У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Добрые советы

31 мая 2022 г.

После праведной кончины святителя Феофана Затворника, наступившей в 1894 году, в духовных изданиях тех лет стали печататься его письма, исполненные глубокой мудрости и духовного опыта. Главным журналом, который обогащал всех этим духовным сокровищем, являлось «Душеполезное Чтение» - любимый некогда самим почившим святителем. Впоследствии из всей напечатанной переписки святителя было выбрано самое важное, что составило книгу, которая после не раз переиздавалась. По письмам святителя составлена также книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Московской Патриархии в серии «Каждому человеку» и называется – «Добрые советы».

***

1. По словам составителя книги Анастасии Горюновой-Борисовой, эта книга «составлена из ответов святителя Феофана Затворника, которые он давал разным людям, обращавшимся к нему. Долгие годы Святитель переписывался со многими людьми, анализируя жизненные ситуации, помогая разобраться в трудных вопросах, утешая, давая верные ориентиры». В день ему приходило до 40 писем, и он отвечал на каждое. Сам владыка говорил об этом так: «Писать о вере - это служба, нужная Церкви. Лучшее употребление дара писать и говорить - обращение его на вразумление грешников».

2. Как отмечает составитель, без преувеличения можно сказать, что в письмах святителя Феофана содержатся советы, охватывающие весь спектр житейских и духовных проблем. Но ведь во все времена у всех поколений вопросы сводятся практически к одному: как жить, чтобы быть счастливым и в земной жизни, и в вечности? Поэтому добрые советы святителя Феофана распределены в этой книге по трем темам: как жить в мире с самим собой, как жить в мире с людьми и как научиться пребывать с Богом. Это поистине мудрые, проверенные опытом духовной жизни советы святителя, главным образом о молитве, о мирской жизни, о борьбе со страстями, о скорбях и надежде на Господа... После каждого фрагмента в квадратных скобках указаны том и страница издания, по которому составлен этот сборник.

3. Итак, первая тема: «Как жить в мире с самим собой. Как владеть собою?» На этот вопрос одному из своих корреспондентов святитель Феофан отвечает так: «Как владеете в одном, так и во всем старайтесь владеть собою. Ведь не распущенны же вы так, что уж ни в чем совладать с собою не можете?! - Так вот... как владеете в чем-либо собою, так и во всем поступайте... Нудить себя надо. Так Господь сказал, уверяя, что только нудящие себя восхищают Царствие Божие. Желаете Царствия - нудьте себя, то есть одолевайте себя и насильно тяните в Царствие Божие. […] У нас три яруса жизни: духовная жизнь, душевная и плотская... Последние две эгоистичны. Первая требует самоотвержения — и в начале, и в продолжении, и в каждом деле».

4. Те, кто хоть раз читал послание апостола Иакова, могли отметить там такие слова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6). Многие из нас, наверное, могут признаться в том, как часто мы колеблемся в принятии тех или иных решений, и даже когда обращаемся в молитвах ко Господу, прося Его о чем-либо, мы и там сомневаемся. Вот и к святителю Феофану кто-то из его адресантов обращается с таким вопросом: Что надо делать, когда внутри раздвоение? «Во-первых, - отвечает ему святитель, - ведайте, что это не худое что, а обычный оборот духовной жизни. Когда дух наш по действию благодати пробуждается, тогда он устремляется к Богу и все туда устремляет. Эгоистический же нрав и после сего все еще остается и выставляет права свои, влеча по старому обычаю к себе и чувство и волю.

5. Оттого, - говорит архипастырь, - все испытывают, как и Апостол: хотящу ми творити доброе, вижу, что мне злое прилежит (Рим. 7:21). Вот и раздвоение. - Что тут сделать? Всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка... Как только заметите движение внутри, противное духу, отвергайте сердцем, некоею неприязнию поразите сие движение, - и тут же к Господу обращайтесь молитвенно, и Он поможет. Искреннее отвержение недоброго и искренняя молитва к Господу всегда побеждают и раздвоение внутреннее пресекают», - наставляет святитель.

6. Что еще нередко беспокоит человека? Конечно же, грусть и печаль. У кого – от неустроенности жизни, у кого – из зависти, у кого – просто потому, что времени бывает много, которое человек не знает, как с пользой его провести. И многие, особенно молодые, в таком случае ищут развлечений не богоугодных. Для них следующий добрый совет святителя Феофана: «...Время свободное бывает, конечно. Куда его девать? Читать надо полезные книги и расширять круг здравых понятий. В жизни это необходимо. Я бы тебе советовал взяться за какое-либо рукоделие... Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Или голова работает, или руки. А пустопорожнего времени чтобы не было. И скуки не будет. И мысли никакие в голову не полезут...»

7. А если «тяжело на душе»? «Такова уж доля наша на земле, - утешает святитель: то погода, то ненастье, то светло, то пасмурно. Этого переменить или отменить никто не в силах. Наше дело - только пользоваться тем или другим во спасение души. Одно терпеть и сокрушаться, другим утешаться с благодарением, не забываясь, однако ж». «Не ослабевайте в молитве, - советует архипастырь другому вопрошающему у него. - Она то же в духе, что дыхание в теле. Дышит тело - и живет. Пресеки дыхание - и жизни конец. Старайтесь непрестанно дышать сим дыханием... Для этого изберите себе несколько коротеньких молитовок — и все их повторяйте... А то - одну держите, именно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! Уголка желаете, чтобы скрыться? Это вам легко делать и дома. А то - уединяйтесь в духе, именно: отвлекайте внимание от всего внешнего и, собравшись внутрь, стойте пред Господом».

8. Следующая тема сборника: «Как жить в мире с людьми». Прочитаем здесь лишь один ответ святителя, который говорит: «Самый разумный образ поведения в отношении к другим — не скрипеть, чтобы все шло как по маслу. Без борьбы нельзя, потому что сюда встревает наше «я» и, как еж, колючки свои выставляет. Эти колючки и приходится подрезывать или вырывать». А говоря о том, «как научиться пребывать с Богом», чему посвящена третья часть книги, святитель Феофан дает такой совет: «Спасение души главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, и Он уже, по мере нашего к Нему прилепления, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить; заслуживаете вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра», - говорит святитель. Другие его добрые советы ищите на страницах этой книги.

***

Как отмечает составитель сборника, читать советы святителя Феофана всегда утешительно. Утешает, что его адресаты более ста лет назад переживали те же трудности, что и мы сейчас. Утешает понимание, что можно быть счастливым в любых жизненных обстоятельствах. Утешает и ободряет живой язык Святителя, его афоризмы и шутки. Живое и мудрое слово святого наставника, несомненно, будет полезно современному читателю, желающему достичь главной цели своей жизни — спасения души. А эта книга займет достойное место в личных библиотеках наших читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать