***
1. Эта книга святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского под названием «Поучения огласительные и тайноводственные», в современном ее издании вышла в свет в издательстве Благовест. В ней автор наглядно показывает высоту, красоту и спасительность православного веро - и нравоучения, образец преподавания христианских догматов. Эти поучения сделали святителя особо почитаемым, как искусного наставника правой веры и пользовались большим уважением и авторитетом на Востоке. Так что святые отцы не только руководствовались ими в проповеди слова Божия, но и переводили их с греческого на многие другие языки, чтобы как можно большее число христиан и всех людей, ищущих истину, познакомить с этим кладезем христианской мудрости.
2. Как говорится в предисловии, святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский – выдающийся аскет, проповедник и церковный писатель. Первоначально был монахом в окрестностях Кесарии Палестинской, в 348 году его избрали епископом. Несколько раз его снимали с кафедры в периоды гонений на ариан (в 357, 360, 362 и 367 годах), некоторое время он провел в изгнании. В 381 году принял участие в Константинопольском соборе. Из проповедей его огласительные и тайноводственные поучения (в числе двадцати четырех) имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Святитель Кирилл читал их публично около 347, или в 350, годах. Тогда он был еще пресвитером, в обязанности которого входило поучение новокрещаемых.
3. Первые 19 поучений несут отпечаток разговорной речи, остальные, видимо, были опубликованы после смерти святителя Кирилла. Поучения эти были адресованы готовящимся ко Святому Крещению, а также уже сподобившимся его принятия. Первое из них вступительное, пять следующих касаются проблемы обращения ко Христу, в дальнейших объясняются основы веры. Пять последних поучений называются мистическими, или тайноводственными, поскольку они предназначены для уже принявших Крещение и объясняют смысл христианских Таинств. В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры «на скрижали сердца».
4. «Члены веры, – учит святитель Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета». В древней христианской Церкви были два рода людей: крещеные (являвшиеся членами Церкви и называвшиеся верными) и желающие принять Крещение (или оглашенные). Слово «оглашенный» происходит от слова «оглашение», по-гречески: катехизис, т.е. первоначальное наставление в догматах веры для желающего быть христианином. Оглашенные, в отличие от верных, не могли участвовать в церковных Таинствах, в особенности причащаться Святых Христовых Таин, слушать Символ веры, молитву Господню «Отче наш», и поучения о главнейших и сокровенных Таинствах христианской веры.
5. Принятие оглашенных в члены Церкви происходило не сразу, но постепенно и последовательно. После достаточного испытания искренности желания оглашенных принять христианскую веру, им первоначально разъяснялись пагубность языческого суеверия и православные догматы веры, с толкованием и свидетельствами Ветхого и Нового Заветов. Их постепенно приобщали к церковной жизни: позволяли входить в собрания верных, но при них никакая тайна, а особенно Евхаристия, не совершалась, по слову святителя Иоанна Златоуста: «При затворенных дверях служим тайну, непросвещенным же вход возбраняем».
6. К оглашенным святитель Кирилл говорил свои первые поучения, названные огласительными. Им давалось полное и точное изложение Символа веры и краткий рассказ о Таинствах. А члены Церкви, в свою очередь, молились о них, особенно усердно в дни Великого Поста вплоть до Великой Субботы, когда происходило нарочитое Крещение оглашенных. А тайноводственные поучения были адресованы уже новокрещенным. Хотя сведения о жизни святителя Кирилла весьма скудны, его слова, прозвучавшие так давно в Иерусалиме и запечатленные письменной традицией христианства, сделали его имя особо почитаемым, как имя великого наставника правой веры. Слова же святителя Кирилла стали основой для многочисленных огласительных поучений и текстов Православия.
7. Многие катехизисы, появившиеся в России, прямо основаны на текстах Тайноводственных и Огласительных слов. Эта связь не случайна: ведь святитель Кирилл Иерусалимский, водимый благодатным действием Духа Святого, в необычайно лаконичной форме сумел изложить догматическую основу учения Церкви. Поучения архиепископа Иерусалимского и на славянский язык переводились не раз и всегда входили в круг важнейших назидательных духовных чтений, как священнослужителей, так и всех православных христиан, являясь верным руководством в изъяснении догматов Православия и благочестивой жизни по евангельским законам.
8. В 19 столетии вышли в свет два русских перевода творений святителя Кирилла Иерусалимского. Первый из них, осуществленный Ярославской духовной семинарией, впервые был издан в Санкт-Петербурге в 1822 году. Второй увидел свет в серии «Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии» в 1855-м и последний раз был переиздан в Санкт-Петербурге в 1913 году.
***
«Не уклоняйся от огласительных поучений, сколько бы ни продолжительно они говорены были, чтобы мысль твоя не ослабела. Ибо оружие ты получаешь против сил сопротивных, против еретиков, иудеев, самарян и язычников. И вот уже оружие готово, и меч духовный еще более готов». Так наставляет святитель Кирилл Иерусалимский тех, кто приступает к Таинству Крещения. Его поучения, предлагаемые в этой книге, адаптированы для современного читателя. Книга рассчитана на широкий круг православных христиан, а также на тех, кто еще не принял Святого Крещения, но желает узнать о христианском учении. Надеемся, - говорят издатели, что эти поучения принесут немалую духовную пользу всем, обращающимся к учению Православной Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!