Таинства Церкви. О Божественной литургии

28 мая 2022 г.

Мы продолжаем беседу со священником Сергием Вязьминым, клириком храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

– Сегодняшнюю тему мы решили посвятить пониманию Божественной литургии. Это очень важная тема, особенно для людей, которые недавно пришли в Церковь. Я вспоминаю свой процесс воцерковления и могу сказать, что мне было сложно. Во-первых, тогда не было такого количества книг, как сейчас. Сейчас очень много духовной литературы, справочников, которые объясняют молитвы, непонятные слова. Даже есть самоучители по церковнославянскому языку, и можно самим все изучать. Раньше такого не было. Думаю, эта тема до сих пор востребована.

Но перед тем как начать наш разговор, хочу попросить сказать несколько слов нашим зрителям о том, какие праздники будут проходить в храме преподобной Евфросинии Московской. Знаю, что праздники будут, они очень важные, серьезные, особенно для Москвы. Потому что Евдокия (в монашестве Евфросиния) Московская – это первая московская святая. В храме есть придел Дмитрию Донскому, ее супругу. Теперь есть общецерковный праздник Дмитрию Донскому и Евдокии Московской. Расскажите об этом.

– Для нашего храма конец мая и начало июня – праздничная неделя. 30 мая, в понедельник, – день памяти преподобной Евфросинии Московской. 1 июня – день общей памяти святых благоверных супругов Дмитрия Донского и Евдокии Московской. В этом году это празднование совпадает с праздником отдания Пасхи. Будет праздничное богослужение, мы будем служить пасхальным чином, то есть совместим службу праздника с отданием Пасхи. 2 июня – Вознесение Господне. Еще это день памяти святителя Алексия Московского, в честь которого у нас освящен придел в нижнем храме. Поэтому неделя будет богослужениями насыщенной.

Праздник, приуроченный к дню семьи, который у нас обычно проходит 1 июня, мы перенесли на 5 июня, чтобы людям было удобно, потому что будет выходной день. В этот день состоятся праздничные мероприятия. Помимо богослужения будет концерт, награждение многодетных семей. То есть в этот день мы не просто говорим о семье, но еще отмечаем подарками людей, которые живут семейной жизнью, стремятся жить в любви друг к другу и в любви воспитывать детей.

– Вообще в семьях, где много детей, разводы редки. Сейчас на десять браков по статистике чуть ли не шесть-семь разводов. А вот среди многодетных пар, где более пяти детей, разводы бывают редко.

– Я думаю, что нет отдельной статистики по разводам в многодетных семьях. Здесь имеет значение социальный момент. Когда в семье четверо или пятеро детей и возникают конфликты, жена еще подумает, стоит ли разводиться. Может быть, проще терпеть. Внешне мы видим, что семья сохраняется, но покоя и любви там может и не быть, и это потом рождает другие проблемы.

Я не сторонник думать, что дети добавляют любви. Любовь между супругами – это нечто большее, чем любовь к детям. Есть распространенное мнение, что чем больше детей, тем больше любви в семье. На самом деле в многодетной семье больше трудностей. Кто-то трудности принимает с благодарностью и еще больше любит, а кто-то, наоборот, начинает унывать, отчаиваться, и это приводит к тому, что в семье нет мира и покоя.

Нет идеального решения, что если в семье много детей – будешь счастлив, если двое детей – будешь менее счастлив. Каждая семья счастлива или несчастлива по-своему. Самое важное, чтобы между супругами была любовь и не было эгоизма.

Сейчас многие пары говорят: «Мы друг друга любим и живем для себя, дети нам не нужны». Это эгоизм, этого надо избегать. Нужно стараться преодолевать личный эгоизм и менять себя ради любимого человека. Может быть, это прозвучит странно, но не надо гнаться за количеством детей. Нужно, чтобы была любовь в семье, это самое важное. Если в любви рождается много детей – слава Богу! Если мало – тоже слава Богу! Главное, чтобы в семье стремились ко Христу и была взаимная любовь друг к другу и к детям, если Господь их даровал.

– Мне кажется, основное препятствие в любви – раздражение. Я однажды спросила у священника, какой сейчас самый распространенный грех, и он сказал, что на исповеди чаще всего называют раздражение. Мы раздражаемся по поводу и без повода: в метро, транспорте, магазине. Нам хочется раздражиться на начальника на работе, но нельзя, и мы несем раздражение домой, в семью. Как научиться противостоять раздражительности?

– Может быть, раздражение – популярный грех, но не менее важно отметить отсутствие любви. Раздражение – это уже следствие.

– Какая любовь может быть, если ты раздражаешься?

– Если мы не любим своего ближнего, мы будем раздражаться на кого угодно, будь то начальник, коллеги или близкие. На начальника мы не можем излить свое раздражение, потому что боимся последствий, но считаем, что на домашних можно оторваться. Это большая проблема, когда человек свое негативное состояние, связанное с работой, переносит на семью.

Чтобы в семье был покой и уют, чтобы в духовном плане была любовь, взаимопонимание, не стоит свои рабочие моменты приносить в семью – это приведет к еще большим проблемам. Потому что люди в семье знают слабые места друг друга и знают, как можно задеть близкого человека. И начинается постоянная ругань. Поэтому не надо рабочие проблемы нести в семью.

С другой стороны, вступая в брак, не стоит очаровываться. Я даже сейчас говорю не о том, что люди очаровываются друг другом, а о том, что очаровываются даже самой идеей брака. Они думают, что все будет красиво, замечательно, каждый строит свои личные планы, как будет протекать жизнь в браке. Но строительство семьи – это не строительство небоскреба или какой-то эстакады. Создание семьи требует самоотдачи.

– Как сказал поэт, любовная лодка разбилась о быт.

– Когда мы любим человека, мы должны понимать, что он будет меняться. И, вступая в брак, мы соглашаемся с тем, что он поменяется. Мы женимся не на манекене. Человек не будет всегда таким, какой он сейчас. И это один из камней преткновения в браке. Многие мужья говорят женам: «Когда я женился, ты была другой». Или жены говорят: «Когда я выходила за тебя замуж, ты был другим, а сейчас ты изменился».

Вступая в брак, надо предполагать, что оба супруга будут меняться. Если это понимание будет, тогда человек будет более снисходительным к близкому. Если я меняюсь, если  ошибаюсь и совершаю какие-то нехорошие поступки, то и другой человек тоже может ошибаться. А если мы оба ошибаемся, то зачем устраивать скандалы, которые только еще больше поссорят?

– И кто же должен учить этому молодых?

– Кто-то сам это понимает, кому-то говорят родители, которые сами когда-то это осознали. Кому-то никто не говорит, люди сами до этого доходят. Но я думаю, этот совет нужно давать молодым как самый важный: вы будете меняться. И любовь – это не чувства и эмоции, а в первую очередь добродетель, работа над собственной душой. Любовь – это то, к чему мы стремимся в течение всей своей жизни.

Молодые люди, как правило, думают так: «Я ее (его) добился, миссия выполнена». Нет, она только началась. Если мы выбрали путь семейной жизни с этим человеком, мы должны понимать, что будут сложности, трудности, но, несмотря на все трудности и особенности характера человека, мы будем вместе и будем любить друг друга. Это сложно. И я не могу в этом плане поделиться опытом, потому что у меня опыт семейной жизни маленький. Опыт могут передавать только более опытные.

– На отношения влияет и некий романтизм русской литературы. О любви написаны и стихи, и поэмы, и баллады, и любовные романы, которыми так увлекаются молодые.

– Это тоже нужно. Если бы не было романтики, а была обыкновенная реальность, то никто не стал бы жениться. Романтика необходима для того, чтобы человеку было к чему стремиться. А потом начинается работа. Например, человек съел клубнику, понял, что это вкусно, и начинает сажать ее, разводить. То есть начинается работа, чтобы получить плоды.

– Церковь как-то может повлиять на отношения?

– Церковь может повлиять только на тех, кто в Церкви. И мы можем не то что повлиять, но что-то рассказать. Людям нецерковным мы не можем говорить, например, что они занимаются блудом, – для них Церковь не является авторитетом. Церковь может что-то рассказать и показать тем, кто ходит в храм, спрашивает совета. Но решение человек все равно принимает сам. Бывает, человек советуется со священником, соглашается, но ему сложно искоренить какую-то проблему, какой-то грех в своей жизни. Человек знает, как правильно, как нужно, и пытается работать над собственной душой, над собственным сердцем.

– Спасибо, отец Сергий. Мы увлеклись, потому что очень интересная тема и зрители часто задают вопросы на тему личной жизни. То есть авторитет Церкви существует, доверие к Церкви есть, потому что люди задают священникам вопросы личного характера.

– Наша задача – не просто передать опыт. Это не совсем правильно, когда мы берем опыт людей, живших в далекие века, и пытаемся повторить это сейчас. В тех реалиях было так, но сейчас это не работает. Поэтому каждый раз на новые запросы у Церкви рождаются новые ответы. Консервация ответов, справочник на все случаи жизни – это не про Церковь...

– Тем не менее это хорошо, что люди пытаются найти ответы в Церкви...

– ...Любовь многогранна: это и смирение, и взаимопонимание, и дружба, и доверие, и совет, и чуткость. Иногда надо и просто промолчать... Недаром любовь считается главной добродетелью. Апостол Павел пишет, что мы можем и ангельскими языками говорить, но если любви не имеем, мы просто медь звенящая...

– Давайте поговорим о заявленной теме – о Божественной литургии. Что такое Божественная литургия?

– Божественная литургия – это не просто какой-то процесс, который происходит в храме. Понять, что такое Божественная литургия, можно только через живое в ней участие. Нельзя понять литургию отстраненно; это не какой-то объект исследования. Литургия – это опыт богообщения. Этот опыт начался у апостолов в Сионской горнице, когда они впервые причастились Тела и Крови Христовых, и этот опыт передается. Это сердцевина христианской жизни.

Когда мы читаем об особенностях богослужения, наша задача сконцентрировать внимание не на чем-то вторичном, а на содержании. Как говорит апостол, вера от слышания. Когда мы слушаем на литургии Священное Писание, молитвы, надо понимать, о чем идет речь. Если этого понимания нет, то нет жизни в Церкви и богослужение превращается в некий театр: священники ходят в красивых облачениях, какой-то церемониал происходит (зашли, вышли, что-то вынесли, врата открыли, потом закрыли). Должно быть понимание всего, что происходит во время литургии, ведь все это происходит не просто так, все подчинено главной задаче. Должна быть жизнь в богослужении. Если нет жизни, тогда это будет просто формой. Богослужение должно жить в нашем сердце и уме.

Допустим, некоторые тропари канонов могут быть нам непонятны даже не потому, что они на церковнославянском языке, а потому, что они рассказывают о событиях византийской жизни и написаны византийским слогом. Поэтому, мне кажется, было бы здорово, если бы какие-то моменты богослужения не просто объяснялись (например, у нас в храме проводятся такие занятия), но еще отчасти, может быть, и переводились для понимания. У нас если речь заходит о переводе богослужения – значит, сразу обновленец. Но это неправильная ассоциация. Богослужение XV века, например, отличается от нынешнего богослужения. Постоянно происходили изменения, чтобы богослужение было живым и понятным.

У меня есть мысль, которая пока, может быть, неосуществима, но было бы здорово, если бы, например, в Московской духовной академии на каком-нибудь факультете было такое изучение богослужения, когда оно переводилось бы на понятный язык. Пусть это будет каким-то местным проектом, который, может быть, практически не будет использоваться, но у нас должно быть готовое решение. И отчасти это можно будет использовать. Например, люди придут первый раз в храм, чтобы крестить младенца, а тут крещение на русском языке. Или служение литургии на русском языке раз в неделю, например, или раз в месяц. Чтобы была какая-то вариативность.

Ведь единомыслие не означает, что должно быть единообразие. История Церкви показывает, что было много церковных и литургических практик, которые сосуществовали одновременно в разных местах. Даже сейчас практика Русской Церкви отличается от практики Болгарской или Сербской Церквей, например; какие-то моменты отличаются. Ознакомление с литургическим опытом позволяет шире понять богослужение. Когда мы сконцентрированы только на одной форме, для нас понимание становится не таким важным, главное, чтобы форма была правильная. Хотя форма имеет значение тогда, когда есть ее наполнение.

– Может быть, издать какую-то брошюру, где подробно описывалось бы, что происходит на богослужении? Ведь во время богослужения ничего не происходит просто так, все наполнено смыслом. Мы столько лет были лишены Церкви! Сейчас, приходя в храм, многие ничего не понимают, воспринимают все происходящее как театральное зрелище.

– Есть систематические исследования и книги на эту тему. Например, есть книга о том, как объясняют проскомидию разные богословы: Максим Исповедник, Симеон Солунский, Николай Кавасила, Фотий, патриарх Константинопольский, и так далее. Эта книга продается.

– Она носит, наверное, богослужебный характер. Я имела в виду книгу, доступную для обычных людей.

– Там все написано понятным языком. Правда, кого-то может смутить, что исследования проводил англиканский священник, который изучал православное богослужение. Парадокс в том, что протестанты и католики порой знают православное богослужение больше, чем мы, и часто именно это и приводит их в Православную Церковь. А мы, находясь в Православной Церкви, не ценим того, что у нас есть, и не хотим ничего узнавать. То есть мы априори принимаем это как данность и в итоге стоим на одном месте. Например, самый известный труд о Божественной литургии написан католическим священником Робертом Тафтом. В наших семинариях он не преподается, но, несмотря на конфессиональность, это труд ученого, который досконально изучал богослужение, и нам важно это не отбрасывать.

– Спасибо большое. Надеюсь, мы продолжим наши интересные беседы.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать