Беседы с батюшкой. Протоиерей Петр Мангилев

11 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Петр Мангилев. 

– Батюшка, раз Вы являетесь проректором по научной работе в семинарии, предлагаю сегодня поговорить об этом. Как Вы считаете, в наше время еще существует вопрос о разделении науки и Церкви? И приходится ли объяснять людям, что наука в Церкви есть и ее важно развивать?

– Конечно, объяснять приходится. Годы атеизма и скепсиса в отношении Церкви и церковного знания на протяжении целого ряда десятилетий в нашем Отечестве дают о себе знать. Априори церковное знание, церковная наука, церковные штудии объявляются вненаучными. И об этом, конечно, приходится говорить.

Ведь мы имеем дело с феноменами Откровения, мы должны каким-то образом это объяснять, растолковывать, и приложение к этим феноменам научных методов – это вполне корректно и нормально. Познавательные методы – общие. Собственно говоря, задача науки определена в Священном Писании. Еще до грехопадения, когда первые люди находились  в раю, Господь дает задание Адаму: назвать животных, дать им имена. Дать имя – значит отличить одно от другого по каким-то признакам, то есть увидеть, что одно отличается от другого. Это предполагает сравнение, выявление общего и различного. Собственно, наука дальше этим и занимается: по большому счету она дает имена, она выявляет те или иные явления и называет их, определяет. Определить – значит положить пределы, найти границы тому или иному явлению. И потом по мере сил найти объяснения происходящему, истолковать это происходящее. В этом смысле никакого противоречия здесь нет и быть не может.

Противоречия чаще всего выстраиваются, выискиваются в том отношении, что те или иные библейские факты не согласуются с теми или иными современными научными гипотезами. Как кажется, не согласуются. И в этом отношении такой буквалистский подход иногда приводит к такого рода затруднениям и отрицанию. А в целом, конечно, место науки в Церкви и церковной жизни есть. И сама задача формирования науки и научного мышления представляется важной.

– Исходя из того, что Вы сказали, наука – это благословленное Богом дело.

– Безусловно. Потому что Господь дал благословение познавать и изучать этот мир. Человек – венец творений Божиих, поставленный управлять творениями Божиими, отвечать за то, что происходит в этом мире. Естественно, для того чтобы управлять, отвечать, он должен понимать, познавать, изучать; это необходимое действие.

– Нередко в церковной среде слышишь такие слова, что многие святые семинарий и академий не оканчивали, магистрами богословия не являлись, а находятся с Богом в Царствии Небесном. Как таким людям ответить, зачем изучать науку, зачем развивать научные таланты? Научил семинариста махать кадилом, как говорится, – и все. Но ведь этого же недостаточно...

– У преподобного Иоанна Дамаскина есть  сочинение «О ста ересях вкратце». Там приводится список ересей и очень коротко описывается, в чем состоит содержание заблуждения каждой ереси. Под 88-м номером находится ересь гносимахов. Гносимахи – это борцы со знанием, условно говоря. Суть этой ереси состоит в том, что она отрицает необходимость знаний, изучения науки. И говорит о том, что церковные знания не нужны. Но это заблуждение.

Наоборот, мы знаем, что великие святители – например, Василий Великий, Григорий Богослов – получили не только блестящее богословское образование, но и блестящее светское образование. У святителя Василия Великого есть сочинение о пользе наук для юношества. В этом отношении святитель Иоанн Златоуст, например, говорит о том, что когда предстоятели Церкви – люди неученые, то в Церквах многое погибает. Сам святитель Иоанн Златоуст имел прекрасное классическое образование, прекрасно владел словом и знал не только Священное Писание, но и в светских науках был изощренным человеком. В этом отношении те примеры, которые мы видим в святоотеческом наследии, как раз говорят об обратном.

Мы начали говорить о науке вообще. Конечно, духовное учебное заведение – это прежде всего богословская наука, богословское знание. Понятно, что богословское знание – это удел не всех членов Церкви, но оно должно быть в Церкви и для пастырского служения является необходимым и важным. Содержание учения Церкви нужно знать, понимать и уметь объяснить всякому вопрошающему. Понятно, что в силу возраста, уровня общего образования, общей культуры, интеллектуальных способностей не всякий человек может в равной степени освоить те или иные знания. Это и в жизни так: все с разным успехом проходят среднее образование, далее кто-то оканчивает высшее учебное заведение, кто-то не оканчивает. Но это же не говорит о том, что высшие учебные заведения не нужны и образование не является  нужным. Обществу в целом образование нужно, но это не значит, что всякий человек будет учиться. Основы веры должен знать по возможности каждый христианин. Ну а пастырь Церкви, конечно, должен быть подготовлен, ему должны быть известны основания богословской науки и должны быть привиты навыки какого-то научного делания.

– В полном смысле можно сказать, что богословие – это наука?

– Богословие – это наука. Часто приходится отвечать на этот вопрос. Например, возьмем православную энциклопедию и найдем определение богословия, которое там есть. Это традиционное определение, которое предполагает два наполнения. Богословие – это опыт духовной жизни прежде всего. То есть богословие – это жизнь с Богом, это знание о Боге, которое приобретается опытным путем (это опыт духовного делания). Это первое наполнение понятия. Второе наполнение: богословие есть рациональное рассуждение об опыте духовной жизни. Есть опыт богообщения в Церкви, и этот опыт может быть рационально осмыслен, проанализирован. Зачем нужно это осмысление, этот анализ? Чтобы правильно научить; то есть катехизаторские, апологетические цели здесь будут присутствовать.

Скажем, я имею какой-то опыт, Вы имеете какой-то опыт, необязательно в богословских науках, а связанный, например, с профессиональной деятельностью. Для того чтобы этот опыт, который мы усвоили и самостоятельно приобрели, передать, чтобы мы могли этому научить, мы должны свой труд каким-то образом осмыслить прежде, чем будем учить, мы должны это уложить в некоторую систему. Если мы будем бессмысленно пытаться кого-то чему-то учить, не будем сами осмысливать, систематизировать, анализировать свою деятельность, то мы ничему не научим, разве что отдельным бессистемным навыкам.

В этом отношении всегда такая практика предполагает осмысление. В том числе и опыт богообщения предполагает осмысление, истолкование, объяснение того, что, зачем, почему происходит. Допустим, мы что-то рационально осмыслили и попытались описать. Тот, кто прочитает наш труд, еще не войдет в опыт богообщения, но получит какие-то представления (об ошибках и так далее) и при опытном руководстве сможет достигнуть тех или иных вершин. Эта схема, система работает. То есть рациональное осмысление, специальный язык (термины), специальные методы анализа тех или иных явлений здесь вполне применимы.

– Можно ли сказать, что изучил богословие на сто процентов?

– Нет. Так сказать невозможно. Здесь много моментов. Во-первых, цель богословского познания – Сам Бог. Господь – не нечто безличное, Он Личный и Живой Бог. В этом смысле Он, выступая как объект богословского исследования, является еще и активным субъектом познания, то есть Он Сам участвует в этом, Он открывает Себя. Так, мы познаем Бога через Его Откровение в мире. То есть Господь активно действует в этом плане. Это первое.

Второй момент. Поскольку наше познание направлено к Богу, то безграничность Его, невместимость Его для человеческого разума, конечно, полагает пределы человеческому познанию. Но как-то приблизиться к этому, что-то понять мы, конечно, можем.

– Абитуриент заходит на сайт семинарии и видит направление подготовки на бакалавриат: теология и подготовка служителей. Часто задаваемый от абитуриентов вопрос: чем богословие отличается от теологии?

– Названием. Собственно говоря, теология – то же самое богословие. Просто в номенклатуру специальностей внесена теология. Богословие – это русский перевод слова «теология». То есть содержание дисциплин одно и то же.

– То есть теология – это признаваемый образовательный стандарт.

– Да. Поскольку в государственную номенклатуру внесена специальность «теология», то когда обучение идет сообразно с лицензированной государством программой, оно идет по теологии. Ну а Церковь, когда ведет обучение по своим программам и направлениям, называет это так, как традиционно привыкла называть.

– В нашей семинарии достаточно высокий уровень научной работы. Как семинария смогла достичь этих научных успехов и как этот уровень удается поддерживать?

– Это самый сложный вопрос, который может быть задан. Понятно, что есть и возможен комплекс мер по стимулированию научной деятельности и поддержке научных исследований. Когда эти меры прилагаются, то, естественно, они имеют какой-то результат. Но самое главное, как мне всегда казалось, – чтобы заниматься наукой, человеку должно быть просто интересно. Понятно, что интерес можно убить, а можно пробудить. Для того чтобы человек начал заниматься наукой не формально, а чтобы это на самом деле его захватило, ему должно быть интересно. Это, наверное, самый главный мотив и самый главный стимул, который позволяет человеку заниматься наукой.

А дальше, если человеку стало интересно и он желает заниматься наукой, задача семинарского руководства (если мы говорим о семинарии) – каким-то образом этот интерес поддерживать, подогревать, не дать этому интересу заглохнуть. Если у человека жажда познания, жажда научной деятельности возникла, то она должна получить поддержку. И здесь есть комплекс мер. Это поддержка научных исследований: иногда необходимы командировки, посещение архивов. Иногда необходимы какие-то дополнительные знания, а это значит, что должна быть возможность организации дополнительных занятий вне рамок учебного процесса, чтобы студенты (пусть два человека, которым интересно) могли более глубоко изучать язык или какую-то узкую тему, которая будет важна для их научно-исследовательской деятельности. Это и материальная поддержка, безусловно. Это поддержка разного рода научных инициатив, участие в конференциях, научных публикациях, помощь в том, чтобы результаты научного исследования (если они достойны того) получили выход в виде научного доклада, статьи, были опубликованы в журнале. Вот такого рода мероприятия могут быть.

Это и стимулирование как самого студента, занимающегося наукой, так и стимулирование научного руководителя. Студенты никогда не будут заниматься наукой увлеченно, если преподаватели не будут заниматься наукой. Кто научит студента, если преподаватель не занимается научной деятельностью и сам не умеет делать чего-то элементарного? В этом отношении важна наука старших, чтобы младшие научались у старших.

– У нас есть два научных издания.  Есть ежегодный форум, который называется «Церковь. Богословие. История». Расскажите подробнее об этом.

– Издание научного журнала важно для стимулирования научной деятельности. На базе семинарии издается журнал «Вестник Екатеринбургской духовной семинарии». В этом году «Вестнику» десять лет. Этот журнал замысливался именно как научный журнал, который представляет духовную школу, труды преподавателей духовной школы. И преподаватели печатаются. Хотелось бы, чтобы они больше печатались, но мы стараемся, чтобы их публикации были в журнале. Привлекаются и другие, сторонние исследователи. Последние несколько лет журнал входит в список ВАК. Во-первых, он еще раньше вошел в общецерковный перечень изданий, в которых могут быть напечатаны научные исследования, отражающие содержание кандидатских диссертаций по богословию. С 2018 года журнал вошел в список ВАК (список, который установлен Высшей аттестационной комиссией). В этот список включаются журналы, в которых могут быть опубликованы научные исследования, отражающие содержание диссертаций на степень кандидата наук.

Журналы имеют свою направленность. Наш журнал, во-первых, имеет направление «теология», то есть там могут быть опубликованы статьи по этому направлению. Сейчас теология включена в перечень дисциплин, по которым защищаются кандидатские диссертации в светской системе. И вторая специальность – история: «Отечественная история» (специальность ВАК 07.00.02), «Историография и источниковедение» (специальность ВАК 07.00.09). То есть могут быть опубликованы работы и потом защищены диссертации по этим специальностям.

Сейчас по теологии защищаются диссертации, есть уже два Совета. Раньше был один Совет, сейчас еще в Санкт-Петербурге открылся Совет. Диссертации пишутся. Но мы ставим задачу развития журнала, стараемся следить за качеством публикаций.

Второй журнал, который издается с 2020 года, – «Церковь. Богословие. История». Главная задача журнала – издание материалов конференции «Церковь. Богословие. История». Сложилась в Екатеринбургской духовной семинарии такая традиция: накануне или после праздника новомучеников и исповедников Церкви Русской проводить студенческие чтения. В двухтысячные годы студенты делали просто сообщения о тех или иных новомучениках, и это были не столько, может быть, научные чтения, сколько просветительские, внутрисеминарские чтения. Потом конференция немножко разрослась, переросла формат студенческой, стала ежегодной. Конференция проходит уже на протяжении десяти лет. В этом году была девятая конференция, в 2022 году, даст Бог, будет десятая.

Первоначально материалы конференции издавались в виде сборников, но решено было сделать  журнал, потому что в журнальном формате это удобнее, и журнал дает больше возможностей – в нем можно издавать не только материалы конференции, но и более широкий материал. Вышли уже два журнала.

Итак, есть два журнала и конференция. До пандемии собирались довольно большие конференции, более ста участников принимал Екатеринбург. В пандемию был, конечно, дистанционный формат. В феврале этого года мы отработали в течение недели, как мне кажется, достаточно продуктивно все секции конференции. Часть их посвящена новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Кроме того, это тематика, посвященная царской семье, истории Церкви в XX веке с упором на подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это церковно-исторические сюжеты, связанные как с Церковью в России, так и с Церковью на Урале. Это история богословского образования, когда традиционно бывает представлено несколько докладов, специалисты в этой области приезжают и обсуждают эти вопросы. И еще одно традиционное направление конференции – древнерусская книжность, письменная культура.

Сложился уже коллектив ученых, которые бывают на конференции. Это всегда важно для того, чтобы какие-то проблемные группы складывались, когда обсуждаются те или иные дискуссионные вопросы. Наличие подобного рода проблемных групп, живое участие ученых в обсуждении тех или иных вопросов являются мощным воспитательным фактором и для студентов. Студенты посещают  секции, могут видеть характер дискуссий, слушать доклады, задавать вопросы. Наличие подобного рода научных форумов – важный момент в плане развития науки.

– Журналы, конференции – это все, конечно, здорово. Наверное, еще важным критерием для развития науки в нашей семинарии является открытие магистерской программы в 2017 году.

– Безусловно, открытие магистерской программы  такой шаг, который позволяет развивать научную работу. У нас открыта магистерская программа по истории Русской Церкви. Время обучения – два года. Поскольку это церковно-историческая магистратура, естественно, в магистратуре изучается довольно много исторических дисциплин. Конечно, такие дисциплины, как актуальные вопросы истории Русской Церкви, актуальные вопросы истории России, методология истории, вспомогательные исторические дисциплины, источниковедение. То есть целый блок исторических дисциплин, которые важны.

Магистранты пишут диссертации. Если бакалаврская работа в семинарии может иметь элементы научного исследования, может содержать какую-то научную новизну (но по большому счету для бакалаврской работы это совершенно необязательно, это квалификационная работа), то для магистерской диссертации эти требования обязательны, без них это уже не магистерская диссертация. Должен быть элемент научного поиска, необходимо умение работать с историческими источниками (поскольку у нас историческая магистратура), умение излагать материал, систематизировать, анализировать факты, делать выводы. И какое-то самостоятельное и новое знание должно присутствовать.

– В семинарии есть очное отделение и заочное отделение магистратуры.

– Да.

– Как правило, большая часть обучающихся в магистратуре – это священнослужители. Как Вы считаете, важно ли продолжать обучение после бакалавриата, специалитета и дальше?

– Если у человека есть желание продолжать обучение, то это важно делать. Понимаете, когда мы говорим о науке и научной работе, мы должны понимать, что если человек обучается и пишет, например, магистерскую диссертацию, то в дальнейшем его жизнь, может быть, и не будет обязательно связана с наукой. Подготовка научной работы – это определенного рода квалификационные навыки, которые человек получает. Во-первых, это какая-то строгость мышления, которая человеку прививается; это критичность мышления, потому что нужно анализировать источники, сопоставлять факты (если мы говорим об исторической магистратуре). Много моментов, которые будут важны в дальнейшей пастырской деятельности. Может быть, диссертация будет последним научным исследованием, которое совершит магистрант, и дальше у него будет только приходская работа, приходские дела, но навыки работы с материалом будут необходимы.

С другой стороны, если говорить об исторической магистратуре и тех специальных исторических знаниях, которые получает человек в исторической магистратуре, то на приходах в наши руки попадают иногда бесценные источники по истории Церкви. Люди приносят старые книги, письма, архивные материалы, которые сохранялись в семьях. Понять и оценить значение этих материалов легче человеку, имеющему специальное образование.

Далее: музей, организация краеведческой работы на приходе требуют элементарных навыков, которые даются в магистратуре. Это одна из форм в том числе просветительской работы, миссионерской работы. Потому что вокруг музея, какого-то краеведческого кружка можно объединить людей, молодежь и, занимаясь этой работой, сделать очень много для истории родного края, иметь возможность разговаривать о месте и роли Православной Церкви в жизни края. Это очень мощный воспитательный момент.

– Пользуясь случаем, хочу сказать, что сейчас в Екатеринбургской духовной семинарии идет дополнительный набор абитуриентов, прием документов продлится до 20 августа. Что Вы пожелали бы тем абитуриентам, которые хотят пойти в семинарию, но, возможно, еще колеблются в своем выборе?

– Колебаться в своем выборе, наверное, нормально в какой-то момент. Во-первых, я посоветовал бы абитуриентам хорошо подумать; все-таки выбор семинарии, выбор своего служения – это серьезный жизненный выбор. Взвесить все «за» и «против» и, если есть возможность и сердечное желание получить богословское духовное образование,  прийти в семинарию, сдать экзамены. Обучение в духовной школе не легкое и не простое, но оно очень интересно и полезно, когда человек прикладывает к этому усилия, и действительно способно обогащать человека знанием и внутренне его развивать.

Учиться всегда нелегко. Я понимаю, что можно и хитростью, и лукавством как в светском вузе, так и в духовной школе получать какие-то преференции, зачеты и так далее. Но если человек серьезно к этому относится, он имеет большие возможности для того, чтобы учиться, большие возможности для приложения своих собственных усилий, и это бывает вознаграждено теми знаниями, тем опытом, что человек приобретет. Поэтому если есть серьезные намерения, горячее желание – пожалуйста, приходите к нам в духовную школу.

– Я в этом отношении люблю говорить, что обучение в учебном заведении – это время возможностей. И семинария, конечно же, не является исключением из этого правила.

– Да. Я наблюдаю жизнь семинарии с самого начала, с момента восстановления духовного училища в 1994 году. На протяжении длительного времени (с июля 1995 года) я являюсь проректором по учебной работе и последние несколько лет – проректором по научной работе. Поскольку я преподаю целый ряд дисциплин, все студенты дневного отделения проходят через эти дисциплины, и я знаю всех. Могу сказать, что приходили люди разные, с разными установками. Кто прилагал усилия для того, чтобы использовать возможности, которые даются, тот эти возможности использовал и образование получил. У нас есть студенты, которые получили очень и очень хорошее образование, и семинарское образование легло в основу их образования и дальнейшей карьеры, научной в том числе, и дало ощутимые, весомые и признанные результаты. Есть те, кто был отчислен. То есть они свои возможности растратили зря.

Но так и везде в жизни: возможности у нас есть, но как мы к этим возможностям отнесемся, как их используем – это уже другой вопрос. Вы правильно сказали, семинария предоставляет возможности. Есть хорошая база, хорошие педагоги. Было бы только желание учиться. Во всяком обучении от нас самих зависит очень многое. В одной и той же школе люди учатся, за одной партой сидят, но один выходит с одними знаниями, другой – с другими.

– Что ж, будем ждать абитуриентов. Батюшка, благодарим Вас за ответы.

Ведущий Сергей Новиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать