***
1. В книге под названием «Воин Христов добропобедный. Житие и мученический подвиг за веру священника Евстафия Малаховского» публикуется жизнеописание священномученика и его публицистическое наследие, охватывающее ряд статей, напечатанных в «Туркестанских епархиальных ведомостях». Это наследие невелико по объему, однако очень ярко рисует образ самоотверженного пастыря Христова, трезвенника и молитвенника. Не тщетно подвизался и не тщетно трудился отец Евстафий, поэтому издатели и назвали этот сборник «Воин Христов добропобедный».
2. Святой апостол Павел очень желал, чтобы его любимый ученик Тимофей подвизался самоотверженно за Христа, был добрым воином Христовым. Эти увещевания первоверховного Апостола к святому Тимофею, по словам издателей, обращены и ко всем нам, современным христианам. Преподаю тебе, сын мой... завещание, чтобы ты воинствовал... как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере. Так переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа... Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины – писал апостол своему ученику.
3. Таким добрым воином был и священномученик Евстафий Малаховский. Как рассказывает о нем архимандрит Дамаскин (Орловский) родился будущий пастырь 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии Владимира Малаховского. В начале 20 века Россия выстраивала отношения с недавно вошедшими в состав империи землями Средней Азии. Будучи ревностным христианином, Евстафий решил послужить Церкви в сложных тогда условиях Туркестанской епархии, где русские переселенцы в ту пору почти не имели храмов, они лишь начинали возводиться для русских переселенцев. Почти не было и духовенства. В конце 1904 года Евстафий был назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь. В марте следующего года его перевели в туркестанский кафедральный собор; 13 мая 1905 года он был рукоположен во диакона, а на другой день – во священника к этому собору.
4. Отец Евстафий много ездил по краю и оставил интересные записки о социальном составе и нравах разных волн русских переселенцев в Средней Азии. Например, когда он служил в Лепсинском уезде, наблюдая жизнь русских переселенцев, священник отмечал: «…Сравнительно еще недавно, лет пять или шесть, жизнь здешнего края во многих отношениях казалась лучше, чище и отраднее. Мне приходилось слышать рассказы о возникновении и самому наблюдать жизнь старожильческих селений. Недавно же привелось послужить и в переселенческом приходе. Прежде всего, большая разница в настроении прежнего переселенца и теперешнего. Прежний переселенец был, почти исключительно, хлебороб. Шел в поисках землицы и лучшей доли и был счастлив, когда после долгих прошений и скитаний ему наконец удавалось получить надел и разрешение начальства поселиться на облюбованном месте.
5. Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, и отрадно билось сердце его, когда в этом храме, иногда раза три в год не более, раздавалась служба Божия, совершаемая приезжим священником. Проходил год, другой. Увеличивалось материальное благосостояние пришельца: а в связи с этим являлось и желание иметь более благоукрашенный храм. Старожил не любил в этом святом деле искать посторонней помощи и своими жертвами и трудами вскоре воздвигал его. Воздвигши храм, он начинал хлопотать себе и причт».
6. В связи с этим, как отмечал отец Евстафий, было естественно, что старожилы дорожили священником и с трогательной, свойственной одному русскому человеку предупредительностью относились к нему. А второй главной заботой старожила была школа. И здесь он выставил себя с хорошей стороны… Но, как пишет далее священник, «совершенно другой элемент представляют из себя теперешние новоселы, из коих некоторые являются просто искателями приключений, другие своего рода аферистами, специализировавшимися на получении разных пособий, третьих же выбросила из внутренних губерний России революционная волна и, наконец, некоторая часть, вынужденная на переселение тяжелыми условиями быта на родине». Уже эти переселенцы меньше заботились и о Доме Божием, не дорожили и духовенством.
7. В 1916 году отец Евстафий стал свидетелем восстания киргизов в Семиреченском районе. Как говорится в житии, «киргизы, воспользовавшись тем, что Россия была втянута в Первую мировую войну, и оправдываясь тем, что государственная власть стала призывать их к тыловой службе, подняли восстание. Пренебрегая тем, что Россия в значительной степени улучшила за эти годы их положение, они предпочли в трудный для страны час жестокий грабеж и безграничный разгул страстей мирной, созидательной жизни». Отец Евстафий в то время был настоятелем храма села Покровское недалеко от Пржевальска. Сохранились его воспоминания о героической обороне жителей Покровского от шеститысячной конницы и о спасении, которое он называл настоящим чудом, которое произошло после слезного моления народа к Пресвятой Богородицы.
8. Пока не подоспела помощь из Пржевальска, священник руководил обороной, строил баррикады, и конечно, служил литургии и молебны, исповедовал, причащал, с крестным ходом обходил укрепления. Всего через два года, священник Евстафий Малаховский был убит отрядом красноармейцев во время Пасхального крестного хода 5 мая 1918 года.
***
Священник Евстафий Малаховский во время своего служения Туркестанской епархии вдохновлял свою паству к благочестивой жизни по Евангелию, обращал заблудшие души в ограду Матери-Церкви, давал отпор сектантским лжеучителям, боролся с социальными пороками. Явив нелицемерную, истинную любовь к Богу и людям в своей жизни, отец Евстафий засвидетельствовал ее своей мученической кончиной. Как отмечают издатели, «увековечение подвига новомучеников на прямую зависит от того, читаем ли мы их жития, изучаем ли их литературное наследие, живем ли с ними одними интересами. Их опыт церковной жизни имеет для нас непреходящее значение. Хочется пожелать, - говорят издатели, - чтобы современное поколение христиан приобщилось к этому опыту, соизмеряло свой путь веры и возрастания во Христе с путем веры и образом служения Богу новомучеников Церкви Русской».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!