Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба)

15 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня праздник – Сретение Господне. В январе мы праздновали Рождество Христово, Крещение Господне. Рождество Христово – это явление Бога в мир, поэтому этот праздник необычайно для нас важен. Крещение Господне схожий праздник, та же история явления Бога в мир, это Его выход на проповедь о покаянии, о Царстве Небесном. А какова актуальность сегодняшнего праздника?

– Идейный смысл этого события в том, что человечество в лице Симеона Богоприимца встречается с Богом. Рождество Христово – это пришествие Бога в мир. Крещение –  открытие Его проповеднического дара и выход на общественную проповедь, то есть исполнение особенного послушания, чтобы благовестить Царство Небесное и примирить человечество с Богом.

В иудаизме существовали определенные правила, которые касались абсолютно всех людей. Пресвятая Дева Мария была обычным человеком. Она страдала, любила, испытывала нужду в чем-то. Католики ее почти обожествляют. Существуют мариологические догматы, которые очень превозносят естество Божией Матери. Мы являемся людьми трезвыми и понимаем, что именно человеческая природа Божией Матери позволяет нам всем увериться в том, что Христос пришел для каждого из нас, что это не какой-то сверхчеловеческий акт. Хотя действительно Бог приходит в мир именно через эту лестницу, этот киот, особенное чрево, которое воспевается в священных текстах, но вместе с тем Христос приходит как настоящий человек, воплощается в человеческую ткань нашего бытия, испытывает страдания, любовь, радость. Но вместе с тем Он выполняет предназначенную Ему Святой Троицей роль. Он примиряет человечество с Богом.

Правила в иудаизме заключались в том, что женщина, которая рождает первенца, первого ребенка мужского пола, должна прийти в храм и посвятить его Богу, принести за него и за себя жертву Богу. Вместе с тем должно пройти определенное количество времени, 40 дней, чтобы произошло естественное очищение. Божия Матерь после выполнения всех требований Ветхого Завета участвует вместе с Богомладенцем в сотворении Нового Завета. Как говорил наш русский святой Тихон Задонский (Соколов): здесь Новый Завет встречается с Ветхим Заветом; Ветхий Завет дает дорогу Новому Завету, а сам уходит в небытие. Сам праздник имеет особое богословское значение, которое важно для нашего христианского учения и понимания о Боге Слове, о Пречистой Богородице Деве Марии. Слово «сретение» переводится как «встреча». Это встреча каждого человека с Богом в лице Симеона Богоприимца.

– Вопрос телезрительницы: «Говорят, что в жизни все не случайно, все зависит от провидения. В жизни очень много разных встреч, событий. Все ли события и встречи являются не такими случайными?»

– Мы здесь можем вспомнить мотивы одного зарубежного фильма, где люди вбегают в определенную дверь, а их уже поджидает фатум – подготовленные события, которые определяют бытие человека.

Нет, Господь нас сделал свободными людьми. Встречи, которые состоятся или состоялись, имеют несколько значений. Если брать Сретение Господне, встреча Симеона Богоприимца и Господа не была случайна. Некоторые полагают, что Симеон был священником и переводчиком. Когда Птолемей II Филадельф предложил перевести Священное Писание Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий, Симеон был в числе 72 толковников, которые переводили эти тексты. При переводе пророчества пророка Исайи (Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил) он засомневался, как писать: девственница или жена. Жена – то есть женщина, которая может естественно физиологически выносить человека. Ангел Господень остановил его и сказал: «Нет, ты должен написать именно “дева”. Это та, которая не имела и не знала мужа. И в этом будет соль всего пророчества и Божьего обетования». Тогда он послушался и сделал так, как сказал ангел. И в доказательство этого, в научение он должен был прожить 300 лет в ожидании, чтобы удостовериться, своими глазами увидеть Бога и благословить Его, и только после этого пойти к своим праотцам.

Эта встреча не была случайной, он жил при храме и духом чувствовал, что должно произойти. Он уже знал, что увидит Бога. Он ждал этой встречи очень долго. Также помним, что произошла встреча и с Анной Пророчицей, Фануиловой дочерью. Эта 84-летняя женщина очень много служила при Храме Господнем. Она обладала пророческим даром и открыла свое видение в отношении Богомладенца. Она тоже встретила Бога и благословила Его. Она была водима Духом Святым.

Бывает так, и в моей жизни часто бывало, что нужно встретиться с одним человеком (или с начальником, или с тем, от кого зависит какое-то решение) – и Господь это дает: открывается дверь, и ты встречаешься с человеком лицом к лицу и решаешь какую-то проблему. Бывает, потерял какую-то вещь и находишь…

Мы живем в духовном мире, но законы духовного бытия совсем еще не изучили, не знаем их. То, что происходит в нашем мире, часто происходит по молитве. А молитва имеет огромную силу. Вывод такой: молитесь, и Господь будет помогать вам даже в таком деле, как случайная встреча.

– То есть в мире нет ничего случайного? Но и ничего не предопределено? С помощью молитвы можно что-то менять?

– Господь говорит: просите, и дастся вам. Благодарите и еще просите, и Господь даст. Только когда просите, будьте уверены, что Господь поможет. Но нужно знать разумный предел и помнить слова Спасителя: ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное все приложится.

– Один из важных смыслов этого праздника: Пресвятая Богородица – девственница, не знавшая мужа. Как правильно это осознать?

– Здесь происходит Божье чудо, величайшее чудо, когда Господь, используя Свое творение, делает Божью Матерь сопричастницей в деле искупления. Догматически сложная форма, но вместе с тем она нам понятна. Для меня как медика это было не так затруднительно, хотя многие преподаватели, профессора, когда я учился в Медицинской академии, говорили: «Мы бы поверили, но не понимаем». Мне приходилось это доказывать на языке патологической анатомии и физиологии. Бывает же так, что у человека образуется ткань не в том месте. Опухолевые процессы не совсем естественные, но они образуются. Почему тогда не может образоваться плодное яйцо по благословению, по Промыслу Божьему, когда Господь может вмешаться и сделать так, чтобы все компоненты, которые нужны для формирования плода, были у Божией Матери? Если довериться своей вере в Бога, довериться Богу, Господь как дар дает тебе веру, которая беспрепятственно позволяет тебе принять это. Если бы это не было верой и не было чудом, то ничего бы не было интересного в том плане, что Господь обещал и сделал. Это естественный процесс. А здесь от нас требуется духовное усилие – поверить, чтобы узнать, что Господь имеет силу не только течение реки вспять обратить, но и воздействовать на нашу плоть и сотворить такое чудо, как рождение Спасителя.

– Вопрос телезрителя: «Расскажите о святом соборном масле. Его нужно принимать внутрь во время болезни? Как им мазаться?»

– В своей пастырской богослужебной практике я всегда стараюсь служить молебен, освящать масло, воду. Эти последования есть в Требнике. Люди часто приносят оливковое, подсолнечное масло. Оно освящается либо у мощей, либо у чудотворных икон. Масло, вода являются носителями Божественной благодати. И по молитве Господь дает исцеление, творит чудеса. Это проверено на собственном опыте, на людях. Окропляешь святой водой, освящаешь жилища, освящаешь машины, вещи, которыми мы пользуемся, мажешься маслом, и благодатная Божественная сила, благодать Святого Духа, действует через эти субстанции. Очень много происходит по молитве человека.  

– Как можно пользоваться маслом от соборования?

– Им можно мазать участки тела, добавлять его в пищу – салат, суп, борщ; или по чайной ложке принимать натощак два-три раза в день.

– Это рекомендуется делать во время болезни?

– Нет, вообще. Человек должен жить постоянной церковной жизнью. А то, бывает, масло наберут, лет пять назад где-то соборовались, и с тех пор оно стоит. Со временем оно может прогоркнуть.

– Что с таким маслом делать?

– Вылить под деревце или закопать в непопираемом месте, можно в речку вылить либо на могилку. Также в церквях есть специально для этого предназначенные колодцы, можно попросить церковнослужителя, священника утилизировать масло. Можно сжечь: масло выливается на бумагу.

– Во многих храмах на Сретение освящаются свечи. Как правильно использовать эти сретенские свечи? Для чего они освящаются?

– Сретенские свечи – это традиция, которая символизирует определенное действие. Есть притча, когда девы с лампадами встречали Христа. В Сретение освящается и лампадное масло. Эти светильники символизируют светильник веры, некий маячок, чтобы мы видели человека, которого встречаем, и чтобы человек, которого мы встречаем, видел нас, видел, что к нему идут с зажженными свечами, что мы нашли в себе определенные движения души, чтобы сделать этот светильник и идти к нему. Сразу понятно, что человек имеет желание встретиться с Женихом, со Христом.

– Это как свеча для сретения, для встречи.

– В этот праздник освящаются свечи. Это освящение символическое, и вместе с тем оно приводит к воспитанию нашей души. Это праздник, и происходит освящение тех принадлежностей, которые необходимы для встречи с Богом. Свеча – это благодарение Богу, и встреча с Богом, и жертва Богу. Очень много значений. В этот праздник и происходит освящение.

А в другие дни не могут освятить свечи? Могут. В праздник Крещения Господня принято освящать водное естество, водные источники, а в праздник Сретения освящаются свечи.

– Свеча – это символ встречи. Когда мы приходим в храм и ставим свечу к иконе – это символ нашей встречи с Богом.

– Да. Это видимое действие, которое необходимо. Обрядовость очень важна для человека. Протестанты говорят, что надо жить духом, но почему-то они живут духом, а к обрядовости очень часто прибегают… Мы подчеркиваем, укрепляем духовные движения души внешними действиями. Когда мы говорим о Христе, мы осеняем себя крестным знамением. Перекреститься можно и внутри себя. Есть понятие традиции,  понятие веры, понятие о том, что так необходимо делать. Эти рамки установили старцы. Как говорит царь и пророк Соломон: не отодвигайте те межи и границы, которые установили отцы. Если наши предки так установили, если у нас есть такая обрядовая сторона, внутренняя душевная потребность, если мы так научены, то не надо от этого отказываться. Но нужно использовать это в благих целях.

– Протестанты отказались не в принципе от обрядовости, а от лишних обрядов, по их мысли. Например, освящение сретенских свечей не несет в себе какого-то сакраментального или спасительного смысла.

– Мы тоже не говорим, что оно несет такой смысл. Мы знаем, что Господа надо встречать со свечой веры. И ничего плохого нет, если мы возьмем реальную свечу и приложим к этому нашу свечу веры, будем радоваться и встречать Христа. Почему необходима свеча? Большинство людей, когда совершают молитвенное правило, возжигают свечу. Без свечи даже по церковным правилам невозможно совершать богослужение. Эти свечи используются в алтарном, в храмовом богослужении. Богу надо приносить все чистое. И обряд освящения призван духовно очистить, освятить составляющие, которые приносят для Бога. В церковь мы должны нести самое чистое.

Также в Сретение освящается и воск. Священник смотрит, какой воск приносится, чистый ли он, готов ли для свечей. Когда священник освящает икону, он смотрит, каноничная ли она. Он дает благословение и говорит, что можно использовать для молитвы, а что как украшение.

– Вопрос телезрительницы Светланы: «Читая кафизмы за упокой души брата, можно ли его вымолить для Царства Небесного, чтобы он там был молитвенником за наш род?»

– Можно. Человеку это невозможно, Богу возможно. Мы должны уповать на милость Божию, творить молитву, милостыню, участвовать в храмовом богослужении, подавать записки, заказывать сорокоусты, годовое поминовение, служить панихиду, делать дела милосердия. Тогда Господь по нашим молитвам, по нашему прошению, по нашей нужде это делает.

Вопрос телезрителя: «Для чего нужны подготовительные недели к Великому посту? Они вроде для покаяния души, но все равно люди как совершали грехи, так и будут совершать. Немного людей благочестивых».

– Мы готовимся не к посту, а к Пасхе. Пост для того, чтобы достойно встретить Пасху. Если человек живет церковной жизнью, то для него этот цикл богослужений (все Недели, которые совершаются) имеет воспитательное значение. В Церкви действуют очень важные правила, каждый храм служит не свою службу, а вся Церковь занимается лечебной духовной деятельностью. Это очень важно для людей, которые живут церковной жизнью, участвуют в ежедневном, недельном, месячном, годовом богослужении. Для каждого из нас это очень важно. Человек начинает меняться.

Что такое покаяние? Это же не обряд, это таинство, которое призвано к тому, чтобы человек изменялся. Не просто называл свои грехи, не просто признал свою неправоту, этого недостаточно, а чтобы он исправился, изменился внутри, чтобы сердце и ум изменились.

Каждый раз мы должны мыть посуду, мы не можем пользоваться грязной посудой, это неправильно. Ее нужно мыть, нужно за ней ухаживать. Так и наша душа. Мы должны совершать определенное действие, чтобы она была пригодна для Царствия Небесного. Церковь знает рецепт, поэтому все эти предуготовительные дни к посту, совершение самого Великого поста и встреча Пасхи имеют огромное духовное значение.

– Очень интересно, что последние годы среди подготовительных Недель называют и Неделю о Закхее, хотя общепринято было всегда три: мытаря и фарисея, о блудном сыне и о Страшном суде. В практику входит четвертая: Неделя о Закхее. Интересно, через сколько лет это будет написано в календаре…

– Неделя о Закхее имеет интересный смысл. Маленький человек, маленькая вера... Это метафизические, мистические христианские моменты в этом событии. Тщедушный человек узнает Христа и хочет быть с Ним.

– Почему маленькая вера?

– Потому, что он не соприкасался с Божией благодатью. Может, он живет какой-то своей жизнью человеческой, где-то посеяно зерно веры, но оно еще не взошло. А потом появляются лучшие условия, чтобы увидеть Господа и чтобы Он тебя заметил. Закхей залез на смоковницу. Здесь некий нарочитый символизм. Эта богословская мысль обязательно разовьется; как Вы сказали, так и будет.

– Закхей же был очень богатый, влиятельный человек в обществе. Для него залезть на дерево – это стать посмешищем среди своих сограждан.

– Да, но вместе с тем, казалось бы, душа маленькая, а потенциал у нее огромный.

– Он услышал о Христе и бросил все приличия.

– Самое главное, чтобы Христос пришел в твою душу и в твое сердце. Так и Закхей дождался все-таки и получил неожиданную новость: «Сегодня Я приду к тебе».

– И был у него в тот день праздник.

Мы говорили о Боговоплощении. Получается, Бог сотворил в Марии то, чего недоставало для появления плода во чреве? И это то, что называется: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя?

– Во-первых, это тайна,  во-вторых – таинство, в-третьих – чудо. Мы должны это принять и не копаться в этом. Многие богословы первых веков христианства предполагали, что Христос поселился в лоне Матери в виде маленького человечка и там возрастал. Возможно, в чем-то они были правы – и начатки зарождения Христа были особенными. Это отделяет нас от привычного хода вещей. Но вместе с тем все предписанные законом правила Христос выполняет. Его приносят в Храм, Он обрезается, крестится.

– В одном из задостойников (кажется, Успения Богородицы) присутствует фраза: «По рождестве Дева, и по смерти жива». Как это объяснить?

– В Акафисте Божией Матери есть фраза, что родила «из боку чисту». Не стоит копаться в этой теме, но физиологически это возможно. Господь может дать определенную эластичность тканям – и они не разрушатся. Обычный человек поворачивает голову на 90 градусов, а есть люди, которые поворачивают ее на 180 градусов.  Кто-то суставы выворачивает в обратную сторону. Если что-то выходит за границы нашего познания, это не значит, что этого не может быть. Господь Своей силой может все сделать...

Что значит до рождества Дева? То, что до встречи со Христом Господь предочистил Ее. В Божественном понимании Она сделалась киотом, куда вошла Святыня. Господь совершил определенные действия, которые в человеческом понимании не могут расцениваться как обычные.

Многие христианские деноминации говорят, что такого не было. Что Она совершенно обычная женщина – и все произошло так, как у обычных людей. Нет. Господь провел Ее через это потому, что Она называется пещью, в которой огонь родился. И чтобы этот огонь не опалил, должны были появиться особые условия. Господь поучаствовал в Ее жизни, предуготовил Ее, предочистил.

Почему по рождестве Дева? Потому, что Она не вышла замуж после этого. Мы обозначаем большую важность Пресвятой Девы как особого человека, Она согласилась на эту роль и это действо, в результате которого произошло великое событие.

Сретение – праздник Господский или Богородичный?

– Это Господский праздник. Но в его содержании много текстов, тропарей, которые посвящены Богородице.

– В этом последовании богослужения подчеркивается особая роль Богородицы?

– Да. Даже облачения имеют голубоватый оттенок. Но на Сретение можно служить и в белом облачении. Оно будет посвящено и Богу, и чистоте, которая прилична и Богу, и Божией Матери. Сейчас богатая палитра тканей, которые можно использовать во время богослужения, поэтому используют серебряные облачения с небесно-голубыми полосками.

В пророчестве, которое Симеон дает Богородице, говорится: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. Получается, что эти пререкания не закончились распятием, смертью и воскресением Спасителя, а продолжаются и сейчас? 

– До сих пор христиан обезглавливают в Сирии, в Африке. Слава Богу, у нас сейчас не преследуют за то, что ты священник, христианин. А ведь это было совсем недавно. Бутовский полигон тому свидетельство. Господь говорит, что создаст Церковь и что врата адовы не одолеют ее. Поэтому мы должны верить, что Господь Сам знает, как построить Свою Церковь.

Почему для многих поколений Христос предмет пререканий?

– Потому, что при Его жизни иудеи не могли встроить Христа в свою канву, а по смерти тем более ничего сделать не могут. Им надо было, чтобы пришел Машиах и был у них «на поводке». Ручной царь, который будет выполнять все, что они скажут. Из-за этого все пререкания. Это исходит от тех людей, которые не признают Его. Написано много произведений, которые клевещут о Христе. Мы должны помнить и знать, что несем достойное знамя нашей победы, нашей веры, и не надо этого стесняться. Не надо стесняться, что ты православный христианин, стесняться ходить в храм, осенять себя крестным знаменем, проходя мимо храма.

Не стесняйтесь молиться, но не делайте это нарочито, чтобы все видели, какой вы молитвенник. Мы должны молиться и свидетельствовать о своей вере. Женщинам подобает выглядеть аккуратно, юбка должна быть положенной длины. А то иной раз трудно понять, православный ли перед тобой человек. Мы должны воспитывать в людях чистоту. Проповедовать духовность своим примером. Молиться, чтобы Господь послал такой дух, который бы усмирял сердца людей, чтобы мы не забывали своих спасительных корней.

Почему Личность Христа, христианское Евангелие даже сейчас становятся предметом пререканий, репрессий и гонений?

– Потому, что Христос очень неудобная фигура для тех людей, которые хотят жить по своим правилам, по своим заветам. Христос заключил завет с человечеством, и этот завет мешает людям совершать грех и беззакония. Сейчас есть злободневная тема о суррогатном материнстве. А закон Божий мешает творить это беззаконие. Что надо сделать? Надо закон Божий забыть, очернить. Очернить людей, которые сопряжены с этим законом. Очернить Церковь, священников. Если священники такие, то и закон такой.

Получается, так исполняются слова Христа: Я с вами во все дни до скончания века? Таким образом, Он пребывает до сих пор среди нас и Своим Евангелием держит нас в тонусе?

– Очень важно каждый день читать Евангелие. По одной-две главы, кому как по силам. Слова Божии обладают очень большой силой. Особенно важно это делать людям, пребывающим в унынии, у кого опускаются руки, что-то не получается. Даже те, кто хочет радоваться и веселиться, пусть читают Священное Писание – и в жизни у них все будет стабильно и хорошо. Не было такого человека, который бы молился Богу, читал слова Спасителя и не получал от Него помощи. 

Вопрос телезрителя: «Что значит делать дела во имя усопших? Это значит, что после доброго дела надо подумать об этом человеке?»

– Надо подумать об этом человеке. Заказать сорокоуст и годовое поминовение. Когда служится поминовение усопших, надо прийти в храм и помолиться за усопшего. Вещи его раздать нуждающимся. Дать милостыню тем, кто действительно в ней нуждается. Есть прекрасный телеканал «Союз», тоже можно пожертвовать деньги за усопших. Когда мы творим дела милосердия, мы транслируем в мир Божию волю. Те, кто хочет поддержать телеканал, могут перечислить деньги на расчетный счет телеканала, указать имена усопших, и о них помолится архимандрит Димитрий. Это большое и полезное дело.

Будьте внимательны к попрошайкам у метро. Зачастую это профессиональные мошенники. Они не хотят работать. Жертвуйте в церковь. Церковь точно знает, кто нуждается в помощи. Сюда приходят люди, которых надо накормить, одеть. Церковь занимается просвещением. Господь будет благодарен таким людям. Бог в долгу не останется.

Прошу напутствия для наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. Аминь.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать