Беседы с батюшкой. Протоиерей Павел Кондраков. 2 августа

2 августа 2022 г.

– В гостях сегодня помощник председателя Отдела по делам молодежи Московской епархии протоиерей Павел Кондраков. Сегодня мы празднуем память пророка Илии, завтра – пророка Иезекииля. Предлагаю поговорить о пророках, особенно о пророках в наши дни. Есть ли сейчас пророки, как их узнать, как отличить истинного пророка от ложного?

– У нас есть четыре великих пророка, двенадцать малых пророков Ветхого Завета. Илия – ревностный пророк, изображается на иконах с огненной колесницей, позади его – огненный фон. У его отца было видение перед рождением сына, в котором сын был запеленутым в огненные одежды.

Если говорить про Илию, то он возвещает людям волю Божию. Люди часто, к сожалению, отходят от Бога. И Господь через пророков возвещает Свою волю, чтобы опять привести людей к добру, спасению, увести их от погибели.

Пророки – особые люди. Потому что Господь, избирая их, дает им и силу, Сам благоволит их такому предназначению в этой жизни, им покровительствует. В древности были лжепророки. Сам Господь через Своих пророков возвещал о них: «Я этих пророков не избирал, и они имеют лживые уста, неправильно говорят обо Мне».

Если перенестись в наше время, то сейчас нет пророческого служения в таком ярко выраженном виде. Но и в наши дни были святые люди, которые возвещали волю Божию. Мы знаем, например, святого праведного Иоанна Кронштадтского, который всей России говорил: «Россия, опомнись! Если ты, русский человек, сейчас не покаешься, то ждет тебя погибель». Он говорил, что Россия будет залита кровью. Преподобный Серафим Саровский предсказал в письме будущему царю Николаю II, что его ждет. 

Мне кажется, такие святые угодники Божии не явно, как это было раньше, когда Господь посылал в мир пророков, а каким-то особым выражением своей жизни, огненных словес открывают волю Божию людям в то время, когда это необходимо. В наше время таких ярких подвижников благочестия пока нет. Мы должны изучать волю Божию, читая Библию. В первую очередь книги Нового Завета (Евангелие и Апостол) и Ветхого Завета (тех же самых пророков, которые возвещали волю Божию заблудшим людям).

В писаниях святых пророков люди могут почерпнуть очень много полезного для себя и увидеть аналогию, что очень многое повторяется. В жизни человеческий дух реализует себя через те же самые грехи и добродетели, которые были и двести, и тысячу лет назад. Потому что дух человеческий одинаков, хотя условия жизни изменились. Те же самые грехи, которые были в древности, повторяются и в наши дни. Поэтому эти пророческие предсказания и увещевания очень полезны и для нас. Мы видим, что нужно все-таки прислушиваться к ним и стараться избегать грехов, следовать добрым словам пророков, чтобы не грешить и делать добрые дела, искать Бога.

– Вопрос телезрителя: «В Библии написано: не сотвори себе кумира. Как же тогда быть с иконами? Бог очень ревнив».

– Часто такой вопрос задают протестанты, которые не почитают иконы, говорят, что мы идолопоклонники, сотворили себе кумиров, хотя написано, что нужно почитать только одного Бога. Если мы посмотрим историю Церкви, то увидим, что уже были такие моменты, когда определенные люди выступали против икон. Была иконоборческая ересь, осужденная VII Вселенским Собором в конце VIII века.

Православные аргументируют свое почитание икон тем, что Господь Иисус Христос воплотился. Мы видели славу Его здесь, на земле, поэтому изображать Господа мы можем. Поклоняемся мы не дереву и краскам, не самому изображению как таковому, а той личности, которая изображена на иконе. И здесь надо понимать, что икона – это окно в горний мир, помощь нам в том деле, которое мы выполняем для служения Богу. Например, если мы находимся дома, а наш любимый родственник уехал очень далеко, то мы, переживая за него, часто смотрим на его фотографию. Это нас настраивает на определенную волну, мы начинаем как бы даже разговаривать с ним.

Иконы – тот элемент, который помогает нам принимать Бога в свое сердце, обращаться к Нему, потому что у нас есть не только душа, но и тело, и нам нужны осязательные выражения нашей веры. Если мы проследим историю Церкви, то заметим, что многие иконы прославились чудесами, от них шла благодать. Об этом говорил преподобный Севастиан Карагандинский. Он говорил так: есть иконы, из которых текут ручейки благодати, а есть иконы, из которых текут реки благодати. Поэтому он всем советовал обращаться к иконам, не проходить мимо их, лобызать их с любовью.

Мы знаем некоторых святых людей, которые еще не прославлены. Например, та же старица Любушка Сусанинская. Она подходила к иконе и разговаривала, как с живым человеком, с тем, кто был изображен на ней. Ее молитва была очень действенная. Поэтому, чтобы нам заново не изобретать велосипед, мы просто возьмем опыт Церкви, изучим его и будем им пользоваться. Все-таки не просто так нам это все дано. Святые отцы это уже проходили и оставили нам в наследство. То, что нам дает Церковь, – это самое лучшее, это сокровище, которое надо просто принимать и постараться воплощать в своей жизни. И будет нам благо.

– Из постановлений VII Вселенского Собора мы помним, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. В этом коротком предложении можно сформулировать истину об иконопочитании. Таким образом, получается, что почитается не доска с красками или изображение, напечатанное на куске бумаги, а тот, кто изображен на иконе.

– Вы знаете, иконоборцы как раз говорили: «Что вы изображаете на иконе? Если вы изображаете существо Божье, то оно неизобразимое, а если существо человеческое – это обман. Получается, вы изображаете только часть. Самое лучшее изображение Бога – это Евхаристия, то есть Тело и Кровь Христовы». Но мы говорим, что мы изображаем не природу Богочеловека, мы изображаем Личность, Он воплотился и жил среди нас. Иоанн Богослов, святой апостол, говорит: мы видели славу Его, мы осязали Его и об этом вам говорим.

– Вы упомянули, что этот вопрос часто задают из протестантской среды, обличая православных, поэтому, попав в протестантскую среду, можно неожиданно услышать, что существуют пророки, что они до сих пор живут среди нас, такие же, как ветхозаветные, и что они также прорекают волю Божию. Как к этому относиться, когда слышишь такое, и можно ли верить таким пророкам?

– Слава Богу, что мы в Православной Церкви. Если кто-то хочет испытать таких пророков, я бы советовал укрепиться в православной вере, взять благословение у батюшки, посоветоваться с ним. Ветхозаветные пророки – это особый дар Божий людям, и это не просто как бы я открыл в себе такой дар. Где объективное свидетельство того, что ты пророк? Кто засвидетельствует, что ты действительно послан от Бога? Если мы возьмем ветхозаветных пророков, то у них были особые явления. Например, пророку Исайе было видение, он был призван к этому пророческому служению, да и другие пророки тоже были призваны особым образом. Потом все их пророчества сбывались, они подтверждались в жизни.

Я не знаю таких пророков среди протестантов, которые бы возвещали волю Божию настолько явно, что она открывалась бы в каком-то обозримом временном промежутке. А со своей стороны я бы посоветовал лучше к этому не обращаться. Живем мы в православии, думаем о своем спасении; это очень даже много, и если мы не собьемся с пути в заботе о своей душе, в том, чтобы обрести Бога, мне кажется, это будет самое лучшее. Если ты обретешь Бога, то обретешь в себе и пророчества, и разные тайны, и столько чудес, которые, может, не видны другим, но для тебя это будет осязательно, утешительно и будет подвигать постоянно искать Господа. Наша вера настолько благодатна, что человеку постоянно даются силы на движение вперед, и это не надо забывать.

– Вопрос телезрителя: «Где и как принято решение почитать святые мощи?» Почему мы почитаем мощи святых?

– В Ветхом Завете была интересная история. Насколько я помню, хоронили одного человека, случилось какое-то смятение, и его тело нечаянно уронили на гробницу усопшего пророка Елисея; и после этого тот человек воскрес. Люди удивились и восславили это, и вот из этого понимания у нас идет основание для почитания мощей. Но не только из этого, надо понимать, что святые люди – это не только душа и дух, но и тело. Как сказал апостол Павел: «Сделайте себя храмами Божиими, чтобы тело ваше было свято, ибо вы уже не свои, а Христовы; и тело ваше принадлежит не вам, но Господу, и тело ваше храм Духа Святого, Который обитает в вас». Когда человек с Богом, то его настолько пронизывает благодать, что и тело изменяется. Мы знаем из истории разговор Мотовилова и преподобного Серафима Саровского, когда лик преподобного Серафима просветился так, что Мотовилов не мог смотреть на него и отвернулся, потому что сияние было паче солнечных лучей. Это говорит о том, что тело участвует в освящении от Духа Святого, поэтому, когда человек умирает, его мощи также имеют благодать Святого Духа, то есть тело напитано благодатью.

Известно, что больные люди, которых приносили к мощам, исцелялись, бесноватые были очищены при прикладывании к мощам, бес был изгнан из этих людей. Когда я учился в лавре, был свидетелем того, как бесноватых приносили к мощам преподобного Сергия – это было жуткое зрелище. Мы видели, как слабая девушка запросто раскидывала крепких мужчин, и когда ее все-таки прикладывали к мощам, то она затихала, успокаивалась, мы видели это воздействие. Причем кричала эта девушка не своим голосом. Из всего этого мы делаем вывод, что не можем выбрасывать из поклонения то вещество, которое также призвано к обожению и к возрождению, ведь когда мы воскреснем, мы воскреснем не только душой, но и телом.

Из пророчества Иезекииля мы знаем: когда все люди будут воскрешены, то тела восстанут и в них вселится дух. Поэтому, дорогие братья и сестры, к счастью, мы не кришнаиты, не иудаисты, которые не почитают тело, для которых тело – это темница души, поэтому они сжигают эту темницу. Для нас тело – это храм, часть человеческого существа, поэтому православным благословляется и рекомендуется хоронить тела, не сжигать, а хоронить. Поэтому мы приходим в храм для последнего, прощального целования, целуем покойника в лоб, трогаем его, потому что тело – это тот же человек. Все это Церковь хранит и дает нам в назидание. Если мы этим будем пользоваться, если будем стараться прислушиваться к гласу Церкви, мы не обеднеем. Я считаю, что человек, который не поклоняется иконам, святым мощам, себя обедняет.

Я недавно был в Дивеево у преподобного Серафима Саровского, еще до торжества, меня поразила атмосфера, которая там есть. Пока я там жил, чувствовал эту силу, мне постоянно хотелось молиться, мог очень рано пойти на службу и постоянно чувствовал эту силу. Я думал: «Как это может быть? Не могу же я сам себе это внушать?» Я уехал в Москву, вернулся в семью, в квартиру, стал служить здесь, но дома я такой силы уже не испытывал. Даже в храме я не испытывал такой силы, которую чувствовал у мощей преподобного Серафима Саровского. Из этого я делаю вывод, что батюшка Серафим осязательно присутствует там, и для нас очень важно соприкосновение с этим святым через его мощи. Это очень важно, потому что мы состоим не только из души, но и из тела.

Иногда люди спрашивают: «А зачем это внешнее выражение? Главное – духом поклоняться». Но природа человека такова, что ему очень важно жить так, чтобы и тело участвовало в процессе. Например, если другой человек говорит нам всякие добрые слова о любви и расположении, но нет никаких внешних признаков внимания, то мы поймем, что это абсурд и обман.

– Святитель Афанасий Великий писал, что в костях святых благодать Христова. Решение о почитании мощей было принято на VII Вселенском Соборе.

Вопрос телезрителя Дмитрия: «Пророки приносили вразумление народу, оберегали от беды. Можем ли мы сейчас, когда нет пророков, пользоваться молитвой о вразумлении народа?»

– Просить, конечно, можно, но нужно осторожно добавлять: «Господи, на все Твоя воля; и пусть милосердие Твое покрывает те просьбы, которые я к Тебе воссылаю». Некоторые люди просили у Господа вразумления, и Он это давал. И у меня были такие случаи. Но я понял, что лучше пусть будет воля Божия, не надо опережать Его действия своими просьбами. Вразумление предполагает не только осмысленность в душе и сердце, хотя бывает и так. Но часто Господь вразумляет через какие-то огненные испытания, если человек никак не может дойти до истины. Как его ни веди, как ни посылай какие-то знаки, он их не видит. И тогда начинает сжиматься душа. Некоторые святые отцы сравнивали скорби со сжатием. Если сжать водный поток, он устремится вверх. Так и душа.

Некоторые даже говорят: «Господи, приди в мою жизнь». Но ты должен быть к этому готов. Если Господь придет в твою жизнь, то все греховное и нечистое, что у тебя накопилось, будет сожжено. Не зря апостол Петр сказал: «Господи, выйди из лодки, потому что я человек грешный».

Когда приходит Господь, у человека сжигаются все его страсти и грехи. Это хорошее действие в принципе, но иногда человек этого не выдерживает. Ему бывает очень страшно и тяжело это перенести. Лучше предаться в руки Божии и сказать: «Господи, веди меня так, как Сам знаешь. На все Твоя святая воля». Просить о вразумлении народа я бы стал только с большими оговорками.

– Вопрос телезрителя: «Как упоминать имена родственников в молитвах о живых и усопших, если не знаешь, живы они или нет?»

– Сам Спаситель сказал, что у Бога все живы. Если не знаете, лучше молиться за здравие. И потом придет ответ. Когда молишься, Господь дает откровение непостижимым образом. У меня были такие случаи. Я молюсь за человека, а потом узнаю, что он умер совершенно неожиданно. Один прихожанин сам подходит ко мне и спрашивает: «Помните, у нас был человек на приходе?» – «Помню, а что с ним?» – «Он ушел из жизни, помолитесь за упокой». Мы оба знали этого человека, но я потерял с ним нить общения...

– У одного из церковных писателей III века было мнение, что молитва заложена в Промысл Божий. И если человек молится, то он изменяется. При таком понимании молитвы уместно ли молиться о таких глобальных вещах, как вразумление народа? В надежде, что Господь как-то изменит Свою волю.

– Чтобы включиться в Промысл Божий, надо соответствовать той великой цели, о которой ты молишься. Как бы молитва не была во грех. Что ты сам делаешь для этого? В житии Варсонофия Великого говорится, что на земле были только три человека, которые могли вмешиваться в Промысл Божий и менять его. Среди них был и преподобный Варсонофий. Если идет бедствие на народ, он мог помолиться и отвратить это бедствие. Но это случалось не просто так.

Например, когда началась война, преподобный Серафим Вырицкий вышел на камень и молился за победу русского оружия. Так он вошел в этот Промысл. Господь слышал его молитвы. А сколько таких старцев тогда вышли на подвиг?

Преподобный Паисий Святогорец очень радел, чтобы в мире было меньше болезней, чтобы люди получали утешение. И он пишет, что, когда был новоначальным, часто молился за мир. А потом, уставший, ложился спать, и к нему приходили мысли: «Сейчас кто-то попал в аварию, кого-то везут в больницу, кто-то ждет операции, а ты спишь? Вставай и молись». И он снова вставал на поклоны. Потом ложился отдыхать, и снова мысли: «Там голодающие, там проблемы, а ты спишь и не молишься». Несколько дней он провел таким образом, и у него исчезла молитва. Это было бесовское искушение. Тогда он понял, что везде нужна мера. Если у Вас возникают мысли молиться за народ – это хорошо. Но впереди будут какие-то события, которые сподвигнут Вас на то, чтобы соответствовать тому уровню молитвы, который Вы держите. Вы должны понимать, что просите и о чем радеете. Если есть такое дерзновение, то я только за. Это очень здорово.

– Духовные подвиги должны быть по силам.

– Обязательно. К отцу Адриану как-то пришла одна матушка и сказала: «Я молюсь за всех». Он очень грубо ей ответил: «А пупок-то у тебя не развяжется?» И тогда она поняла предостережение: нужно быть осторожнее. Вначале мы всегда горим, все хорошо. Но проходит время – и наваливается тяжесть. Молитва – это не просто утешение и радость. Она требует труда, постоянства, определенного стиля жизни. Если я молюсь Богу и прошу Его, соответственно, я должен соблюдать посты, которые предлагаются Церковью; я должен стараться готовиться к молитве.

Некоторые, например, вечером посмотрят передачи по телевизору, поговорят по телефону, поедят, а на молитву буквально 15 минут. Ну какая здесь может быть молитва? А потом приходят в храм и говорят: «Батюшка, не получается никак молиться. Что же мне делать?» А что ты делаешь для этого? Смотришь усиленно телевизор, прямо по расписанию, социальные сети... А на молитву у тебя 15 минут после всего, что ты делал в течение дня. Конечно же, обязательно нужен настрой. Должно быть расписание: утром встал в одно время, лег в одно время. Должен быть определенный ритм во всем. Это, конечно, идеально. Мы все в заботах, но когда человек понуждает себя в молитве, она к нему приходит. Молитва дается молящимся. Все отцы говорят о том, что это нужно практиковать, Сам Господь тебе поможет, Сам тебя научит. Молитва тебя всему научит.

– Вопрос телезрителя: «Иногда, когда задаешь вопрос, в ответ получаешь: это Божий Промысл. Ответа как такового нет. Или же говорят: для нашего спасения это знать неполезно. А кто знает, кроме Бога, что полезно для нашего спасения, а что нет? В чем проблема? Может быть, как говорят, не бывает неправильных вопросов, а есть некомпетентные ответы? Может быть, в этом причина?»

– Я больше склонен к выражению святителя Григория Богослова; насколько я помню, он говорил: у ума должны быть пределы. Мы можем, конечно, и рассуждать, и богословствовать, но до какого-то момента. Например, как вы объясните человеку, что Бог есть Троица? Это выше нашего понимания. Или Боговоплощение. Это даже ангелы не понимают своим умом, а там ум ангельский. Мы можем предполагать, можем выдвигать теологумены – так называемые богословские утверждения, но они могут оспариваться. Это частное мнение.

Вопросы можно задавать. И это хорошо – задавать их. Но на всякий вопрос не только должен быть соответствующий ответчик, я согласен с Вами, есть люди очень компетентные, но компетентные ведь не только какими-то познаниями в области теории богословия, догматики, но и в практической жизни. Бывает, что в практической жизни люди настолько получили большой навык и утвердились в правильном понимании нашей веры, что они могут и ответить на какие-то сложные и жизненные ситуации и на какие-то вопросы отвлеченного порядка. Но надо, чтобы еще и вопрошающий был соответственно подготовлен.

У меня иногда и в этой передаче возникает желание спросить: «А насколько Ваш вопрос будет действовать Вам во спасение? Откуда этот вопрос идет: от праздного любопытства или же тебе это настолько нужно, что без этого жить не можешь, настолько потерялся…» Бывает так, что батюшка в одной передаче не ответил, я этот вопрос могу задать уже в другой раз другому батюшке. Я очень рад, что в студию приходят разные священники – это только приветствуется. Бывают очень опытные, к которым в жизни попасть трудно, потому что кто-то живет в другом городе и не может сюда приехать. А может, живет в Москве, но не может попасть к батюшке, потому что батюшка всегда занят, всегда с народом. А в этой студии батюшка ответит на ваш вопрос. Я очень счастлив благодаря этой возможности, которая нам предоставляется. И когда вы задаете вопросы, нужно стараться искать истину. Не ради кичливости ума, не ради того, чтобы показать свои знания или своим вопросом батюшку загнать в тупик, а именно для себя, для спасения своей души, как это в твоей жизни будет претворяться… Это очень важно. Когда получаешь теорию и видишь, как она применяется на практике, то чувствуешь, что твоя вера действенная.

Один опытный пастырь сказал: когда вера проверяется опытом, то не надо доказывать истину. Истина сама доказывает себя постоянно.

– Поскольку истина – это Бог. А теперь давайте поговорим о праведниках и о том, почему их не слушают. В евангельском отрывке, посвященном памяти пророка Илии, Христос говорит: нет пророка в своем отечестве. Он Сам, проповедуя в Своем родном городе, не признавался теми, кто окружал Его в детские, юношеские годы. Он не признавался ими как пророк и тем более как Мессия. Так часто бывает и в нашей повседневной жизни, что в одном окружении слушают, а в другом не слушают. Часто в близком окружении, например, в семье, нас могут не слушать, хотя мы говорим о Боге или о каких-то вещах церковных. Почему это изречение так работает?

– Господь столкнулся с этой ситуацией и изрек такую мудрую фразу. Порой подумаешь: насколько нам Господь облегчил жизнь, когда мы открываем Евангелие и смотрим написанные нам истины. Пользуйся ими, утешайся, применяй их в своей жизни. Видишь такое отношение своих близких – посмотри Евангелие: вот Господь уже сказал, что даже Сам Иисус Христос не признавался в Своем отечестве. Потому что есть немощь человеческая. Люди очень слабы. И они привыкают к близкому и не видят за этим близким человеком какой-то величины.

Сколько исповедовал, общался с людьми – все говорят: когда уходит близкий человек (муж, жена или ребенок), только тогда начинаешь ценить величие этой личности. Это мы знаем и по нашей церковной жизни: уходит какой-то известный батюшка или владыка, и только потом люди говорят: «Какой же был человек, какая личность…» Это немощь человеческая. Когда человек рядом, настолько привыкаешь к нему, что не видишь за этой близостью величины личности. Поэтому и говорят, что это узнается на расстоянии...

Господь Илию-пророка посылает к сарептской вдовице. Он восполнил ей недостающие масло и муку во время голода. И Нееман Сириянин был исцелен пророком Елисеем. И именно иноплеменники, которые были вдали от этих святых людей, почувствовали эту величину. «А вы, со Мною рядом живущие, не увидели Господа Иисуса Христа – Спасителя человеческого рода». Я думаю, это и подвигает людей так относиться к своим близким. Надо это понимать и принимать. Что делать, такова наша доля. Надо знать, что Господь оценивает людей. И самое главное: как о тебе Господь скажет. Об этом говорил апостол Павел: «Я не сужу никого, я не сужу о себе сам. Мне главное, как меня Господь оценит и будет обо мне судить». Это самое главное, потому что Высший Суд, конечно, у Бога, он самый справедливый.

– Когда пытаешься говорить о Боге своим близким, а они тебя не воспринимают, как в этой ситуации поступать? Продолжать говорить, замолкать или терпеть поношения?

Я прошел и поношение, но продолжал говорить на протяжении долгого времени и понял, что в этом случае надо молиться. Начинаешь молиться, и как-то все само собой образуется. У людей возникают вопросы, и они начинают признавать: «Ты что-то там говорил, а вот мне сказал один батюшка…» На что я отвечаю: «Я тебе то же самое говорил». – «Да, но теперь-то я понял, что так надо». Тот человек как бы подтвердил твои слова, выступил неким гарантом твоей правдивости, твоего знания. И после этого появляется доверие к твоим словам. Это интересно. И это не просто так.

Нужно стараться вести такую духовную жизнь, чтобы не разрушить все те созидательные моменты, которые ты строил на протяжении долгого времени. Люди начинают тебе доверять, а ты вдруг одним махом это рушишь своим поведением. И тебе после этого говорят: «Как же тебе теперь доверять? Ты сам не живешь по вере». Очень важно все делать с терпением, молитвой.

Когда мы молимся, Господь нас вразумляет, и мы не знаем, как это происходит. У тебя сердце меняется, и ты относишься к человеку по-другому, видишь его запрос по-другому. У тебя слова возникают с любовью. Раньше ты говорил от ума, а это часто люди не воспринимают, потому что они чувствуют, что ты как бы гордишься, как бы их немножко унижаешь. Так бывает. Может, и не унижаешь, но все равно тут какое-то высокоумие есть: «Я знаю, а ты не знаешь. Сейчас я тебя научу». А когда помолишься с любовью, с болью о человеке, тогда начинается разговор с этим человеком как бы изнутри его запроса, аккуратно, мягко. И человек это чувствует и принимает это.

– То есть эту гордость важно в себе побороть, чтобы человек не ощутил унижения с твоей стороны?

– Да. Порфирий Кавсокаливит советовал: если тебя дети не слушаются, подойди к Божией Матери и попроси Ее, чтобы Она Сама в это вмешалась. У меня был такой случай, когда сын меня не слушался (был переходный возраст), я уже и так говорил, и так. И вспомнил слова Порфирия Кавсокаливита, подошел к Божией Матери: «Матерь Божия, Ты видишь, я больше не могу». Проходит день. Вечером матушка говорит: «Он плачет: “Как же я папу обидел…”» Все действует, только практически это применяй – все будет.

– Прошу краткого напутствия для телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, я желаю вам, как и себе, спасения. Все те знания, которые вы сейчас получаете, постарайтесь применять в своей жизни, чтобы с этими знаниями достигать Царствия Небесного.

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать