– Скоро праздник Вознесения Господня. Но Пасха Христова никуда не исчезает. Каждый воскресный день на протяжении всего года мы непременно возвращаемся ко Христу воскресшему. В году 52 воскресенья. Спаситель уже и воскрес, и вознесся, и ниспослал Духа Святого. Мы это созерцаем, когда молитвенно обращаемся к Господу. В богослужебном смысле человеку тяжело все охватить. Именно поэтому в какой-то период времени мы акцентируем внимание только на событиях Воскресения, потом переходим к Вознесению, потом к Пятидесятнице, потом к Неделе всех святых и так далее. Это сделано для удобства земных людей.
– Люди свидетельствуют, что на Вознесение испытывают скорбь от того, что Христос вознесся и как бы ушел от нас.
– Здесь не должно быть никакой скорби. Он вознесся не в том смысле, что покинул нас. Он пролагает путь для нас к высочайшим небесным обителям. В Евангелии от Иоанна Он говорит: «Когда уйду, приготовлю вам место». Конечно, это образно. Речь идет о том, что Спаситель в Вознесении возводит человеческое естество, которое воспринял в воплощении, к самым высотам Божественной славы. И теперь все имеют более непосредственный доступ к Нему. Когда Он был на земле, Его могли видеть только те, кто находился непосредственно рядом: ученики, народ. Кто-то прикасался к Нему, но не получал исцеления по неверию. Женщина же кровоточивая прикасается к Нему с верой и получает исцеление.
Когда Спаситель вошел в реалии нашей земной жизни, очень узкий круг людей мог обратиться к Нему. Он был ограничен территорией города, в котором проповедовал. А когда Он вознесся, то это уже реалии духовного мира. И не важно, где ты находишься, в Египте под палящим солнцем или на Русском Севере в морозную зиму, абсолютно на любом континенте молитва ко Господу восходит. Это уже совсем другие реалии – духовные, где Он не ограничен каким-либо пространством.
Скорби не должно быть. Спаситель всегда видит нас, мы Ему открыты. Наоборот, надо радоваться! Он Сам сказал: Я с вами во все дни до скончания века.
Очень неожиданно слышать, что кто-то скорбит и переживает о наступлении праздника Вознесения. Конечно, человек не может всегда сохранять только радостно-торжественный настрой. Мы устаем даже от положительных эмоций. Самые радостные чувства не могут сохраняться всегда на одном уровне. Нужны какие-то перемены. Как день и ночь. Также и настроение: когда-то радость, а когда-то спад. Главное – всегда обращаться к Господу.
– Вопрос телезрителя: «Сейчас мир стал страшно жесток и лжив. Кажется, что дальше некуда. Скоро должен прийти антихрист? Те беды, которые описаны в Апокалипсисе, будут происходить, когда он придет? Или до его пришествия?»
– В Книге Деяния святых апостолов написано, что воскресший Спаситель общается с учениками на протяжении 40 дней. И перед самым Вознесением они спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? А Он им отвечает: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Эти слова остаются действенными на протяжении всей истории. Когда бывают какие-то скорби, военные действия, напряженность в обществе, мы сразу думаем, что все беды сгустились над нами, как тучи темные. А Спаситель говорил: пойдут слухи о войнах, будет объявление войны. Но вы не поддавайтесь панике: так должно быть. Это еще не конец. Надо понять, что кончина мира всецело в руках Божиих. И с нашей стороны будет очень несправедливо назначать это время. Да, бывают скорби. А как мы хотим? Вообще без каких-либо потрясений? Но мир – не рай.
Наш мир – это мир всевозможных потрясений, скорбей, невзгод, испытаний. Хочешь не хочешь, люди будут сталкиваться, причинять друг другу ущерб, потому что человек поврежден грехом. И покуда грешное человечество существует, так и будет. Но Божий Промысл все равно остается – и вдруг беды оборачиваются кому-то во благо. Например, идет война, но именно в это время человек обращается к Богу. Отец Кирилл (Павлов) вспоминал, как во время службы в Сталинграде он среди развалин вдруг увидел какую-то книгу. Оказалось, это Евангелие. А в то время невозможно было раздобыть духовную литературу. Царило безбожное время. Он начал листать его, читать, почувствовал что-то родное, и у него пропал страх смерти.
Если у нас возникает страх, что наступает Апокалипсис, приходит конец, значит, мы теряем чувство Божьего присутствия. Отец Кирилл (Павлов) рассказывает, что после того, как он нашел Евангелие, у него больше не было никакого страха. Он пронес книгу до конца войны и всегда чувствовал, что Господь находится рядом.
Нужно каждый день читать Евангелие. Можно и в электронном варианте. Каждый день есть соответствующие евангельские чтения, что-то из апостольских посланий, и сейчас еще читаются Деяния святых апостолов. Так мы будем чувствовать присутствие Господа, что Он рядом и не оставит нас. Преждевременные апокалиптические настроения возникают из-за страхов, страхи из-за маловерия, а маловерие от того, что мы редко обращаемся к Господу, редко вспоминаем про Него. Нужно молитвой и чтением Евангелия укреплять себя.
Книга Апокалипсис очень таинственная, аллегорическая, наполненная образами, которые нельзя понимать буквально и втискивать в человеческую историю. Все, кто пытался это делать, ошиблись. Некоторые назначали даты Второго Пришествия и посрамлялись. Книга Апокалипсис говорит о духовной брани добра со злом, о том, что дьявол, искушая людей, пытается ввергнуть их в огненное озеро, а Христос, как агнец, убеляет Своей кровью души тех, за кого Он пострадал. Он спасет людей. Конечно, что-то из Апокалипсиса будет происходить именно в самые последние времена. Например, про антихриста апостол Павел свидетельствует: в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Поскольку этого сейчас нет, то нет и антихриста. Сказано, что он будет ставить знак свой «666» на правую руку и лоб человека. Вот наиболее очевидные признаки. Но лучше голову лишним не забивать.
Я встречал много людей, которые живут этими страхами. И на протяжении 25 лет они ждут антихриста, что он вот-вот должен прийти. Насколько оказывается сознание человека сужено, что он не видит радости Божьего мира, что Господь подает кому-то жизнь, приводит в мир маленьких деток, которых нужно крестить и духовно воспитывать. Люди обращаются к Богу и обретают радость веры, радость вечной жизни, ведь, оказывается, смерти нет, есть только переход от временного к вечному.
Самое главное – чтобы наши души были чисты перед Господом. С чистым и искренним сердцем будем встречать Господа, и тогда смерть не страшна. К нам подступают искушения, в том числе касающиеся апокалиптических времен. Но испытания посылаются как вразумление. А когда необходимо вразумление? Когда люди духовно расслабляются, забывают молиться Господу. И вдруг происходит некая встряска, мы чувствуем, что наша жизнь может порушиться, и начинаем молиться как проснувшиеся. А когда нет бед, мы вялые, полусонные. Душа у нас как бы спит. А скорби, потрясения пробуждают души – и молитва становится живой.
– Нужно ждать не антихриста, а Второго Пришествия Спасителя.
– Да. Господь и так рядом с нами. Каждый день. Но с нами что-то такое происходит, что мы не видим и не замечаем присутствия Божия. Наши сердца загрязнены.
Практически в наши дни жил величайший святой преподобный Паисий Святогорец, это величайшая Божья милость. В 1994 году он перешел в иной мир. Есть много его учеников, которые помнят его и общались с ним. Например, митрополит Лимассольский Афанасий (Никалау) с острова Кипр. Он сам ведет достаточно благочестивую жизнь. Он рассказывал, как наглядно проявлялось присутствие Божие. Они пришли послушниками на Афон, поговорить со святым Паисием, постучали в келью, он открывает дверь и смотрит на них с любовью. Они задают свои вопросы, он им отвечает. И когда он говорил, вдруг все почувствовали, что вокруг заблагоухало миром: и келья, и воздух, и деревья. Бывает, иконы благоухают, а тут живой человек!
Преподобному Паисию неоднократно являлись и Спаситель, и Божия Матерь. Он свидетельствует, что Божья Матерь каждый день обходит гору Афон. Владыка Афанасий Лимассольский тоже был свидетелем такого чуда. Приехали к преподобному Паисию неверующие люди, кто-то вопросы задавал, кто-то пытался его искушать. Один говорит: «Я профессор, не верю, нигде присутствия Божьего не замечаю». Старец умел и пошутить, и с теплом, добродушно говорить. И он говорит: «Вот ты профессор, ученая голова, а элементарных вещей не понимаешь». Подзывает ящерицу: «Скажи, есть Бог?» Ящерица становится на задние лапки и кивает в ответ. Это видели очевидцы. Преподобного слушались животные и птицы, они чувствовали Божью благодать.
К чему это я? Мы говорим, что Спаситель вознесся, мы Его уже не видим, но Господь-то рядом. Он к нам ближе, чем наши собственные одежды, чем воздух, которым мы дышим, чем солнечный свет, который дает нам тепло, согревает нас. Но из-за греховных страстей наши души закрыты, поэтому мы этого не чувствуем. И смысл духовной жизни в том, чтобы освободиться от этих оков, очистить сердца, тогда Божие присутствие становится явной очевидностью. Господь являет Себя: в чем-то помогает нам, где-то происходят реальные чудеса, а где-то действует не совсем явный Божий Промысл, и только спустя время мы понимаем, что в этих событиях была рука Господа. Он рядом.
– Бог воплотился, чтобы мир спасти от греха, однако мир не стал лучше. Почему?
– Потому, что миру Христос не нужен. Кому Он не нужен, тот живет сам по себе. Господь всегда позволяет человеку быть автономным и самостоятельным существом. Люди не роботы с заложенной программой. Электронный механизм всегда можно перепрограммировать и все будет по-новому, а человека нельзя, потому что он создан по образу Божию. А Господь абсолютно свободен. Он захотел и сотворил мир. Если бы не захотел, мира бы не было. Человек отражает в себе Божественные черты этой свободы. Только у Бога абсолютная свобода, у человека относительная. Но человек может поступать как хочет. Захочет – идет навстречу Богу и ближним, а не захочет – отворачивается. Конечно, потом от этого мучится, но его самовластие не отменяется.
Так было и во время земной жизни Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов (X–XI вв.) писал, что многие люди в его время говорили, мол, если бы они жили во времена Христа и могли бы вместе с апостолами увидеть Его чувственный образ, как Он проповедует, как совершает чудеса, тогда бы точно исправились и не вели такую расслабленную греховную жизнь. А раз это было давно и Спаситель уже воскрес и вознесся, то, мол, живем как попало. Симеон Новый Богослов объясняет, что это огромное заблуждение. Если б мы жили во времена Христа, то поступали бы так же, как люди того времени. А люди тогда поступали очень по-разному. Одни последовали за Спасителем. Некоторые были особенно верные, из них выделился круг двенадцати. Один стал предателем, не захотел покаяться и покончил с собой. Вот самовластие. Хочешь не хочешь, но автономность человека остается.
Человек может направлять свою свободную волю к Богу или не направлять. Когда Спаситель рассказал о таинстве Причастия, многие ученики возмутились, что Он даст есть Свою Плоть, и с того времени больше не ходили за Ним. Это еще одна реакция. Некоторые из людей, кто непосредственно видел Господа, не захотели Его принять.
И были фарисеи. Мы привыкли постоянно ставить штамп: фарисеи непременно плохие. Нет. Многие из них регулярно ходили за Господом, потому что искали необычных людей, которые ясно говорили на темы Священного Писания. Спаситель часто давал нежданные трактовки Ветхого Завета, и фарисеям было что из них почерпнуть. Если в субботу разрешено вола и осла напоить, почему же нельзя освободить человека от его недуга? Если суббота означает день покоя, а эта скорченная женщина мучается и пришла в синагогу, какой ей покой? Спаситель исцеляет ее, она распрямляется и обретает подлинный покой. Начальник синагоги негодует, а Спаситель дает неожиданное объяснение ветхозаветным правилам. Многим фарисеям нравилось слушать Его, и они следовали за Ним. Об этом мы читаем в Деяниях святых апостолов.
Люди и тогда по-разному относились к Спасителю. Хотя Он наглядно отверзал очи слепому, трижды воскрешал человека. Первый раз дочь Иаира, к которой смерть только-только прикоснулась (сейчас бы сказали, что это клиническая смерть). Он сказал: девица не умерла, но спит. Второй раз Он воскрешает сына наинской вдовы. В этот раз смерть уже проявила себя очевидным образом. Идет похоронная процессия из города Наин к кладбищу. А навстречу этой процессии Жизнь – Сам Спаситель. Господь, сострадая матери этого юноши, поднимает его. И третье чудо наглядное – воскрешение Лазаря, когда тление уже торжествовало вовсю, был 4-й день после смерти. Прикосновение Жизни – и тление исчезает. (Впоследствии все тела истлевших людей будут воскрешены, как был воскрешен Лазарь Четверодневный.) Какая реакция была у людей на эти события? Многие посчитали, что Иисус есть Царь ожидаемый, Мессия. А старейшины, которые Его ненавидели, замыслили убить не только Его, но и Лазаря, потому что он свидетель воскресения. Люди и тогда реагировали на все очень неодинаково.
В чем же мир изменился? Он изменился в лице Марии Магдалины, из которой Спаситель изгнал семь бесов. В лице Его учеников. В лице фарисеев Иосифа Аримафейского и Никодима. Нельзя изменить мир, нажав на кнопочку, будто в комнате включился свет – и все стали сразу хорошие и добрые. Нет. Каждый – это целая отдельная вселенная. Что в этой вселенной возобладает: Божье или дьявольское? Как было тогда, так и сейчас.
Если говорить с апологетических позиций, существует много наблюдений, что мир стал меняться по мере распространения христианской проповеди. В странах стали преодолевать рабство, рабовладельчество. Фактически впервые этот тон задает Новый Завет, потому как все рабы Божии и в то же время чада Божии. В Послании к Филимону апостол Павел пишет про сбежавшего раба Онисима. Павел говорит Онисиму, что тот должен вернуться к Филимону, а Филимону пишет послание: «Прими его не как раба, а как брата возлюбленного». Филимон был крещеный. По мере распространения христианства становилось уже совершенно иное отношение к людям. Поменялось и отношение к женщинам. В языческом мире, когда умирал высокопоставленный язычник, с ним могли отправить на тот свет и жену. Христианство сглаживало все языческие жестокости. Человеческую природу тяжело преобразить до полной святости. Это возможно только в лице отдельных представителей, которые работают над собой, борются, преодолевают свои страсти. Но в целом мир уже не такой жестокий, как в языческие времена.
Допустим, Тамерлан, завоевывая одну страну за другой, строил пирамиды из черепов, скреплял их глиной, чтобы не разваливались. Как на картине Верещагина «Апофеоз войны» – пирамиды из черепов. Тамерлан ровнял с землей города. Отправился в Индийский поход – и чтобы не кормить сто тысяч пленных, просто их уничтожил. Одному городу пообещал, что не будет проливать кровь, но всех пленных закопал заживо. И вот такая языческая жестокость царит именно в нехристианском мире. А когда христианство приходит в какую-то страну, человек принимает его и понимает, что если он будет жестоким, то ему придется отвечать за это перед Богом. И своей жестокостью он не другому, не ближнему наносит рану, а самому себе. Кажется, что временно можно выйти победителем, но проиграть вечность. Вот это все-таки меняет мир там, где люди принимают Христа.
– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос сказал: что ни попросите у Отца Моего во имя Мое, дастся вам. Получается, что просимое для каждого человека зависит не от того, что Христос находится на земле или вознесся, а от веры во Христа – это самое главное. Как считаете?»
– Конечно, это зависит от нашей веры во Христа. На самом деле каждая молитва, любая молитва, конечно же, принимается Господом – это совершенно точно. Но это не значит, что Спаситель будет исполнять тут же то, что человек хочет.
Допустим, ребенок видит красивый цветочек, который растет на обрыве, и тянется к этому цветочку, чтобы сорвать его. А родители его не пускают, потому что это не то место, куда надо лезть ребенку, чтобы не погибнуть. Вот так бывает, что некоторые люди просят чего-то, а это оказывается вредным. И Господь их придерживает, но при этом Он все равно слышит молитву, и все равно какой-то ответ есть. Постарайтесь понаблюдать, о чем вы молились и как Господь на это отвечал. Особенно Господь слышит тогда, когда мы не о себе молимся. Когда мы молимся о себе, присутствует некий элемент эгоистических просьб. Но молиться, обращаться к Богу надо. Слава Богу, если человек пребывает в молитве. Но когда ты молишься о других (о ближних, родственниках, детях, родителях) и сердечная боль сжимает грудь, а ты с этой болью сердечной возносишь глубокое воздыхание ко Господу в молитве, – такие молитвы, конечно, исполняются, Господь откликается. Евангелие, процитированное Вами, как раз этому подтверждение. «Все, что попросите с верою во имя Мое, то я исполню», – говорит Господь.
– Получается, если мы веруем во Христа сейчас, то уверовали бы в Него, если бы Он был на земле? Следовательно, наша вера ничем не отличается от веры апостольской?
– Хорошее рассуждение, философское, логическое. Конечно, иногда хочется встретить хотя бы не Христа, но святого, чтобы жить рядом с преподобным, праведным человеком, чьи молитвы наглядно исполняются. Например, как у святого Иоанна Кронштадтского, у блаженной Матроны Московской. А Господь по-своему все расставляет, чтобы мы не расслаблялись. Может быть, если будет рядом какой-то святой человек, чьи молитвы исполняются, то мы все время будем бегать и просить его молиться, а сами не очень захотим молиться. И как спасаться, если душа спасается больше через скорби? Как есть, и слава Богу. Господь для нас это время определил, значит – так надо. У каждого свои от Бога дарования, способности и своя мера. Например, ты не потянешь каких-то подвигов, но тебе это и не дано, с тебя это не будет спрашиваться. Хотя бы не обманывай других, хотя бы постарайся прощать обидчиков, помолись за них, элементарно какое-то милосердие прояви. Тогда Господь будет радость в сердце подавать, то есть источник радости появится внутри тебя самого, потому что душа будет приобщаться благодати Святого Духа. Это относится к каждому христианину.
Представьте, если всех определить только в I век, кто же тогда будет жить на протяжении всей последующей многовековой истории? Надо же, чтобы верные Христу были на протяжении всей истории.
– Если бы мы видели здесь и сейчас, как Христос воскрес, слышали об этом чуде и видели Его – это прибавило бы веры людям?
– Демонстративности тут не может быть, такой, чтобы напоказ. Это сокровенная встреча. Бывает, людям это дается, тем, кому нужно. Силуану Афонскому, когда очень унывал, было дано увидеть Господа. И это стало для него огромным подкреплением, а он думал, что Господь не слышит, что Бога невозможно умолить. Шли всякие бесовские искушения. И ему было дано созерцать лик Христа, лик Господа, Который неизреченно любит всех. Совершенная доброта, милость и свет любви Христовой в нем запечатлелись.
Я живу в Сергиевом Посаде и собираю случаи помощи преподобного Сергия Радонежского. Есть знакомые люди, которым было явление преподобного Сергия Радонежского: брат с сестрой; им в детстве было такое явление, когда была ситуация опасности, детских страхов. Это запечатлевается на всю жизнь: соприкосновение со святым, из небесного мира явившимся, неизреченная любовь через святого проявляется, неземная любовь. Оказывается, тебя на земле никто так не любит, как любит тебя небожитель, а тем более Сам Господь.
По какой причине это кому-то дается? В целом это, наверно, нам будет не очень полезно, потому что мы живем в мире искушаемом. Мы люди падшие, и к нам, конечно, ближе всего падшие духи, поэтому они могут искушать. Кому-то из святых подвижников они пытались имитировать явление Христа. Идет брань духовная, и человеку, который не очистился еще, не увидел своих собственных грехов, не наполнился покаянием, конечно, духовные видения неполезны. Человек может впасть в тщеславие. Подумает: «Какой я великий, что Господь сподобил меня такого небесного созерцания». Впадет в гордыню. И эта гордыня его просто погубит. Поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. Если Господь тебе этого не открывает, то так полезнее, так лучше. Не нужно искать каких-то особых видений. Со временем, если спасешься, если в рай попадешь, то, конечно же, увидишь. А сейчас это время испытания, время духовной борьбы. Главное – очищать свою душу через покаяние, освобождаясь от греховных страстей.
– Каково значение Воскресения Христова для православного христианина?
– Воскресение Христово – это все самое главное, в этом вся суть. Я упоминал, как Спаситель воскрешал: это некие знамения. И тот наинский юноша прожил земной путь, потом умер до всеобщего воскресения. А Спаситель воскрес так, что смерть над Ним уже не имеет власти. Апостол Павел пишет, что Христос, однажды воскреснув, уже не умирает, смерть уже не властвует над Ним. Поэтому, приобщаясь к Христу воскресшему через таинство Причащения, мы не просто приобщаемся Тела и Крови Христовых, но приобщаемся к Христу воскресшему. И это воскрешает наши души от греха и дает нам уже сейчас почувствовать небесную радость.
Ведущий Александр Черепенин
Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!