Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин

14 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

(В расшифровке сохранены особенности устной речи) 

– Вы имеете ряд церковных послушаний, в частности являетесь духовником православной гимназии. Расскажите, что это за гимназия. 

– В городе Домодедово есть замечательная православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского. На меня возложено послушание быть духовником этой гимназии. Это прекрасная, интереснейшая работа. 

– Как быть духовником православной гимназии? Что такое православная гимназия, чем она отличается от обычной школы? 

– Гимназия является частным учебным заведением. В Москве и Московской области немало частных школ, в том числе есть православные гимназии и школы. Есть православные гимназии с большим опытом работы (21 год и более). У православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского в городе Домодедово большой опыт работы. 

Раз она православная, то, разумеется, основана стараниями настоятеля собора Всех святых, в земле Российской просиявших. Коллектив педагогов подбирался из людей православных. В большинстве своем это люди верующие, ходящие в храм, исповедующиеся, причащающиеся, а значит, любящие свое дело и с любовью говорящие о вере в Господа нашего Иисуса Христа. Это немаловажно. 

О православной вере стали говорить в школах и других учебных заведениях, и мы встречаемся с проблемой, когда за этот предмет берется человек неподготовленный, либо слабо знающий свой предмет, либо взявший эти часы просто как дополнительную нагрузку для подработки. 

– Мы говорим об ОПК? 

– Да, об «Основах православной культуры». В гимназии Серафима Саровского собрались люди с теплым сердцем, любящие свое дело. Они помогают и во время праздников, и во время богослужений. Учитель не только ведет свой предмет, но и содействует организации ребят во время богослужения. Каждый урок начинается с православной молитвы и заканчивается также молитвой, во всех классах, от 1-го до 11-го включительно. Сейчас у нас новый замечательный директор Евгений Олегович Евдокимов, который ратует за хорошее обучение ребят, потому что кроме основ православной культуры они должны получить и хорошее образование. Директор настраивает педагогический коллектив, чтобы ребятам давались хорошие, правильные знания в соответствии с требованиями общеобразовательной школы. На самом деле это немалый труд. 

Очень радует, что для духовника много работы в гимназии. В задачи духовника входит ведение бесед не только с учащимися и педагогическим коллективом, но и с родителями, а это очень неспокойная публика. Многие думают, что если они отдали детей в православную гимназию, пусть педагогический состав и беспокоится о воспитании ребенка, а сами родители не считают нужным перевоспитываться. 

– Вопрос телезрителя: «Как быть, если иногда нет духовных и физических сил сделать положенное? Есть основная работа, послушания по храму, но иногда даются еще и дополнительные». 

– Как быть, если нет сил? Упасть на пол, раскинуть руки крестом и сказать: «Господи, помоги!» И дальше посмотрим. Если Господу угодно, чтобы Вы продолжали, значит, силы придут – поднимешься и будешь дальше выполнять послушания. 

Что же сказать про такие послушания? Если хватает сил, то по разумению делать. Послушаний много, просьб у настоятеля всегда много. В храме не так много людей, желающих помочь общине; как настоятель сельского храма я это хорошо знаю. На праздник пришли сто человек, а попросишь кого-то убраться, помочь по храму – остаются пять, а то и три человека, а остальным некогда. Уже не допрашиваешь, почему некогда. Бывает, когда пройдет немало лет и община сплотится, люди высвобождают место в своем рабочем дне и находят силы прийти помочь по храму. А так помощников немного. Это проблема всех храмов: и сельских, и городских, и столичных, и в глухой деревне. Поэтому, друзья мои, дай вам Бог по силам делать столько, сколько можете. 

Думаете, у священника всегда силы есть? Бывает, в алтаре сядешь и подняться не можешь. Прошла какая-нибудь большая служба, особенно праздничная, было много исповедников, особенно людей, которые пришли первый раз и ради праздника решили исповедоваться. Ты им рад? Конечно, рад, но хочешь сказать: «А где вы были весь год? Почему пришли именно к большому празднику?» Но все равно с радостью исповедуешь. Зато потом сядешь на стул, и нет сил подняться; сидишь минут пятнадцать, чтобы в себя прийти. Просим Божьей помощи, в чем можно содействовать в храме. Если нет сил, так батюшке и говорите: «Батюшка, прости, но сил нет. Я приду в следующий раз и чем-нибудь постараюсь помочь». Это будет правильно и по-человечески, и перед Господом. 

Если хватаемся сверх сил, то порой это бывает по гордыне. Потом человек заболевает или плохо с сердцем становится… А почему ты сразу не сказал, что не можешь сделать? Будет очень хорошо видеть в священнике не только командира, а в себе не только послушника не по разуму. Лучше взяться за те труды, что вам по силам, которые вы разумеете. Лучше сделать добросовестно одно дело, чем десять неаккуратно. Поэтому не бойтесь говорить со священником и пробуйте привлекать своих друзей. Например, ты остался помогать, а твой друг говорит: «Ой, мне сегодня некогда». Ты говоришь: «Да ладно, брось, знаю тебя, ты торопишься на сериал. Давай-ка останемся, перед Богом с тобой потрудимся. Когда еще будет возможность послужить Господу?» 

Любые труды в храме – это ваше служение Богу; вы на какое-то время становитесь священниками на своем месте. Как вы еще послужите? Как раз трудами в храме человек служит Богу. Дай нам Бог всем по разумению приложить свои силы. Это будет очень хорошо. 

– В вашу школу могут прийти учиться светские дети? 

– Очень много светских детей приходит. 

– Они не понимают, что происходит, когда приходят на молитву? 

– С ними ведутся занятия, беседы, разъяснения. 

– Интересно, ходят ли они в храм во внеклассное время? 

– Убеждаем, чтобы ходили. Мы начали разговор про родителей. Очень важно, как в семье будет поставлено дело. В начале недели рано утром учащиеся собираются на молебен. Один из священников-преподавателей или духовник служит молебен, благословляет детей на грядущую учебную седмицу. В это время собираются и преподаватели. Очень радует, что иногда и родители вместе с детьми присутствуют на молебне, кропятся святой водой, получают благословение. Не все родители. Стоит ли заставлять всех? Может быть, и не стоит. У Церкви нет задачи кого-то что-то заставлять; мы приглашаем и радуемся, когда человек приходит. Для этого организуются встречи с родителями, ведутся собеседования. Светских ребят немало. Иногда случаются проблемы, когда светские дети приносят какие-либо развлечения, которые не должны быть свойственны детям, находящимся в православной гимназии... Многие проблемы абсолютно такие же, как в любой школе. 

– Родители зачастую приводят детей к священнику или в школу и думают, что там их воспитают в вере и так далее. Можно сказать, что это ошибка, потому что воспитание – в семье. Получается, что сваливаешь свои родительские обязанности на других людей. 

– Вы правильно ставите вопрос. Но не секрет, что многие родители относятся к школе, в частности к православной гимназии, как к месту, где будут воспитывать их ребенка. Но беда, если воспитание в гимназии не соответствует той политике, которая ведется дома. Это немаловажный момент. Для этого существуют собеседования с родителями. Они считают, что заняты работой, их дело кормить ребенка, а задача гимназии – учить и воспитывать. Конечно, мы тоже хотели бы воспитать приличных детей. Но если мама привозит ребенка на машине и по дороге ухитряется матернуться в адрес других водителей, то ясно, что ребенок тоже будет материться. Он приносит это в гимназию, ты говоришь ему, что это плохо, а он не понимает, почему плохо, ведь мама говорит так. Немало у нас семей неполных, когда мама одна руководит семьей. У этих мам появляется налет грубоватых мужчин, они имеют привычку грубо выражаться за рулем. Иногда такую привычку привносят и в общение с преподавателем, властным голосом требуют чего-то. Эти проблемы приходится решать. 

Детям очень трудно. Они оказываются между двух огней, как принято говорить. И жалко, что у ребенка появляется привычка хитрить, он становится лицемерным. В семье он ведет себя так, как принято в семье, а в гимназии старается вести себя прилично. Но мы видим, как ребенок разрывается, у него появляется беспокойство, неустойчивость в психике. Вырвавшись из дверей гимназии, он тут же, буквально во дворе, может выразиться грубыми словами, выражениями явно не детскими, которые он услышал дома от родителей. Что делать? Тут задача и духовника. Я благодарен тем классным руководителям, учителям, которые ведут беседы со своими воспитанниками, объясняют им по возможности, что такое хорошо, что такое плохо, почему нельзя то или иное. 

Вообще последние десятилетия люди стали очень не любить дисциплину. Большой взрыв у родителей вызывает форма: гимназия требует, чтобы дети носили форму. 

– Ее нужно покупать, наверное, два комплекта и содержать в порядке. 

– Это не так затратно. Форма дисциплинирует человека, волей-неволей ставит его в определенные рамки… 

Сегодня читалось Евангелие о бесноватом, которого излечил Господь. Бесноватый не одевался в одежды и спал в гробах, то есть жил в гробах, не мог жить в храме. Эта деталь, что он не одевался в одежды, очень показательна. Наша распущенность, свобода тела рождают и распущенность духа. Форма помогает человеку держать себя в порядке. 

Когда вы обращаетесь, допустим, к представителю закона и он в форме, вы понимаете, что имеете дело с достойным представителем. Другое дело, когда он весь нараспашку: хоть он вам и говорит, что он служитель полиции, вам плохо в это верится. И так в любой инстанции, с любым чиновником… 

Сейчас появились прихожане, особенно летом, которые пытаются войти в храм, мягко выражаясь, почти голыми: мизерные шортики, маечка. Очень печально, когда мужчины так выглядят. И начинают говорить: «Я же к Богу иду, не важно, как я выгляжу». Нет, это ложь. Это враг насел на человека, якобы ведет его в храм, но это утешение своей гордыни: мол, я же иду к Богу. К Богу можно по-разному приходить. Многие приходят в храм, чтобы у Бога что-нибудь очередное попросить (здоровье и прочее). А ты послужи Богу хоть чем-то, хоть чуть-чуть: приведи себя в порядок, войди в достойном облачении, надень нормальную одежду. 

Мы радуемся, когда священник правильно одет. Никто не будет разговаривать со священником (за редким исключением), если он в плавках и находится где-то на отдыхе. Но почему в плавках пытаются войти в храм, если рядом озеро, река, пляж? При этом священник в полном облачении принимает человека. 

Возвращаемся к гимназии, к детям. Оказалось, что дети не против формы. Подростки, конечно, ищут свободы, проявления своего характера, но и они соглашаются, что форму надо бы носить. Мамы бунтуют против формы. Хочется сказать: «Что-то в ваших головах не все в порядке, если говорить по-человечески. Слишком ищете какой-то свободы и учите этой мнимой свободе своих детей. А потом сами же с ними справиться не можете, прибегаете к священнику: мол, батюшка, поговорите с моим ребенком, он ведет себя плохо, меня не уважает, бабушку не слушается, учительнице грубит. Миленькая моя, ты сама так его поставила, ты ему позволила так выглядеть». 

Решение таких вопросов тоже входит в задачу духовника. Радует, когда есть союз с педагогическим составом, когда родители идут навстречу духовнику, священникам, которые преподают те или иные предметы. Этот союз дает добрые плоды. 

– Вопрос телезрительницы: «Все зло на земле творится дьяволом, и люди творят зло по научению дьявола. Обязаны ли мы прощать дьявола?» 

– Не наше дело прощать или не прощать дьявола. Наше дело – стремиться к Богу. Входя в темную комнату, вы не машете кулаками; вы включаете свет, стремитесь к свету. Давайте стремиться ко Христу, тогда у нас не возникнут эти побочные вопросы о том, когда наступит конец света, прощать ли дьявола, могут ли бесы покаяться. Не над тем голову ломаем. Давайте заглянем в себя, давайте идти ко Христу. У нас внутри столько препятствий! Столько стенок мы возводим между Христом и собой! Мы себе прощаем массу промашек, грубостей, гадостей, прощаем зависть, сребролюбие, бесконечное осуждение, злоязычие. Почему мы себе это прощаем? При чем тут этот падший ангел? Ведь он научил людей, отошел в сторону – и, мягко выражаясь, лапы потирает. 

Вспомним знаменитую историю. Один из великих старцев увидел беса, сидящего на воротах города, и спросил: «Почему ты не занят своими делами?» А он говорит: «Мне там и делать нечего – я людей научил, они теперь сами все делают, мне можно отдыхать». 

Давайте не будем заниматься тем, что нам не нужно делать. Давайте стремиться к тому, где мы обязаны быть. Встанем на эту дорожку и будем по ней идти, чаще заглядывая в себя: я следую за Христом или думаю, что следую за Христом? И за Христом ли я следую?.. 

Итак, в первую очередь впереди нас всегда Крест Христов. Вот это пусть нас укрепляет. А дальше – не наша задача. Что нужно – Господь откроет. 

– За что Вы можете отчислить ученика? 

– Отчисление ученика – это задача директора, крайне редки такие случаи. Если что-то ученик чудит, то идет собеседование и с ним самим, и с родителями. Зачастую ученик не отчисляется, а родители его забирают. То есть их не устраивает то, как воспитывает гимназия. А так – нет, наоборот, очень много желающих, даже не успеваем всех принять, хотелось бы больше принимать. Но не все сразу получается. Поэтому вопрос об отчислении практически никогда не стоит. 

Дети вообще по натуре очень хорошие. Ты понимаешь, что у него подростковый период, ему надо о себе заявить миру. Понятное дело, что-нибудь там начудил. У нас был ученик, который очень любил периодически влезать на крышу гимназии и оттуда вещать. Понятно, это подростковая борьба за самоутверждение в этом мире. Нет-нет, об отчислении мы не говорим. 

Говорим, наоборот, о сохранении людей, о добром союзе. Потому что у нас были случаи, когда дети оканчивали гимназию и довольно далеко отходили от Церкви. То есть они ушли в светские учебные заведения. Выяснялось, что в церковь ходить им некогда. Вот тут уже ужас охватывал: где мое упущение, где мы дали промашку, что человек не хочет возвращаться в Церковь или в ней не нуждается? 

Кроме общих знаний очень хочется, чтобы у детей осталась любовь к православному храму. Это на самом деле трудно. Многие родители знают: пока дети маленькие, ребенок послушно идет. А вот становится ему лет двенадцать-тринадцать, он начинает уже кочевряжиться: «Не пойду рано утром, я спать хочу; мало ли, что праздник». И уже ни мама, ни бабушка справиться с таким не могут. 

Конечно, очень хочется привить детям любовь к храму, желание быть в нем. Все-таки очень надеюсь: даже если есть нечастые случаи, когда ребенок отошел на время от храма, это значит, что просто зерна еще не проросли. Они прорастут чуть позже. Как по-русски говорят, когда петух жареный клюнет, придут опять в храм, потому что у них эти зернышки останутся: когда трудно, надо идти к Богу. Это самое ценное, в чем задача духовника. 

– Вопрос телезрительницы: «Я являюсь болящей. У меня есть икона и акафист Божией Матери "Целительница". Как Вы посоветуете читать акафист: каждый день или как-то иначе, чтобы помогло?» 

– Сидя здесь, в студии, я не знаю, в какой степени Вы являетесь болящей. Одно дело – болящий, который с постели не встает, второе – болящий, который встает, но дальше своей комнаты уйти не может, сил нет, третье – болящий, который потихонечку приползает в храм, просит позволения сидеть на стульчике. У Вас есть священник, у которого Вы исповедуетесь, который Вас причащает. Хорошо, чтобы Вы согласовали с ним по своим силам читать акафист этому замечательному чудотворному образу Божией Матери «Целительница». 

У меня в Никольском храме тоже есть маленький образ Божией Матери «Целительница». Я помню, когда храм восстанавливали, это был первый образ, на который мы собрали деньги и смогли заказать его у иконописца. Заказали этот образ, и когда пришло время расплачиваться и получать образ, иконописец нам его вручил в дар и сказал: «Я денег не возьму». – «Почему?» – «У меня больная мама. Пока я вам писал этот образ, она себя хорошо чувствовала и ходила по квартире. Поэтому я не могу взять деньги за свою работу. Пусть это будет пожертвование храму». Вот такая у нас была первая встреча с образом Божией Матери «Целительница». 

Поговорите со своим исповедником. Если Вы в силах, очень хорошо было бы, чтобы Вы не только «Целительнице» читали, а может быть, чередовали. Допустим, сегодня Вы читаете акафист образу Божией Матери «Целительница», а на следующий день – святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому). А потом почитайте акафист святому Пантелеимону, опять вернитесь к образу «Целительница». Это было бы очень полезно, хорошо и молитвенно для Вас – духовно обращаться к святым и Пресвятой Богородице. 

А почему не почитать канон болящего Господу нашему Иисусу Христу? Видите, какой огромный выбор, когда Сам Господь, Пресвятая Богородица и святые приходят нам на помощь. Поэтому давайте, радость моя, не только «Целительнице», а и всем остальным читать. И когда у Вас появятся любимые акафисты и будет очень нравиться читать, у Вас отпадет вопрос, стоит ли каждый день это делать. Я знаю людей, которые читают и утром, и вечером по акафисту. Бог в помощь, читайте и утром, и вечером. 

А может быть, Вам духовник скажет: «Нет, утром ты почитаешь образу Божией Матери "Целительница", а вечером давай-ка Псалтирь, хоть по "Славе"». И Вы начнете потихонечку читать Псалтирь. Это будет и утешительно, и спасительно для души. Вы думаете, о болящих читают только акафисты? Нет, чудесная Псалтирь у нас в распоряжении. Издают Псалтири и с крупным шрифтом, их легко читать слабовидящим. Пожалуйста, приобретите такую Псалтирь, хороший молитвослов, и пусть радость будет в Вашей душе во время моления и утешение. И Вы будете чувствовать те облегчения, которые будут к Вам приходить по молитвам. 

– Что делать, если ты, читая акафисты, думаешь, что что-то произойдет, будет какой-то эффект (сорок раз прочитаешь акафист и выйдешь замуж удачно)? 

– Такие советы – страшное дело. Сорок раз прочти псалом – и у тебя все пройдет, пятьдесят раз пройди вокруг часовни Ксении Петербургской... Те, кто был в паломничестве у мощей Ксении Петербургской, видят, что все время там ходят по кругу, как по арене, такие поклонники... Кому-то говорят, что надо обязательно прижаться лбом к каждому углу, поэтому такие «барашки» стоят и упираются в уголки… 

То же самое касается чтения акафистов, или Псалтири, или определенных молитв. Особенно сейчас Интернет стал наводнен какими-то молитвами «для того-то», «от того-то», «очень сильная молитва». Или: «молитесь этому святому – без квартиры не останетесь». Страшное это дело. Поэтому мы молимся Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, святым. Мы уповаем на их помощь, но отдаемся в их волю. Это самое главное: «Господи, воля Твоя, а не моя будет». 

Разве мы не знаем случаев, когда человек выздоравливает и больше в храме не появляется? Да сколько угодно. И любой священник может сказать, и я из своей практики могу рассказать. Наверное, приходилось уже о таких вещах вспоминать. Приходит человек: «Батюшка, а где у вас тут висела икона? Я пять лет назад болел, приходил, перед этой иконой молился, а сейчас ее что-то не вижу. Я опять заболел». Вопрос: «А где ты был пять лет? Ты ходил в храм?» – «Нет, батюшка, сами понимаете, дача – копать надо, некогда было. А сейчас мне предстоит операция...» – «Зачем ты тогда молился, если пять лет не был в храме? Значит, пока ты болел, ты приходил, стоял на литургии, исповедовался, причащался – почувствовал исцеление». 

Разве мы не стараемся дружить с тем человеком, который нам помог в трудную минуту, выручил нас? Как же с Господом не дружить? Как так получается, что мы относимся к Нему как к дойной корове? «Господи, мне сейчас надо, дай мне молочка, а теперь Ты мне не нужен, я молока напился, теперь пойду в другое место. А сейчас я опять молочка хочу». Разве так можно относиться? Поэтому любой человек, по-настоящему верующий, – это тот, для которого Христос – его жизнь. Верующий – это когда Христос становится жизнью, не авторитетом, не небесным доктором, как иногда слышишь от некоторых, а жизнью. Мы просто уповаем: «Господи, управи мою жизнь». 

А что – новомученики Российские полностью надеялись, что Господь все переставит на свои места и разгонит большевиков? Они просто молились и полагались на Его волю, уповали на нее. А те, кто молился, находились в лагерях: и священники, и миряне. Но они молились и уповали на волю Божию: «Господи, не моя воля, но Твоя пусть надо мной будет». Человек надеется на помощь Господню в укреплении. Но хорошо, когда это укрепление приходит для дальнейшей духовной жизни. 

Вспоминаем Евангелие: когда Господь пришел в дом Петра и увидел тещу его… огнем жегому, прикоснулся к ней – огонь оставил ее, и она служила Ему. Служила Христу, а не понеслась куда-то. Итак, уповаем на милость Божию, на то, чтобы Он нас исцелил, чтобы мы могли послужить Господу нашему Иисусу Христу своими силами, знаниями, умением. 

– Хочется как-то завершить тему о православной гимназии. Как у вас обстоят дела с мобильными телефонами? Сейчас у каждого ребенка есть телефон, в нем социальные сети, общение и так далее. Вы как-то реагируете на это? Какие у вас правила? 

– У нас есть культурный центр возле собора Всех святых, в земле Российской просиявших. И там была устроена выставка, посвященная архимандриту Алипию, наместнику Псково-Печерского монастыря. То есть стараниями нашего благочинного мы связались с Псково-Печерским монастырем, и, по благословению митрополита, нам были переданы на время выставки некоторые экспонаты. И там очень хорошо делается: когда дети приходят на эту выставку (мне самому приходилось вести там экскурсию для первоклашек, третьеклашек), все мобильные телефоны сдаются. Ребята, находясь на экскурсии, не дергаются, не отвлекаются ни на звонки, ни на фотографирование. Все телефоны сданы классному руководителю, и спокойно экскурсовод ведет экскурсию, рассказывает детям об архимандрите Алипии. 

Почему мы организовали эту выставку? Потому, что он родом из нынешнего Домодедовского района (в его время это был Бронницкий уезд). Он родился в селе Торчиха. И поэтому выставка была посвящена архимандриту Алипию. 

Это один из ярких примеров, когда вопрос решался именно так: все телефоны сдаются, абсолютно без обид, для детей это нормально. Может быть, не для всех, но они смиренно соглашаются, и это гарантирует дисциплину, нормальное общение между старшим (будь то учитель, экскурсовод или духовник гимназии) и учащимися гимназии. Нормальное отношение, никаких дерганий – и дети спокойно себя чувствуют. Дети впитывают то, что им говорят; видно, как им все это интересно, их глаза светятся. А когда даешь что-то потрогать, это вообще вызывает у них восторг. Телефоны нам такую возможность не дали бы, это совершенно точно. 

– Еще очень много работы, батюшка. Желаем помощи Божией. 

– Спаси Господи, прошу ваших молитв на этом поприще. 

– Вы имеете в виду нас всех, телезрителей? 

– Конечно, дорогие телезрители. Ведь вашими молитвами мы живы. Любой пастырь опирается на молитвы своей паствы. И мы уповаем на эти молитвы, заботу, любовь наших пасомых. Не бывает пастух без стада. Если мы выпустим его одного – ну какой он пастырь? Поэтому и мы, пастыри, опираемся на свое словесное стадо Христово. 

Ведущий Сергей Платонов 

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать