресвитер рассказал такой случай. Когда-то давно помещик приказал ему служить вторую обедню. Он стал служить, иначе помещик забил бы его розгами. И когда он начал совершать проскомидию, ему послышался голос, который приказал одуматься и остановиться: «Иначе будешь проклят». Батюшка ответил голосу, что он сам будет проклят, и совершил проскомидию. Владыка Иоасаф спросил, что это была за церковь. Когда выяснили, где она находится, узнали, что церковь в запустении, туда никто почему-то не ходит.

Тогда епископ сказал: «Посмотри, какое взаимопроникающее проклятие. Ты проклял ангела этой церкви, а он проклял тебя. Поэтому и церковь пустует, и ты живешь так долго. Едем туда, ты будешь служить литургию, покаешься мне и причастишься; а я буду молиться рядом». Они поехали в эту церковь, служили; священник покаялся, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу. Вот как повлияли действия помещика, который влез в жизнь Церкви, на судьбу человека. Так же вмешательство власти в духовную жизнь влияло и на крестьян. Отсюда недовольство, неверие – потому что это несвобода. Невольник – не богомольник, поэтому люди скрывали свои настроения, а потом это все проявилось.

Мы, братья и сестры, должны понять, что Церковь никого не принуждает, но всех зовет материнским гласом: приходите в свободе, сами по своей воле; ищите Бога не формально, не ради какой-то галочки, чтобы утешить себя, а для того, чтобы общение с Богом было настоящим, реальным. Чтобы мы чувствовали, что нам это надо, чтобы читали Евангелие и спасали свою душу через исповедь и Причастие не формально.

– Был период в истории, когда заставляли ходить в храм, другой период, когда не разрешали ходить в храм, а сейчас мы сами выбираем, идти или не идти. К удивительной истории о епископе Иоасафе хочется добавить, что священник в один день может совершать только одну литургию. Этим и страшен был грех, когда священник совершил вторую литургию.

Вернемся к святителю Игнатию (Брянчанинову). Итак, его частое причастие вызывало подозрение. А как сейчас относятся к этому? Как часто можно причащаться?

– В нашем храме можно причащаться хоть каждый день, если ты церковный человек и прихожанин храма. Это только приветствуется. Конечно, ритм жизни накладывает свой отпечаток, но мы приветствуем литургическое возрождение, которое основано на том, что человек, приходящий в храм, должен причащаться. Евхаристия совершается ради Причастия, Господь приготовил трапезу для всех, кто к Нему пришел.

Допустим, вы приходите в гости, где для вас так старались хозяева, приготовили столько блюд, а вы отказываетесь от угощения. Это просто неуважение. У меня лично это вызовет негативную реакцию. Так же в Церкви: Христос всех нас зовет на трапезу любви. Протоиерей Александр Шмеман в своих трудах говорит, что в этом и есть замысел литургии – это общее дело, мы все связаны.

Батюшка не имеет права не причащаться, если он служит службу. Невозможно представить, что он причастит людей, а сам будет стоять в стороне, думая, что не подготовился. Это абсурд. Батюшка должен первый причащаться.  В этом и есть залог того, что ты общаешься с Богом по-настоящему. И я чувствую, как Господь милует и постоянно дает силы. Святой Иоанн Кронштадтский сказал, что первыми Господь милует священников, потому что Он дает им регулярно Причастие.

Но надо стараться подготовиться к этому, подготовиться не формально: вычитать все правила, все каноны и так далее. В моей брошюре о причастии «Со страхом Божиим…» по трудам отца Иоанна Кронштадтского есть такой пример. Один дьякон забыл молитвенник. С большой скорбью он пришел к отцу Иоанну Кронштадтскому и сказал, что не может подготовиться, а завтра нужно причащаться. Отец Иоанн тогда воскликнул: «Брат! Да нужно только настроить свое сердце, и небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь…» Можно настроить свое сердце через молитвы, через искреннее обращение к Богу даже без молитвослова. А мы сейчас говорим – надо вычитать; я вычитал все правило, я молодец. Но при этом ты хоть чуть-чуть помолился? При вычитывании появляется формальность. Люди, которые живут в богообщении, сами чувствуют потребность причащаться почаще.

Когда я только начинал служить, один мудрый батюшка мне сказал: «Отец, ты дай человеку Христа вкусить. Когда он почувствует, как хорошо со Христом, тогда ты его не оторвешь от Него». Конечно, надо человеку помогать, говорить о том, что нужно подготовиться, очиститься на исповеди, помолиться. Когда человек настраивается так, он чувствует, как хорошо со Христом.  Вкусите и видите, яко благ Господь. А когда человек приходит на службу и не причащается, он вроде бы и помолился, и благодать его коснулась, но он не пережил общения со Христом.  

Когда я только пришел к вере, меня удивляло, что батюшки уходят в алтарь перед причастием, а потом выходят с Дарами такие счастливые (а я тогда боялся причащаться, не знал, как это вообще делают)! Я им завидовал. Спрашивал сам себя: что с ними происходит в алтаре, почему они выходят оттуда какие-то другие? Теперь я понимаю, что они причащались.

Поэтому и я всех к этому зову. Конечно, нужно и посоветоваться с духовником, и учитывать свои возможности. Но литургическое правило говорит о том, что надо причащаться как можно чаще, чтобы быть в нормальной жизни со Христом.       

– Часто бывает, что ты все вычитал, а сердце свое не настроил.

– Владыка один рассказывал, как он готовится к причастию; говорит: «Сажусь перед иконами, зажигаю лампадку, смотрю на них в тишине, – и я подготовился». Но мне лично надо прочить все правило, потому что от этого становится хорошо и спокойно. Бывает, что я не успеваю все прочитать, тогда от души говорю: «Господи, прости меня».

У меня был такой опыт: будучи студентом академии, я служил в одном храме; мы каждый раз исповедовались перед причастием. Бывало, что я приезжал туда на пять дней. Мы же боимся причащаться без исповеди. Но, когда ты приезжаешь на приход и живешь там пять дней, ты никак не грешишь: спишь, молишься, кушаешь в меру и причащаешься каждый день. Раньше я читал канон покаянный, канон Божией Матери, ангелу-хранителю. Но особенно канон покаянный. А здесь получается, что я только причастился и снова читаю: «Господи, очисти меня, яко свинья лежу в калу; аз греху служу»… Возникало какое-то разногласие. С одной стороны, я постоянно служу на приходе, с другой – должен каяться в чем-то: получается какой-то обман. На душе не было покоя.

Но когда я перешел служить в другой храм, в котором  служу по сей день,  у меня никак не получалось исповедоваться. И первые две литургии я причащался без исповеди: не было возможности. Я очень переживал, боялся, как же я причащусь... И в этот момент у меня пошла другая молитва, настоящая. Я читаю молитвы ко причастию: «Господи, да не опалюсь я, как трава сухая; да прости мои грехи!» И я стал взывать от души, чтобы чего-нибудь со мной не произошло. Я очень переживал и боялся, потому что этот опыт был для меня новый. Но после этих причастий я почувствовал, как Господь нас любит, сколько Он дает благодати. У меня такой благодати и радости не было до этого; и понимаешь, что все слова молитвы написаны для тебя. Тогда были совершенно другие ощущения.      

– Батюшка, дайте, пожалуйста, практический совет, как настроить свое сердце на причастие?

Я советую постараться осознать это; выделить минуты три или пять на тишину перед тем, как начнешь молиться, затем постараться понять, что для тебя Причастие. Ведь Причастие – это соединение с Богом. Надо понять, что завтра ты встречаешься с Самим Спасителем, с Тем, Кто сотворил небо и землю, сотворил всех, твоих родителей и тебя в том числе, – это настраивает на нужный лад. Когда ты идешь на причастие, надо постараться максимально ни с кем не разговаривать, быть собранным, не распыляться. Когда причастишься, тоже выдержать небольшой минимум молчания. Побыть одному, почувствовать эту благодать, побыть с Богом в тишине. Тишина до и после – это очень хорошее дело; я советую это осознать. Спаси всех нас Господи!  

Ведущий Александр Черепенин

Записали Софья Горбачева и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать