Учимся растить любовью. Этнопедагогика. Семейная студия "Заинька"

9 июня 2022 г.

Этнопедагогика давно заняла почетное место среди прочих педагогических систем. Коллективов, где дети и взрослые учатся на наших народных традициях, немало. Но занятия, на которые приглашают мам с детьми от полутора лет, - все еще редкость. Малыши, только вставшие на ножки, и даже не говорящие, вряд ли могут танцевать народные танцы или разучивать традиционные песни. Но впитывать культуру, учиться на играх, потешках, сказках и присказках – точно могут. Убедиться в этом предлагаем, отправившись с нами в семейную студию "Заинька".

В русской народной культуре можно найти много того, что поможет в воспитании современных детей. Убедиться в этом я предлагаю, отправившись в студию семейного творчества «Заинька» Приморского культурного центра.

Этнопедагогика нынче актуальна. Коллективов, где дети и взрослые учатся на наших народных традициях, немало. Но занятий, на которые приглашают детей с полутора лет, в Санкт-Петербурге, кажется, больше нет. Малыши, только вставшие на ножки, вряд ли могут танцевать народные танцы или разучивать песни наших предков, но впитывать культуру, учиться на играх, потешках, сказках и присказках точно могут.

Ксения Николаевна Лебеденко, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– У Алины Евгеньевны мы с ребенком занимаемся не так давно – ждали, когда подрастем. Нам далеко сюда ездить, около полутора часов, но это того стоит. В своем роде это уникальные занятия для таких маленьких малышей. В городе (во всяком случае, в северных районах) ничего подобного нет. Различных развивающих кружков, особенно коммерческих, достаточно много, но это не то, что хотелось бы. Мне кажется, очень важно, чтобы ребенок как можно раньше прикасался к традиционной культуре, потому что это наша опора, наши корни. Для такого маленького возраста это возможно, когда ребенок видит, что делает мама, и в приятной компании. Потешки, сказки, танцы, хороводы под опытным водительством Алины Евгеньевны – это то, чего хотелось. Для детей чуть старше, как я понимаю, у Алины Евгеньевны существует фольклорная студия, где детки поют, показывают представления уже самостоятельно, без родителей. А детишки такого маленького возраста занимаются с мамами. И дополнительный бонус, что тоже ценно: занятия бесплатные.

Анастасия Олеговна Кучерявая, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– Мы совершенно случайно узнали, что для детей с полутора лет проводятся такие интересные занятия. Понравилось, что дети здесь не просто работают руками, но еще и прикасаются к русской культуре. Современные игрушки можно легко купить в любом детском магазине поблизости. Здесь же такое прикладное творчество, когда ребенок мыслит немножко по-другому, и получается более всестороннее и глубокое, на мой взгляд, развитие.

Моему ребенку нравится и детский коллектив, и то, как руководитель кружка Алина Евгеньевна все преподносит. Ребенок ждет этих занятий. Здесь происходит, на мой взгляд, правильная социализация. В современном мире часто не хватает доброй среды для детей, а здесь закладываются какие-то верные азы. Это замечательные занятия, и хотелось бы, чтобы такое было не только в Приморском районе, но и в других районах города, и вообще по России.

Традиционная культура – наше богатство. Приобщение к культуре раньше проходило естественно: ребенок рождался, возрастал и воспитывался в традициях. Теперь учиться им с нуля приходится не только малышам, но и их мамам и бабушкам.

Дарья Александровна Личко, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– О кружке я узнала достаточно давно через социальные сети, но стали его посещать только сейчас, когда младший ребенок подрос и появилась возможность привести на занятия сразу двух детей. Это очень удобно. Занятия очень интересные, познавательные, веселые. Дети включаются в игру. Я узнаю много нового и для себя. Мы открываем мир народной культуры, мир потешек. Мне понравилось, что мы занимаемся достаточно разнопланово: здесь и ручной труд, и танцы, и потешки, и песенки. Все это взаимосвязано. Это действительно погружение в нашу народную культуру, связь с которой, к сожалению, мы несколько утеряли. Занятия проходят радостно, и это очень вдохновляет в ежедневной жизни.

Алина Евгеньевна Матросова, руководитель студии семейного творчества «Заинька»:

– Это, наверное, единственная группа в городе, где родители могут бесплатно заниматься вместе со своими детьми. В основном такие студии раннего развития платные. Проработав в этом направлении уже десять лет, я поняла, что все-таки главный объект воспитания – это не малыши, а именно мамы. Поэтому наша студия называется семейной. И с каждым годом на родительском собрании я все больше говорю мамам о том, что я разговариваю именно с ними. Я не показываю ребенку, как и что делать, не учу с ним слова. Этому всему я учу мам, а они уже учат своего ребенка.

Если маме не хочется заниматься и у нее будет ощущение, мол, зачем меня сюда привели, мне не хочется махать руками и ногами, тогда и ребенок так же будет себя вести. Если мама во время занятий не будет учить песенки, то и ребенок не выучит. Ребенок – это отражение мамы, ее представления о том, каким ребенок должен вырасти.

Родителям, которые приводят сюда своих малышей, польза от занятий видна невооруженным взглядом.

Татьяна Леонидовна Куц, учащаяся студии семейного творчества «Заинька»:

– Наши современные дети не творят, они привыкли потреблять. Важно научить их что-то делать руками. И здесь они этому учатся, во-первых, в рукоделии. Во-вторых, русские ритмы дают основу жизни. У нас есть свои народные ритмы, которые дают силу, толчок человеку.

Дарья Александровна Личко:

– Во-первых, это польза для здоровья, потому что мы развиваем мелкую моторику. Здесь мы развиваем речь. Это обучение и основам социального общения, социальной включенности. Поэтому я очень довольна. Главное, что это нравится и мне, и детям; то есть интересно всем. Это не только занятия для детей, но и для мам.

Современные мамы – это мамы уставшие. Бытовая техника, доступность любых продуктов, готовая одежда, малочисленная семья – все это должно давать ощущение легкости материнства. Но усталость остается. В чем же причина? И может ли быть по-другому?

Алина Евгеньевна Матросова:

– Я хотела в первую очередь родителям рассказать, что растить детей – это нетрудно. Растить детей можно с радостью, с удовольствием, не теряя себя. Сейчас современные мамочки часто жалуются на родительское выгорание. С одной стороны, им тяжело жить с родителями, с другой стороны, тяжело жить без бабушки, потому что не на кого опереться и не с кем поговорить. Я показываю на собственном примере, что вырастила детей, себя не потеряла и, когда прошло довольно много лет, нашла работу, которая мне нравится. Растить детей с радостью можно каждый день. И совершенно необязательно отдавать ребенка в садик.

Мои занятия не перенасыщены фольклором. Есть какие-то фольклорные песенки, упражнения, с которыми мы работаем, а все остальное – это общение. Задача дома культуры – создать место, где взрослый человек может отдохнуть. Культурный центр – это же досуговое учреждение. И я эту задачу стараюсь выполнить. Ведь молодые мамочки еще совсем недавно, до рождения ребенка, время посвящали себе, а теперь им нужно уделять много времени ребенку, они оторваны от своей привычной деятельности, заперты в четырех стенах. Хочется, чтобы они могли надеть красивую одежду, причесаться, прийти в наш культурный центр и побыть полтора часа красивой и любимой мамой, которую все время хвалят...

Мне очень понравилось, как сказала одна бабушка о том, как воспитывать ребенка: «Пока ребенок маленький, нужно дать ему столько любви, чтобы ему хватило ее на всю оставшуюся жизнь». Значит, лет до пяти, пока ребенка не отдали в садик, нужно ему дать много-много любви.

Обучение и воспитание детей – это самый лучший вклад в их будущее, а заодно в будущее их семьи, рода, города и, наконец, страны.

Татьяна Леонидовна Куц:

– Я занимаюсь нашей народной культурой, глубоко ее знаю. И важно научить этому своего ребенка, передать ему это знание. Наши предки воспитывали своих детей в гармонии с собой и с природой. До двадцати лет общество давало человеку все, что ему нужно для жизни, а после двадцати лет он должен был отдавать.

Если построишь кривой дом – он развалится. Опоздаешь посеять хлеб – останешься голодным. Если плохо воспитаешь ребенка – останешься в старости у разбитого корыта. Накопленный тысячелетиями опыт, который передали нам, и мы должны передать нашим детям, чтобы они жили в гармонии. Этого так не хватает современным детям!

Уже подросли и окрепли те дети, которые приходили сюда малышами. Уже можно оценить, как сказались на них занятия.

Алина Евгеньевна Матросова:

– Некоторые из тех детей, кого мы воспитывали, уже выросли, поступили в институты и выбрали профессию фольклорной направленности. Что такое фольклор? До сих пор не придумали, как по-русски правильно назвать это явление. Мне кажется, это можно перевести как «жизнь». То есть вся совокупность человеческих знаний, нужная для воспитания нового поколения, и есть фольклор. Это не записанные знания; это те знания, которые передаются из уст в уста. Все самое лучшее, что люди тысячу лет использовали при воспитании детей, сохранялось, передавалось дальше, и, мне кажется, сейчас мы имеем только самое нужное...

Устное народное творчество многофункционально. С каждым годом работы я это понимаю все больше и больше. Я понимаю, что мне не нужно на занятиях пятьсот разных потешек, мне достаточно десяти, чтобы ребенок сразу почувствовал ритм, звук, напев, слова, образы. Похлопывания, потопывания, тактильные ощущения – все это в одном маленьком произведении. Дети очень любят, когда что-то повторяется, им нравится узнавать знакомые тексты. Детям, которые не были на занятиях два года, нравится, что здесь все то же самое, что мир не изменился. Они всё вспоминают.

Кстати, в среду у нас состоялся маленький праздник в студии «Заинька». Я шла на праздник и думала вот о чем. Я тридцать лет занимаюсь преподаванием традиционной культуры, тридцать лет мы проводим весенние праздники. Как много за эти тридцать лет изменилось в стране! Менялись мы, менялись политические деятели. Менялись магазины, дороги, квартиры, одежда. А у нас ничего не изменилось: как делали бумажных птичек на праздник, так и делаем; песни поем те же самые. И весну встречаем так же, как и встречали. Наверное, в этой неизменности и есть устои нашего общества. Есть что-то, что не меняется никогда, остается неизменным при любом строе. И самое удивительное, что это нельзя отменить. Хотим мы этого или нет, весна все равно придет, и как-то ее надо встречать.

Однажды был случай, я знакомилась с обучающим семинаром нейропсихотерапевта, которая говорила, что научит детей учиться только на пятерки. К ней обращались мамочки детей от семи лет и старше, у которых были проблемы с обучением. Семинар длился пять дней. Она все пять дней что-то рассказывала, давала какие-то упражнения. Родители с детьми должны были делать эти задания, чтобы потом дети могли получать хорошие отметки, лучше успевали в школе. Но это не были задания написать сорок крючочков, например, или сложить кубики. Это были задания на телесную пластику. За эти пять дней были пройдены все этапы развития ребенка: ползание, потешки и так далее.

Я стала анализировать, что есть в моей практике, что может заменить эти самые потешки. Оказалось, что все есть в нашей жизни, не надо ничего придумывать, просто нужно вспомнить нужную песенку в нужный момент и дать ее ребенку.

Мне кажется, человеку нужно найти свое место, чтобы ему было уютно, хорошо. И уже в этом состоянии он сможет совершать какие-то прекрасные дела. Мы помогаем ребенку определиться и понять, как ему общаться с родителями, сверстниками, кто он есть на самом деле, какой он. Потом он будет приобретать свой жизненный опыт, расти, но у него останется база, основание, на чем все будет строиться. Я закладываю это основание: как общаться, как жить, как на все смотреть, в каком ритме жить (когда быстро, когда медленно, когда тихо, когда громко), когда нужно постоять за себя, а когда другого человека защитить.

Все эти отношения незаметно проигрываются в играх, и ребенок всему этому научается. В маленьком возрасте это научение происходит вместе с мамами. Дальше, по идее, дети должны подрасти, выйти на улицу и играть друг с другом. Но сейчас этого не происходит, и мы теряем тот важный этап развития детей, когда они играют друг с другом и происходит соревновательность.

Представьте, как это происходит в деревне. Дети, которые родились в один год, потом выходят на улицу, и у них начинают закладываться отношения, которые будут значимы и через десять, и через двадцать, и через тридцать лет. Среди них будут выделяться и лидеры, и рабочие лошадки, и ненадежные. И все это происходит на виду. Так формируются отношения. Так всегда росли дети. Потом женились, заводили детей. В деревне все это было неразрывно. А сейчас неразбериха: люди переезжают с места на место, меняются компании. Но надо хотя бы сохранить внутри себя отношение ко всему происходящему.

Здесь мы стараемся закладывать нравственные устои: что хорошо, что плохо, что черное, что белое, чему верить, чему не верить. Это тоже очень важно. И мы стараемся  не переворачивать понятия: волк – злой, лиса – хитрая, медведь – сильный, кровожадный, зайчик – беззащитный. Это базовые понятия, которые лучше не переворачивать.

В наших русских сказках все роли распределены заранее, и мы всегда знаем, какой герой что будет делать. Сейчас часто в сказках переделывают окончания. Современные родители стараются детей не огорчать, боятся, что дети увидят что-то нехорошее и расстроятся. Но на то и были созданы сказки. Когда маленький ребенок услышит какой-то жесткий конец сказки, он поймет это по-своему, не расстроится. Когда он станет старше и опять услышит эту сказку, он поймет ее по-своему. Будет еще старше – сам будет ее рассказывать и опять поймет ее по-своему. Это будет одна и та же сказка, которую он будет наполнять новыми смыслами, видеть разные нюансы, которых в детстве не видел. В детстве все просто, потом сложнее, потом еще сложнее. А в старости опять, наверное, все покажется простым и ясным...

В народной культуре есть все, что нужно детям для развития: танцы и песни для движения и ритмики, потешки и стишки для развития памяти, ручной труд для мелкой моторики и фантазии. Творческая мастерская – часть почти каждого занятия студии «Заинька». Когда на глазах ребенка простой платочек превращается в птичку – это настоящее волшебство. Обучиться этому можем и мы с вами. А понадобится только кусочек ткани и нитки.

(Урок по изготовлению птички.)

У ребенка будут и птичка, и счастливое детство. Были бы рядом любящие люди, для которых ребенок не в тягость, а в радость.

Автор и ведущая программы Марина Ланская

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 08:05
  • Четверг, 02 мая: 00:30
  • Пятница, 03 мая: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

Тема выпуска - "Безопасность детей в Сети". Гость студии - общественный деятель Андрей Анатольевич Афанасьев, руководитель проекта "На распутье.ру", автор книг "Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет" и "Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей". Поговорим об основных опасностях Интернета, о том, каким образом детям преподносится запрещенная информация, и как происходит вовлечение в незаконную деятельность.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать