Беседы с батюшкой. Протоиерей Павел Кондраков

30 мая 2022 г.

В студии протоиерей Павел Кондраков, помощник председателя Отдела по делам молодежи Московской епархии, клирик храма святителя Николая в Покровском (г. Москва).

– Предлагаю начать с Нового Завета, порассуждать о евангельских словах, а именно о словах первосвященника Каиафы, когда он говорит, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Евангелист добавляет, что это он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус таким образом умрет за народ, и не только за народ, но и чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. На этих словах предлагаю пока остановиться. В чем же значение смерти Иисуса Христа?

– Во-первых, еще раз хочу всех телезрителей поздравить с праздником Пасхи (который еще продолжается, завтра будет отдание): «Христос воскресе!» А вообще это радостное известие, что Христос воскрес, и есть ответ на Ваш вопрос. Что же значимого в смерти Господа Иисуса Христа? Все человечество до пришествия Христа страдало, было под гнетом дьявольской силы и не видело никакого выхода из этой ситуации. Поэтому и язычники, и иудейский народ ожидали Спасителя.

Если вы почитаете историю, то можете заметить: если у язычников это ожидание было настолько сильным, что они в беспросветных страстях не видели никакого успокоения и выхода, то иудейский народ не находил выхода в законе, который дал им Господь. Потому что этот закон был неверно трактован, и евреи неправильно исполняли его, они погрязли в его земном понимании.

Когда Спаситель пришел, Он совершил дело спасения. Он, во-первых, проповедовал, научил, как надо жить, а во-вторых, принес Себя в жертву. И, конечно, эта жертва Христова, когда Господь распростер руки на кресте, можно сказать, привлекая все человечество под Свой покров, и явилась основанием для того, чтобы, как говорится в Евангелии, не только иудеев, но и всех рассеянных чад Божиих, которые были среди эллинов, среди других языческих народов, собрать в одну Церковь Христову. И именно в Церкви всем людям дается спасение. Нужно только одно условие – уверовать во Христа. И когда человек уверует во Христа, то это будет для него спасительная вера, потому что он будет видеть, как Дух Святой изменяет его для вечной жизни, чтобы быть с Тем, Кто ради него пролил Свою чистейшую кровь. 

Я вижу, таким образом, что Каиафа в своих неожиданных словах предсказал смерть Господа Иисуса Христа и в то же время открыл то, что Христос сделает для людей, для всего мира.

– Как думаете, почему иудеи не приняли Христа?

– Здесь вопрос как раз заключается в том, что было приземленным понимание закона, который Господь Бог дал Моисею и о котором потом говорил через пророков, каждый раз направляя мысль иудеев в нужное русло. Потому что человек, к сожалению, – падшее существо и постоянно пытается даже в чистейший закон Бога, который ведет ко спасению, к вечной жизни, привнести что-то свое…

И многое мешало людям понять, что действительно все направлено на то, что Спаситель – не земной владыка, а Тот, Который будет царем вечной жизни, Царства Небесного. И когда иудеи ждали земного царя, который, по их представлениям, избавит их от ига Римского государства, то они не узнали Христа, Который пришел смиренно, можно сказать, не в славе. Таким образом все накопленные предания, неправильные представления о Христе и Его роли привели к тому, что иудеи не узнали Самого Господа, Спасителя мира.

Вопрос телезрителя: «Известно из Евангелия, что волос человека не падает с головы без воли Бога, то есть Бог знает все наши помыслы, все наши просьбы. И Христос сказал: что ни попросите у Отца Моего во имя Мое, дастся вам. Тогда мне непонятно, какой смысл молиться святому, чтобы он мою просьбу передал Богу? Он же не Бог, он сам выполнять просьбы не может, это только с помощью Божией, а если он сам все просьбы выполняет, тогда он тоже бог, получается. Какое-то многобожие будет».

– Очень хороший вопрос, потому что у нас многие люди в храмах заказывают благодарственный молебен, например, святителю Николаю или Матронушке, хотя по уставу Церкви не положено служить благодарственный молебен какому-то святому. У нас служится один благодарственный молебен Господу Богу. Как раз в ответе на Ваш вопрос я и хочу эту тему раскрыть: Церковь говорит о том, что все благодеяния идут от Единого Господа Иисуса Христа, Он дает благодать, Он оказывает милость.

Но мы просим святого потому, что это имеет основание в Библии. Например, если вы почитаете Книгу Иова, то найдете момент, когда Господь явился Иову и сказал трем его друзьям: «Вы не так точно говорили обо Мне, как раб Мой Иов, поэтому Я не приму ваших молений и ваших жертв. Вы должны попросить Иова, и он помолится за вас, и уже тогда вы принесете жертву во очищение грехов». То есть, получается, Господь не принимает их напрямую из-за их греховности, из-за того, что они неправо мыслили о Господе. И только по молитвам Иова они были прощены. Зачем нам нужны святые? Это те люди, которые угодили Богу, можно сказать, наши собратья. Они начинают за нас молиться и просить Бога о милости к нам.

Здесь и есть корень: конечно же, все дает Господь, но иногда по нашим немощам, нашим грехам наши молитвы бывают недейственны. Поэтому мы подключаем святых, мы их просим помочь в молитве к Богу. Они ходатайствуют за тебя, и Господь, как говорится в Писании, приемлет этого святого как твое лицо. И, получается, мы в надежде на их предстательство перед Богом обращаемся к ним и получаем милости через их посредничество.  

– То есть в Книге Иова содержится даже своего рода обоснование о необходимости почитания святых?

– Кто хочет увидеть это в словах, тот увидит. Просто это конкретный пример, когда Господь не принимает молений трех людей и говорит: «Обратитесь к Иову, попросите его, и когда он за вас помолится, тогда Я приму ваше приношение».

– Получается, что грешники нуждаются в молитвах праведников?

– Конечно. Мы все связаны между собой. Если мы возьмем простые жизненные примеры, нам везде нужны помощники. Я знаю людей, которые, например, ходят на тренировки в какие-то спортивные секции, кто-то ходит на занятия по музыке, у кого-то разные другие занятия. И везде есть учителя, которые помогают человеку приблизиться к тому идеалу, который есть в этой области. Так же в духовной жизни. Святые – люди, уже прошедшие этот путь, достигшие совершенства, получившие милость у Бога и знающие, как этим путем идти. Мы нуждаемся в сопровождении, в провожатых, в тех, кто может нам подать руку помощи. Это не значит, что мы не имеем права или у нас нет возможности обратиться к Господу. Нет, можно напрямую обращаться к Спасителю, это здорово.

Просто тут говорится о том, что не надо отвергать ту помощь, которую мы можем получить и которая может быть очень действенной в какой-то момент: когда мы заблудились, когда у нас нет сил, когда мы даже не можем глаза к небу возвести. Вы знаете, по опыту исповеди многих людей я вижу, что иногда у людей даже не хватает духу обратиться к Богу. Они говорят: «Мы настолько грешны, что нам страшно». Некоторые обращаются к Божией Матери как к Посреднице, как к Помощнице в своих молитвах.

Поэтому здесь не все так просто. Это даже психологически можно обосновать, когда ты, например, уставший, поникший, без всякой помощи, просто тянешь руки к тому, кто тебе близок. А близкие нам – наши собратья во Христе, те, кто уже прожил жизнь, те же самые люди. Например, батюшка Серафим Саровский, блаженная Матронушка, которые сами сказали: если вам будет тяжело, обращайтесь...

И это очень обнадеживает. Человек как-то быстренько приходит в себя, он понимает, что вот здесь он может получить милость. И эта милость приходит. Самое интересное, что у нас есть опыт; если бы опыта не было, тогда бы мы, конечно, могли сказать, что это все не нужно, это все лишнее. Но так как опыт есть, люди стараются не отсекать себя от помощи, которую оказывают святые.

– Но при этом и к Богу мы тоже молитву обращаем.

– Конечно. Честь и поклонение мы воздаем Единому Богу как нашему Творцу, а святым – просто уважение и почтение, как тем людям, которые достигли Бога и которые сейчас в благодати Святого Духа, и они могут нам помочь. Но честь, которую мы воздаем Творцу, мы не воздаем никакому святому, обращаемся к Богу совсем по-другому.

 – Касается ли это живущих на земле праведников? Старцы есть и сейчас. Может, значение слова «старцы» в православной традиции немного изменилось, но они есть. Старцы являются такими же праведниками, как Иов, например, и могут также ходатайствовать за нас, грешных?

Далеко к старцам ходить не надо. Иногда я приезжаю к духовнику, и он мне говорит простые слова. Я знаю эти слова, но когда он мне их говорит – это воскрешение души. Я понимал, что есть такой путь, но с его словами приходит энергия, сила, которая действует через него на меня. Это не значит, что батюшка находится в небесной силе и славе как сильный старец – это мой духовник, которого Господь мне послал, и Он действует через этого священника на меня, помогает мне. Мы часто это забываем, когда говорим: «Мы живем, предоставленные сами себе: не знаем, как жить, куда деваться, как спасаться». Господь ведет Церковь – Он никогда не оставит ее, до скончания века.

Скоро будет Вознесение, и некоторые говорят мне: «Все, закончилась помощь. Не чувствуется, что Христос близко, Он уходит на небо. Зачем такой праздник в Церкви? Чтобы мы впадали в уныние?» Но в празднике Вознесения Господь говорит: Я с вами до скончания века. Значит, Господь ведет Свою Церковь и спасает всех, кто находится в ней, Духом Святым через людей, священников и священноначалие, которое тоже руководится Духом Святым.

Ко мне пришел один человек, у него была проблема. Он настолько открыт, у него такая простая вера, такое доверие, что он сейчас может услышать от священника слова, которые помогут ему в жизни... Я не знаю, откуда это берется: начинаю говорить – как будто сердце раскрывается. Иногда сам говорю и думаю: «Это для меня поучение, я могу этим назидаться». А иногда маловерный человек начинает тебя пытать, не доверяя тебе, – тогда сердце закрывается, и ты ничего не можешь сказать. Что это? Я думаю, хоть мы и грешные, Господь все равно через нас действует. Благодать священства дается не просто так. Она не только для меня, но и для тех, кто обращается к Богу через меня.

Отец Иоанн Кронштадтский говорил потрясающие слова. Когда священники причащаются в алтаре, то говорят друг другу: «Господь посреди нас». А он еще добавлял: «живый и действуяй». Кто с ним лобызался, ощущал, что между ними живой и действующий Христос.

– Вопрос телезрительницы: «Вдова пришла к неправедному судье, не отступала, и он дал просимое, помог ей. Господь говорит: если неправедный судия помог, неужели Отец не даст вам просимое? Просите, и дано будет вам.  У Господа ни одно слово не проходит даром. Как же просить? Я не прошу ни золота, ни серебра, ни славы, ни еды – прошу самого простого, исцеления для ребенка. Батюшка, Вы мне скажете: значит, неполезно. Разве исцеление не полезно? Как просить Господа? Молю и ночь, и день – как еще Его умолить? Господи, прости меня».

– Вопрос частный, нужно видеть Вас и Вашу ситуацию. Могу предположить: все, что с нами происходит в жизни (и это очень утешает), – действие Благого Бога. Попущение болезней и скорбей, допущение их до нашей жизни и жизни наших детей – ради спасения нас и их по любви Бога. Бог есть любовь. Знание, что Бог есть любовь, что Он действует не по злобе или наказывающему принципу, а по любви, утешает.

Я знаю людей, у которых сейчас тоже бедствия. Они касаются и меня: при смерти близкие люди. Некоторые говорят: «Батюшка, что же нам делать?» Одна женщина узнала, что надо ежедневно читать всю Псалтирь, если хочешь, чтобы Господь исцелил человека. Я в удивлении узнал, что женщина, которая услышала такой совет в храме (посоветовала мама супруги священника), начала читать Псалтирь каждый день, 20 кафизм. Я звоню ей и говорю: «Сколько сейчас прочли? Как у Вас дела?» Она говорит, что на чтение Псалтири уходит 6 часов в день, и при каждой «Славе» она просит за ребенка. У него безысходная ситуация, но она просит. По логике вещей этот человек уже должен уйти в вечность, но он живет. В самый последний момент появляются какие-то врачи. Ребенок нецерковный, болеет раком, и она просит о помощи с надеждой на Бога. Я вижу, что, во-первых, она сама меняется. Когда я спрашиваю, какие у нее ощущения, она говорит: «Сама не понимаю. Ощущение, будто в моей жизни есть что-то новое. Я стала по-другому жить, ощущать себя. Наверное, чувствую присутствие Божие». В то же время и ребенок чувствует защиту, помощь.

Мы не знаем, каков Промысл Божий до конца. Возможно, Господь исцелит Вашего ребенка. Он смотрит на Ваше сердце, насколько Вы готовы к исцелению, на какой стадии духовного созревания находится ребенок. Вы говорите: «Наверное, сейчас батюшка скажет, что это неполезно». Почему Вы думаете, что батюшкам все мирское чуждо? Я очень Вас понимаю, потому что сам живу в миру и знаю, насколько важно просить об исцелении и верить в него.

Я писал кандидатскую работу по отцу Иоанну Кронштадтскому, и меня поражали его высказывания о молитве. Он говорил, что молиться и верить надо так, как веровал сотник. Сотник сказал: «Господи, скажи одно слово и будет». Господь сказал: и в Израиле не нашел Я такой веры. Получается, очень много строится на нашей вере.

Отец Иоанн Кронштадтский продолжает, что мы должны молиться и просить так, как будто в самих словах молитвы уже содержится то, о чем мы просим. Например, мы просим об исцелении какого-то человека, и уже в самих этих словах есть исцеление этого человека. Вот такая вера.

У отца Иоанна Кронштадтского получалось вымаливать людей, потому что он так веровал – о чем ни попросит, все будет. Это уже исходило не от его ума, не от его логики. Это такое внутреннее состояние, когда человек действительно понимал, что он обращается к Живому Богу, Который его любит и Который поможет ему в нужный момент.

Перед 1905 годом, когда Церковь уже негласно гнали и отношение к священникам было негативным, у отца Иоанна Кронштадтского произошел такой случай. Он приехал к одной девочке, у которой было заболевание глаз, отслужил молебен, смочил полотенце святой водой и протер им глаза девочки. Но ничего не случилось, он ничем ей не помог и уехал. Отец Иоанн решил, что, видимо, не было на то воли Божией. А в газетах было напечатано: «Это обманщик, он не помогает».

Этот случай буквально растиражировали в газетах того времени. И это писали о святом праведном человеке, который многих людей отмаливал на расстоянии, только помыслив о них. Он исцелял больных, находившихся за тридевять земель, одной своей молитвой, возложив руки на письма. Не успевая прочитывать горы писем, которые приносили ему целыми корзинами и выкладывали на жертвенник, он просто возлагал на них свои руки, и люди получали исцеление. А здесь он смиренно сказал: «Значит, нет на то воли Божией».

Поэтому нам прежде всего нужно научиться общаться с Богом и доверять Богу, и наша духовная зрелость будет помогать нам в подобных ситуациях.

– Вопрос телезрителя: «Я вдовец. Недавно познакомился с вдовой, но она мне не по сердцу. Как мне понять волю Божию об этой женщине? Я боюсь обидеть ее, расставшись с ней».

– Когда в жизни людей, да и в моей жизни происходят такие ситуации, в первую очередь нужно смотреть на свое сердце. Ведь жить этому человеку, ему нужно делать выбор, и ему нужно смотреть на себя. Может быть гораздо хуже, если человек ради этой женщины решит остаться с ней. Они поженятся, возможно, даже повенчаются, а потом он заглянет в свое сердце и скажет: «Как же мне жить с ней? Я ее совсем не люблю, мне невыносимо быть рядом с ней».

Поэтому главное – смотреть в свое сердце. Если в сердце есть любовь, то Бог вам в помощь, мир вам да любовь. А если любви нет, если отношение к человеку холодное, то как с этим жить и что тогда развивать в браке? Обычно в браке изначально дается какая-то искра, у супругов появляется симпатия, любовь, расположение друг к другу. А когда совместную жизнь строить не на чем, то как бы здесь не было самообмана. То есть можно и себя обмануть и сделать несчастным, и сделать несчастной ту, которая будет рядом.

Мне кажется, если этот человек решится вступить в брак, женится на этой женщине, то обоим будет больно и горько, если через какое-то время брак распадется. Лучше ему поступить мужественно – помолиться, подобрать нужные слова и объясниться с ней, не обманывая, что у него на душе, на сердце. Я считаю, что если что-то зиждется на обмане, то это всегда приводит к катастрофе, хоть этот обман может быть скрыт вполне благовидным предлогом: «Я не могу ее обидеть. Как я ей об этом скажу?» Лучше сказать правду и избежать большего зла.

– Вы говорите: «Заглянуть в свое сердце». А если этот поступок против воли Божией? Не может ли воля Божия заключаться в том, чтобы человек переступил через себя, через какое-то свое внутреннее неприятие этого?

– Нужно смотреть в каждом конкретном случае. Если, например, вы видите, как избивают человека, помогать ему вам очень неприятно, потому что вы знаете, что тоже получите. Но воля Божия в том, что близкому своему нужно помогать. Каким образом – тут уже решать самому. Если вы тоже станете жертвой и пострадаете вместе с этим человеком, толку от этого не будет, вы только усугубите проблему. А если вы поможете действенно, может быть, вызовете полицию, или позовете на помощь кого-то еще, или сможете войти в эту ситуацию и поможете в ней разобраться и результат будет хорошим, на это и будет воля Божия.

Иногда воля Божия бывает такой: например, мне не хочется общаться с этим человеком, но нужно его терпеть, потому что я нахожусь рядом с ним по долгу службы. Или в семье бывают какие-то разномыслия. Вот мне не хочется сейчас идти и просить прощения, но воля Божия такая, что я должен быть в мире со своими близкими, поэтому я, переступая себя, иду и прошу прощения.

Когда же это касается выбора жизненного пути, здесь уже присутствует синергия, и Господь, вкладывая в человека какие-то желания, располагает человека к чему-то. То есть Господь вкладывает в человека таланты, заведомо зная, что это его, и сердечно располагает человека к тому, что ему это приятно, что это его.

Как можно заниматься нелюбимым делом? Вот если мне здесь тяжко, я больше сюда не приду. Да, я понимаю, что людей нужно просвещать, нужно о чем-то им говорить, но это совсем не мое. Каждый должен заниматься своим. Например, кто-то очень любит молиться, кто-то любит выслушивать людей на исповеди и помогать им, кто-то занимается богословием, кто-то пишет книги – каждый занимается тем, что ему нравится, и в этом воля Божия.

Когда я учился в Московской духовной академии, однажды к нам пришел старец Кирилл. Там были учащиеся и из Московской духовной семинарии, и из академии, и из регентской и иконописной школ. И, конечно же, у всех к батюшке Кириллу было множество вопросов. Один из вопросов был такой: «Батюшка, как узнать волю Божию – выбрать путь монашества или семейной жизни?» И он ответил: «Если вы представляете себе, что у вас будет дом, матушка, дети и к этому у вас есть расположение, то семейное направление – это ваше. Это то, что Бог вложил вам в сердце. Значит, воля Божия в этом. А если вас больше влечет тишина, молитва, одиночество, общение с Богом, если вы даже не мыслите себя в роли семьянина, значит, ваш путь – монашество».

Понимаете, воля Божия не в том, что ты не хочешь это делать, а Господь тебя заставляет, что ты хочешь развивать эти таланты, а Господь не дает тебе развиваться в этом направлении и направляет туда, где тебе будет тяжелее, но Ему будет приятно, что ты выполняешь волю Божию. Конечно же, Господь – любящий Отец, Он направляет Своих детей к лучшему.

Вот я смотрю за собой и за своими детьми. Моя дочка любит петь, а сын любит рисовать. Сын хорошо рисует, а дочь хорошо поет, но теперь, наоборот, она хочет рисовать, а он хочет научиться петь. И я всячески пытаюсь подсказать: «Да, ты пой, старайся, но все равно это не твое. Лучше развивай то, что у тебя уже есть. Какие таланты тебе даны, какие сильные стороны у тебя есть, их и развивай». Это и есть воля Божия – узнать, что Господь о тебе замыслил, куда твое сердце клонит тебя, и постараться не прозевать это направление и развить его для себя, для своего счастья, для своей радости.

– Получается, волю Божию можно познать путем наблюдения за собой?

– Конечно. Когда мы поступаем в духовную семинарию, мы все очень набожные – везде у нас иконочки, мы целуем каждый угол, и каждый кирпичик для нас – это прямо святое. И, конечно же, мы переживаем о своих грехах: «Ой, я не так подумал, в святом месте сказал не те слова, попил чаю больше, чем нужно».

Один мой знакомый семинарист очень хотел жениться. А у нас была одна девочка, которая очень болела, по-моему, у нее был туберкулез. И этот семинарист признался мне, что он боится того, что Господь за его грехи сделает эту девочку его женой. Со временем он познакомился с духовными отцами, со старцами, и один старец, иеросхимонах, сказал ему: «А ты слушай свое сердце. Не нужно ничего выдумывать».

Наше рацио, наша логика мешают нам понять Бога. Иногда мы представляем Его каким-то чужеродным Существом. На самом деле, основываясь на опыте святых, я понял, что Бог – самое близкое, самое родное для меня Существо. Мы ищем волю Божию, наблюдая за собой. Конечно, это путь проб и ошибок, это общение с сердцем, общение с Богом в молитве.

Знаете, раньше я думал, что вот сейчас я помолюсь Богу, попрошу Господа открыть мне Его волю, и мне придут мысли: «Делай то, делай это». Но никаких таких мыслей не приходило. Я думал: «Как же так? Как же тогда молиться?» Со временем обстоятельства складывались таким образом, что я понимал, что это именно то, о чем я просил. Или неожиданно откуда-то приходили какие-то мысли, и я понимал, что это, видимо, и есть Божий ответ, потому что они рождались совершенно естественно.

Я не знаю, как это можно объяснить. Например, ты живешь, о чем-то думаешь, а потом вдруг приходит решение. Так же и здесь. Ты помолился, попросил, и так сложилась ситуация, что ты понимаешь, что это ответ на твой вопрос, на твою молитву. Если бы Бог был замкнут Сам в Себе и не отвечал нам, мы бы, конечно же, не молились. Но Бог нам отвечает. Он слышит наши молитвы, и мы обращаемся к Нему, просим Его.

Наша задача – услышать, что Он нам говорит, возможно, услышать путем проб и ошибок. Вот я попытался что-то сделать, но на душе у меня плохо; наверное, я пошел не туда. А потом я смотрю – все устроилось, и я увидел, что именно так и нужно было сделать. У каждого из нас в жизни есть свой опыт, в православии все мы со своим опытом, и у каждого он свой, особенный.

– Вы говорите: «Наблюдай за сердцем», – и я полностью с Вами согласен. Я тоже считаю, что познание воли Божией через познание самого себя – это один из самых верных способов. Но ведь мы не зря говорим о грехах, которые в нас присутствуют. Как бы они нас не сбили с пути, как бы мы не приняли какой-нибудь грех, или страсть, или порок за волю Божию.

– Бывает и такое. Конечно, ошибки на этом пути неизбежны, потому что все мы, как Вы правильно сказали, греховны, в нас постоянно бушуют страсти, к нам приходят какие-то недолжные мысли. Но, как сказал Господь, по плодам их узнаете их.

Эта фраза многое определяет в моей жизни, в моей деятельности. По плодам своих действий я вижу, к чему я пришел, какие ошибки совершил. Ошибки-то я вижу, или люди мне о них говорят, или через обстоятельства, через скорби подсказывает что-то мне Господь, но все равно Господь напрямую меня не наставляет.

Как говорит преподобный Амвросий Оптинский, Господь направляет нас многими скорбями, Он управляет нами, подсказывает, куда нам идти. Конечно же, на этом пути у нас бывают и ошибки, и падения, от этого никто не застрахован, и в этом мне тоже видится любовь Божия. Желая научить нас жизни, Господь как бы оставляет нам свободу и говорит: «Чадо, действуй».

Я вспоминаю, что я до последнего боялся отпускать своего маленького сына ходить самостоятельно. Я боялся, что он, неуверенно стоя на ногах, будет задевать головой все предметы, которые попадутся на его пути, и поранится. Поэтому мы водили его в ходунках, держали его за ремешки и направляли, чтобы он не упал, не разбился. И постепенно он стал ходить сам. А если бы я все время водил его в ходунках, он бы так и не научился ходить. И Господь ведет нас такими путями.

Отец Ефрем Филофейский, подвизавшийся в Аризоне в монастыре Антония Великого, ученик афонского старца Иосифа Исихаста, возможно, несколько грубовато сказал: «В Царстве Небесном Богу не нужны бараны. Ему нужны люди, которые опытным путем дошли до истины и понимания, как надо жить с Богом».

Почему главное произведение отца Иоанна Кронштадтского называется «Моя жизнь во Христе»? Потому, что каждый день он учился этой науке из наук – жизни с Богом. Если нам не будут попущены ошибки, падения, мы не будем иметь своей главной ценности – жизни с Богом, мы не будем ценить жизни вечной, общения с Господом нашим.

Если Господь все будет делать для нас – защищать нас, покрывать Своим омофором, мы не будем этого ценить. Нам даже станет скучно, и мы скажем: «Нам хочется чего-нибудь перчененького», – и мы убежим от Него. А враг нам говорит: «Попробуй этой гадости, этого горького зелья. Я тебе это попускаю». Но если ты христианин, ты будешь понимать, что это не то, что это не Бог тебе говорит. И когда человек ошибается, он идет на исповедь и просит Бога о помощи. Потому что с Богом хорошо, а без Бога очень плохо.

– Благодарю Вас, отец Павел, за нашу беседу. В заключение прошу Вас в нескольких словах напутствовать наших телезрителей на эти последние пасхальные дни.

– Мне очень хотелось бы, чтобы Пасха не заканчивалась с отданием этого праздника, чтобы пасхальная радость была с нами до следующей Пасхи. А это уже зависит от каждого из нас. С праздником!

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Ведущий Александр Черепенин

Записали Софья Горбачева и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать