Беседы с батюшкой. Иеромонах Сергий (Филиппов)

14 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).

– Скоро большой праздник Рождество Христово. И еще праздник святителя Николая. Мы уже говорили о культуре подарков, вспоминали особые традиции. У Вас в Instagram есть рождественские курсы. Что это за курсы?

– Это курсы «Вместе к Рождеству». Сейчас проходит период поста. Пост заключается не столько в воздержании от пищи, сколько в той духовной работе, которую человек проводит в этот период, готовясь к тому или иному событию. Праздник Рождества Христова – двунадесятый, самый главный и важный из этих двенадцати больших праздников Церкви. Пасха – особый, самый главный праздник. А Рождество – малая Пасха (или зимняя Пасха). Почему? Событием рождения, пришествия в мир Спасителя открывается крестный путь воплотившегося Богочеловека Христа. Рождественские венки, которые распространены на Западе и в восточной части, да и в России сейчас такая традиция приобретается, – это символы тернового венца.

– Венок, который в американских фильмах на дверь вешается.

– На дверь вешается или очень часто в домах ставится со свечами. Зажигаются свечи в преддверии четырех воскресений перед Рождеством. Это символ той крестной смерти, страдания, тернового венца, который Господу повесили на голову.

– Но сейчас это просто элемент декора?

– Люди не всегда осознают, какие традиции и откуда пришли, к чему должны нас сподвигнуть, приготовить. Как раз ради этого я создал в этом году специальный аккаунт, где мы вместе готовимся к празднику Рождества Христова. Люди могут задавать вопросы, я провожу прямые эфиры, публикую статьи и материалы о Рождестве, о периоде подготовки,  посте, о восприятии поста не как диеты, не как воздержания от пищи, а как воздержания от страстей, к чему нас и призывает Церковь. Курсы бесплатные, все могут в них участвовать. Уровень участников разный: кто-то воцерковлен и постится не один год, кто-то только начинает свои шаги в церковной жизни и первый раз пробует поститься. Важна поддержка, когда вокруг есть единомышленники, когда есть священник. Священник может направить, что-то подсказать. Очень часто в Интернете что-то насмотрятся, друг у друга спросят о каких-то суевериях, и происходит неправильное восприятие парадигмы традиций, праздников. Это кочует из поколения в поколение. Задача этого совместного времяпрепровождения – эти заблуждения разбить, построить что-то новое на правильном и твердом основании.

– Вопрос телезрителя: «А правда ли, что все люди ели плод познания добра и зла в Адаме?»

– Вы озвучили совсем не православное вероучение. Конечно, по естеству, по природе мы происходим от наших прародителей Адама и Евы. Согрешив, они лишились райской жизни. Вкусив от древа познания добра и зла, нарушив единственную заповедь Божию, они лишились райской жизни, отпали от Бога, природа человека извратилась. Поколения людей рождаются с той же склонностью к греху, которую приобрели Адам и Ева с грехопадением. Но утверждать, что они вкусили плод и мы его как-то физически вкусили, мы не можем.

Что это был за плод, какой он был физически? В эпоху Возрождения фигурирует яблоко. На самом деле святые отцы говорят, что, возможно, это было фиговое дерево, инжир, потому что в Священном Писании он употребляется только в негативном контексте.  Адам и Ева вышли из рая, прикрывшись фиговыми листьями. Физически мы не вкушали плод в лице Адама и Евы. Нас тогда еще не существовало. Вероучение, что душа перед тем, как телесно воплотиться, где-то находилась, не православное.

– Каждый праздник, каждое событие, даже совсем недавно появившееся, обрастает какими-то легендами и суевериями. Я не знал, что рождественский венок – это отсылка к терновому венку. Какие есть еще интересные рождественские моменты?

– Про английскую традицию, карамель как ручка от зонтика, или перевернутый посох; некоторые думают, что это тот посох, с которым волхвы когда-то пришли, палка, на которую они опирались. Можно и так трактовать. Но изначально это буква «J», заглавная буква имени Иисус. Это тоже символ Господа Иисуса Христа, Который родился в Вифлеемской пещере.

Символ также и сама пещера, рождественский вертеп. Это та пещера, в которой произошло рождение. Она имеет свою историческую традицию и несколько направлений развития. С одной стороны, это физический, материальный вертеп в форме пещеры или больших сложных композиций, которые возникают в XV– XVI веках и изображают события Рождества Христова. Ту пещеру или тот дом, куда пришли поклониться волхвы. Сначала было поклонение пастухов в пещере, а когда прошло какое-то время, месяц или два, пришли волхвы. Тогда уже Святое семейство перебралось в дом. Поклонение волхвов происходило в доме. У нас очень часто эти события смешиваются, но они происходили в разное время. В одной композиции изображается это событие, иногда три фигуры, иногда и пастухи, и волхвы, и ангелы, и жители города Вифлеема, и звери.

Существовал еще вертеп как театральное представление. Такой ящик, который возили по ярмаркам, по каким-то домам, куда приглашали знатные люди и не очень знатные. Это больше в западной традиции и в наших западных регионах: наУкраине, в Белоруссии, потом уже и в Центральной России. В XIX веке это было широко распространено. Ящик был двухуровневый, один уровень изображал Вифлеемскую пещеру, а второй какое-то событие: Вифлеемских младенцев, злого царя Ирода, который повелел их убить, и его слуг; все, на что хватало фантазии и реквизита.

И был еще живой вертеп, когда события изображались людьми. Настоящее театрализованное представление. Изображали не только Младенца Христа, Божью Матерь и Иосифа Обручника, но и жителей Вифлеема (каждый занимался своим ремеслом). Эта традиция восходит к XIII веку и относится к одному католическому персонажу: Франциску Ассизскому. Возникла она на севере Италии, потом распространилась в том числе и на западные регионы нашей страны.

Многие не знают, как относиться к этой традиции, которая пришла с Запада. Христианство наполняет какие-то языческие празднования христианским смыслом, содержанием. Христианизирует эти традиции. А тут традиция даже не языческая, не иноверная, а именно христианская, католическая или протестантская. Если ее наполнить символизмом православного богослужения, восприятия событий Рождества Христова, то ничего плохого в этом нет.

Вертеп получил одобрение в XIX веке в лице святителя Филарета Дроздова. Он положительно относился к этой традиции. Сейчас она возрождается у нас. Многие храмы устанавливают на территории своих приходов, внутри или около храма вертепы. Иногда это большие вертепы, иногда с живыми животными, туда и овечек, и осликов приводят. У кого какие возможности есть.

Мы на подворье тоже популяризируем эту традицию, привносим в жизнь наших прихожан. Три года назад мы проводили конкурс вертепов, нам приносили работы. Люди делали вертепы из тех материалов, которые у них есть, разными средствами художественного выражения.

Последние два года, в связи со сложившейся в мире и стране ситуацией, люди делают эти вертепы и готовят минутные ролики. Нам эти работы не привозят. В конкурсе  –видеоролик, не больше минуты, показывающий весь процесс изготовления вертепа, готовую работу со всех ракурсов, музыкальное, текстовое сопровождение. Работы присылают на почту нашего подворья. Потом эксперты их оценивают. Девять экспертов, и десятый – коллективный голос. Голосование проходит через наш сайт. Все голоса суммируются – и определяются победители. Люди могут получить денежной приз, он для кого-то, может, не слишком большой, но вполне достойный. Приз за первое, второе, третье место, еще приз зрительских симпатий. Работы победителей присылаются к нам на подворье, где становятся экспонатами музейной экспозиции, посвященной Рождеству Христову.

– Сколько участников было в прошлом году?

– В прошлом году до голосования было допущено около 30 работ. Некоторые не прошли по техническим причинам. Весь вертеп должен быть рукотворным, не допускаются какие-то купленные магазинные элементы. Какие-то детали можно, но основные элементы композиции – нет. На первой стадии работы отсеиваются, потом эксперты голосуют.

Отзывы положительные. Участвовали даже из-за рубежа, был международный конкурс. Все работы принимаются – независимо от возраста участников, географии, один вы это делаете или коллективом.

Будем очень рады! Принимаем видеоролики до 14 января.

– Вопрос телезрителя: «Ученики говорят: Господи, научи нас молиться. Он дал «Отче наш». Прекрасно, там все сказано. Потом они просят Его: Господи, умножь в нас веру… И Господь обличает, что в нас нет веры. Но мы же всего-навсего творение, без Господа ни дышать, ни шагу шагнуть не можем. Он же обличает, что в нас нет веры, что мы маловерные. Как это понять?»

– Надо понимать так, что мы люди немощные, слабые, несовершенные, святыми не становимся в один момент, это процесс духовного возрастания. Один из древних подвижников сказал: Церковь, которую Господь основал, чадами которой мы являемся, не общество святых, а толпа кающихся грешников. Господь нас воспитывает, вразумляет. Пока Он был со Своими учениками, Он и их вразумлял, наставлял, воспитывал, поддерживал и ободрял. Они падали, Он их поднимал.

Вера – это не то, что знать, что Господь Бог есть как Творец, как Тот, Кто управляет миром, заботится о нас, а доверять Богу, доверять всецело Ему свою жизнь, жизнь  родных и близких. И даже если мы не понимаем, не осознаем, почему то или иное в нашей жизни происходит, мы должны сказать: «Господи, я немощный, слабый, маловерный, но я пытаюсь Тебе доверять, пытаюсь веру привнести в свою жизнь». Господь эти благие намерения поддерживает.  Это маленькое зерно, которое посеяно в нас кем-то когда-то, мы должны всю жизнь взращивать. Но не только мы об этом заботимся, заботится и Господь. Он вместе с нами проходит этот путь.

– Есть такое мнение: как Рождество встретишь, таким и год будет. Новый год начинается – и тут же праздник Рождества. Есть разные поверья: если крепкий мороз, то будет жаркое лето; бушует метель – к богатому урожаю меда и так далее. Как нужно относиться к таким суевериям? Что главное в празднике Рождества для нас?

– Главное – факт пришествия в мир Спасителя, Которого все человечество ждало не одно тысячелетие и томилось от того, что исполнение древнего пророчества, данного Богом в раю при изгнании Адама и Евы, затягивается. Это ожидание избавления от последствий грехопадения было присуще всему человечеству на духовном уровне. Самое главное не внешнее, чем часто обставляется праздник, а та суть, которая за ним стоит. Смысл в том, что Господь пришел в мир нас спасти. Пришел для крестной смерти, для страданий и креста и, конечно, воскресения, которое открывает нам возможности нашего воскресения для вечной жизни.

Это праздник благодарности Богу. Праздник, в который мы можем подумать о том, чем  можем отблагодарить Господа за эту великую милость, какие дары  можем вслед за волхвами принести в эту Вифлеемскую пещеру. По учению Церкви, праздник – это сегодняшняя актуализация события, которое произошло когда-то во времени, чуть больше 2000 лет назад, но всегда происходит вне времени. Бог существует вне времени. Время – это категория тварного мира. Божественная жизнь вне времени. Те события в Божественной жизни происходят всегда. Совершая Божественную литургию, мы становимся участниками этой небесной Божественной жизни, проскомидия как раз и является началом снисхождения Бога. Когда на дискос кладется специальная просфора, это символизирует рождение Христа в этом мире.

Мы должны быть благодарны Богу. Сейчас период поста, который, надеюсь, каждый совершает. Если мы говорим «не могу поститься», мы лукавим. Да, физически, телесно может быть так по той или иной причине: врачи не рекомендуют, здоровье не позволяет, находимся в путешествии, тяжелая работа или еще какие-то причины. Но духовный пост каждый из нас может соблюдать. И каждый из нас может определить эту меру поста или самостоятельно, или посоветовавшись со священником,  духовником. И в период поста мы должны подумать, как можем изменить себя, что можем принести Богу в рождественскую ночь.

– Прежде всего, можно посещать богослужения.

– Да, пост – это усилие молитвенного правила, храмового богослужения. Если мы раньше не находили времени, то здесь должны постараться. И не потому, что Богу это нужно. Мы должны понимать, что Богу не нужны ни наши посты, ни наши молитвы, ни жертвоприношения, что мы оторвали от себя деньги, время, кому-то помогли, совершили дела милосердия. Все, что мы делаем, мы делаем для себя. Когда молимся дома, в храме, мы себе оказываем великую милость, себя духовно поддерживаем. В период поста надо совершать дела милосердия – это одно из аскетических упражнений, которое нам доступно. Найти тех, кто нуждается, и в их лице послужить Христу. Господь будет нас судить не за то, сколько мы молились и постились, а как мы помогли ближним, посетили ли кого в больнице, в тюрьме, оказали ли внимание нуждающимся, слово доброе сказали ли, убрались, продукты принесли. Что угодно каждый может найти. Если ты врач – окажи внимание своим пациентам, кого-то бесплатно прими, зубы вылечи, адвокат – окажи какие-то юридические услуги. И так далее. Каждый может найти применение своим способностям. Подумайте об этом. Давайте оставшееся время поста послужим Богу в лице ближнего.

– Уже сейчас в нашем богослужении есть рождественские мотивы. Мы поем катавасию: «Христос раждается, славите». На святителя Николая поем стихиру: «Вертепе, благоукрасися».

– На Савву Освященного.

– Церковь постепенно нас готовит. Замечательная традиция, когда за неделю до Рождества поются замечательные стихиры. В Троице-Сергиевой лавре  это большое событие, приходит много братьев, певцы поют стихиры на особый напев. Это удивительно.

– За несколько недель до Рождества у нас воскресные дни посвящены праотцам, святым отцам, тем предкам по плоти, которые предшествовали нам.

– Сейчас вспоминаем пророков. Сегодня пророка Наума.

– Завтра пророка Аввакума.

– Много-много всего, каждый день можно наполнять чем-то особенным. Это наша история.

– Это наше богатство, наша литургическая традиция, которая, конечно, не единовременно возникла, а развивалась. Некоторые думают, что Церковь – это какая-то рекреационная, статичная, архаичная структура. Церковь – живой организм. Жизнь Церкви очень интересная. Если погрузиться во всю эту традицию и привнести ее в свою жизнь – это сундук с сокровищами.

– Вопрос телезрителя: «Кем же все-таки были волхвы? Очень много белых пятен».

– В церковной традиции, в Священном Писании говорится, что они пришли с Востока, принесли дары, был диалог с царем Иродом и что они ушли, не попрощавшись, по повелению Божью. На этом все, в Священном Писании о них больше речи нет.

Есть несколько толкований в церковном Предании. Возможно, это предки рассеявшихся по миру евреев. Когда было вавилонское пленение, Персидское царство, когда Святая Земля была захвачена, часть евреев переселилась, и, помня о том пророчестве, они ожидали пришествия в мир Спасителя. Они наблюдали за знамениями, и Господь им дал это знамение в виде Вифлеемской  звезды, которая появилась на небе.

Одна версия, что это были потомки иудеев и евреев, а другая версия, что это были некие языческие жрецы, которые поклонялись персидским богам, в том числе богу солнца. Они тоже наблюдали за знамениями, увидели звезду, Господь их как-то вразумил, и они, пойдя за этой звездой, пришли к Вифлеемской пещере. И это не случайно. Святые отцы рассуждают дальше, что языческий мир в их лице пришел поклониться своему Богу Творцу, пришедшему в мир.

– Вопрос телезрителя: «Есть замечательная традиция колядования. Это больше украинская тема. Нет ли здесь чего-то языческого?»

– У нас почему так? Потому, что все было утеряно в те 70 лет, когда безбожная власть пыталась вытравить из сознания народа любую религиозность, подменяя ее своими идеологическими принципами празднования. Западная Украина до Великой Отечественной войны не входила в сферу влияния Советского государства. Там эти традиции и сохранились. Отрадно, что у нас они тоже возрождаются.

Конечно, это очень правильно, что люди прославляют родившегося Христа этими песнями, колядками, церковными песнопениями тропаря и кондака, которые мы должны знать наизусть. В храмах мы вместе торжественно их поем, тем самым активно участвуем в богослужении, не просто пришли постоять и послушать прекрасный хор, но и сами становимся участниками общего хора. Конечно, порой привносятся языческие традиции. Это привнесение было на протяжении многих веков задолго до нас с вами. Потому что христианство, придя на нашу землю, пришло не в духовную пустыню. Здесь были очень развиты языческие культы и традиции. Христианство мудро.  Понимали, что это плохо, что это надо забыть и больше к этому не возвращаться, но в крови человека традиции, которые бабушки, дедушки, прабабушки передали. Христианство пытается наполнить их своим содержанием и смыслом.

Отчасти даже празднование Рождества Христова, которое мы сейчас празднуем 25 декабря по старому стилю, 7 января по новому, на эту дату было перенесено потому, что в языческом мире с этого дня начиналось языческое празднование рождения вечного солнца. Изначально Рождество праздновалось вместе с праздником Крещения в один день, 19 января по новому стилю,  и назывался праздник Богоявлением. Потом, чтобы дать альтернативу языческому празднику и чтобы люди забыли языческие традиции, Рождество было перенесено. И если вдруг привносятся какие-то языческие традиции, их надо осмыслить. Если это язычество, конечно, это отсечь: поклонение каким-то духам, колдовство, гадание. Это недопустимо в христианстве, есть прямой запрет: не сотвори себе кумира. Гадание было запрещено уже в Ветхом Завете. Но если это связано с каким-то угощением, что люди выносят в благодарность именно за христианские традиции, с песнями, Вифлеемской звездой – это хорошие и правильные традиции, ничего в этом плохого нет.

– Когда мы учились в семинарии, обычно ходили по знакомым; но как-то зашли в дом и пошли по квартирам: пели тропарь, кондак, песнопение, песню шутливую. Бывало, открывает одинокий дедушка, который, может быть, особо не понимает, что такое праздник Рождества Христова, а тут стоят дети, молодежь, поздравляют его, он со слезами на глазах благодарит. Это действительно время чудес, волшебства в самом прямом смысле этого слова. К этому празднику нужно готовиться, мы уже сейчас об этом говорим, потому что потом может быть поздно.

– Время пролетит очень быстро, особенно в предновогодней суете. Мы знаем, что это не христианский новый год, церковный новый год начинается в сентябре, но традиция хорошая. Потому что это очередной повод для благодарности Богу.

– И повод объединиться, собраться вместе.

– Особенно в семейном кругу. Пост, но никакого нет запрета для общения. Меру надо соблюдать всегда. И поднять бокал в этот день греха не составит, а еще поблагодарите Бога в молитве (хотя бы домашней) за то, что все вместе собрались за общим столом, что прошли этот год, за скорби и радости. За все благодарим и просим благословения на предстоящий период. Что в этом плохого? Ничего плохого нет.

– Сейчас, можно сказать, состоялась традиция, когда служат Божественную литургию новогодней ночью.

– Для тех, кто хочет встретить год в молитве.

– Помолиться, причаститься.

– А потом к праздничному столу.

– Все по-православному, духовно.

Самый рейтинговый вопрос  телезрителей: почему мы празднуем Рождество 7 января, а католики – 25 декабря? Давайте ответим коротко.

– У нас разные календари: есть григорианский, есть юлианский. В церковном праздновании мы не перешли на новый стиль, потому что иначе все смещается и из церковной жизни фактически выпадет Петров пост, остальные праздники перенесутся, подготовка к другим церковным событиям будет очень скомкана. Из-за этого не только Русская Церковь, но и Иерусалимская, Грузинская (не могу вспомнить, кто еще) не переходят на новый стиль. Это не принципиальный вопрос, как мы уже сказали, мы видели, что дата Рождества в истории христианской Церкви часто переносилась.

– Вопрос телезрителя: «Что делать, если ты остался в Рождество один, как правильно провести время?»

 Что посоветовать такому человеку?

– Одиноким тоже можно быть по разным причинам. Может, человек один живет и физически не может никуда выйти. Это одна ситуация. Можно посмотреть трансляцию, принять участие в богослужении хотя бы онлайн. Хотя, конечно же, лучше в этот день обязательно пойти на службу в храм. Кто не может ночью, во многих храмах утром совершается праздничное богослужение. Потом начинаются святки, когда служба особенная. Не надо думать, что мы постились сорок дней, Рождество отпраздновали, дальше можно расслабиться и вернуться опять к своей греховной жизни. Так не надо поступать. Святые дни как раз для того, чтобы этой радостью делиться с другими.

Если вы физически здоровы, эмоционально одухотворены этим праздником, значит, надо идти к тем, с кем можно поделиться этой радостью. Таких людей на самом деле очень много: одиноких, малообеспеченных, детей, брошенных своими родителями, стариков, брошенных своими детьми. Каждый может найти такого человека, не надо далеко ходить. Если вы живете в многоквартирном доме, достаточно посмотреть, кто у вас на этаже или в вашем подъезде. Если в каком-то поселке в частном доме, в деревне – и там есть такие люди. Мы на подворье стараемся помогать в том числе одиноким, малообеспеченным, тем, кто нуждается в материальной и духовной поддержке, ищем таких людей. Не надо думать, что они сами к вам придут и будут о чем-то просить. Люди порой могут не знать, что кто-то хочет им помочь. Поэтому задача христиан самим искать таких людей, чтобы поделиться с ними тем богатством, которое у христиан есть.

– Мы часто говорим о том, что в любой праздник (день рождения, например) мы всегда ждем подарков, а иногда надо самим дарить.

– «Блаженнее давать, нежели принимать». Это слова Христа, которые приводятся в церковном Предании.

– На день рождения Христа нужно обязательно делиться.

Вопрос: «Несправедливо, что так коротко Церковь празднует Рождество. Хотя мы говорим о большом подготовительном периоде, но всего лишь пять дней – и уже отдание праздника, а потом Крещение и Рождество очень быстро проходят. Почему так сложилось? Неужели нельзя продлить праздник, например, до Сретения, ведь Пасха, допустим, сорок дней празднуется?»

 Нас просят порассуждать на эту тему.

– Порассуждать можем. Сам праздник Рождества появился относительно поздно – в IV веке. В III веке  праздновали вместе с Богоявлением, в IV веке – отдельно. Сначала в Римской Церкви, потом в Иерусалимской, которая только в VII веке разделила эти праздники. Рождественский сорокадневный пост входит еще позже в церковную жизнь. Период попразднства пока пять дней, как наш телезритель заметил. Почему так? С одной стороны, потому, что дальше идет праздник Обрезания, который тоже раньше праздновался вместе с Рождеством и Крещением. Потом подготовка к празднику Крещения Господня. Все дни до Крещения Господня – святки. В литургическом плане празднование Рождества прекращается, но в бытовом – и пост не соблюдается, и колядки поются, и радость присутствует в жизни христиан. Это не формализовано в богослужебном плане, но я не вижу здесь большой проблемы.

– Хочешь, так празднуй.

– Да. Ведь это не какая-то, например, директива. Один святой говорил: на душе Пасха. У него всегда была Пасха, потому что он жил с Господом, и ощущение радости от присутствия Божьего всегда было.

А если потом нас поглощают заботы и хлопоты, то сколько бы дней формально ни было празднование, мы уже забудем об этом событии и в душе нашей будет пустота. Поэтому наша задача – как можно дольше сохранять в своей жизни эту радость и делиться ею.

– Когда Христос был Младенцем, осознавал ли Он, что Он – Бог? Мы знаем из Предания, что Христос все-таки был ребенком.

– Богочеловеком Он был всегда. Но, конечно же, как в любом человеке происходит умственное, интеллектуальное развитие, некое самосознание (вижу маму, других своих родственников, друзей, понимаю, что это мир), так и у Него происходило.

Если бы мы это отрицали, то впали бы в ересь и говорили, что человечество в Нем было неполноценным. Нет, по человечеству это осознание происходило с момента осознания Себя как Человека, я бы так сказал; но Божество в Нем присутствовало всегда. То есть с момента воплощения Бог находился во Христе в единении с человечеством, это был Богочеловек. Вот так я бы ответил на этот вопрос.

– На самом деле это очень важный вопрос, потому что непостижимо, как это вообще могло произойти. Это очень важный момент во всей нашей христианской вере и ее догматах.

– Это тайна – Бог явился во плоти. Конечно, это возможно только Божественной волей, Божественной силой и властью. Человеку это никакой разум не объяснит. И опять же, утверждая, что во Христе Бог и Человек всегда присутствуют полноценно (то есть не было такого момента, когда бы не было во Христе Бога, а человечество было как-то ущемлено Богом), Церковь утверждает, что мы имеем возможность для обожения, для спасения. Это принципиальный момент сотериологии – учения Церкви о спасении.

И если мы говорим, что Христос не такой человек, как мы с вами, тогда какое отношение человечество имеет ко Христу? Какое мы имеем отношение ко Христу?  Соответственно, как мы можем получить спасение, если у Него другое человечество? Оно было таким же, как у нас, только, конечно, без греховности, которая присутствует в нас. Но мы призваны бороться с этой греховностью в себе, и, причащаясь Тела и Крови Христа, мы принимаем в себя эту обоженную человеческую природу во Христе как залог спасения, как некое семечко, которое мы можем вырастить в себе для райской жизни.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать