Беседы с батюшкой. Священник Валерий Духанин.

31 мая 2022 г.

Сегодня у нас в студии священник Валерий Духанин, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии.

– Скоро праздник Вознесения Господня. Но Пасха Христова никуда не исчезает. Каждый воскресный день на протяжении всего года мы непременно возвращаемся ко Христу воскресшему. В году 52 воскресенья. Спаситель уже и воскрес, и вознесся, и ниспослал Духа Святого. Мы это созерцаем, когда молитвенно обращаемся к Господу. В богослужебном смысле человеку тяжело все охватить. Именно поэтому в какой-то период времени мы акцентируем внимание только на событиях Воскресения, потом переходим к Вознесению, потом к Пятидесятнице, потом к Неделе всех святых и так далее. Это сделано для удобства земных людей.

– Люди свидетельствуют, что на Вознесение испытывают скорбь от того, что Христос вознесся и как бы ушел от нас.

– Здесь не должно быть никакой скорби. Он вознесся не в том смысле, что покинул нас. Он пролагает путь для нас к высочайшим небесным обителям. В Евангелии от Иоанна Он говорит: «Когда уйду, приготовлю вам место». Конечно, это образно. Речь идет о том, что Спаситель в Вознесении возводит человеческое естество, которое воспринял в воплощении, к самым высотам Божественной славы. И теперь все имеют более непосредственный доступ к Нему. Когда Он был на земле, Его могли видеть только те, кто находился непосредственно рядом: ученики, народ. Кто-то прикасался к Нему, но не получал исцеления по неверию. Женщина же кровоточивая прикасается к Нему с верой и получает исцеление.

Когда Спаситель вошел в реалии нашей земной жизни, очень узкий круг людей мог обратиться к Нему. Он был ограничен территорией города, в котором проповедовал. А когда Он вознесся, то это уже реалии духовного мира. И не важно, где ты находишься, в Египте под палящим солнцем или на Русском Севере в морозную зиму, абсолютно на любом континенте молитва ко Господу восходит. Это уже совсем другие реалии – духовные, где Он не ограничен каким-либо пространством.

Скорби не должно быть. Спаситель всегда видит нас, мы Ему открыты. Наоборот, надо радоваться! Он Сам сказал: Я с вами во все дни до скончания века.

Очень неожиданно слышать, что кто-то скорбит и переживает о наступлении праздника Вознесения. Конечно, человек не может всегда сохранять только радостно-торжественный настрой. Мы устаем даже от положительных эмоций. Самые радостные чувства не могут сохраняться всегда на одном уровне. Нужны какие-то перемены. Как день и ночь. Также и настроение: когда-то радость, а когда-то спад. Главное – всегда обращаться к Господу.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас мир стал страшно жесток и лжив. Кажется, что дальше некуда. Скоро должен прийти антихрист? Те беды, которые описаны в Апокалипсисе, будут происходить, когда он придет? Или до его пришествия?»  

– В Книге Деяния святых апостолов написано, что воскресший Спаситель общается с учениками на протяжении 40 дней. И перед самым Вознесением они спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? А Он им отвечает: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Эти слова остаются действенными на протяжении всей истории. Когда бывают какие-то скорби, военные действия, напряженность в обществе, мы сразу думаем, что все беды сгустились над нами, как тучи темные. А Спаситель говорил: пойдут слухи о войнах, будет объявление войны. Но вы не поддавайтесь панике: так должно быть. Это еще не конец. Надо понять, что кончина мира всецело в руках Божиих. И с нашей стороны будет очень несправедливо назначать это время. Да, бывают скорби. А как мы хотим? Вообще без каких-либо потрясений? Но мир – не рай.

Наш мир – это мир всевозможных потрясений, скорбей, невзгод, испытаний. Хочешь не хочешь, люди будут сталкиваться, причинять друг другу ущерб, потому что человек поврежден грехом. И покуда грешное человечество существует, так и будет. Но Божий Промысл все равно остается – и вдруг беды оборачиваются кому-то во благо. Например, идет война, но именно в это время человек обращается к Богу. Отец Кирилл (Павлов) вспоминал, как во время службы в Сталинграде он среди развалин вдруг увидел какую-то книгу. Оказалось, это Евангелие. А в то время невозможно было раздобыть духовную литературу. Царило безбожное время. Он начал листать его, читать, почувствовал что-то родное, и у него пропал страх смерти.

Если у нас возникает страх, что наступает Апокалипсис, приходит конец, значит, мы теряем чувство Божьего присутствия. Отец Кирилл (Павлов) рассказывает, что после того, как он нашел Евангелие, у него больше не было никакого страха. Он пронес книгу до конца войны и всегда чувствовал, что Господь находится рядом.

Нужно каждый день читать Евангелие. Можно и в электронном варианте. Каждый день есть соответствующие евангельские чтения, что-то из апостольских посланий, и сейчас еще читаются Деяния святых апостолов. Так мы будем чувствовать присутствие Господа, что Он рядом и не оставит нас. Преждевременные апокалиптические настроения возникают из-за страхов, страхи из-за маловерия, а маловерие от того, что мы редко обращаемся к Господу, редко вспоминаем про Него. Нужно молитвой и чтением Евангелия укреплять себя.

Книга Апокалипсис очень таинственная, аллегорическая, наполненная образами, которые нельзя понимать буквально и втискивать в человеческую историю. Все, кто пытался это делать, ошиблись. Некоторые назначали даты Второго Пришествия и посрамлялись. Книга Апокалипсис говорит о духовной брани добра со злом, о том, что дьявол, искушая людей, пытается ввергнуть их в огненное озеро, а Христос, как агнец, убеляет Своей кровью души тех, за кого Он пострадал. Он спасет людей. Конечно, что-то из Апокалипсиса будет происходить именно в самые последние времена. Например, про антихриста апостол Павел свидетельствует: в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Поскольку этого сейчас нет, то нет и антихриста. Сказано, что он будет ставить знак свой «666» на правую руку и лоб человека. Вот наиболее очевидные признаки. Но лучше голову лишним не забивать.

Я встречал много людей, которые живут этими страхами. И на протяжении 25 лет они ждут антихриста, что он вот-вот должен прийти. Насколько оказывается сознание человека сужено, что он не видит радости Божьего мира, что Господь подает кому-то жизнь, приводит в мир маленьких деток, которых нужно крестить и духовно воспитывать. Люди обращаются к Богу и обретают радость веры, радость вечной жизни, ведь, оказывается, смерти нет, есть только переход от временного к вечному.

Самое главное – чтобы наши души были чисты перед Господом. С чистым и искренним сердцем будем встречать Господа, и тогда смерть не страшна. К нам подступают искушения, в том числе касающиеся апокалиптических времен. Но испытания посылаются как вразумление. А когда необходимо вразумление? Когда люди духовно расслабляются, забывают молиться Господу. И вдруг происходит некая встряска, мы чувствуем, что наша жизнь может порушиться, и начинаем молиться как проснувшиеся. А когда нет бед, мы вялые, полусонные. Душа у нас как бы спит. А скорби, потрясения пробуждают души – и молитва становится живой.

– Нужно ждать не антихриста, а Второго Пришествия Спасителя.

Да. Господь и так рядом с нами. Каждый день. Но с нами что-то такое происходит, что мы не видим и не замечаем присутствия Божия. Наши сердца загрязнены.

Практически в наши дни жил величайший святой преподобный Паисий Святогорец, это величайшая Божья милость. В 1994 году он перешел в иной мир. Есть много его учеников, которые помнят его и общались с ним. Например, митрополит Лимассольский Афанасий (Никалау) с острова Кипр. Он сам ведет достаточно благочестивую жизнь. Он рассказывал, как наглядно проявлялось присутствие Божие. Они пришли послушниками на Афон, поговорить со святым Паисием, постучали в келью, он открывает дверь и смотрит на них с любовью. Они задают свои вопросы, он им отвечает. И когда он говорил, вдруг все почувствовали, что вокруг заблагоухало миром: и келья, и воздух, и деревья. Бывает, иконы благоухают, а тут живой человек!

Преподобному Паисию неоднократно являлись и Спаситель, и Божия Матерь. Он свидетельствует, что Божья Матерь каждый день обходит гору Афон. Владыка Афанасий Лимассольский тоже был свидетелем такого чуда. Приехали к преподобному Паисию неверующие люди, кто-то вопросы задавал, кто-то пытался его искушать. Один говорит: «Я профессор, не верю, нигде присутствия Божьего не замечаю». Старец умел и пошутить, и с теплом, добродушно говорить. И он говорит: «Вот ты профессор, ученая голова, а элементарных вещей не понимаешь». Подзывает ящерицу: «Скажи, есть Бог?» Ящерица становится на задние лапки и кивает в ответ. Это видели очевидцы. Преподобного слушались животные и птицы, они чувствовали Божью благодать.

К чему это я? Мы говорим, что Спаситель вознесся, мы Его уже не видим, но Господь-то рядом. Он к нам ближе, чем наши собственные одежды, чем воздух, которым мы дышим, чем солнечный свет, который дает нам тепло, согревает нас. Но из-за греховных страстей наши души закрыты, поэтому мы этого не чувствуем. И смысл духовной жизни в том, чтобы освободиться от этих оков, очистить сердца, тогда Божие присутствие становится явной очевидностью. Господь являет Себя: в чем-то помогает нам, где-то происходят реальные чудеса, а где-то действует не совсем явный Божий Промысл, и только спустя время мы понимаем, что в этих событиях была рука Господа. Он рядом.

– Бог воплотился, чтобы мир спасти от греха, однако мир не стал лучше. Почему?

– Потому, что миру Христос не нужен. Кому Он не нужен, тот живет сам по себе. Господь всегда позволяет человеку быть автономным и самостоятельным существом. Люди не роботы с заложенной программой. Электронный механизм всегда можно перепрограммировать и все будет по-новому, а человека нельзя, потому что он создан по образу Божию. А Господь абсолютно свободен. Он захотел и сотворил мир. Если бы не захотел, мира бы не было. Человек отражает в себе Божественные черты этой свободы. Только у Бога абсолютная свобода, у человека относительная. Но человек может поступать как хочет. Захочет – идет навстречу Богу и ближним, а не захочет – отворачивается. Конечно, потом от этого мучится, но его самовластие не отменяется.

Так было и во время земной жизни Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов (X–XI вв.) писал, что многие люди в его время говорили, мол, если бы они жили во времена Христа и могли бы вместе с апостолами увидеть Его чувственный образ, как Он проповедует, как совершает чудеса, тогда бы точно исправились и не вели такую расслабленную греховную жизнь. А раз это было давно и Спаситель уже воскрес и вознесся, то, мол, живем как попало. Симеон Новый Богослов объясняет, что это огромное заблуждение. Если б мы жили во времена Христа, то поступали бы так же, как люди того времени. А люди тогда поступали очень по-разному. Одни последовали за Спасителем. Некоторые были особенно верные, из них выделился круг двенадцати. Один стал предателем, не захотел покаяться и покончил с собой. Вот самовластие. Хочешь не хочешь, но автономность человека остается.

Человек может направлять свою свободную волю к Богу или не направлять. Когда Спаситель рассказал о таинстве Причастия, многие ученики возмутились, что Он даст есть Свою Плоть, и с того времени больше не ходили за Ним. Это еще одна реакция. Некоторые из людей, кто непосредственно видел Господа, не захотели Его принять.

И были фарисеи. Мы привыкли постоянно ставить штамп: фарисеи непременно плохие. Нет. Многие из них регулярно ходили за Господом, потому что искали необычных людей, которые ясно говорили на темы Священного Писания. Спаситель часто давал нежданные трактовки Ветхого Завета, и фарисеям было что из них почерпнуть. Если в субботу разрешено вола и осла напоить, почему же нельзя освободить человека от его недуга? Если суббота означает день покоя, а эта скорченная женщина мучается и пришла в синагогу, какой ей покой? Спаситель исцеляет ее, она распрямляется и обретает подлинный покой. Начальник синагоги негодует, а Спаситель дает неожиданное объяснение ветхозаветным правилам. Многим фарисеям нравилось слушать Его, и они следовали за Ним. Об этом мы читаем в Деяниях святых апостолов.

Люди и тогда по-разному относились к Спасителю. Хотя Он наглядно отверзал очи слепому, трижды воскрешал человека. Первый раз дочь Иаира, к которой смерть только-только прикоснулась (сейчас бы сказали, что это клиническая смерть). Он сказал: девица не умерла, но спит. Второй раз Он воскрешает сына наинской вдовы. В этот раз смерть уже проявила себя очевидным образом. Идет похоронная процессия из города Наин к кладбищу. А навстречу этой процессии Жизнь – Сам Спаситель. Господь, сострадая матери этого юноши, поднимает его. И третье чудо наглядное – воскрешение Лазаря, когда тление уже торжествовало вовсю, был 4-й день после смерти. Прикосновение Жизни – и тление исчезает. (Впоследствии все тела истлевших людей будут воскрешены, как был воскрешен Лазарь Четверодневный.) Какая реакция была у людей на эти события? Многие посчитали, что Иисус есть Царь ожидаемый, Мессия. А старейшины, которые Его ненавидели, замыслили убить не только Его, но и Лазаря, потому что он свидетель воскресения. Люди и тогда реагировали на все очень неодинаково.

В чем же мир изменился? Он изменился в лице Марии Магдалины, из которой Спаситель изгнал семь бесов. В лице Его учеников. В лице фарисеев Иосифа Аримафейского и Никодима. Нельзя изменить мир, нажав на кнопочку, будто в комнате включился свет – и все стали сразу хорошие и добрые. Нет. Каждый – это целая отдельная вселенная. Что в этой вселенной возобладает: Божье или дьявольское? Как было тогда, так и сейчас.

Если говорить с апологетических позиций, существует много наблюдений, что мир стал меняться по мере распространения христианской проповеди. В странах стали преодолевать рабство, рабовладельчество. Фактически впервые этот тон задает Новый Завет, потому как все рабы Божии и в то же время чада Божии. В Послании к Филимону апостол Павел пишет про сбежавшего раба Онисима. Павел говорит Онисиму, что тот должен вернуться к Филимону, а Филимону пишет послание: «Прими его не как раба, а как брата возлюбленного». Филимон был крещеный. По мере распространения христианства становилось уже совершенно иное отношение к людям. Поменялось и отношение к женщинам. В языческом мире, когда умирал высокопоставленный язычник, с ним могли отправить на тот свет и жену. Христианство сглаживало все языческие жестокости. Человеческую природу тяжело преобразить до полной святости. Это возможно только в лице отдельных представителей, которые работают над собой, борются, преодолевают свои страсти. Но в целом мир уже не такой жестокий, как в языческие времена.

Допустим, Тамерлан, завоевывая одну страну за другой, строил пирамиды из черепов, скреплял их глиной, чтобы не разваливались. Как на картине Верещагина «Апофеоз войны» – пирамиды из черепов. Тамерлан ровнял с землей города. Отправился в Индийский поход и чтобы не кормить сто тысяч пленных, просто их уничтожил. Одному городу пообещал, что не будет проливать кровь, но всех пленных закопал заживо. И вот такая языческая жестокость царит именно в нехристианском мире. А когда христианство приходит в какую-то страну, человек принимает его и понимает, что если он будет жестоким, то ему придется отвечать за это перед Богом. И своей жестокостью он не другому, не ближнему наносит рану, а самому себе. Кажется, что временно можно выйти победителем, но проиграть вечность. Вот это все-таки меняет мир там, где люди принимают Христа.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос сказал: что ни попросите у Отца Моего во имя Мое, дастся вам. Получается, что просимое для каждого человека зависит не от того, что Христос находится на земле или вознесся, а от веры во Христа – это самое главное. Как считаете?»

– Конечно, это зависит от нашей веры во Христа. На самом деле каждая молитва, любая молитва, конечно же, принимается Господом – это совершенно точно. Но это не значит, что Спаситель будет исполнять тут же то, что человек хочет.

Допустим, ребенок видит красивый цветочек, который растет на обрыве, и тянется к этому цветочку, чтобы сорвать его. А родители его не пускают, потому что это не то место, куда надо лезть ребенку, чтобы не погибнуть. Вот так бывает, что некоторые люди просят чего-то, а это оказывается вредным. И Господь их придерживает, но при этом Он все равно слышит молитву, и все равно какой-то ответ есть. Постарайтесь понаблюдать, о чем вы молились и как Господь на это отвечал. Особенно Господь слышит тогда, когда мы не о себе молимся. Когда мы молимся о себе, присутствует некий элемент эгоистических просьб. Но молиться, обращаться к Богу надо. Слава Богу, если человек пребывает в молитве. Но когда ты молишься о других (о ближних, родственниках, детях, родителях) и сердечная боль сжимает грудь, а ты с этой болью сердечной возносишь глубокое воздыхание ко Господу в молитве, – такие молитвы, конечно, исполняются, Господь откликается. Евангелие, процитированное Вами, как раз этому подтверждение. «Все, что попросите с верою во имя Мое, то я исполню», – говорит Господь.

– Получается, если мы веруем во Христа сейчас, то уверовали бы в Него, если бы Он был на земле? Следовательно, наша вера ничем не отличается от веры апостольской?

– Хорошее рассуждение, философское, логическое. Конечно, иногда хочется встретить хотя бы не Христа, но святого, чтобы жить рядом с преподобным, праведным человеком, чьи молитвы наглядно исполняются. Например, как у святого Иоанна Кронштадтского, у блаженной Матроны Московской. А Господь по-своему все расставляет, чтобы мы не расслаблялись. Может быть, если будет рядом какой-то святой человек, чьи молитвы исполняются, то мы все время будем бегать и просить его молиться, а сами не очень захотим молиться. И как спасаться, если душа спасается больше через скорби? Как есть, и слава Богу. Господь для нас это время определил, значит – так надо. У каждого свои от Бога дарования, способности и своя мера. Например, ты не потянешь каких-то подвигов, но тебе это и не дано, с тебя это не будет спрашиваться. Хотя бы не обманывай других, хотя бы постарайся прощать обидчиков, помолись за них, элементарно какое-то милосердие прояви. Тогда Господь будет радость в сердце подавать, то есть источник радости появится внутри тебя самого, потому что душа будет приобщаться благодати Святого Духа. Это относится к каждому христианину.

Представьте, если всех определить только в I век, кто же тогда будет жить на протяжении всей последующей многовековой истории? Надо же, чтобы верные Христу были на протяжении всей истории.

– Если бы мы видели здесь и сейчас, как Христос воскрес, слышали об этом чуде и видели Его – это прибавило бы веры людям?

– Демонстративности тут не может быть, такой, чтобы напоказ. Это сокровенная встреча. Бывает, людям это дается, тем, кому нужно. Силуану Афонскому, когда очень унывал, было дано увидеть Господа. И это стало для него огромным подкреплением, а он думал, что Господь не слышит, что Бога невозможно умолить. Шли всякие бесовские искушения. И ему было дано созерцать лик Христа, лик Господа, Который неизреченно любит всех. Совершенная доброта, милость и свет любви Христовой в нем запечатлелись.

Я живу в Сергиевом Посаде и собираю случаи помощи преподобного Сергия Радонежского. Есть знакомые люди, которым было явление преподобного Сергия Радонежского: брат с сестрой; им в детстве было такое явление, когда была ситуация опасности, детских страхов. Это запечатлевается на всю жизнь: соприкосновение со святым, из небесного мира явившимся, неизреченная любовь через святого проявляется, неземная любовь. Оказывается, тебя на земле никто так не любит, как любит тебя небожитель, а тем более Сам Господь.

По какой причине это кому-то дается? В целом это, наверно, нам будет не очень полезно, потому что мы живем в мире искушаемом. Мы люди падшие, и к нам, конечно, ближе всего падшие духи, поэтому они могут искушать. Кому-то из святых подвижников они пытались имитировать явление Христа. Идет брань духовная, и человеку, который не очистился еще, не увидел своих собственных грехов, не наполнился покаянием, конечно, духовные видения неполезны. Человек может впасть в тщеславие. Подумает: «Какой я великий, что Господь сподобил меня такого небесного созерцания». Впадет в гордыню. И эта гордыня его просто погубит. Поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. Если Господь тебе этого не открывает, то так полезнее, так лучше. Не нужно искать каких-то особых видений. Со временем, если спасешься, если в рай попадешь, то, конечно же, увидишь. А сейчас это время испытания, время духовной борьбы. Главное – очищать свою душу через покаяние, освобождаясь от греховных страстей.

– Каково значение Воскресения Христова для православного христианина?

– Воскресение Христово – это все самое главное, в этом вся суть. Я упоминал, как Спаситель воскрешал: это некие знамения. И тот наинский юноша прожил земной путь, потом умер до всеобщего воскресения. А Спаситель воскрес так, что смерть над Ним уже не имеет власти. Апостол Павел пишет, что Христос, однажды воскреснув, уже не умирает, смерть уже не властвует над Ним. Поэтому, приобщаясь к Христу воскресшему через таинство Причащения, мы не просто приобщаемся Тела и Крови Христовых, но приобщаемся к Христу воскресшему. И это воскрешает наши души от греха и дает нам уже сейчас почувствовать небесную радость.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Наталья Мухлынина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать