У книжной полки. Святая простота. Старец Николай Гурьянов

24 мая 2022 г.

«Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми — святая простота». Так говорил старец Николай Гурьянов, и эти слова легли в название книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Простота старца была воистину святой и поучительной. Также он любил повторять слова прп. Амвросия Оптинского: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Святые отцы называли простоту одним из свойств Бога, а старец Николай для нашего путанного, непростого времени был подлинно вестником Божиим. Его жизнеописание и воспоминания о старце, а так же письма, написанные им, и вошли в сборник, вышедший в свет в издательстве «Вольный странник» под названием «Святая простота».

***

1. Как говорится о книге на сайте «Православие.ру», народная любовь к старцу Николаю Гурьянову живет в сердцах даже тех, кто его не знает, ведь он отчасти стал прообразом старца Анатолия в фильме «Остров». Конечно, для православных людей он настоящий столп истины, чей дух невозможно уместить в прокрустово ложе 90-минутной художественной фантазии. И тем не менее удивительно, как отец Николай продолжает просвещать людей неведомыми для них путями. Таинственно, мистически, непостижимо – правильные ли это слова для описания личности, наставлений, случаев прозорливости старца? Автор новой книги о батюшке Людмила Ильюнина, напротив, считает, что самое точное слово, дающее нам представление об этом подвижнике православия, – это простота».

2. Как отмечает в предисловии Людмила Александровна, «именно слово может отразить тайну и тишину, которая охватывала душу при встрече со старцем. Тайна эта была в надмирности подвижника. От батюшки исходили свет и тепло, и всегда чувствовалось неземное происхождение этой силы, освещающей и согревающей души людей. А внешне он был необычайно скромен. Ходил всегда в стареньком выцветшем подряснике, в такой же скуфеечке, а в то время, когда еще путешествовал - уезжал с острова для встречи с духовными чадами и друзьями,- его видели в стареньком беретике, иногда в маминой кофте поверх рясы и плащике, калошах.

3. По острову батюшка ходил в валенках, а руки всегда были открытыми, даже когда на морозе он часами помазывал паломников «Иерусалимским маслицем». Весь облик батюшки был поучителен, его благословение - действенно, и не ищущие своего паломники, по слову апостола Павла о Божественной любви, находясь рядом со старцем, могли бы воскликнуть: «Для меня достаточно того, что я сподобился видеть вас!» Говорил батюшка мало (недаром любил пословицу: «Слово-серебро, а молчание - золото»), но любил петь - пел у себя в домике, аккомпанируя себе на фисгармонии, любил попеть с народом - часто читал духовные стихи. И как будто одни и те же песни и стихи все время повторял батюшка, а смысл их открывался по-новому для разных людей.

4. Вот как сказала одна из духовных чад батюшки: «Вокруг него все было возвышенно и гармонично. Все в его окружении было другое, чем в нашей обыденности, все дивно и трепетно». Но узреть эту гармонию, по мнению автора, могли только духовные, а не телесные очи. Потому что телесным очам представлялась совсем другая картина: «У отца Николая окна в комнате были закрыты наглухо - он не видел дневного света из своей комнаты. Свет был только на кухне. Батюшка же молился в комнате, в которой не было света солнечного, не было воздуха». Но и эти тяжелые условия могли служить поучением - тот же паломник пишет: «Для нас это - стихийное бедствие, настолько мы привыкли к комфорту... Хотя у старца Николая не было солнечного света, но в нем самом горел Божественный свет - от молитвы и смирения. И он, как древний святой в патерике, мог сказать: "Не вставай, солнце! Ты мне мешаешь зреть Божественный свет!"

5. Эта книга о подвижнике наших дней разделена на три части: жизнеописание старца, воспоминания о нем и его письма. При составлении жизнеописания автор опиралась на различные источники, стараясь раскрыть начала формирования личности старца, духовную значимость событий его жизни. Повествование получилось художественным, живым. С первых страниц Ильюнина показывает, что все в жизни старца было промыслительно, даже место, где он родился: «Село Кобылье Городище, - пишет автор, -  где стоял храм, в котором крестили будущего старца и с которым связаны годы его детства и юности, особенное в истории Руси. Неподалеку от него произошло знаменитое Ледовое побоище». Людмила Ильюнина связывает события между собой и находит их отражение в будущем подвижника.

6. Отдельная глава книги посвящена вкладу старца Николая Гурьянова в общецерковное прославление Царственных страстотерпцев. В ней приводятся такие слова старца, сказанные им накануне канонизации Царской семьи: «Царь – святой, грешно думать иначе, у Бога они все уже прославлены, ведь вы помните их святое житие? Как же можно не почитать их святость? Они – угодники Божии, святые, мученики драгоценные, Господом возлюбленные!» И после состоявшегося прославления старец велел своим чадам не успокаиваться («не спать», - так он говорил), благословлял собирать все, что можно, о царе - иконы, духовные книги, книги воспоминаний, портреты. И как заповедь оставил благословение: «Свято берегите память святого царя и Святую Русь!» И утешение оставил: «Молитва к царю Николаю - это духовный щит России».

7. Во второй части книги собраны воспоминания о встречах со старцем Николаем как служителей Церкви, так и мирян. В каждом из них, кажется, сохранилась частичка любви батюшки к каждому человеку и всему творению. Воспоминания логически продолжает раздел с письмами отца Николая Гурьянова к духовным чадам. Их немного, но они являются настоящим венцом книги. Для публикации их передал протоиерей Иоанн Миронов. Несмотря на то, что они были адресованы конкретным людям, находящимся в теперь неизвестных нам жизненных обстоятельствах, читатель может почувствовать, что они предназначены ему – такова сила слова старца.

8. Как актуально звучат следующие слова старца: «В первую очередь любите труд, Отечество, человека и помните изречение слова Божия: ‟Трудящийся да яст”, то есть, кто работает, тот и ест». Завершает книгу эпилог, посвященный почитанию старца сегодня, и проповедь главного редактора издательства «Вольный Странник» митрополита Псковского и Порховского Тихона в день памяти протоиерея Николая Гурьянова 24 августа 2018 года.

***

В своих воспоминаниях о старце Николае Гурьянове протоиерей Иоанн Миронов написал: «Батюшка всех покорял лаской. Так ее людям сейчас не хватает! Даже взрослые люди хотят, чтобы их приголубили, теплое словечко сказали. А он, дорогой наш батюшка, для каждого находил такое слово. Любви у него на всех хватало. Каждой измученной душе находил он слово утешения. Про старца можно сказать: ‟Любовью Христовой уязвися, преподобне”. Любовь батюшки была равноангельская, преподобническая. Он покрывал своей любовью наше недостоинство. И сейчас покрывает». Удивительным образом эта любовь и ласка, по мнению издателей, изливаются на нас со страниц книги о великом подвижнике старце Николае Гурьянове.

* https://pravoslavie.ru/144454.html

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать