У книжной полки. Поучения огласительные и тайноводственные. Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский

24 марта 2022 г.

В последнее время в православные храмы вернулась древняя практика огласительных бесед, которые для многих наших современников, желающих приступить к Таинству Крещения, являются камнем преткновения. Зачем же нужно проходить оглашение? Потому что крещеный, по словам священника Валерия Духанина, «призван носить на себе образ Христа, должен быть исповедником веры Христовой, являть пример жизни по Евангелию. И как бы это ни звучало категорично, но если человек не желает пройти огласительные беседы, он показывает, что подлинным чадом Церкви он становиться не собирается. Основательно же готовиться ко крещению будет только тот, кто действительно ищет спасения». Для таких ищущих спасения людей написана книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского под названием «Поучения огласительные и тайноводственные», в современном ее издании вышла в свет в издательстве Благовест.  В ней автор наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро - и нравоучения, образец преподавания христианских догматов. Эти поучения сделали святителя особо почитаемым, как искусного наставника правой веры и пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке. Так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости.

2. Как говорится в предисловии, святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский – выдающийся аскет, проповедник и церковный писатель. Первоначально был монахом в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 году его избрали епископом. Несколько раз его снимали с кафедры в периоды гонений на ариан (в 357, 360, 362 и 367 годах), некоторое время он провел в изгнании. В 381 году принял участие в Константинопольском соборе. Из проповедей его огласительные и тайноводственные поучения (в числе двадцати четырех) имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Святитель Кирилл читал их публично около 347, или в 350, годах. Тогда он был еще пресвитером, в обязанности которого входило поучение новокрещаемых.

3. Первые 19 поучений несут отпечаток разговорной речи, остальные, видимо, были опубликованы после смерти святителя Кирилла. Поучения эти были адресованы готовящимся ко Святому Крещению, а также уже сподобившимся его принятия. Первое из них вступительное, пять следующих касаются проблемы обращения ко Христу, в дальнейших объясняются основы веры. Пять последних поучений называются мистическими, или тайноводственными, поскольку они предназначены для уже принявших Крещение и объясняют смысл христианских Таинств. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».

4. «Члены веры, – учит святитель Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета». В древней христианской Церкви были два рода людей: крещеные (являвшиеся членами Церкви и называвшиеся верными) и желающие принять Крещение (или оглашенные). Слово «оглашенный» происходит от слова «оглашение», по-гречески: катехизис, т.е. первоначальное наставление в догматах веры для желающего быть христианином. Оглашенные, в отличие от верных, не могли участвовать в церковных Таинствах, в особенности причащаться Святых Христовых Таин, слушать Символ веры, молитву Господню «Отче наш», и поучения о главнейших и сокровенных Таинствах христианской веры.

5. Принятие оглашенных в члены Церкви происходило не сразу, но постепенно и последовательно. После достаточного испытания искренности желания оглашенных принять христианскую веру, им первоначально разъяснялись пагубность языческого суеверия и православные догматы веры, с толкованием и свидетельствами Ветхого и Нового Заветов. Их постепенно приобщали к церковной жизни: позволяли входить в собрания верных, но при них никакая тайна, а особенно Евхаристия, не совершалась, по слову святителя Иоанна Златоуста: «При затворенных дверях служим тайну, непросвещенным же вход возбраняем».

6. К оглашенным святитель Кирилл говорил свои первые поучения, названные огласительными. Им давалось полное и точное изложение Символа веры и краткий рассказ о Таинствах. А члены Церкви, в свою очередь, молились о них, особенно усердно в дни Великого Поста вплоть до Великой Субботы, когда происходило нарочитое Крещение оглашенных. А тайноводственные поучения были адресованы уже новокрещенным. Хотя сведения о жизни святителя Кирилла весьма скудны, его слова, прозвучавшие так давно в Иерусалиме и запечатленные письменной традицией христианства, сделали его имя особо почитаемым, как имя великого наставника правой веры. Слова же святителя Кирилла стали основой для многочисленных огласительных поучений и текстов Православия.

7. Многие катехизисы, появившиеся в России, прямо основаны на текстах Тайноводственных и Огласительных слов. Эта связь не случайна: ведь святитель Кирилл Иерусалимский, водимый благодатным действием Духа Святого, в необычайно лаконичной форме сумел изложить догматическую основу учения Церкви. Поучения архиепископа Иерусалимского и на славянский язык переводились не раз и всегда входили в круг важнейших назидательных духовных чтений, как священнослужителей, так и всех православных христиан, являясь верным руководством в изъяснении догматов Православия и благочестивой жизни по евангельским законам.

8. В 19 столетии вышли в свет два русских перевода творений святителя Кирилла Иерусалимского. Первый из них, осуществленный Ярославской духовной семинарией, впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1822 году. Второй увидел свет в серии «Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии» в 1855-м и последний раз был переиздан в Санкт-Петербурге в 1913 году.

***

«Не уклоняйся от огласительных поучений, сколько бы ни продолжительно они говорены были, чтобы мысль твоя не ослабела. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще более готов». Так наставляет святитель Кирилл Иерусалимский тех, кто приступает к Таинству Крещения. Его поучения, предлагаемые в этой книге, адаптированы для современного читателя. Книга рассчитана на широкий круг православных христиан, а также на тех, кто еще не принял Святого Крещения, но желает узнать о христианском учении. Надеемся, - говорят издатели, что эти поучения принесут немалую духовную пользу всем, обращающимся к учению Православной Церкви.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать