Беседы с батюшкой. О Евангелии. Священник Иоанн Авдюшин

16 ноября 2022 г.

У нас в гостях клирик храма-памятника на Крови, священник Иоанн Авдюшин.

– Сегодня я хочу посвятить нашу передачу вопросу присутствия Евангелия в жизни; как правильно относиться к евангельским текстам и изучать их. Мы живем в такое время, когда в том числе священные тексты, в частности Евангелие, читаются на айподах, телефонах. Кажется, что время, когда Священное Писание читали с молитвой, благоговением и трепетом, ушло. Насколько это плохо – чтение священного текста с телефона, мобильного устройства?

– Я бы сказал, что это хорошо. Ведь совершенно не важно, как ты читаешь, важно, что ты читаешь. Электронные носители, как и любые носители информации, имеют свои достоинства и недостатки. Одно из главных достоинств электронных носителей – мобильность. Я сам последнее время достаточно много книг читаю именно в электронном виде, потому что сложно взять книгу, выделить время для чтения. Гораздо проще почитать, например, стоя в транспорте. Священное Писание – не исключение. Темпы жизни сейчас совершенно другие.

– Иногда видишь, как Евангелие читают в общественном транспорте, вокруг городского шума и суеты. Как к этому относиться?

– Когда я вижу человека, читающего в транспорте молитвослов или Евангелие, радуюсь. Меня посещает мысль: «Ух ты, он тоже христианин. Как это здорово!» Я думаю, нужно положительно относиться к такому явлению.

– За богослужением мы слушаем евангельские тексты стоя, с благоговением преклонив голову. Когда человек смотрит богослужение дома по телевизору, как ему выразить свое благоговение в момент чтения Евангелия?

– Откровенно говоря, для меня нет разницы между чтением Евангелия, например, и той же Херувимской песнью, Евхаристическим каноном. Это равносильные части богослужения. Мне кажется, в формате дистанционного участия в богослужении нет необходимости каким-то особым образом выделять чтение Евангелия. Человек участвует в этом так, как может, и слава Богу!

– Чтение Евангелия молодыми людьми – вопрос особый. Как заинтересовать, как мотивировать молодежь на чтение евангельских текстов? И стоит ли вообще это делать, если молодой человек пока сам к этому не пришел?

– Я думаю, Вы согласитесь, что мотиватор «надо» – самый худший мотиватор. На определенном этапе становления личности, на определенном этапе воцерковления этот мотиватор работает. Но человек растет, меняется, и наступает  момент, когда от этого мотиватора нужно переходить к более высоким: когда интересно или нравится. Например, я читаю Евангелие потому, что мне интересно. Или: я читаю Евангелие потому, что мне это нравится.

Недавно на занятиях в воскресной школе я двадцать минут пытался вытянуть из ребят, почему они перечитывают книги. Например, ребенку нравится книга о Гарри Поттере, и я спрашивал, почему он ее перечитывает. Потому, что нравится.

Чтение Евангелия – то же самое: мы читаем Евангелие потому, что нам оно нравится.

Что касается молодежи, то если человек не читал Евангелие и ему это неинтересно, то, наверное, он еще до этого не дорос. Если же читал и какое-то мнение по поводу прочитанного уже имеет, тут уже есть почва для разговора, отдельной беседы, диалога: понравилось или нет, какие чувства вызвало прочтение Евангелия и так далее.

– Вы общаетесь с молодежью, спрашиваете их про книги. Мне стало интересно, какие книги они читают.

– Любят фэнтези в основном. Редко читают фантастику, реже детективы. Почему фэнтези? Потому, что достаточно простой язык, экшен, постоянно какие-то движения, действия, необычные навыки у героев: магия, суперспособности. Людей это захватывает. В жизни все прозаично: сел в автобус и поехал в университет; взял портфель и пошел в школу. Хочется чего-то волшебного, необычного. Поэтому дети в первую очередь читают фэнтези, им это нравится.

Конечно, приходится читать и школьную литературу, чтение которой запланировано по программе. Подростки от 15 лет и старше, как правило, интересуются уже более серьезными книгами. Я знаю ребят, которые к 18 годам погружаются в достаточно серьезную философию: читают Ницше, Гегеля, пытаются в этом разобраться. А кто-то не читает книг, но начинает увлекаться политикой; это тоже интересная тенденция.

– В целом читающих детей много?

– Больше, конечно, смотрящих. Процент читающих детей гораздо меньше, но такие тоже есть.

– Совсем недавно видел интервью со священником Павлом Островским, он анонсировал такой проект: переложение евангельских текстов для подростков в виде комиксов. Как Вы к этому относитесь? Это крайне необычно, но молодежи нравится. Из личного опыта скажу, что недавно познакомился с комиксом, посвященным творчеству Павла Петровича Бажова. Все наши студенты от этого комикса были просто в восторге. А как относиться к комиксам по священным текстам?

– Я даже позволю себе сказать слово «манга». Манга – это жанр комиксов, в котором отец Павел форматирует Евангелие. Манга – это тоже носитель информации, и, как я уже говорил, любой носитель информации имеет ряд достоинств и ряд недостатков. Мой бэкграунд не позволил мне в полной мере оценить достоинства этого жанра (я познакомился с комиксом, посвященным Рождеству Христову), но я взял это на заметку. И если увижу человека, который интересуется аниме, обязательно предложу ему почитать Евангелие именно в этом формате. Уверен, что такое чтение принесет человеку пользу.

Ведь апостол Павел говорит: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Почему нельзя это транслировать на жанры литературы? Почему нельзя транслировать на возраст? Почему человеку, который смотрит аниме, я не могу предложить Евангелие в формате аниме? Почему человеку, которому нравится фэнтези, не предложить Евангелие в жанре фэнтези? «Хроники Нарнии» – это же Евангелие в жанре фэнтези. Почему нет?.. Ведь задача Евангелия – не сакрализировать информацию, а донести ее. В этом смысле нам нужно найти язык, на котором нас поймут. И, думаю, плоды будут.

– Можете нас познакомить с этим форматом? Манга – это что?

– Это надо смотреть, читать; на пальцах не объяснишь. Это комикс, нарисованный определенным стилем, определенным типом написаны слова в определенных местах картинки. Надо просто с этим познакомиться.

– Можно ли традицию семейного чтения применять для Евангелия? Насколько это продуктивно, чтобы супруги вместе со своими детьми читали Евангелие? Как лучше организовать такую добрую традицию в семье?

– Во-первых, скажу, что не существует семейной традиции чтения Евангелия. Традиция семейного чтения либо есть, либо ее нет, и читают семьей не только (и даже не столько) Евангелие.

Если семья хочет попробовать семейное чтение, пусть начнут с более простой литературы. Например, «Снежная королева» Андерсена: достаточно простое, но глубокое произведение, причем для разного возраста. Начать со сказок, потом перейти к классическим произведениям. Если традиция в семье приживется, только тогда попробовать совместное чтение Евангелия, никак не раньше.

– А вечерние и утренние молитвы?..

– Совместное чтение вечерних и утренних молитв в первую очередь носит дисциплинарный характер (говорю по опыту). Дисциплина тоже важна. Редко я встречал семьи, в которых утренние и вечерние молитвы читают едиными устами и единым сердцем. Как правило, каждый взрослый думает о чем-то своем, прочитывая  молитвословия, а дети думают, когда же все это закончится, потому что хотят спать, играть, есть или нужно в школу (если утреннее правило). Каждая семья выбирает тот формат, который для нее приемлем. Но это тема для отдельной беседы.

– Часто бывает, что человек привыкает ко всему. Мне кажется, в том числе и к святыне тоже бывает привыкание. Думаю, нечто подобное может случаться и по отношению к евангельским текстам, если практикуется ежедневное чтение. Как избежать охлаждения? И если уже ощущаешь охлаждение, как его победить?

– Охлаждение наступает, по моему скромному мнению, тогда, когда приходит безразличие. Когда наступает момент охлаждения в отношениях молодого человека и девушки? Когда один другому становится безразличен. То же самое с Евангелием: когда Евангелие становится безразлично и его читаешь просто потому, что надо, тогда и происходит охлаждение.

Когда люди подходят с подобным вопросом и спрашивают, что делать, я обычно задаю такое домашнее задание. Понятно, что это задание не на день, не на неделю и даже не на месяц, а на достаточно длительный промежуток времени. Я прошу найти несколько любимых отрывков из Евангелия. Когда человек говорит, что ему нравятся все Евангелия, это чушь. Условно говоря, человеку нравится эпизод, когда Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами. Почему? Потому-то и потому-то. Кому-то нравится эпизод, когда Христос явился ученикам после Своего воскресения. Почему? Потому-то и потому-то. Таким образом проявляется наше личное отношение к этому, нам уже небезразличен конкретный евангельский отрывок. Когда ежедневно читаешь Евангелие по главе в день, то, приближаясь к любимому отрывку, уже находишься в предвкушении...

Следующим этапом задания является поиск нескольких нелюбимых отрывков из Евангелия. Это задание посложнее. На личном примере могу сказать, что были и есть такие отрывки, которые мне сложно читать, и вместо предвкушения возникают обратные чувства. А далее можно анализировать, какой отрывок вызывает негодование, какой несогласие, где мы поспорили бы. Проанализировав таким образом Евангелие, далее можно продолжить с чтением «Апостола», потом Ветхого Завета. Это неисчерпаемая бездна.

Если человек заинтересован в этом и не хочет быть безразличным к тому, что читает, надо сформировать к этому личное отношение. Как правило, когда человек читает Евангелие с мотиватором «надо», это превращается в привычку, человек читает не для того, чтобы узнать что-то новое, а просто потому, что так заведено и так надо. Зачем так делать? Надо же продуктивно использовать свое время. Если человек вдумывается, испытывает личное отношение к отрывку, это хорошо, и тогда Евангелие небезразлично.

– Хочу уточнить. Вы сказали о поиске нелюбимых мест в Евангелии. Это какие-то эмоционально сложные в прочтении отрывки? Вы это имели в виду?

– По-разному. Сколько людей, столько и ситуаций. Кому-то эмоционально сложно, кому-то просто не нравится отрывок, кому-то непонятно. В процессе становления, роста нелюбимые отрывки могут стать самыми любимыми. Бывает, не нравится потому, что не понимаешь или не знаешь, как претворить это в жизнь. А когда разберешься во всем, отрывок становится любимым.

– Часто говорят: откроешь Священное Писание – и найдешь ответы на все свои вопросы. Как Вы относитесь к такому тезису?

– Ответ найти можно, надо уметь задать вопрос. Если не умеешь задавать вопрос и не знаешь, где искать, то не найдешь ответа. Даже в самой большой библиотеке, если ты не умеешь ею пользоваться, ты не найдешь ответов. Так же с Евангелием. Нужно правильно задавать вопросы. Вряд ли в Евангелии можно найти ответ на вопрос, покупать квартиру или машину, сегодня или завтра, но как жить в купленной квартире, ответ найти можно. Как ехать в автобусе пассажиром, а не в купленной машине, тоже можно найти ответ. Главное, уметь задавать вопросы. Относиться к Евангелию как к гаданию (открыть и ткнуть пальцем наугад), мне кажется, неправильно.

– Насколько важна форма одежды при домашнем чтении Священного Писания?

– Я бы сказал, форма одежды свободная.

– Еще хочется поднять вопрос о лени. Бывает, когда пытаешься побудить себя к чему-то доброму для спасения своей души, начинается лень, одолевают какие-то искушения. Например, открываешь Евангелие, чтобы почитать, и не можешь, тут же засыпаешь. Как с таким состоянием бороться?

– На мой взгляд, спасение души начинается, когда человек Евангелие закрывает, а не открывает. Человек прочитал Евангелие и начинает пытаться использовать в своей жизни то, что прочитал, – именно в этот момент начинается спасение души. Само чтение Евангелия, по моему скромному мнению, – нейтральное действие. Если же человек пытается следовать этому, то это совсем другое дело.

Христос говорит в притче о милосердном самарянине: и ты делай так же. Человек спрашивает Христа: «Как мне поступить?» – и открывает Евангелие, читает. Христос говорит: иди и делай так же. Человек закрывает Евангелие и начинает делать так же. Вот тогда начинается спасение души.

Для того чтобы у человека появилась возможность нести некое служение, должны быть внутренние ресурсы: временные, физические, эмоциональные. Нужно смотреть на состояние человека; каждая ситуация индивидуальна. Человек, больной раком, прочитав Евангелие, может увидеть, как вести себя с тем, кто за ним ухаживает. Пожилая монахиня или бабушка, дедушка, прочитав Евангелие, могут увидеть, как нужно относиться к исцеляющему; как относиться к друзьям, которые несут тебя к исцеляющему (притча о расслабленном или история воскрешения сына вдовы). Ведь можно себя поставить на место абсолютно любого персонажа: на место Христа, на место исцеленного, воскрешенного, на место народа. В зависимости от того, в каком состоянии ты находишься, ты ставишь себя на место персонажа и, извлекая урок, начинаешь претворять это в жизнь. И тут начинается спасение души.

– Как относиться к фильмам, которые снимаются по евангельским текстам? Они ведь тоже так или иначе могут привести человека к Богу?

– Как к носителю информации. Для кого-то это приемлемо, для кого-то – сигнал, флажок, повод задуматься, а для кого-то – повод изменить свою жизнь. Главное, не осуждать, постараться найти в любой форме изложения Евангелия свои положительные моменты и научиться эти положительные моменты использовать для миссионерства, катехизации или просто для того, чтобы побеседовать в храме после службы.

Вообще у нас отсутствует культура беседы по евангельским темам. Вспомнился эпизод из фильма Никиты Сергеевича Михалкова «12». В самом начале фильма присяжных посадили в спортивный зал, чтобы они вынесли вердикт. Все знали, что человек виновен, и даже не хотели об этом говорить, обсудить это. Герой, которого играл Сергей Маковецкий, предложил: «Давайте поговорим». Поначалу все думали: «Какой смысл? Всё и так понятно. Чего разговаривать-то?..» Но этот персонаж говорил: «Понимаете, человека пожизненно посадят. Давайте хотя бы немножко своего личного времени уделим ему». И когда они пожертвовали своим временем (хотя у одного девушка приехала, у другого крыша протекала, третьего мама ждала и так далее), уважили коллегу и решили поговорить, в диалоге оказалось, что все совершенно не так, как казалось.

С Евангелием такая же ситуация. Нам всем все понятно: Христос пришел, родился, крестился, исцелял, распялся, воскрес. Все понятно; зачем об этом говорить?.. Но, например, мы с Вами поговорим. Я Вам расскажу что-то, чего Вы не знали, потому что я прочитал Евангелие через призму своего жизненного опыта. А Вы мне расскажете то, чего не знал я, потому что у Вас жизненный опыт отличается. И мы, поговорив об этом, наполнимся с избытком. Во-первых, нам будет приятно от общения друг с другом, потому что очень здорово общаться на евангельские темы.

Очень здорово, когда люди рассказывают друг другу то, что они открыли. Два-три человека один и тот же текст прочитали и посмотрели на него совершенно по-разному, они делятся этим и друг для друга открывают ситуации и моменты в одном и том же. Это действительно очень здорово. Это очень обогащает, имеет очень много положительных сторон: общение, узнавание нового, опыт нахождения в едином духе. Когда мы находимся в одном духе, читая один и тот же текст, но смотрим через разную призму, мы опять же друг друга обогащаем. Это важно, необходимо, это действительно жизнь христианина. И очень хотелось бы, чтобы таких диалогов в нашей христианской общине было как можно больше.

У нас есть такая тенденция – относиться с неким пренебрежением к традициям инославных конфессий (католических, протестантских). А именно у протестантов это практикуется – общение на темы Евангелия. Они собираются и разговаривают и обогащают друг друга. И нам этому нужно учиться. У нас этого, к сожалению, нет.

– Насколько полезно обычным мирянам читать текст Евангелия с конспектированием, с заметками на полях, со стикерами?

– Когда я учился на первом курсе вуза, услышал от одного из преподавателей фразу, которая была воспринята мною в штыки. После нее преподаватель был надолго переведен мною в разряд безбожников и еретиков. Фраза следующая: «Евангелие не должно стоять на красной полке только для благоговейного и молитвенного чтения. Оно должно быть у вас зачитано до дыр, исписано вашими комментариями так, чтобы не было видно текста». Понятно, я утрирую, но суть именно такова: невозможно развиваться, преуспевать в исследовании Писания без его анализа.

Сейчас у меня точно такое же мнение, как у того преподавателя. Бесполезно читать Евангелие просто потому, что так надо. Я бы хотел сразу расставить все точки над «i» и выделить два типа чтения. Первый вариант – молитвенное, когда мы читаем Евангелие за богослужением. В этой ситуации чтение Евангелия является частью богослужения и поводом для диалога на тему между христианами, членами общины, поводом для проповеди.

И второй вариант чтения – конспектирование, когда человек выделяет время, берет именно книгу (не электронный вариант) и, сидя за столом, с карандашиком читает ее, что-то помечает, задает вопросы, чтобы потом их можно было обсудить с батюшкой, с соседом по скамеечке в храме или просто с другом-христианином по переписке, по телефону. Это повод для того, чтобы залезть в книги, посмотреть исследования, толкования, что говорят на эту тему те или иные святые отцы, и разобраться самому, что ты такое прочитал.

– Хотел бы попросить Вас порекомендовать нашим зрителям какие-то толкования отдельно для тех, кто только начинает читать Евангелие и для продвинутых читателей.

– По моему скромному мнению, чтение толкований бесполезно, если Евангелие людям безразлично. Берите труд любого толкователя и читайте. Если человек все-таки хочет воспитывать каким-то образом свое личное отношение к тексту, то нужно брать труды тех толкователей, которые нравятся. Классика – это работы Иоанна Златоуста и его современников. К более поздним толкователям лично мне не очень нравится обращаться, потому что во многом они повторяют Златоуста и святых отцов золотого века христианства.

А если возьмем за критерий не святость толкователя, а время, в которое он жил, то появятся авторы, которые сейчас не прославлены в лике святых просто потому, что они недавно умерли либо до сих пор еще живут. Например, отец Даниил Сысоев, владыка Антоний Сурожский, протоиерей Владимир Зелинский. У последнего есть книга «Теофания детства». Порядка двухсот страниц посвящены всего лишь одной фразе Христа: «Будьте как дети». Он живет и здравствует до сих пор. Но это, наверное, уже для более искушенных людей, которые поднаторели в исследовании Писания, ориентируются в сюжете. А начинающим можно читать труды Иоанна Златоуста или отца Даниила Сысоева.

– Часто прямо на улице раздают текст Нового Завета (это делают протестанты). Можно ли эти книги читать?

– Тут надо смотреть, какая книга. Потому что есть книги с комментариями, имеющими протестантскую специфику. Если ты новоначальный, то лучше передать Евангелие с комментариями человеку более искушенному или батюшке. Если это Евангелие в синодальном переводе, просто поблагодарите Бога, что вам не нужно искать средства на новый томик Евангелия, потому что старый уже зачитан до дыр. У меня у самого есть несколько таких книг в синодальном переводе, которые раздавали на улице. Я их храню для того, чтобы в нужное время кому-то их подарить (какие-то я уже раздал, какие-то у меня еще стоят, ждут своих читателей).

– Есть ли какие-то проблемы с синодальным переводом или можно сказать, что он идеальный?

– Перевод – это носитель информации. А носитель информации имеет положительные и отрицательные качества. Вообще этот перевод не один. Для новоначального синодальный перевод вполне подойдет, чтобы выучить сюжет и ориентироваться в нем. Если человека интересует уже познание евангельских смыслов, то тут одного синодального перевода недостаточно. Обычно, когда я вгрызаюсь в гранит Евангелия, я обкладываюсь четырьмя или пятью переводами. Это синодальный перевод, перевод епископа Кассиана (Безобразова), греческий оригинал, английский текст и иногда текст на латыни… Это необходимо для того, чтобы открыть для себя нюансы смыслов. Часто бывает, что именно в нюансах скрывается очень многое, что не так очевидно просто в русском переводе.

Для примера: в греческом языке слово «любовь» обозначается четырьмя понятиями, а у нас всего одно. Если мы обратимся к греческому варианту, то в одном месте слово «любовь» будет «агапэ», в другом – «филео». И человек, погружаясь в эти нюансы, окрашивает историю новым смыслом… Мы возвращаемся к тому, что Евангелие становится небезразличным, а человек испытывает какие-то личные чувства по отношению к тому или иному отрывку.

– В воскресные дни за богослужениями читаются отрывки из Евангелия, которые периодически повторяются. С чем эти повторения связаны?

– Есть определенные правила, по которым Евангелия расположены в богослужении годичного круга. Воскресные Евангелия – это достаточно устоявшиеся отрывки в зависимости от того, какое это воскресенье от Пасхи. Например, каждый год в десятое воскресенье по Пасхе читается всегда один и тот же отрывок.

После Пятидесятницы тоже идет первая Неделя, вторая и так далее. Плюс есть отрывки, посвященные праздникам, например, преподобных святых, в которые читается всегда один и тот же отрывок из Евангелия. Во время празднования памяти мучеников всегда читается одинаковый текст. И люди, когда приходят на какие-то большие праздники, постоянно слышат одни и те же отрывки. А если человек хочет послушать эксклюзив, пусть придет в будний день на литургию, тогда там услышит то, чего в воскресенье не услышишь. В течение года прочитываются все четыре Евангелия.

– Мы с Вами сегодня много говорили о том, что православные христиане должны знать священные тексты, текст Евангелия. И для этого существуют какие-то форматы: воскресные школы для взрослых, кружки на приходах. Какие еще есть форматы, которые могут быть использованы для изучения Евангелия?

– Мне кажется, любой формат должен быть ограничен по времени: условно говоря, это десять-двенадцать лекций. За это время участники рассматривают несколько вопросов: допустим, Евангелие от Матфея, особенности синоптических Евангелий, богословие Евангелия Иоанна Богослова, богословие Послания апостола Павла, историчность личности Христа. Курс закончился – начинается следующий.

Мне почему-то кажется, что формат бесконечных лекций не приносит той пользы, которую может принести какой-то ограниченный курс. Соответственно, если человек знает, что 10 декабря начинается курс из четырех лекций по вторникам и за это время он узнает обо всех притчах, то он может выделить эти четыре вторника в своей жизни. А если он не знает, что конкретно получит, просто какие-то темы разбирают, никак не связанные по смыслу, у человека теряется дисциплина и мотивация, он не знает, когда это закончится. Если мы что-то ограничим, какие-то рамки поставим, то, может быть, это принесет больше пользы.

– Практикуете ли Вы в своей пастырской жизни что-то подобное?

– Сейчас у меня воскресная школа для детей, первый год обучения. Там у нас тоже есть определенная законченная программа со своими положительными и отрицательными сторонами, как и любая программа. И есть специфика преподавателя. Один рассказывает, делая акценты на каких-то одних вещах, другой – на иных вещах. Главное, чтобы учителя старались делать так, чтобы детям было интересно.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать