Беседы с батюшкой. Православный христианин в социальных сетях в Интернете. Иеромонах Аркадий (Логинов)

1 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мне хотелось бы затронуть тему присутствия православного человека в Интернете, в социальных сетях. От студентов светского вуза я однажды услышал тезис о том, что православному не надо находиться в социальных сетях. Потому что это означает, что православный таким образом опускается до того низкого уровня, который характерен для этих сетей. Студенты считают, что мы должны быть выше всего этого. Как правильно выразить свою позицию на этот счет с точки зрения Церкви?

– Я думаю, будет уместно здесь начать с обращения к евангельскому тексту, в котором мы видим Христа не в окружении богатых мира сего и уважаемых людей, а совершенно в противоположной компании. Фарисеи и книжники неоднократно обращаются к ученикам с недоумением: «Для чего Ваш учитель ест и пьет с мытарями и грешниками?» На что Христос, услышав эти слова, отвечает: «Не здоровые, но больные нуждаются во враче». В этом смысле позиция Церкви – быть проповедницей в лице священнослужителей, иерархов и в том числе простых христиан, которые не только словом, но больше даже делом должны проповедовать. Поскольку сегодняшний мир значительную часть времени действительно оказывается погруженным в эту информационную среду, то, несомненно, присутствие Церкви там, как голоса, возвещающего вечные истины, совершенно необходимо.

Я это говорю не к тому, что если Церковь идет туда, следуя Христу, Который шел к мытарям и грешникам, то все те, кто находится в социальных сетях, таким образом становятся мытарями и грешниками. Конечно, нет. Нужно понимать, что эта среда многолика, многообразна, и там есть много всего, в том числе доброго, хорошего и полезного.

Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что большая часть контента социальных сетей негативная, разрушительная; в первую очередь для человека, его потребляющего. Поэтому оказывается так, что студенты, которые так вопрошают, отчасти правы в том, что там слишком много плохого, грязного и даже совершенно недопустимого – в частности, пропаганда насилия. Более того, порой это возводится в какое-то достоинство. То есть совершенно попираются нравственные устои общества, которые определяли его жизнь столетиями и тысячелетиями. Для верующего человека это заповеди. У неверующего тоже есть понятия того нравственного начала, которое сегодня, увы, просто разрушается, нивелируется, низлагается, ниспровергается. Создается впечатление, что в мире переворачивается все с ног на голову именно в области этики, нравственности. И этому немало способствует кажущаяся легкость, доступность информации.

Здесь вырисовывается большая проблема, которая заключена в понимании свободы. Потому что сегодня мир чаще всего, в том числе благодаря доступности выражения своего мнения в социальных сетях, теряет этот ориентир. Или, лучше сказать,  он не привит вовремя, с младых ногтей. Человек не впитал с молоком матери, что есть настоящая, истинная, подлинная свобода, которая вовсе не тождественна и даже никак не равна вседозволенности. Потому что сегодня вседозволенность из-за доступности информации через социальные сети наполняет нашу жизнь. И все исходят именно из этого. Это очень неправильно. Это глубокая ошибка, очень разрушительно действующая на общество.

Но во всех этих обстоятельствах присутствие Церкви, проповеди, священнослужителей и простых верующих в соцсетях имеет положительное начало, чтобы несколько разбавлять то, что там есть. А еще лучше сказать – давать тот самый ориентир, нравственное начало, чтобы он как-то звучал. А самое главное, чтобы звучал голос, который доносит до пользователей социальных сетей, что в мире есть много того, чем можно заниматься с пользой для человека. Поэтому важны информационные сообщения о тех добрых делах милосердия, которые совершаются прихожанами или просто верующими людьми. Кто-то скажет: «Вот они бахвалятся!» Вовсе нет. Это не с целью похвалиться, а чтобы показать пример, что это на самом деле возможно. С этой точки зрения присутствие здесь Церкви во всей ее полноте (от иерархов до простых христиан), конечно, имеет очень большую пользу. 

– Исходя из того, что Вы сказали, становится понятным, что в социальных сетях наше присутствие важно. Но как сделать это присутствие дозированным? Потому что нередко замечаешь за собой: зашел посмотреть ленту на пару минут – и застрял там на пару часов.

– А это уже другая сторона. Я бы сказал, что это такая современная аскетика. Когда-то очень давно, многие столетия назад, человек, который желал ограничить себя в информационном потоке того времени, просто уходил в пустыню. Сегодня в каком-то смысле это сделать проще: достаточно выключить гаджет, чтобы оказаться в этой самой пустыне. Это как раз момент аскетического делания, выбора человека. И от него самого это зависит. Не каждому бывает полезно быть пользователем социальных сетей, в принципе быть потребителем этого контента. А практически всем полезно время от времени в такую пустыню удаляться. То есть просто-напросто себя ограничивать в пользовании гаджетом, как это делают православные христиане, которые сейчас вступили во время Рождественского поста.

Я даже думаю, что в нашем современном мире гораздо более актуальным является не наблюдение за тем, что и сколько я съел, а насколько я отказался от социальных сетей, сколько времени я им отдавал. Это будет поводом к тому, чтобы задуматься, стоил ли себя серьезно в этом ограничить. Хоть напоминание себе какое-то ставить: звоночек прозвенел – все, ты просто берешь себя в руки и выходишь из социальных сетей. И больше ты в этот день туда не заходишь. Это очень важно для внутреннего воспитания и утверждения в целомудрии. Потому что больше всего страдает именно эта сторона человеческой личности.

– Порой кажется, что наступило такое время, когда границы между правдой и ложью совершенно размыты. Отфильтровать, сделать правильные выводы из массы той информации, которую мы получаем, порой даже взрослому человеку сложно. Есть ли какой-то универсальный способ для того, чтобы понять, что ты читаешь – фейк или правду?

– Сначала я бы обратил внимание на универсальный способ, как подготовиться к тому, чтобы различать, где правда, а где ложь. Лучше всего этому помогает чтение, причем не в социальных сетях. А чтение того, что является критерием истины, что проверено временем, что Церковь называет своим Преданием. Например, писания святых отцов. Кто-то скажет, что это вообще несерьезно в наше время. Да, это будет непросто – читать святых отцов сегодня. Потому что язык святоотеческих писаний (точнее сказать, переводов) сложен, а современных переводов почти нет, и порой очень сложно воспринимать информацию.

Но, по крайней мере, можно расширить этот список чтением классической литературы, потому что все это, во-первых, научает пользоваться своим родным языком. Сегодняшний язык некоторых субкультур таков, что люди моего поколения его большей частью не понимают и не воспринимают. А дальше воспитание внутреннего стержня – целомудренного состояния человека, пребывания его ума в цельности – поможет на чувственном уровне сразу отличать, где истина, а где ложь. В тех же соцсетях есть немало инструкций, указывающих на конкретные признаки. Но все-таки, на мой взгляд, самым важным в этом смысле, надежным является внутреннее состояние человека. Если человек думает о своей душе, старается хранить свой ум, то какие-то вещи, явно лживые тексты, хоть они и выглядят почти как правда, он будет способен отличить, что-то внутри ему это подскажет.

Обратимся к евангельскому тексту, к словам Христа, которые сказаны немного в других обстоятельствах: «Когда будут вас гнать, убивать, не заботьтесь о том, что вам говорить, ибо в тот день и час говорить будет Дух Святой». Человек, который пребывает в Духе Святом, никогда не попадется на приманку лжи. Но моя собственная пастырская практика подсказывает мне, что сегодня это является очень серьезной проблемой. Я это вижу даже на примере нашего приходского чата, в котором состоят прихожане храма, где я служу. Я вижу, что очень часто они ведутся на какую-то броскую информацию, особенно на темы, актуальные последние два года. Очень легко люди покупаются на мнимые авторитеты. «Это же сказал доктор наук!» Но ты хотя бы поинтересуйся, каких наук он доктор – тех самых, о которых он рассуждает? А то ведь у нас немало других ситуаций. Доктор исторических наук совсем необязательно сведущ в медицинских вопросах, скорее наоборот. И есть масса других признаков, которые говорят об ангажированности человека.

А вообще есть такие темы сегодня, которые лучше  обходить стороной. Потому что сегодня нет культуры нормальной дискуссии (или она во многом утрачена). Если где-то начинают рассуждать на злобу дня, то итог бывает такой: все переругались – и никому не было никакой пользы. Я бы рекомендовал просто не участвовать в таких беседах онлайн и не смотреть комментарии, потому что все это зачастую будет просто смущать ум и сердце. Если ты хочешь действительно убедиться в том, что услышанное тобой правда, нужно сравнить несколько разных мнений специалистов в этой области. И если видишь, что другой специалист не меньшего уровня говорит нечто противоположное, то уже будет повод к тому, чтобы задуматься, кто прав. Может оказаться, что не правы они оба, но уж точно не следует делать вывод, что один прав, а другой нет. Потому что мы в этом случае, как правило, заблуждаемся.

Я, конечно, не психолог, но какие-то вещи все равно приходится осмыслять. В психологии есть такое объяснение: человек потребляет ту информацию, которая находит в нем отклик, то есть принимает то мнение, которое кажется ему внутренне ближе. Причем делает это даже неосознанно. Как раз и получается, что какая-то ложь облекается в одежды правды, и человек на это покупается.

Но верующий человек всегда должен помнить о том, кто есть отец лжи, и помнить историю первого грехопадения. Потому что змей, искушающий Еву, по большому счету сказал правду, но не всю. И в итоге это уже была не правда, а ложь. Когда он сказал, что Бог им солгал и они не умрут, то в этом он был как бы прав, но речь-то шла совсем о другой смерти, плоды которой мы пожинаем до сего времени. Потому что все то зло, нечистота, грязь, что сегодня распространяются, – это неминуемое следствие греховности человеческой природы.

− Сейчас вообще очень много грязи льется на Церковь, но мы-то знаем, что Церковь Святая. Какие бы члены Церковь ни заполняли, они всегда будут с изъянами и грехами. Ведь идеален, как мы уже сказали, только Христос. Исходя из этого, мне кажется, что все эти горе-ревнители, которые поливают Церковь грязью, занимаются пустым делом. Оно разрушается постулатом святости Церкви. Как Вы считаете, это верное мнение?

− Без сомнения. Мы исходим из того, что, исповедуя нашу веру, именуем Церковь Святою, Соборною и Апостольскою. Каждое из этих понятий имеет под собой основание. Святость Церкви определяется святостью Божьей, потому что мы учим, что Церковь – это богочеловеческий организм. Причастность к Божественному, а не святость людей определяет ее святость. Собственно, и те, кого мы почитаем святыми, святы не сами по себе. Их святость определяется причастностью к Богу. Поэтому и апостол Петр, говоря о цели бытия христианского, обозначает это термином «обожение», то есть это стать в конечном итоге как Бог не по существу, а по благодати.

Но есть и другая сторона. Мы обозначили, как люди верующие в основном это видят. Но сегодня далеко не все люди верующие. Немало тех людей, которые Церковь воспринимают только через тех, кто ее представляет: священников, иерархов. В этом смысле нравственный облик священнослужителей для кого-то становится определяющим. Конечно, можно сказать, что они не правы и не имеют настоящей веры. Это так, но я полагаю, что если человек ищет Бога, то никакие подобные измышления или даже правдивые факты о священнослужителях не станут для него препятствием,  если он действительно идет этим путем и его сердце открыто для любви Божьей. Спотыкаются чаще всего именно те, кто нападает на Церковь; те, что боятся внутреннего призыва и понимают, что в чем-то их жизнь неправильна. В своих нападках в отношении Церкви и ее служителей они как бы ищут оправдание своей лени. На самом деле может быть масса причин. Человек, даже если напрямую не выступает с подобного рода нападками, находит в них для себя оправдание. Таких людей действительно может быть немало.

Не стоит успокаиваться нашей верой в то, что Церковь Святая: мы-то не святы. Зачем же мы в Церкви, если не стремимся к святости, к которой призваны, и обожению? Конечно, когда имеют место подобного рода случаи в церковной среде, среди священнослужителей, то это боль Церкви. По сути, это является предательством любви Божьей.

− Теперь совсем не редкость увидеть где-нибудь в храме человека с телефоном, читающего текст акафиста с экрана. Это здорово, что люди так пользуются телефоном. Но эта ситуация выбивается из привычной жизни тех, кто обычно стоит в храме. Как правильно относиться к таким новациям?

− Я думаю, к ним надо относиться совершенно нормально. Вообще это вопрос непростой. Сегодня есть люди традиционного уклада, которые полагают, что в храме все должно идти определенным порядком. Это категория людей, которые мелочны и придирчивы: надо ставить свечу определенной рукой, с определенной стороны ее передавать и так далее. Конечно, ревность о благочестии важна, но она может переходить разумные границы.

В современном мире человек, который стоит с книжкой во время богослужения, уже никого не удивляет. Это воспринимается нормально. Хотя двадцать лет назад это воспринималось как что-то ненормальное: зачем ты стоишь с книжкой во время богослужения? Есть хор, который читает, поет. Именно такая была реакция. Ровно то же самое сегодня можно встретить в отношении людей, которые вместо книги держат в руках телефон.

Современные технологии входят в нашу жизнь, в том числе и церковную. Мы ведь как раз сегодня начали разговор именно с того, что присутствие Церкви в Интернете и социальных сетях важно, в том числе и в вопросе богослужений. И это не только трансляция богослужений, но сами тексты богослужений. Несколько лет назад в нашей Екатеринбургской духовной семинарии была защита квалификационной работы бакалавра, посвященной теме создания электронного сборника, который включал бы в себя указания для богослужений, их порядок и все тексты ежедневных богослужений (это вечерня, утреня, литургия и так далее) всего года. Это помощь и для тех, кто обеспечивает богослужения (читает, поет во время богослужений), и для людей верующих. Это была объемная работа. И этот проект не остановился, он нашел свое дальнейшее продолжение благодаря энтузиазму выпускника нашей семинарии, который сегодня трудится там уже в качестве преподавателя. Сегодня этот ресурс уже работает: WebTypikon. Там есть еще над чем работать, но уже сегодня он позволяет полностью заменить все имеющиеся богослужебные книги. Можно создать некий электронный аналой с большим экраном, на котором будет выводиться текст. В этом есть определенное удобство, в том числе и для простых людей, молящихся в храме, которые могут следить за текстом того, что поется (иногда бывает не очень хорошая акустика, потому можно не разобрать слова).

Есть и другая сторона, когда ты не можешь быть на богослужении по тем или иным причинам. Но тем не менее ты можешь эту службу прочитать у себя дома. Я думаю, это очень хорошее и полезное дело.

– Важной составляющей нашей жизни в последние два года стали богослужения онлайн. Наш телеканал практически ежедневно транслировал богослужения в 2020 году, чтобы каждый человек, кто не мог присутствовать на них лично, мог это увидеть. Конечно, такое участие является временной, вынужденной мерой, но многие ее критиковали. Как Вы считаете, справедлива ли эта критика?

– Трансляция богослужений телеканалом «Союз» и телеканалом «Спас», еще одним православным, возникла не в рамках нынешних условий (пандемии). Это было и раньше, только богослужения были воскресные или праздничные. Сейчас богослужения стали более частыми, поэтому более заметны. Моя тетя, например (недавно скончалась, Царство ей Небесное), была в таком возрасте и состоянии здоровья, которые не позволяли ей быть в церкви. И она несколько лет эти трансляции смотрела дома и в этом находила утешение.

Но, с другой стороны, для кого-то что-то хорошее может иметь обратный эффект. В данном случае мы говорим об инструменте, который позволил иметь эту возможность. Но, получив такую возможность, человек, который ленился или находил какие-то отговорки для того, чтобы не идти на богослужение, нашел себе в этом оправдание. Это ни в коем случае саму по себе идею не дискредитирует, но в каждом отдельном случае для кого-то может являться соблазном.

Но это неминуемо. Как в известной истории, в чьих руках топор: в искусных или неумелых руках. Здесь важно понимать, что трансляция богослужений никогда не заменит общей молитвы. Назидательная, учительная функция богослужения в этом случае никуда не девается. Находишься ты в храме или по телевизору слышишь песнопения, евангельские слова, апостольские послания, проповедь священника – не имеет значения.

Но богослужение, помимо этой функции, имеет другие составляющие, которые оказываются по ту сторону, что называется. Когда молящиеся находятся в храме и звучат песнопения, священник в алтаре в это время совершает молитву (особенно когда мы говорим о литургии). Эта часть литургии оказывается одинаково недоступна и тем, кто в храме, и тем, кто смотрит трансляцию. Но те, кто находится в храме, понимают, что они для этого и пришли.

Люди, которые изучают литургию, знают, что в богослужении есть молитвы, которые произносятся негласно. Но они внутренне, предстоя перед престолом Божьим, чувствуют сопричастность этим молитвам. За телевизионным экраном это ощутить гораздо сложнее, другая атмосфера.

В обычае русского человека: когда идешь на богослужение, нужно одеться в самое лучшее. То есть время в твоей жизни, когда ты находишься на богослужении, это особенное время. Очень хорошая традиция. В современном мире для человека сам факт посещения храма – это время  жизни, которое ты посвящаешь своему общению с Богом. В каком-то смысле даже берешь это время от Бога, потому что это взаимное общение. Но когда  дома сидишь и смотришь трансляцию по телевизору, это не то же самое.

В этом заключается главная проблема. Важно понимать, что есть обстоятельства, некие условия, которые продиктовали и предоставили такую возможность для некоторых людей, в том числе для немощных. Поэтому само по себе это явление хорошее, важно только, чтобы не произошло тут подмены.

Начался Рождественский пост. Сейчас благоприятное время для того, чтобы вместо телефона взять в руки книгу. А по телевизору смотреть не НТВ, а телеканал «Союз» или заняться какими-то домашними полезными делами. Хотелось бы услышать Ваше напутствие на Рождественский пост.

– Во время поста (и во всей своей жизни) человек должен быть более собранным. Многие жалуются, что ни на что не хватает времени. Тридцать лет назад, когда всего этого не было, люди успевали по дому делать то, что сейчас многие уже не успевают. Потому что сейчас существует такое разнообразие бытовой техники, которая иногда и заменяет человека. Поэтому стоит нам  задуматься, куда это время девается, и посвятить время тому, что будет иметь пользу.

Даже в отношении потребления социальных сетей можно тоже делать выбор. Можно отсечь лишние новостные ресурсы и использовать время для полезного и назидательного чтения. Многие душеполезные тексты и творения святых отцов сейчас доступны в сети. Даже Священное Писание можно открыть в телефоне и прочитать главу Евангелия. Это будет полезно во время поста. Через воздержание в таких малых вещах мы учимся противостоять настоящему подлинному злу, которое никогда не оставляет нас, пытается все время завоевать наш ум и наше сердце.

Ведущий Сергей Новиков

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​