***
1. Эта книга современного церковного публициста и богослова архимандрита Саввы (Мажуко) посвящена Великому посту. Автор ведет с читателем доверительную беседу о глубочайших смыслах великопостного богослужения, приводит исторические сведения о том, как сложилась современная практика поста. Отец Савва отметает формальный подход постящихся к нормам, канонам и правилам, предостерегая читателей от фарисейства. Смысл поста – в неизбежной реальности Воскресения Христова и нашего воскресения, вслед за Ним.
2. В предисловии автор рассказывает, как создавалась эта книга. «Каждый год, - говорит он, - редакция интернет-портала «Православие и мир» атакует меня просьбами написать что-нибудь о посте. И чаще всего я сдаюсь, и появляются постные опусы. Со временем развилось чутье: вот-вот наступит пост, и опять придут «постные заказы». Сколько можно писать на эту тему? Это предсказуемая реакция автора. Однако опыт показывает, что писать все равно надо, потому что огромное число православных людей даже понятия не имеет, зачем мы постимся, кому это нужно, как это делать – и еще целое море подобных вопросов».
3. Но, как отмечает автор, - самое грустное для него как церковного человека – это то, что большинство верующих даже не подозревают, какое же это красивое время – время Великого поста! «Пост – утверждает отец Савва, - это очень красиво, и я хочу поделиться этой красотой. Как досадно, что для многих она сокрыта! Своим студентам я всегда рассказываю, на что обратить внимание в той или иной службе, какие тексты прочесть заранее, какого момента службы ждать с трепетом и восторгом. Ведь многие потрясающие церковные песнопения исполняются всего лишь раз в год, и как же жалко их упустить! Поэтому есть нужда в некоем «путеводителе по Великому посту».
4. Но главное, что очень хотелось автору, это хоть как-нибудь облегчить участь «мучеников поста», людей, которых покалечил постный церковный опыт только потому, что они «подцепили» его в искаженном и неподлинном виде. Таких людей, - говорит отец Савва, - я видел немало, и сам был в их числе. Это жертвы недоразумения и злоупотребления, которое никак не отменяет употребления. Поскольку я сам не люблю систематического изложения, – дремлю и зеваю, – то наиболее приемлемым жанром для «науки постной красоты» я избрал письмо». И вот, как рассказывает автор, один из Великих постов прошел для него неожиданно бодро и бурно, поскольку ежедневно отец Савва усаживал себя за стол, чтобы написать очередное постное письмо, которое к утру уже появлялось в окошке сайта «Православие и мир».
5. «Мне казалось, - говорит автор, - что все это закончится очень скоро и дальше первой седмицы поста я не уйду, но оказалось, что письма необходимы не только читателям, но и мне самому. Постные письма стали для меня духовным упражнением, самоотчетом по итогам моего церковного служения. Цель этого служения – утешать людей и заражать их радостью, которую может подарить только Христос. Источник нашей радости – Пасха Христова – источник полноводный и неоскудевающий. Размышляя о Великом посте, я всегда смотрел на Пасху, потому что только в Пасхе – смысл Великого поста. Поэтому постные письма говорят не столько о посте, сколько о том, как в каждом богослужебном жесте великопостного богослужения разглядеть Пасху и заразиться ее радостью, утешением и красотой».
6. А что такое Пасха? На этот вопрос, - по словам автора, нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответа очень долго, каждый для себя и все вместе. Именно в этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос: «Что такое Пасха?» Длящееся незавершенное действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом: «Воистину воскресе!» Великий пост – дело всей Церкви. Нельзя «поститься про себя», это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост, - говорит автор, – это событие богомыслия всех православных христиан без исключения.
7. Воздержание от пищи – не цель поста и даже не его смысл. Цель Великого поста – богомыслие Страстей и Воскресения, Страдание Господа, Его смерть и победа над смертью. Воздержание от пищи – это средство, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта – центральный и подчиненный. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста – всецерковному богомыслию. Что нам дает такая расстановка акцентов? По словам автора, в зависимости от этого, и стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания.
8. Как определить свою меру аскетического усилия. Как говорит автор, чтоб определить свою меру поста, нужно спросить себя: что бы я не позволил себе делать, если бы созерцал Страсти Христовы? Есть люди, которые не могут ругаться или врать, если в комнате есть иконы. В церкви мы инстинктивно, не сговариваясь, говорим шепотом. В храме нас укрощает священное пространство. Великим постом нас обуздывает священное время. Если в святые недели мы предаемся богомыслию, разве можем вместе с этим развлекаться на пирушке или смотреть комедию? Думаю, ответ на этот вопрос всем понятен. Какие вопросы еще ставит перед нами Великий пост? Об этом пишет архимандрит Савва (Мажуко) в книге «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма».
***
Кому адресованы письма, составившие эту книгу? Как утверждает автор, они написаны «ему двадцатилетнему» о том, что хотелось бы прочесть или услышать молодому человеку, пришедшему к вере. Но простой, задушевный язык этой книги понятен людям любого возраста и положения. Раскрывая пласты богословских, культурных, философских и психологических смыслов, отец Савва пишет интересно, непринужденно и свободно, тепло и искренне, поэтому «Великопостные письма» по-настоящему вдохновляют, заражают любовью к богослужению и Великому посту. Ведь все Предание Православной Церкви бережно хранится не для того, чтобы возлагать на нас бремена неудобоносимые, - оно призвано вдохновлять и наполнять наши сердца радостью веры.
Читаем Добротолюбие. «Застарелые язвы». Часть 2. Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Екатерина Щепалина. Древнерусская литература и современная культура
Православная азбука. Сохранение исторической памяти. Беседа с протоиереем Кириллом Краснощековым
Чистый образ. Протоиерей Георгий Вахромеев. Часть 2
Благовест (Хабаровск). 11 декабря 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!