Беседы с батюшкой. Судьба в контексте православной веры. Протоиерей Максим Плетнев

7 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев.

– Тема передачи – «Судьба в контексте православной веры». Когда мы говорим о судьбе, возникает сразу масса вопросов о роке, более того, есть представление о том, что все в нашей жизни уже написано в книге жизни. Есть проблемы с ощущением предопределенности нашей жизни, которые превращаются в пассивный взгляд на происходящее, потому что, мол, все равно все решено, я ничего сделать не могу. И ощущение своей судьбы, мне кажется, может быть очень разным. Как православный человек в контексте православной веры осознает такое понятие, как судьба? Что об этом говорит Священное Писание?

– Давайте начнем со Священного Писания, чтобы не быть голословными. Наша вера, наше богословие основаны прежде всего на библейских текстах. Библейский взгляд является ориентиром в наших рассуждениях, мыслях о Боге, о мире и о себе. Каково же наше место в этом мире? Мы всё стараемся сверять со словами Священного Писания. Мне очень нравятся цитаты из Книги Сираха: Как глина у горшечника в руке его и все судьбы ее в его произволе, так  люди в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему. Мы видим, что Господь является Вседержителем. Образ мира как глина, из которой горшечник творит. Мир, вся наша вселенная, судьбы отдельных людей в том числе – это глина. Как горшечник полностью владеет глиной, может вылепить все что захочет, так и Господь волен в этом мире и воздает по суду Своему. Здесь тоже момент воздаяния по суду.

 Фатализм, конечно, в Библии не просматривается. В Книге Притчей мы видим цитату немного другого рода, но она тоже об этом: Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека от Господа. Здесь мы видим, что люди чаще всего не смиряются с судьбой. Даже из текстов, которые мы сегодня читаем, видим, что судьба приравнивается в Библии к воле Божией. Человек ищет обходных путей, благословения порой не Божия, а человеческого, но судьба его в руках Божиих. Мы не понимаем волю Божию, не совсем осознаем, что происходит, не можем этого понять в полноте. Мы видим нашу жизнь, судьбы других людей, но там не все четко логично. У нас нет возможности четко расписать жизнь человека: вот это у него произошло потому, что то-то и то-то, а здесь то-то и то-то, а вот здесь Господь захотел этого от человека – и такая ситуация сложилась. Конечно, так нельзя.

Читаем Послание к Римлянам апостола Павла (Новый Завет): О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего, как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Если мы исходим из понимания судьбы как воли Божией, то все становится на свои места. Наша задача в этом мире – узнать волю Божию и стараться ее выполнить. Узнать пути, узнать, что же Господь преднамерил мне, какое у меня предопределение в этой жизни, зачем меня Господь воззвал из небытия, дал жизнь, призвал к тому или иному служению в этом мире и что я должен постараться исполнить. Узнать волю Божию не так сложно. Некоторые люди ломают головы, но есть Библия, Евангелие. В Евангелии Господь дает нам одну двуединую заповедь: вот она, судьба, воля Божия – любить Бога и ближнего. По-моему, все четко и понятно. Возлюби Бога и ближнего, как самого себя, – это и будет твоя судьба, воля Божия и ее исполнение.

– Есть еще одна тема, которая укладывается в контекст нашей беседы. Мы часто слышим: судьба народа. Мы можем говорить о том, что и в Священном Писании, и в Ветхом Завете мы об этом читаем. Как только народ отходит от воли Божией, его постигает какая-то беда. В нашем современном обществе, где верующих меньше, чем мы бы хотели, возникает постоянный разговор о судьбе страны, народа. Что можно ответить на такие умозаключения?

– Тут важно понимать, кто такой вопрос задает. Если это верующий человек, то там одна позиция. А если неверующий, то неверующие бывают очень разными. Есть у нас неверующие люди, которые смотрят на мир в парадигме коммунистического мировоззрения, там есть цивилизационный прогресс, этапы (рабовладельческий строй, феодальный, капитализм, социализм, коммунизм). Все-таки в данный момент мы вошли в пространство капитализма (регресс в этой теории). Есть прогрессистская теория либерального воззрения – гуманизм. Здесь мы подходим к теме бунта человека против Бога, к теме строения Вавилонской башни. Это тема трансгуманизма, активного изменения сегодняшнего мира и человека в этом мире. Вообще «транс» – это «движение». Тут такие идеи, что современный человек – это только одна из ступеней, а мы идем к следующей ступени, к более продвинутому человеку и более продвинутому миру.

В чем здесь богоборчество? Такое построение мира вне Бога. В той картине мира, где активный трансгуманизм является позитивным явлением, Бога нет, нет Его воли. Соответственно, нет стремления узнать эту волю и ее исполнить. Есть разные взгляды. Есть такой: то, что происходит сегодня в мире или с народами, – это случайность, стечение обстоятельств. Происходит масса случайностей – и получается та или иная ситуация. Или же это какой-то план, чья-то воля; и к этой воле движутся определенные силы. Могут быть эти два взгляда на современную историю. Или третий взгляд: есть и то, и то, а получается третье.

– Это всё наши размышления. Если мы исключаем Бога из этой цепи размышлений, тогда начинаются все эти распри и прочее...

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Я думаю, что проблема как раз в том, что Бог, как Всемогущий, Всевидящий и Всезнающий, вне времени. Он знает все о нас, как с нами будет и чем это кончится. Но мы этого не знаем и всеми путями хотим это узнать, поэтому бежим к старцам, к гадалкам, к кому только можно. А как Вы сказали, на все воля Божья. Надо жить по воле Божией, полюбить ближнего, допустим. А как без лицемерия, по-настоящему возлюбить ближнего? И как полюбить врага, который тебя, мягко говоря, изнасиловал? Как это сделать практически, а не теоретически?»

– Я за то, чтоб меня возлюбили и с лицемерием. Я за любовь в этом мире, я не против, чтобы меня любили, хоть и лицемерно. Лицемерно лучше, чем никак. Давайте будем пытаться хоть так, как получается: криво и косо, лицемерно, не в полноте. Как воплотить слова о любви к ближним? Хотя бы быть немного добрее друг к другу. Не надо высоких слов и целей ставить. Мы все друг от друга не очень отличаемся, мы в зачаточном духовном развитии, мы не способны на любовь, которую видим у святых, – христоподражательную любовь, любовь самопожертвования.

Хотя бы элементарно надо простые добрые вещи делать время от времени. Стараться делать маленькие дела. Не великие. Но каждый день что-то доброе делать, уже будет замечательно, уже будет лучше. Не надо разбираться, делаю я это с гордостью или без гордости, насколько я тут лицемерен или нет. Давайте с лицемерием сделаем, давайте с гордыней сделаем доброе дело, поможем бедному, страдающему человеку. Хоть так. Уже будет хотя бы что-то. Лучше, чем просто стоять в сторонке и созерцать эту человеческую беду, размышлять, с какой стороны подойти, чтобы все это было искренне. Мы же говорили о том, что воля Божья явлена, она четко определена. Нет тут никакой сложности.

Если говорить о том, что человек порой хочет узнать будущее через гадалок, что тут узнавать-то? Все тоже понятно: мы умрем. Жизнь скоротечна. Очень скоро все это кончится. Очень быстро вся жизнь проходит.

– Когда мы приходим к психологу и говорим, что все время думаем о смерти и о том, что будет вечная жизнь, любой психолог скажет: давайте полечимся…

Вопрос телезрителя Дмитрия из Ленинградской области: «Дайте, пожалуйста, совет, как изжить в себе тяжелые обиды, полюбить Господа и людей всем сердцем. Как это благоприятно влияет на судьбу?»

– Хороший вопрос. Давайте опять-таки маленькими шагами двигаться. Творить маленькие дела любви. Есть определенные  приемы, умственные. Мы отделяем человека от греха. Как мы можем любить людей, когда они нам лично делают плохо? Мы стараемся увидеть отдельно человека и его состояние. Человек украл у меня кошелек, например. Мне плохо от этого. Я хотел продукты купить для семьи, а теперь не могу, это затруднение, и я могу гневаться на этого человека, но в то же время  могу и рассудить о том, в каком духовном состоянии находится этот человек, раз  может совершать такие  поступки. Где его душа? Где Господь в его жизни? Мы можем этого человека пожалеть. Когда человек творит зло, он прежде всего несчастный человек. Счастливым людям зачем воровать и делать какое-то зло? Конечно, какое-то зло они все равно делают, часто не совсем сознательно. Тем не менее они стремятся к добру…

Как нам прощать? Первый момент – отделяем человека от его греха. Грех, поступок отдельно, человек отдельно. Далее стараемся за людей молиться, за обидчиков в том числе. Это очень хорошее упражнение, оно и гордость убирает, и порой мы действительно четко не видим, что происходит. И часто не видим, как мы много согрешаем против других людей, не осознаем, как мы кого-то обижаем, сколько зла нанесли. Иногда доносят до тебя, как ты порой выглядишь со стороны, сколько неловких движений и обидных вещей для людей творишь... Это удивительно.

Я всегда удивляюсь тому, что каждый человек знает, как надо, какие мы грешные. Но человек убежден, что он прав, что он знает, как надо, а другие не правы. И это каждый человек. Это настолько удивительно… Это ж не просто самомнение, такова наша природа. Это даже не эгоизм, а внутренняя бытийная сущность. Мы про себя думаем, что знаем, как лучше, и с этим функционируем, действуем, часто не осознавая, сколько дров наломали, сколько раз на ноги наступили другим людям и так далее. Здесь тоже можно подумать, какую гадость ты сделал другому человеку. И как-то смириться.

Еще один очень важный момент: в какой перспективе видения мира мы живем. Я за перспективу, что мы скоро умрем. И в этой перспективе что мне обижаться на того, кто какую-то гадость сделал, если я завтра предстану перед Богом? К чему это вообще? Это настолько ничего не стоит, настолько бессмысленно, не имеет ценности и значения... Ну, сделал и сделал. Помочь ему можно чем-то, если у меня есть на это силы и возможности. Вот и все. А так завтра пред Богом весь этот мир кончится, все эти дрязги, заботы, суета – все это уйдет, и я окажусь в другом мире, где нет тела, где нет материи, где только духовные сущности. Вот что там дальше будет со мной? Куда я потянусь, чем  буду жить? Если тут я живу с Богом, то там  потянусь к Богу, а если здесь  вне Бога, то и там окажусь непонятно где. И эта перспектива дает в том числе возможность отделить себя от этих внутренних обид, которые действительно порой человека разъедают. Но бывает такая ситуация, человек вроде все понимает, его умонастроение примерно в таком духе, но боль все равно есть в сердце. Например, жену бросил муж, и она все равно на него в обиде. Бывает, он возвращается, она умом готова его принять и простить, но сердце болит. Если оно болит, ты же его не можешь заткнуть. Чем здесь помочь? Иметь умонастроение именно такого плана и молиться, просить Бога о лечении своего сердца, врачевании этой боли. Бывают такие истории, которые не так быстро проходят, но со временем проходят.

– Как говорил священник Александр Ельчанинов, именно страдания душевные, претерпение боли как раз и ведут нас к Богу, помогают нам отсечь наши помыслы. Если кто не читал, почитайте его записки, это потрясающе...

Вы работаете с теми людьми, которые вроде уже махнули на себя рукой, но потом с ними происходят какие-то изменения.

– Люди, которые проходят у нас реабилитацию по программе «Фавор», в конце реабилитации выполняют задание. Одна из них написала текст, прочитала в группе. И он лег в основу пьесы, затем был поставлен спектакль «Я есть». Он получился очень пронзительным; в нем много боли, горя, страдания. Он раскрывает внутреннее бытие зависимого человека; показывает, кто он такой…

Можно позвонить по телефону нашей организации «Фавор»: 8-911-170-54-04.

Вопрос телезрителя: «Я вас всегда слушаю и смотрю. И в последнее время прошу у Господа только смирения, терпения и любви. Я перестала гневаться, начала заниматься домашними делами. Меня перестали волновать вопросы спасения, как идти ко Господу. Я думаю, что спасение в нашем терпении». 

– Мне нравятся Ваши слова. Хорошо их закончить такой фразой: я начала жить. Когда человек вошел в терпение, смирение и любовь,  начинается настоящая жизнь; вне этой псевдоборьбы с обстоятельствами, обидами, людьми… Это все ушло – появилось настоящее, естественное, нормальное пребывание человека в Боге. Это и есть наш путь ко Христу.

– Когда человек болеет, он становится добрее, терпимее; не хочется ни с кем ругаться, спорить. Удивительно, но это факт. Чем больше мы болеем, тем больше размышляем о вечности и становимся христианами. Вы постоянно общаетесь с людьми, которые очень долгое время были больны. Каждый из ребят вашего центра говорит: я зависим. И не говорит: я был зависим. Почему?

– Любая зависимость, если о ней говорить серьезно и профессионально, – это хроническое заболевание, биопсихосоциальное явление. Это одна картина. На духовном уровне это страсть, грех. Это другая сторона болезни. Когда эти две картины совмещаются, тогда может быть настоящее видение предмета. Да, на биологическом уровне эта болезнь неизлечима, она хроническая. В этом смысле человек остается зависимым. Но в духовном плане человек может освободиться от этой страсти. Есть такие истории. Поэтому я не сторонник радикальных утверждений и навешивания ярлыков.

– Когда человек болеет,  становится ближе к Богу. Это утверждение работает в системе «Фавора»?

– Это особая болезнь, очень тонкая, она имеет определенную четкую духовную историю. Это духовная болезнь, страсть. Чем сильнее страсть, тем дальше человек от Бога. Тут другая конфигурация.

Когда мы говорим о том, что есть зависимые люди, не надо забывать и про созависимость. Это родственники зависимых людей. Их много, и они часто не осознают свою болезнь. Но это тоже болезнь. На сегодня мы определяем созависимость тоже как заболевание. Страдают в основном женщины: мамы, жены. Мы стараемся тоже им помогать.

Наш центр работает по двум направлениям: амбулаторно и дистанционно. Главное, чтобы получалось со временем. Занятия у нас начинаются в семь вечера. Продолжительность программы три месяца. Оказываем мы помощь бесплатно. Программа «Фавор» – это высокопрофессиональная и духовная помощь. Мне нравится данная программа тем, что человек может позвонить и в этот же день начать заниматься. За подробной информацией можно обратиться на наш сайт: favor78.ru

– Обратиться и судьбу свою изменить.

– Судьба – это воля Божья. Не только изменить, но и найти свою судьбу. Найти волю Божью о себе и обрести полноту жизни.

Вопрос телезрителя: «Этимология слова «судьба» – суд Божий. Это то, что человек сам сотворил своими действиями и поступками. И потом мы получаем соответствующий результат. Каждый человек свою судьбу творит сам. Если человек хочет изменить судьбу, надо поменять свои мысли, действия и поступки».

Для того, чтобы поменять все это, и существует реабилитационный центр, где оказывается психологическая и духовная помощь.

– Дорогие друзья, приглашаю всех подключиться к нашей программе. А также у нас в городе проходят мероприятия, где мы стараемся говорить о трезвости, здоровой жизни, традиционных ценностях.

Опять же про спектакль «Я есть». В нем много боли, но есть и свет. Автором спектакля является девушка, которая прошла у нас реабилитацию, она актриса. Во время пребывания у нас ей исполнилось 50 лет. Это взрослый человек, поэтому и спектакль взрослый. Реабилитацию она прошла вместе с мужем. Сейчас они ведут трезвый образ жизни, у них все хорошо. Они до этого были верующими людьми, но после реабилитации  еще более глубоко вошли в церковную жизнь. Это замечательно. .

– Сейчас телезрительница сказала, что мы сами создаем свою судьбу. Но если руководствоваться только общими нравственными этическими нормами, то, на мой взгляд, происходит грустная история. Потому что все меняется в обществе. Получается, что судьба человека зависит от судьбы того места, где он живет. В этом случае возможно менять свою судьбу, руководствуясь православной верой? На что нам опираться?

И другая сторона вопроса. У православных есть мнение: предаю себя в руки Божьи, и всё. Не надо ничего делать, трудиться и так далее. Правильно ли это?

– Тут я не могу согласиться. Прозвучала тема изменчивости этики и нравственности вне религии. Верующие люди четко понимают (на мой взгляд, это объективные знания), что нравственность и этика восходят к религиозному воззрению. По сути, это минимизация религиозных норм. Если религиозные нормы обществом отвергаются, то нравственность и этика этого общества не имеют под собой серьезной основы. И, соответственно, они могут легко меняться на прямо противоположные (что и происходит сейчас). Это страшно. Мы утверждаем, что нравственность – это воля Божья по отношению к человеку. Но если нравственные законы меняются на противоположные, это, конечно, беда.

В отношении человека – я за то, чтобы мы стремились к богоуподоблению.  Мы созданы по образу и подобию Божьему, это и надо стараться воплотить в своей жизни. Один из способов приближения к Богу – это творчество. Мы творцы, и Господь Творец. Самый главный объект человека для творчества – его жизнь. Я за то, чтобы мы творчески подходили к своей жизни, буквально ее творили. Творили, сочетаясь с судьбой Бога о себе, с Его волей. Потому что мое свободное творчество может быть далеко от правды, от хорошего и благого. Смысл жизни человека в деятельности, в творчестве. Постижение Бога должно быть деятельностным.

Есть другие пути; например, путь созерцания. Но для этого надо уходить из мира. В миру это сделать сложнее, часто и невозможно. Потому что мир будет постоянно требовать от тебя активного участия в нем. Хорошо, если это будет направлено к той самой активной любви, о которой мы говорим. Это правильно, когда православные люди активные, проявляют общественную инициативу. Не отделяются в какую-то полусекту: мы спасаемся, а вы все погибаете. Православные люди должны активно участвовать в жизни и нести христианство в этот мир, пытаясь его изменить. На работе можно что-то менять, в семье. В семье вообще можно полностью выстраивать христианские отношения. Это будет влиять на меня, на жену, детей. Если дети будут воспитаны в христианском духе любви, в правильном отношении к Богу и людям, они это будут нести дальше.

Мы потихоньку меняем мир, являя Христа в этом мире. Господь говорит: по любви между вами будут знать, что вы Мои ученики. И по любви именно деятельной. Наша любовь должна реализовываться в какое-то дело, пусть и маленькое. Необязательно делать великие дела. Начните с маленьких, совсем простых вещей.

– Так мы можем поменять судьбу народа.

– И судьбу народа, и свою собственную.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать