У книжной полки. Святитель Григорий Двоеслов. Правило пастырское

25 марта 2022 г.

Имя святителя Григория Двоеслова известно всем, кто любит Великим постом посещать храм не только в воскресные, но и в будние дни, молиться за Литургией Преждеосвященных Даров. И по завершении этой службы внимательный христианин всегда слышит имя святителя, а причастившийся Святых Христовых Таин, обращается к нему с молитвой. Потому что именно святой Григорий является составителем чина этой Литургии, которая до него была известна лишь в устном предании. В конце 6 века святитель, мудро управляя Церковью, неустанно насаждал слово Божие и оставил после себя большое литературное наследие. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из сочинений святителя, которое вышло в свет в издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под названием «Правило пастырское».

***

1. Святитель Григорий Великий, папа Римский жил в сложное для Западного христианства время - эпоху засилья варваров и разорения Италии. Родившись в благочестивой христианской семье в Риме, он рос среди людей поистине святых. Однако, как пишет святитель Димитрий Ростовский, «сей святой род всего более украсил своею святостью сам блаженный Григорий, от юности подвизавшийся в добродетели в богоугодной жизни. С детского возраста полюбив чтение книг, он впоследствии стал славным ученым и ритором». Получив прекрасное классическое образование, около 573 года он стал префектом Рима. Но «мысли и желания Григория были направлены не столько к мирскому, сколько к духовному: он желал быть иноком». Поэтому он принял монашество и посвятил всего себя на служение Богу и Церкви.

2. В своем поместье святой Григорий устроил монастырь, а сам, вскоре став диаконом в Римской церкви, отправился по высоким папским поручениям в Константинополь - столицу Византийской империи. В 590 году после смерти папы Пелагия II, Григория самого против его воли избрали Римским папой. Находясь на этом служении, свт. Григорию приходилось исполнять роль и государственного деятеля, и политика; он был талантливым церковным администратором, миссионером и отличал­ся исключительной любовью к своей пастве. Был свт. Григорий и автором ряда сочинений, среди которых наибольшую известность и славу стяжали «Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души». Именно после выхода этой книги Святителя и стали называть «Двоесловом», то есть «ведущим диалог, собеседником».

3. Если говорить об истории христианской гомилетики как теории или науки, то здесь имя святого Григория Двоеслова следует тотчас же за именем блаженного Августина, и его «Пастырское правило», содержащее в себе так много полезных указаний для проповедника, стоит рядом с «Христианской наукой» епископа Иппонского. «Пастырское правило» написано св. Григорием на самых первых порах его епископского служения в ответ на дружеские упреки, с какими относился к нему Иоанн, епископ Равеннский, по поводу его усиленных отказов от епископского служения. Чтобы оправдать себя от этих упреков друзей, святой Григорий пишет сочинение, в котором показывает высоту и трудность пастырского служения, устрашающую всякого приближающегося к ней.

4. С внешним поводом соединялась внутренняя потребность: вступив на кафедру епископа, святой Григорий, естественно, должен был подумать, где он и что он. И вот внутренние думы его пастырского самосознания вылились на бумагу и представили идеальные требования, какие предъявляет каждому должность пастырская. Эти думы отчасти выражены и в окружном послании его к епископам, и в некоторых беседах. Так, например, в послании к епископам, святитель отмечает: «Чтобы это служение кому-либо не показалось делом легким и маловажным, я излагаю в настоящем сочинении все, что относится, по моему разумению, к трудности и важности оного. Этим хочу я предостеречь как тех, которые не вступили еще в звание пастырского служения, чтобы в избрании его не были опрометчивы, так и тех, которые необдуманно домогаются этого звания, чтобы на принятие оного смотрели со страхом и трепетом».

5. Как отмечает сам автор, в этой книге все рассуждение разделяется на четыре части, чтобы «читатель мог с отчетливостью переходить от предмета к предмету шаг за шагом, как бы по ступеням лествицы, чтобы каждый, кому обстоятельства указывают вступить на поприще пастырского служения, предварительно размыслил и надлежащим образом обсудил, каким он должен явиться на высоте этого служения. Какую за тем должен вести жизнь, каким образом надлежит ему поучать паству свою; наконец, с каким вниманием нужно ему ежедневно следить» и за собственным образом жизни.

6. Таким образом, эта книга говорит о пастырском служении вообще, и прежде (в первой части) определяет, какие свойства должен иметь тот, кто хочет посвятить себя  служению, потом (во второй) показывает, каково должно быть поведение принявшего на себя пастырское звание, и наконец, только третья часть посвящена исключительному рассуждению о том, как должен учить других пастырь Церкви. В заключение присоединена четвертая, очень краткая часть, которая внушает пастырю и мудро учащему постоянную бдительность над собой, чтобы исцеляющий немощи и болезни других при успехе не увлекался гордостью и самообольщением.

7. По словам издателей, не будет преувеличением сказать, что мысль об учительстве – главная, более других выдающаяся, мысль всей книги. Она составляет глубокий фон всего воззрения, раскрываемого святым Григорием, и прямо проторгается наверх даже в первых двух частях, где еще не начал говорить святой отец о тех способах, к каким должен прибегать пастырь при исполнении своего учительского долга. Святой Григорий определяет внутренние условия достойного проповеднического служения: он рассматривает проповедь вместе с проповедником, оттого картина, им представляемая, шире и содержательнее, чем у блж.  Августина, который трактует проповедь как вид красноречия, а у свт Григория проповедь есть обязанность пастыря Церкви.

8. А поэтому, по словам издателей, в его книге по гомилетике гораздо больше плодотворных указаний, чем у Августина. При внимательном прочтения этого сочинения, соединив в одно целое все частные места, касающиеся проповедничества, рассеянные в книге, можно, по словам автора, восстановить живой и полный идеальный образ, указать на который не излишне и полезно и в наше время, такое далекое от века святого Григория и такое богатое опытами предшествующих поколений.

***

По словам издателей, «Правило пастырское» признаваемо было на Западе настольной книгой для каждого священника и епископа. Так, на Маинцком соборе в 813 году оно было признано первой книгой после Священного Писания и церковных правил, необходимой для всего духовенства; а по свидетельству Гинкмара Реймского, каждый епископ при поставлении своем брал в руки «Правило пастырское» святого Григория вместе с книгой церковных правил и клялся пред алтарем, «что он так будет хранить эти правила, и в мыслях, и в жизни, и в учении, как в них предписано». На русском языке это сочинение святителя Григория по частям было переведено в «Христианском» и в «Воскресном чтении», в целом же виде помещено в «Руководстве для сельских пастырей» за 1871–1872 годы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать