Беседы с батюшкой. Архимандрит Александр (Глоба)

1 августа 2022 г.

В студии архимандрит Александр (Глоба), клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Сегодня в Евангелии мы слышали: когда Спасителя попросили сотворить некое знамение, Он сказал, что род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, но знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы-пророка. И ведь мы в жизни тоже часто ищем знамения, хотим чуда, ждем, чтобы оно произошло в нашей жизни или случилось с кем-то, за кого мы молимся. Хотим, чтобы наша жизнь или жизнь нашего ближнего кардинально поменялась, желательно, конечно, в лучшую сторону. Касаются ли нас эти слова Спасителя? Мы тоже, получается, относимся к роду лукавому и прелюбодейному?

– Конечно, эти слова к нам относятся, и с особой силой, потому что мы называемся как бы христианами и детьми Божьими. Я подчеркиваю: как бы. Потому что мы, как фарисеи, по своей наглости думаем, что если мы крещены, ходим в храм Божий, ставим свечку, то на этом миссия познания Бога заканчивается.

Конечно, если человек благоразумен, то он интересуется Священным Писанием, словом Божиим, изучает Бога, познает Его. На страницах Священного Писания, а именно в Книге Премудрости Соломона, очень много сказано о том, каким человек должен быть. Прежде всего он должен быть смиренным и легко доверять словам Божьим. Если человек сомневается в чем-то, изучая Священное Писание (Евангелие, Апостол), то он, можно сказать, неблагонадежен для Царства Небесного. Только если он не пытается постичь глубину истины и соприкоснуться с этой истиной.

Поэтому когда человек приходит к благому делу изучения Библии, прежде всего он должен молиться и просить Бога, чтобы Господь ему даровал особый дух познания истины. И, конечно же, когда мы читаем повествования из Священного Писания, то бывает так, что искушения летают в воздухе, и человек хочет увидеть в своей жизни какое-то чудо, действие Божие, чтобы как бы глубже поверить в то, что есть сверхъестественные силы, есть Господь Бог. Это происходит от нашей гордыни, непонимания, кто мы есть на самом деле. А мы являемся детьми Божьими.

Представим, что каждый ребенок в семье, имея законных родителей, все время сомневался бы: настоящие ли это родители?

Так происходит и по отношению к Богу. Мы настолько обмирщились, отошли от духовной составляющей нашего бытия, что очень часто теряем ориентиры. Это все равно что пойти ночью в море. Почему ночью нельзя ходить купаться на пляж? Потому, что можно заплыть в неизвестную сторону, маяка нет, света на побережье может быть недостаточно. И люди тонут, потому что двигаются в неизвестном направлении…

Примерно такая ситуация в духовном плане происходит с каждым человеком. Человек идет в житейское море со своими силами, со своей уверенностью, но не имея духовного маяка, и начинает теряться.

– Вопрос телезрителя: «Мы говорим, что во всем есть Промысл Божий и все не случайно. А вот чувство любви, которое возникает к кому-то, даже если оно не взаимное, идет от человека или это можно рассматривать как дар Божий? И еще хотела задать такой вопрос. Профессор А. И. Осипов часто говорит о том, что каждая душа находится в своих обстоятельствах, которые ей нужны для спасения. А почему души разные, почему они рождаются разными? Какие теории есть на этот счет?»

– Когда мы говорим о любви, надо разделять любовь и влюбленность. Потому что любовь – это определенное духовное качество, дар Божий. И если у тебя есть любовь, то ты имеешь ее ко всем людям, не имеет значения, к кому она направлена. Если есть любовь к определенному человеку и он является предметом вожделения, наслаждения, влюбленности, романтизма, ему посвящены чувства, мысли, даже сны, то это не любовь, а скорее одно из каких-то остаточных качеств любви. Это могут быть гормоны, химия. Если это взаимно, то, наверное, приятно обоим, а если нет, то один человек страдает, а другой даже не замечает, не понимает, что происходит.

А что касается второго вопроса, то профессор Осипов – это богословский авторитет, мы даже не сомневаемся в его умозаключениях, но мы должны помнить, что у Православной Церкви есть свое учение о том, как появляются души. В момент оплодотворения яйцеклетки частичка души отца и частичка души матери по особому благословению Божьему объединяются, и получается новая душа. Есть теория о том, что Господь с каждым рождением творит новую душу. Но Господь благословил Адама и Еву, и этот процесс образования души, по учению Православной Церкви, происходит и доныне.

Есть еще еретические, нецерковные учения – теория предсуществования душ, теория скитающихся душ. Мы эти мнения не поддерживаем и считаем, что каждый человек должен пройти определенный жизненный путь. Промысл Божий проявляется в том, что Господь хочет, чтобы каждый человек, который рождается, спасся и пополнил определенное число ангелов. Помните Апокалипсис? Души, которые находятся у Престола Божия, говорят: «Доколе, доколе, Господи, мы будем еще ждать, изнывать?» А Господь отвечает: «Подождите, должно восполниться определенное число ангелов, и тогда будет суд Божий».

Поэтому мы должны уповать на милость Божию, надеяться на то, что наша жизнь будет не напрасна и не потеряна для Царства Небесного. Каждый человек проходит свой определенный путь христианской жизни, и он должен, конечно же, состоять и из ошибок. Но ошибки должны быть не самой целью, а средством, при помощи которого человек постигает Бога, получает возможность попадания в Царство Небесное.

– Мне бы хотелось вернуться к предыдущему вопросу. Вы сказали, что любовь – это чувство ко всем. Но любовь в браке между мужем и женой – это ведь и не влюбленность, и не такое чувство, которое испытывает человек ко всем согласно заповеди возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что это за чувство?

– Вы говорите о чувстве?                                                                                                      

– Давайте так поставим вопрос: что это такое?

– Любовь – это то, ради чего человек готов пожертвовать своей жизнью. Любовь – это жертва. Господь так возлюбил род человеческий, что послал Сына Своего Единородного, чтобы Он, принеся Себя в жертву перед правдой Божией, перед Троицей, восстановил возможность человека быть с Богом. Потому что когда человек принял неверное решение и послушал свою помощницу, попробовал запретный плод и не покаялся, а начал оправдываться перед Богом, тогда произошла величайшая трагедия. И любовь – это то чувство, которое Господь готов дать каждому человеку, даже жертвуя Самим Собой.

– Хотел спросить про веру и чудеса, о которых мы сегодня говорили. Как стяжать в себе такую сильную веру, чтобы она не нуждалась в каких-либо подтверждающих чудесах?

– Это надо просить у Бога каждый день, каждое утро, каждый вечер, каждый момент своей жизни. Скажем так, приземленно: если ты знаешь вкус хорошего блюда, то захочешь всегда его пробовать, будешь понимать его пользу и не захочешь чего-то плохого. Ты знаешь, что нельзя есть камни, что грязную воду нельзя пить, поэтому ты будешь стремиться к лучшему.

Чудо – это особое действие благодати Божьей, которое необходимо для большего уверения в силе Божьей.

– Завтра Церковь вспоминает пророка Божия Илию. Христос говорил о нем в Евангелии: много вдов было в Израиле во дни Илии... и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. На каком основании именно эта вдова, которых было действительно много в Израиле во время голода, удостоилась того, чтобы к ней пришел пророк Божий и совершил несколько чудес?

– Господь так все устраивает Своим Промыслом, что по учению Церкви ее сын назвался пророком Ионой; и именно у нее воскресает сын, чтобы нести пророческое служение, приводить людей к Богу, отговаривать их от греха. Господь дает просвещающий, благословляющий, утверждающий луч для человечества, ведет человека. Он выбрал род Давидов, чтобы Божия Матерь появилась на свет, явилась Лестницей для сошествия Господа нашего Иисуса Христа на землю; чтобы план спасения, Промысл о человеке, человечестве свершился. Все происходит не просто так.

– Иону мы тоже сегодня вспоминали.

– Это все связано. Богословие и Священная история – увлекательные вещи, люди посвящают всю жизнь изучению Священного Писания.

– Получается, что эта вдова не могла сама ожидать чуда? Чудо с ее сыном было заложено в Промысл Божий, который потом исполнился?

– Давайте определимся, что все пророки, апостолы – инструменты в руках Божиих.

– Все люди?

– Все люди, вдова, ее умерший сын. То, что казалось нечистым (умерший человек – нечистое существо), становится чистым, готовым принести пользу для спасения людей. Очень часто символ умершего, покойника в Священном Писании – умершая вера. Господь эту веру воскрешает, оживляет, вкладывает снова в сердца, умы людей, чтобы они шли дальше и достигали конечной цели нашего существования – попадали в Царство Небесное.

– Вопрос телезрителя Константина в Telegram: «Причиной смерти человека является первородный грех, а что является причиной смерти животных?»

– Причиной смерти является не первородный грех, а последствия первородного греха. Это более правильный ответ. Весь мир лежит во зле, он несовершенен. Мы были изгнаны из райского сада, изгнаны в тлен. Все должно измениться, умереть, чтобы воскреснуть в новой славе Божией – животные в том числе. Животные были созданы для того, чтобы быть в услужении у человека. Если господин находится в таком состоянии, то неужели животные будут выше господина своего?

– Господь в Книге Бытия говорит Адаму: проклята земля. Из-за человека проклято все живое, поэтому смерть властвует не только над всем человеком, но и над всем миром?

– Она пропитала все: растения, животных. Абсолютно все, кроме ангелов.

– Вопрос телезрительницы: «Подскажите способы побороть грех осуждения».

– Не осуждать.

– Легко сказать.

– Говорить о людях только хорошее, стараться не слушать сплетни, молиться. Необходимо поднимать свою духовную культуру, молиться утром, вечером, в течение дня, заниматься богомыслием, стараться не слушать сплетни, пребывать в Боге. Как говорится в Священном Писании, не уставайте возгревать свою веру чтением Священного Писания, пением псалмов. Это сказано не зря: «не участвуйте в делах тьмы»; «не будьте сварливы». Все это говорит о том, что у человека много времени и он ходит на «совет нечестивых». Сказано в Писании, в 1-м псалме: блажен человек, который не идет на совет нечестивых. Нечестивые – те, кто не слушает Бога, не живет по Божьим заповедям, творит беззакония. Не ходи на эти советы, избавь себя от этого зла, и будет тебе благо.

И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

– Да.

– Вопрос телезрительницы: «Святые отцы сказали: живущий без внимания к самому себе никогда не удостоится благодати. В Евангелии написано: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Я врач с большим стажем, у меня были очень тяжелые больные, мне приходилось их спасать. Семья, дети маленькие, муж геолог уезжал – мне было не до себя. Стаж 40 лет. Я не удостоюсь благодати, потому что у меня не было времени на себя? Я сейчас больная, хожу только по квартире со стулом, на улицу вообще не выхожу, продукты, лекарства мне приносят. Как сочетаются понятия «без внимания к самому себе…» и возлюби ближнего твоего, как самого себя? Я любила ближних больше, чем себя».

– Сколько Вам лет?

– Много. Девяностый год.

– В Священном Писании сказано: когда человек доживает до определенного возраста (70, 80 лет) – это труды и болезни. А тут 90. Моей бабушке 93 года, думал, что это бабушка звонит. Она тоже медик и такие вопросы задает. 

Ваше служение людям засчитывается Вам в общий духовный стаж, если хотите. Конечно, Господь перед Вами в долгу не остается хотя бы потому, что дал Вам долголетие для того, чтобы Вы увидели, например, внуков или правнуков. Моя бабушка видит правнуков – это особое благословение Божие. То, что касается здоровья, дряхлости, упадка сил, это совершенно естественное состояние. Вам как медику не надо объяснять, что происходит на генетическом уровне: клетка стареет, готовится к тому, что перестанет в определенный момент функционировать. Органы и ткани тоже в определенный момент перестанут функционировать. Мы в конце концов встанем перед Богом, будем отвечать за то, что делали.

Я думаю, если Вы приносили пользу, молились, дарили людям радость, ставили их на ноги, то эта жертва абсолютно не останется напрасной, потому что Господь творил то же. Если мы подражаем в своей жизни делам Господним, если человек даже внешне старается это делать, то ему будет похвала от Господа. Если говорить о том, как себя вести сейчас, то необходимо, наверное, быть духовным человеком и понимать, что всё от Бога. Медик понимает, что суставы в 90 лет лучше не лечить операционным путем, потому что есть риск остаться на столе. Человек, может быть, поживет несколько лет, поблагодарит Господа. Он будет испытывать дискомфорт, боль, страдания, но вместе с тем он живет, радуется, благодарит Бога.

Человек – настолько хитрое создание… Животное будет мучиться, но умирать не захочет, а человеку все вынь да положь. «Дайте уйти из жизни», эвтаназия – все это от лукавого. Человек должен увидеть радость и в страдании, узнать, что такое смирение. Смирение – когда ты соглашаешься с Промыслом Божиим о тебе. Господь не говорил: «Вы будете стареть, испытывать радость и наслаждение, эйфорию и комфорт». Наоборот, Он говорит: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то… другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь, потому что дряхлый будешь. Надо свою дряхлость тоже полюбить и благодарить Бога за все. Конечно, радоваться, что есть близкие люди, стараться не конфликтовать с ними.

Как медик хочу сказать, что надо получать качественную медицинскую помощь, облегчать боль, правильно питаться. Иметь мир в душе, стараться смотреть «Союз», участвовать в добрых делах, жертвовать на телепрограммы «Союза». На сердце будет легче, если делаем доброе дело. Желаем Вам крепости духовных и телесных сил, радости в Боге, чтобы Вы вместе со своими близкими радовались, имея такой багаж лет. Многая лета.

– Вопрос телезрителя: «Господь каждому дает крест по его силам. Но ведь есть достаточно много случаев, когда люди сходили с ума от невыносимой скорби, умирали от тоски или совершали самоубийства. Получается, нести свой крест не всем по силам?»

– Нет, крест дается каждому по его силам. Человек сходит с ума, когда нарушаются определенные функции его головного мозга. Когда у человека болит сердце или возникают болезни легких, почек или печени, в этом нет ничего необычного. Но если страдает, испытывает какой-то дискомфорт или разлад головной мозг, то это уже серьезная проблема, и это есть состояние несовершенства человеческого естества.

Если человек смиренно несет свой жизненный крест, имея проблемы с сердцем, то это нормально, а если у него проблемы с головой, то это как бы ненормально, и это следствие общей греховной поврежденности. Весь человеческий род испытывает греховную поврежденность, и с этим надо смириться и принимать это как данность. По слову апостола, мы, как зерна, должны быть посеяны в землю, а потом из нас должно вырасти новое растение, достойное Царства Небесного.

– А проблема тоски, к примеру, проблема душевная или духовная?

– Тоска может быть проблемой и душевной, и духовной, и сочетанной. Есть специалисты, которые могут диагностировать, дифференцировать это состояние, потому что в головном мозге, как и в любом другом органе, могут быть разные проблемы. В головном мозге есть гормоны радости, стресса, генерируются импульсы, которые перерождаются в определенные поведенческие реакции и состояния, и на этом уровне – на уровне переносчиков, мессенджеров, могут быть различные проблемы.

Бывает так, что у человека страдает функция головного мозга, отвечающая за возникновение радости, и если это не корректируется какими-то духовными практиками, послушанием, если не помогают советы даже опытного духовника, то, конечно, следует обратиться к психиатру и получить правильное лечение.

И если нам не стыдно получать адекватную терапию заболеваний различных органов и систем, то почему нам должно быть стыдно получать адекватную терапию нарушений функций головного мозга, например, депрессии, уныния? Конечно, начинать нужно с более легкой патологии. Если же проблемы более серьезные, если они связаны с недостатками высшей нервной деятельности, то здесь уже нужно получать более квалифицированную помощь.

– Вопрос практического характера: «Можно ли утренние и вечерние молитвы читать наизусть?»

– Можно, и очень хорошо, если человек может читать эти молитвы вслух.

– Вопрос по евангельскому чтению: «Господь говорит: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Что Он имеет в виду, говоря эти слова? Ученики подумали, что Господь упрекает их за то, что они забыли взять с собой хлеба».

– Христос говорит с простым народом простым языком. Он приводит примеры, связанные с земледелием, рыболовством, виноградарством, садоводством – с понятными для людей образами, которые они умели бы применять в своей жизни. То же самое и здесь.

Кто такие фарисеи и саддукеи? Фарисеи – это как бы профессиональные иудеи, которые всё делают по правилам и напоказ. Среди нас тоже есть такие «православные», которые пытаются все делать так, как написано, но при этом сути православия они не понимают. Так вот, фарисеи – это люди, которые, не имея истинных духовных начал, идут к Богу, делая упор на внешние проявления – стараются понравиться, показать себя молитвенниками.

Фарисеи носили полагающиеся одежды, различные выглядывавшие из-под одежды атрибуты, свидетельствовавшие об их религиозности, отращивали себе волосы, в нужное время совершали молитвы и так далее. То есть они все делали напоказ.

Саддукеи же были людьми неверующими. Они что-то признавали, но не верили в загробную жизнь и воскресение. Христос говорил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, а они Ему не верили. Они считали, что все заканчивается здесь, на земле, поэтому нужно все получить и использовать с максимальным выигрышем здесь и сейчас. То есть все то, что сейчас происходит, и есть саддукейство.

Саддукеи даже были первосвященниками, не верившими тому, что они делают. Они верили в своего мессию – Машиаха, который должен прийти и отформатировать людей под свое «царство небесное», так, как ему надо. А если он не будет так делать, то это не Машиах. Они до сих пор ожидают прихода этого антихриста. Христос говорил об этом, потому что головы людей были промыты этой фарисейской и саддукейской закваской, этой ересью.

Почему же Господь использует образ закваски? Когда заквашивают хлеб, в тесто добавляется маленькое количество закваски, бактерии и дрожжи при определенной температуре начинают размножаться, и все тесто становится закваской. Хлеб выпекается, а бактерии и дрожжи погибают. Тесто, которое не подверглось термической обработке, становится новой закваской. И вот Христос использовал этот простой понятный образ закваски, чтобы люди поняли, о чем идет речь.

– Получается, проблема закваски фарисейской и саддукейской актуальна и сейчас? Ведь и сейчас есть люди, закваски которых нужно беречься.

– Да. Дело в том, что образ закваски как бы подходит и для Царства Небесного. Помните, была даже притча о закваске, которая готовит большое количество людей. Закваска – это учение, проникающее в умы людей. Как закваска распространяется в тесте, так происходит и брожение в умах людей, и получаются эти идеи. Но идеи прежде всего должны быть направлены к Богу и Его Царству. Все же остальные идеи ложные, они приводят к пагубе.

Поэтому Церковь настаивает на том, чтобы это посеянное зерно всегда было в плодородной почве, чтобы это растение выросло в Царство Небесное и чтобы из теста с христианской закваской получился хлеб жизни. То есть образ хлеба, образ винограда, образ Христа – все это говорит о Царстве Небесном, о нашем спасении, и по этим образам и символам нашего спасения легко находить дорогу к Богу.

– Вы очень понятно рассказали о распространении закваски в тесте, и тогда возникает вопрос: можно ли избавиться от закваски, если она как бы начинает заражать? То есть это фарисейское и саддукейское учение подобно закваске, и получается, что оно заражает. Можно ли уберечься от этого?

– Так ведь сказано – берегитесь, то есть не контактируйте с такими. Это как гнилой помидор: положите его в коробку с хорошими помидорами, и через два дня все помидоры будут гнилыми.

– То есть способ беречься здесь только один?

– Да. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не общается с нечестивыми. У нас в церковных, монашеских правилах сказано, что с упорствующими, еретичествующими, иноверцами нельзя садиться за один стол, потому что мы всегда едим в семье, с единоверцами, с людьми, которые разделяют наши взгляды, потребности и ожидания. С чужими мы не едим, потому что перед едой нужно молиться, а молиться мы можем только с единоверцами. То есть наша трапеза как бы мистическая.

– Вопрос телезрителя: «Скажите, как мне молиться за моего отца, который умер некрещеным?»

– Молиться в домашней молитве, чтобы Господь по вере дочери смиловался над ним. Ведь было время, когда родители первых мучеников были некрещеными. Я думаю, что Господь может сотворить милость и благо, если дети будут молиться и искренне просить Бога о прощении грехов своих родителей. Очень часто бывало, что ребенка могла покрестить бабушка, и никто об этом не знал.

– «Как побороть страх болезни?»

– Просить у Бога этого. Когда была ситуация с коронавирусом, многие люди говорили мне, что они боятся умереть от этой болезни. Я им отвечал: «Нужно просить у Бога помощи и поддержки и заниматься какими-то нужными делами». Бывало так, что мне звонили и говорили: «Батюшка, знаете, а я уже, оказывается, переболела – у меня зашкаливают антитела. Немножко поболела голова, два дня побыла температура, и все. Я даже не заметила, как переболела».

Поэтому просите у Бога милости, помощи, поддержки и благословения. Не зацикливайтесь на этой болезни. Если вам нужно этот путь пройти, вы все равно его пройдете. А если вы будете бояться этой болезни, то, конечно, будете больше страдать от своего страдания, а не от болезни.

– «Что такое скрытая гордость?»

– Если человек скрывает свою гордость, то этот человек святой.

– Нет, я думаю, здесь имеется в виду скрытая гордость в том значении, что, может быть, человек внутренне гордится собой и не показывает этого.

– Дай Бог здоровья этому человеку, чтобы он и дальше оставался в таком состоянии. Мы страдаем от гордости, когда это состояние затрагивает других людей. А если человек, будучи даже самым большим грешником, пытается свой грех в себе как-то похоронить, пытается избавиться от него, не проявлять его в жизни, то он подвижник.

Если вор будет сдерживать себя, чтобы не украсть, убийца – чтобы не убить, насильник – чтобы не насиловать, то это святые люди. Имеющие в себе такое греховное начало, но не реализующие его, убивающие его еще на стадии прилога – это святые люди.

– Получается, что грех – это в первую очередь контакт с другим человеком?

– Да. И если человек, имея в себе этот грех, борется с ним, понимая, что это не норма, дай Бог ему сил справиться с этим.

– Отец Александр, спасибо Вам большое за беседу. Прошу Вас слов напутствия для наших телезрителей.

– Дорогие друзья! Все мы с радостью смотрим телеканал «Союз». Я хотел бы, чтобы программа «Беседы с батюшкой» выходила почаще и люди получали духовные ответы на все свои вопросы. И поэтому я еще и еще раз присоединяюсь к генеральному директору телеканала – отцу архимандриту и прошу всех вас по возможности помогать православному телеканалу, потому что телеканал проводит действительно большую работу.

Приходя сюда, я вижу, что здесь работает очень много людей, и все они работают на наши пожертвования. Поэтому, если у вас будет возможность, помогайте нашему православному телеканалу «Союз».

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Ирины пребывает со всеми вами!

Ведущий Александр Черепенин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать