Беседы с батюшкой. Священник Петр Панов

17 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает благочинный Одигитриевского округа, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Большом Свинорье священник Петр Панов.

– Отец Петр, первый вопрос про слова Христа о просьбах к Богу Отцу, когда Он говорит: чего бы вы, собравшись вдвоем или втроем, ни попросили у Отца, Он  это даст. Мы часто собираемся в церкви и просим о чем-то вместе, но очень многое не исполняется. Почему?

– В Евангелии есть такие слова: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Надо понимать, что когда собираются верующие, Господь присутствует среди них прежде всего потому, что сам человек – это образ и подобие Божие. И когда воссылается молитва к Отцу Небесному, то, как Сам Иисус Христос учил, молитесь так: «Отче наш, Иже еси на небесех…» Мы  также читаем слова из Священного Писания в Послании апостола Павла: тот, кто призовет имя Господне, спасется. Но нужно понимать: надо просить прежде всего спасения и испрашивать у Бога то, что послужит спасению моей души. Поэтому когда несколько человек просят то, что не идет для нашего спасения и вредит входу благодати Божией в наше сердце, Господь, как любящий Отец, не принимает наши молитвы, потому что знает, что это вредно нам.

Хотя бывают другие случаи. Человек неотступно что-то просит (и к этой молитве добавляется еще несколько человек), тогда за такую дерзость Господь порой и показывает нам, что наша просьба по такому дерзновению, которое и детское, и неразумное, идет нам не на пользу. Потом человек осознает, что из-за гордыни своей  вымолил себе то, что неполезно. Господь, как настоящий хирург, знает, что нам нужно в тот или иной момент. Если говорить в общем, когда молитва не идет на пользу нашей душе,  Господь ее не исполняет.  Порой мы видим полные храмы – люди слушают диакона или священника: миром Господу помолимся, о свышнем мире и спасении душ наших... Можно, например, взять интервью у любого верующего человека, который стоит в этот момент в храме, и спросить: «О чем ты в этот момент помолился? Диакон призывает нас молиться о небесном мире и спасении души, а ты что сейчас попросил у Господа Бога?»

То есть стоят двести человек в храме, но каждый молится о своем. Это только видимость, что мы молимся об одном, и мы, священники, принимая исповедь у людей, знаем, что люди каются прежде всего в том, что отвлекаются во время домашней и церковной молитвы. Поэтому ко всему нужно подходить с рассуждением; царица всех добродетелей – рассуждение.

– Вопрос телезрительницы: «В Писании сказано: постоянно молитесь. А какие молитвы читать? Разные в течение дня или какую-то одну? И второй вопрос: есть пяточисленные молитвы, их можно читать в любой день или для этого есть какие-то периоды, связанные с Богородицей?»

– Я думаю, эту заповедь надо понимать не в таком узком направлении, о котором Вы сейчас говорите. Непрестанно молиться – это иметь постоянную память о Боге, постоянно осознавать, что ты ходишь под Богом и пред Богом. Тогда уже не нужно  даже спрашивать, какая у тебя будет молитва. Хоть Иисусова, хоть «Отче наш». Имеется в виду, чтобы мы непрестанно ходили пред Богом. Апостол Павел именно об этом говорит. Что конкретно в этот момент читать – ваше сердце само подскажет.

Например, на данный момент моя семья нуждается в том, чтобы сын поступил в институт или дочь благополучно вышла замуж. Буду молиться об этом: «Господи, Иисусе Христе, помоги моей дочке выйти замуж, чтобы был хороший муж; помоги моему сыну поступить в институт». И так далее. Поэтому  нужно именно эту заповедь более широко понимать.

Пяточисленные молитвы вы можете читать в тот момент, когда вам этого сильно захочется. На самом деле здесь нет каких-то строгих правил, не нужно понимать Бога как надзирателя, Который смотрит на часы и говорит: «Почему ты минуту назад не начал читать вечернее правило?» Это никак не вяжется с христианством. Господь хочет от нас доверительных отношений, чтобы они были свободными, чтобы мы проявляли к Богу свою любовь. Евангелие как говорит? Тот, кто любит Отца Небесного, соблюдет Его заповеди. Если мы хотим полюбить Бога, нужно стараться соблюдать Его святые заповеди. И мы очень быстро поймем, что этого сделать никак не можем, как бы ни хотели. В подтверждение опять слова из Евангелия. Господь говорит: без Меня не можете творить ничего. Вы поймете, что у нас очень мало сил, чтобы совершить что-то из тех заповедей, повелений Божиих, которые Он нам дает. Поэтому рождаются и смирение, и терпение, и молитва, и просьба к Богу, и осознание своей духовной нищеты. Пяточисленные молитвы, Иисусова молитва, «Отче наш», вечернее, утреннее правило, молитва ко Святому Причастию – все это читайте в тот момент, когда у вас есть свободное время, когда вы не отвлекаетесь на посторонние вещи (звонки, суету).

Самое удобное время для молитвы, когда все легли спать, суеты нет,  спокойно стоишь и обращаешься к Богу. Можно без молитвослова, своими словами: «Господи, Иисусе Христе, благодарю Тебя за прожитый день; Господи, прости мои согрешения, которые я совершил за сей день, и благослови меня на предстоящую ночь». Перекрестившись, ложись спать, и Господь будет с тобой. Это и есть непрестанная молитва – понимаешь, что ты пред Богом: едешь ли в автомобиле, в метро,  сдаешь ли экзамен, стоишь на службе, дома моешь посуду, с детьми делаешь уроки…  Ощущаешь, что ты с Господом Богом, и тогда сама  собой рождается молитва к Богу Иисусу Христу: «Господи, помоги! Господи, спаси и сохрани! Вот у меня, Господи, не хватает терпения готовить уроки с моим ребенком, который что-то не понимает, начинаю его ругать, но знаю, что так делать нельзя. Дай, Господи, мне сил спокойно провести это вечернее время с ребенком, помочь ему в подготовке домашнего задания». Открываешь то, что у тебя на сердце сейчас, в данный момент. Главное, быть всегда с Господом Богом.

– Человек очень много у Бога просит, но очень редко Бога благодарит. После слов «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» идут слова «за все благодарите». Как Вы думаете, может, надо больше благодарить Бога в молитве, в том числе и в течение дня?

– Молитвы бывают трех видов: просительная, благодарственная и славословная. Просительные: «Господи, помоги!»; «Господи, дай»; «Господи, спаси!» И так далее. Но Вы четко заметили: забываем поблагодарить Бога. Вспоминайте притчу о десяти прокаженных, которые получили исцеление, но вернулся поблагодарить Бога только один. И одна десятая всего человечества понимает, что нужно Бога благодарить. Самые высшие молитвы, конечно же, славословные. Когда мы от Бога уже ничего не просим, уже ни за что не благодарим, а просто Его славословим. Ангелы пребывают в непрестанном славословии Святой Троицы, поэтому все взаимосвязано – непрестанно молитесь, за все благодарите и всегда радуйтесь. Эти слова, я думаю, нужно записать  в памяти и на сердце своем, и когда приходят какие-то искушения и испытания,  смотрите, что там написано. Не забывайте за все благодарить Бога. За каждую мелочь. Но из этих мелочей как раз состоит наша жизнь. Слава Богу за все и благодарность Ему.

– Посоветуйте, как не отвлекаться от молитвы.

– Это практически невозможно. Покойный протоиерей Димитрий Смирнов, наш любимый батюшка, всегда говорил, когда к нему обращались с этой просьбой, что это невозможно. У нас не настолько душа и сердце поглощены Богом, как, например, у Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Ксении Петербургской. Нам до этого состояния практически невозможно дойти. Но все возможно Богу, Господь благословит, и мы можем хотя бы одну минутку из двадцати минут вечернего правила посвятить именно настоящей молитве – не отвлекаться. Здесь какого-то совета нет, все зависит от психики человека, быстро ему нужно читать или медленно и так далее.

Почему у нас рассеивается ум во время молитвы? Мы привыкли к этим молитвам, и у нас это происходит на автомате, механически. Понимаешь, что в какой-то момент улетел,  тебя минут пятнадцать не было с Богом. Самое главное – свое внимание концентрировать на словах молитвы, а тем, кто плохо понимает церковнославянский язык, нужно разобраться прежде всего в словах, их перевести (сейчас есть хорошие переводы православных молитв). Если  замылился глаз, молитва идет на автомате, можно менять молитвы (заменять вечернее и утреннее правило); например, прочитать главу из Евангелия, кафизму из Псалтири. Или, например, вместо вечернего или утреннего правила прочитать какой-нибудь канон (Покаянный или Крестителю Иоанну Предтече). И как говорил апостол Павел, мы помним, что лучше прочитать пять слов, но со вниманием, чем тысячу слов на непонятном порой для тебя языке и отвлекаясь.

– Вопрос телезрительницы: «Если, читая молитвы по памяти, вдруг понимаешь, что все молитвы перепутала, является ли это грехом?»

– Нет греха, если  что-то местами поменяешь, ты же не на литургии, не священник, который должен четко исполнять тот чин литургии, что предписано совершать, – чин литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Большой грех, если священник вместо литургии Василия Великого послужил литургию Иоанна Златоуста… Обычный прихожанин-христианин стоит в храме или дома и читает те молитвы, какие он помнит, какие знает; или по молитвослову. Если  местами поменял молитвы, например, прочитал 50-й псалом, а потом Символ веры, – какая разница? Мы же обращаемся к Богу, у Которого нет такой небесной канцелярии, какая у нас на земле. Богу нужны не наши прочитанные слова молитвы, а нужно наше сердце, а молитва помогает как раз наше сердце смирить.

В Последовании ко Святому Причащению есть такие слова, когда мы сравниваем себя с блудницей или разбойником, который висел на кресте, и говорим: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Если мы даже вот эту строчку прочитаем со вниманием, с чистым сердцем, то этого будет достаточно, чтобы наше сердце смирилось и чтобы Господь принял нашу молитву. Мы можем прочитать все вечернее правило, все кафизмы, которые запланировали, но чисто механически. Отмаршировал солдат –  совесть спокойна, а Бог не засчитал, не принял молитву, потому что ты сердца Ему ни на один грамм не дал. Ты остался сам в себе. Молитва нужна прежде всего не Богу, а нам,  поэтому всякая молитва, которая произнесена от сердца, помогает нам смириться пред Богом, а  мы с вами знаем: Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. И только смиренных Господь принимает и слушает, а молитва гордых людей зачастую  служит во грех. Мы говорим в молитве «Господи, помилуй», а в этот момент думаем: «Какой я хороший, как красиво произнес эти слова…» Или на сердце и в уме такая мысль: «Какой же мой сосед Васька плохой, машину поставил на мое парковочное место». В голове  осуждение, неприязнь. Какая тут молитва? Это просто фарисейство, самообман, самодовольство, оскорбление Бога. Бог тебя не слышит и не принимает твою молитву, пока ты не смиришься, не примиришься с ближним. Иначе все наши жертвы так и не будут Богом приняты. Есть слова Евангелия: если  желаешь принести жертву Богу, но при этом вспомнил, что твой брат имеет нечто на тебя, то оставь свою жертву возле жертвенника и иди помирись с братом. До захода солнца ты должен со всеми примириться. Как ты можешь ложиться спать, если у тебя на сердце гнев, зависть, злоба и осуждение? Страшно ложиться спать.

В вечерних молитвах мы говорим: неужели сей одр будет мне смертным? То есть он может стать смертным, я могу лечь спать и не проснуться. Кровать, одр, может послужить мне этой ночью гробом. Как говорит Господь: в чем застану, в том и буду судить. Господь может застать нас с этими дурными мыслями и пожеланиями сердца, когда мы кого-то осуждаем. Предстанет душа  перед Богом и скажет: «Господи, вечернее правило прочитано, прими меня в Царство Твое». А Господь скажет: «Посмотри на свое сердце». Как в Евангелии написано: вы как гробы окрашенные, снаружи благообразные, красивые, благочестивые, а внутри всякая гадость. Да не будет этого с нами.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии нет конкретного описания, кто крестил апостолов (например, кто крестил Иуду). Поэтому во время Тайной Вечери апостолы могли причащаться некрещеными. По Уставу Православной Церкви некрещеные вообще не допускаются к Евхаристии».

– Мы не будем возводить хулу на Иисуса Христа. Наш Бог, Богочеловек,  прекрасно знал, кто крещеный, кто нет. Господь послал учеников Своих крестить мир во имя Отца и Сына и Святого Духа. А до этого крещение было Иоанново. Сам Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана. Этого было достаточно на тот момент. Господь Иисус Христос причастил всех Своих учеников. Разве Господь не знал, что Иуда предаст Его? Он знал, но причастил его. Все были крещены Иоанновым крещением.

Мы не будем спорить с Богом, кого причащать, кого не причащать. Мы Ему вручаем и свою жизнь, и управление Церковью. Не будем в софистику уходить, а будем принимать то, как есть в Евангелии, и благодарить Бога, что Он милостив ко всем нам: и разумным, и неразумным. Прежде всего мы должны смотреть на себя, стараться очищать именно свое сердце. А разбираться, кто крещеный, а кто нет, будут священники, архиереи, патриарх, которые должны следить за тем, как совершаются и исполняются каноны нашей Православной Церкви. Мы с вами не можем перекладывать наши современные реалии на то время, которое было две тысячи лет назад.

– В Книге Деяний нет эпизодов крещения в христианство из иудеев. Может быть, апостолы не принимали крещение, будучи иудеями? В Деяниях есть эпизоды крещения язычников...

Можно ли считать, что результатом настоящей, искренней молитвы, разговора с Богом должно быть обязательно какое-то изменение в себе? Если ты почувствовал, что после молитвы в тебе что-то изменилось, то эта молитва настоящая?

– Очень трудно достичь такого состояния с первого раза. Мы можем посмотреть на опыт святых отцов Силуана Афонского, Антония Великого, других отцов, которые молились Богу, но чувствовали иногда, что Бог их не слышит, как будто бы Бог от них отступил. Великие люди, молитвенники, монахи, которые посвятили всю свою жизнь Господу Богу, ощущали, что Бог их не слышит. Бог намеренно это делал. Отступал от них, чтобы научить их прежде всего терпению и полностью полагаться на Него, чтобы мы не искали чего-то, а искали Самого Бога. Для простых, грешных людей ждать после каждой вечерней молитвы, после каждой утренней молитвы этих изменений на самом деле тоже дерзновенно. Дай Бог нам с вами хотя бы во время молитвы не рассеиваться. Прежде всего искать Бога в молитвах, а не совершать эти молитвы для галочки, чтобы успокоить свою совесть. Если ты почувствовал, что Бог приблизился к тебе, что твое сердце изменилось, – это счастье, это радостно. Это происходит не так часто, как нам бы хотелось.

Господь говорит: В терпении вашем стяжите души ваши (то есть приобретайте спасение души непрестанным терпением). Под лежачий камень вода не течет. Но капля камень точит. Постоянно нужно приобретать добрый навык, нужно приобрести добрую привычку к молитве: не начинать день без молитв, не начинать какое-то дело без благословения Божьего. Садимся в автомобиль и говорим: «Господи, благослови». Приехали и говорим: «Слава Тебе, Господи». Отправляемся в путь: «Господи, сопутствуй мне, благослови мой путь». На каждое свое дело надо призывать имя Иисуса Христа.

Почувствовать, что твоя молитва принята, не всегда удается. Бывает молитва холодная. Это зависит от нашего состояния души. Мы же люди изменчивые, все зависит от того, как мы этот день провели, сколько людей встретили, как с ними общались, какие у нас планы в голове. Суета постоянная. Кому-то удалось эту суету из головы выбросить и помолиться со вниманием, хотя бы три молитвы прочитать, а у кого-то это не получается. И ты говоришь: «Господи, прости меня за мою недостойную молитву, прими хотя бы эти несколько слов».

Если что-то почувствовал – слава Богу, если не почувствовал – тоже слава Богу. Надо тренироваться. Хочешь научиться играть на рояле – надо учиться, надо прилагать все усилия. И в молитве то же самое.  Мы нуждаемся в непрестанной практике. Это и молитва, и хождение в храм. К сожалению, есть и другая сторона – привыкание к святыне. Первый раз входишь в алтарь с трепетом, благоговением, боишься лишний шаг сделать, крестишься везде. Проходит год, пять лет,  благоговение теряется, приходится себя подстегивать, как-то направлять, возвращать в то состояние, в котором раньше был. Мне нравится тост на свадьбе, когда кто-нибудь из гостей  желает молодым, чтобы и спустя пятнадцать, тридцать, пятьдесят лет так же друг на друга любящими глазами смотреть. Чтобы такая же была любовь, такое же благоговение, уважение, единомыслие.

Бывает, привыкаешь, и приходится себя настраивать и подстегивать, чтобы не превратиться в фарисея.

– Вопрос  телезрительницы: «Слышит ли Матерь Божия, когда обращаешься к Ней? При соборовании прощаются ли забытые грехи?»

– Матери Божией дана такая способность и возможность от Господа Бога – слышать молитву каждого человека, который к Ней обращается. Получим ли мы помощь, зависит от того, насколько эта помощь в данный момент нам необходима для спасения нашей души. Всякий, кто молится без раздвоения сердца, кто не сомневается, что получит просимое, получает это, если полностью доверяется Господу Богу.

Никакие грехи нам не прощаются в таинстве Соборования. Прощаются грехи в том случае, когда человек вспоминает эти грехи и потом в них раскаивается. Таинство Соборования нам с вами помогает. Господь через помазание святым маслом помогает нам вспомнить те грехи, которые мы забыли по неведению или по немощи памяти. Господь помогает этим грехам всплыть в нашей памяти, потом мы приносим их на исповедь, раскаиваемся в них. Сами по себе грехи автоматически никогда не прощаются.

– Нельзя сказать, что соборование – это некая ежегодная очистка от грехов, которые ты забыл и ни разу не сказал о них на исповеди.

– Я из своей священнической практики могу свидетельствовать, что после таинства Соборования человек приходит на исповедь и говорит, что вспомнил  давнишний грех, который совершил двадцать лет назад. Господь или ангел-хранитель подсказывает, что это было совершено. Иди покайся, изменись. Никакие грехи автоматически не прощаются. Только если мы в них раскаемся, оплачем их слезами покаяния и принесем их Господу Богу.

– Вопрос  телезрителя: «Можно ли на исповеди не сказать батюшке один свой главный грех, а довериться только Богу»?

– Нельзя ни в коем случае. Категорически. Если уж ты идешь на исповедь, то  должен свой самый  постыдный, мерзкий грех сказать в первую очередь. Иначе получается лукавство и двоедушие. Есть такой пример из жития святых. Некий святой старец стоял в храме и наблюдал, как люди подходят к священнику на исповедь и каются в тех или иных грехах. И он своим духовным зрением видел: когда христианин, стоя на исповеди, произносит грех, у него изо рта выходят тени в виде каких-то ужасных животных. Один человек начал произносить грех (и тот уже наполовину вышел из него), а потом передумал, и эта тень, образ зверя, обратно в человека вошла. Потом старец подошел к священнику и спросил, что это было. Священник ответил, что человек хотел грех сказать, но передумал. И вместо прощения греха получил двойной грех: еще за то, что не раскаялся, что-то утаил.

В первую очередь надо самые страшные свои грехи на исповедь нести. Если мы приходим с листочком, где у нас написаны грехи, то под цифрой один нужно писать именно этот грех, а потом уже все остальные. Богу нужно именно наше раскаяние и чистота сердца. Мы можем обмануть священника, архиерея, но Бога не обманем. Поэтому лучше Богу все рассказать, покаяться в присутствии священника и стараться иметь твердую решимость к этим грехам никогда не возвращаться.

– Что делать, если на исповеди стыдно называть какой-то свой грех?

– Это так называемый ложный стыд, который нам мешает в жизни. Это идет из детства, когда мы разбили любимую мамину вазу и боимся ей в этом признаться. Рано или поздно мама все равно узнает, что мы вазу разбили, что папину машину поцарапали случайно и так далее. С детства нужно детей готовить, чтобы они признавались в своих проступках и не боялись о них рассказать, потому что ничего нет тайного, что не стало бы явным. Господь не надзиратель. Он ждет. Как тот отец, у которого был блудный сын, что расточил часть отцовского имения и вернулся к нему, покаявшись. Отец выходил каждый день смотреть, когда вернется сын. И первым делом он не стал ему говорить, что тот имение расточил, жил паскудно, а обнял своего блудного сына, одел в лучшую одежду и накормил. Принял как своего сына. Так же и здесь. Надо отбросить ложный стыд и прийти к любящему Отцу. Как говорит Господь: «Сыне, дай Мне твое сердце». Господь ждет именно этого. Не нужно бояться Бога, нужно благоговеть перед Ним и стараться всю свою жизнь Ему отдать и посвятить. Тогда быстрее побежишь на исповедь, чтобы покаяться в своем грехе.

– Вопрос телезрителя: «Нужно ли мирянину исповедовать свои мысли?»

– Я не советую этого делать. Мы с вами не монахи. У священника нет столько времени, на приходе это практически невозможно. В крайнем случае можно частную беседу провести в храме. Если мысли не отступают, постоянно находишься в них, можно попросить священника помочь в них разобраться. Но каждую свою мыслишку бежать исповедовать не стоит. Нужно приносить на исповедь самые основные моменты, в которых хотелось бы покаяться.

– Можно ли в этих своих мыслях покаяться в молитве, в разговоре с Богом? Это засчитается?

– Да. Попросите Бога: «Отгони от меня эти мысли дурные, направь меня. Я запутался без Твоей помощи. Господи, спаси и сохрани. Открой мне, Господи, какая мысль правильная, а какая нет». Если будем доверяться своим мыслям, далеко уйдем. Здесь всегда нужно быть в общении с Богом. Господь Сам выправит тебя и поставит на правильную дорогу.

– Вопрос телезрителя: «Как научиться читать благодарственные молитвы после еды? Перед едой читаю, потом забываю».

– Святые отцы говорят: когда принимаешь пищу, старайся вставать из-за стола немножко голодным. Когда мы наедаемся, первым делом  хочется лечь и забыть про все. Конечно, Бог уходит. Оставьте место Святому Духу. Когда чуть-чуть голодным встаешь из-за стола, тогда у тебя и мысль остается про то, что ты должен Бога поблагодарить. И, конечно, опять же нужно этому учиться, вырабатывать в себе этот добрый навык.

Очень хорошо помогают листочки, на которых мы пишем молитвы и вешаем их рядом с обеденным столом. Увидел и вспоминаешь, что надо помолиться. Некоторые священники советуют себя «окутать» цитатами из Священного Писания, молитвами. Проснулся, уже где-нибудь написано: «Слава Тебе, Господи!» Везде, где пребываешь, находишься, у тебя иконы, цитаты Священного Писания… Но опять же глаз замыливается...

– Если свое рабочее место так обклеить – не поймут.

– Конечно, с рассуждением надо ко всему подходить... Кто такой христианин? Человек, который не привлекает к себе внимания, не провоцирует людей, старается жить по совести. Когда нужно помочь, он поможет. Когда нужно исповедовать себя верующим христианином, не отречься от Христа, не имеешь права сказать: «Меня не трогайте, я атеист, в Бога не верю». Это будет отречением от Бога. Но и не нужно выпячивать свое христианство, напоказ молиться. Христос от нас этого не требует.

Если мы на рабочем месте всё обклеим иконами – это чересчур. Маленькую иконочку поставил и молись,  этого достаточно. На самом деле можно и без икон оставаться в молитве с Богом. Икона помогает нам оторваться от мирской суеты, вспомнить о небесной жизни, спасении своей души. Поставил икону того или иного святого, которого любишь; Сергия Радонежского, например. Лишний раз вспомнишь, какую трудную жизнь он провел. Ушел в дикие леса, жил с комарами, рубил дрова, построил храм, потом образовался монастырь. А какие у него были искушения! Смотришь и думаешь: «Мои искушения по сравнению с искушениями, которые Сергий Радонежский превозмог, просто чепуха». И начинаешь благодарить Бога, уныние проходит, дух ободряется, ты не впадаешь в отчаяние. Не нужно себя обклеивать иконами, нужно оставаться с Богом в душе своей, непрестанно помнить о том, что Он рядом с нами.

Ведущий программы Александр Черепенин

Записали Елена Чурина и Анна Вострокнутова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать