У книжной полки. Литератор N. Как я бросил курить

28 марта 2022 г.

«Тление твоей сигары или папиросы изображает весьма хорошо тление твоего сердца в огне страстей: как тлеет твоя сигара во рту у тебя, так тлеет твое сердце в огне разных страстей. И как страсти — постоянная и великая насмешка дьявола над бедными людьми, так курение табака есть новая насмешка его над ними», — так говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Жизнь человека наполнена множеством искушений и страстей, которые являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. К тому же, любая страсть — это болезнь души, которая напрямую связана с другими недугами. Почему табакурение является страстью, как оно влияет на жизнь человека и каким способом можно эту страсть победить, рассказывает автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется - «Как я бросил курить. Опыт борьбы с табакокурением». Ее автор - Литератор N - уже известен нашим читателям по его предыдущей книге, посвященной борьбе со страстью винопития. И вот автору, по его собственному признанию, всегда казалось, что бросить курить намного проще, чем бросить пить. При этом он вспоминал выражение американского писателя Марка Твена, который говорил: "бросить курить легко, я сам проделывал это сотни раз".  Однако все оказалось намного серьезнее, чем думал автор. Эта борьба была трудной, и Литератор N. захотел поделиться своим опытом с людьми, которые знают об этой проблеме не понаслышке.

2. На этот подвиг, как рассказывает писатель, его подвигла собственная жена, сказав ему: "Подумай о своем здоровье. Оно не только тебе нужно, но и мне. Мне хорошо, когда ты здоров, как бык, и не пахнешь козлом... И о детях подумай... Они же от тебя сторонятся, как от экологически неприемлемого источника, как от источника нездоровой атмосферы...." Ну что я мог сказать, - пишет автор, - после столь высокопарных слов моей интеллектуальной, всезнающей супруги. То, что противные для нее сигареты - этот мой способ некоего отдыха? Или перекура, который помогает снять раздражение от рабочих проблем или домашних неурядиц? Ведь причины сделать перекур всегда найдутся. Однако я не стал противоречить моей многомудрой жене и решил бросить курить, потому что стал осознавать, что мое курение действительно приносит вред моим ближним".

3. Первым делом автор стал изучать, что говорят интернет-источники на тему табакакурения. И в своих изысканиях он первым делом натолкнулся на неожиданное мнение. Так, автор одной из статей считает, что курение стало грехом только в процессе изменения сорта табака, в котором лишь через века появился никотин. А когда Колумб впервые привез табак в Европу, то его сочли полезным. Почему? Потому что подарившие Колумбу табак индейцы использовали табачные листья от болезней. Они делали из него целебные отвары, настойки, мази, жевали, нюхали, курили. Поэтому табак, как «помогающее во всем универсальное средство», быстро распространился по Европе.  По мнению публикатора этой информации, натуральные продукты, исцеляющие от множества болезней, популярны и сегодня: кремы, маски, целебная глина и чай из особых трав… С табаком то же самое.

4. Поэтому, отмечает автор, неудивительно, что табак был распространен даже среди священства, ведь все считали, что он полезен. Правда, в России в XIX веке были увещания от архиереев, чтобы священники воздерживались от курения или нюхания табака перед служением Божественной литургии, чтобы пред Чашей не было изо рта табачного запаха или не было желания чихать. Но уже к началу XX века появляется все больше трудов о вреде курения, о чем высказывались деятели Церкви и отцы Церкви, к примеру, такие отцы, как Амвросий Оптинский или Иоанн Кронштадтский. Помимо этого в народе появилась рифмованная поговорка: «Курить — бесам кадить». Но эту поговорку ныне многие называют глупостью. 

5. Итак, табаку в древности приписывали лечебные свойства. Были и способы изготовления из него лекарственных снадобий, которые помогали излечиться от каких-либо заболеваний. Но ведь это же никак не относится к курению! На сегодня благодаря изысканиям ученых известно, что в древности курение табака было частью магических ритуалов. Например, индейцы племени осейджи начинали всякое дело раскуриванием трубки табака и заклинанием: «Великий дух, сойди и покури со мной как друг!» Индейцы сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Для индейцев табак - священная трава - дар великого духа. Поэтому благоговейное выдыхание табачного дыма сродни для них молитвенному обращению к великому духу.

6. Так что, как говорит автор, - поговорка «Курить— бесам кадить» совершенно правильно отражает изначальный смысл курения табака. Мало того! Первым «курильщиком», то есть существом, испускающим дым, можно считать чудовище, описанное в Библии под именем Левиафан. Вот как он описывается в Книге Иова: из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Пророк Исаия называет Левиафана морским чудовищем, змеем изгибающимся. Библейского Левиафана еще в Средние века сделали своим символом сатанисты. Они считают его одним из князей ада. Зная это, как не задуматься о том, чей образ и подобие носит курящий человек, «из ноздрей которого выходит дым, как из кипящего горшка или котла»? Ну чем не «дымный змий»? 

7. У православных христиан, по словам автора, есть много мифов, связанных с образом змия, который исторгает из своей пасти огонь и дым. Достаточно сказать, что на Руси таковым был Змей Горыныч, деяния которого имеют под собой случаи, описанные в житиях некоторых святых, например, в Житии святого великомученика Георгия Победоносца. Но это, - как говорит писатель, - уже отдельная тема. Здесь же имеет значение тот факт, что в Средние века на Руси курильщики приравнивались к последователям Змея Горыныча. Понимание того, что курение является знаком приверженности Левиафану, у них было. Потому, когда какой-нибудь иностранец закуривал среди простых русских людей, то мужики его связывали и тащили в храм для отчитки от бесовской одержимости.

8. Что же касается поговорки «Курить — бесам кадить», то ее хорошо разъяснил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «О, как тщательно диавол и мир засевает своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо cлова Божия усердно сеется слово мирское, вместо ладана — табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа».

***

Архиепископ Иоанн (Шаховской) отмечал, что такой «мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Где только нельзя найти папирос! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе – «для курящих»». Как в такой случае, бросить курить? И правильно ли замещать табакокурение электронными сигаретами, вейпами и прочими новыми изобретениями? Своими поисками ответов на эти вопросы, своим нелегким опытом борьбы с этой страстью, делится Литератор N со страниц этой книги. И вот какой вывод делает он из всего, что пришлось пройти на пути к полноценной жизни без этой страсти. Жить без курения, - говорит автор, - можно и нужно. Главное - это понять, зачем нужно бросить курить, и что без Божией помощи одолеть этот недуг почти невозможно.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать