Беседы с батюшкой. Как преодолеть равнодушие. Протоиерей Вадим Буренин

19 мая 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. 

– Тема сегодняшней передачи: «Как преодолеть равнодушие». В том числе как преодолеть сегодняшнее равнодушие к Церкви. Отец Вадим, я думаю, что именно Вы можете раскрыть эту тему в полной мере по той причине, что Вы не равнодушный человек. Я знаю Вас много лет и не помню ни одного случая, чтобы люди, обратившиеся к Вам за словом, за помощью, не получили эту помощь. Вы – настоящий добрый пастырь, который заботится о людях, и я никогда не встречал в Вас равнодушия. Более того, люди, которые приходили к Вам в храм с обидой на Церковь, обстоятельства, всегда находили у Вас слова утешения.

Равнодушие – некий тренд в современном обществе, это беда, но эту беду мы оцениваем как христиане. Так часто бывает, что люди воспринимают равнодушие как некую защиту в ситуациях, с которыми не могут справиться. Сталкивались ли Вы в своей жизни с равнодушием? В том числе с равнодушием людей, которые облечены не только обычной властью, но и духовной властью? Как Вы оцениваете равнодушие? И как его преодолеть, если это возможно?

– Я встречал равнодушие, и встречал его многократно, но хотел бы начать с обращения. Возлюбленные братья и сестры, проявляйте внимание к нашему православному телеканалу «Союз». Он нуждается в вашей помощи. Ваше участие будет перед Богом важным свидетельством того, что вы неравнодушно относитесь к телеканалу. Не будьте просто потребителями, активно участвуйте в жизни нашего общества, нашей Церкви. Помогайте православному телеканалу «Союз».

Многие из вас в православных храмах встречают тех людей, которые трудятся на благо Церкви. У вас, наверно, всегда есть возможность подойти к ним и сказать теплое, доброе слово или же чем-то помочь. Это очень важно и очень нужно, потому что каждый раз мы должны начинать с самих себя. Мы можем не пройти мимо не только в той ситуации, когда нас попросили об этом, но и в той ситуации, когда мы действительно можем сделать что-то полезное. Не формально, не ради галочки. Формализм никому не нужен, прежде всего он не нужен вам, тем более не нужен Богу. А окружающим ваше формальное отношение будет в определенной степени и оскорбительным, если что-то будет делаться с презрением (как говорится, с барского плеча). Эти вещи совершенно недопустимые. Это должно быть внутренним состоянием человека, когда имеешь такую потребность: жить в любви как к Богу, так и к ближним своим.

Мы вспоминаем наших святых угодников Божиих: какая была в них любовь, насколько они ответственно относились ко всему тому, что было вокруг. Эта любовь была деятельной. И ответственность была такой, которая помогала нам видеть в этих людях пример, достойный подражания. У нас на приходе есть многодетная семья, дети еще небольшие. Не так давно у нас в церковном доме стало некому убирать после занятий воскресной школы. Поскольку дети из этой многодетной семьи посещают воскресную школу, то их матушка решила помочь церковному дому. И вечером вместе со своими детьми приезжает и каждому дает задания, сама тут же берет ведро, швабру и показывает им своим примером, как нужно быть неравнодушным и внимательным. И дети действительно учатся, видя такой пример. Я думаю, когда эти дети вырастут, будут хорошо воспитанными, у них будут такие моральные и нравственные качества, которые помогут им жить во славу Божию. Каждый раз пример достоин подражания.

Сегодня мы вспоминаем святого угодника Божия царя Николая II. И я хотел бы вам зачитать то, что мне кажется очень важным. Как наставляла императрица Александра Федоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней». Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулезных больных, то посылала к ним дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале наравне с другими медсестрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

О чем это говорит? О том, что люди жили и воспитывали своих детей в таких нравственных качествах, которые достойны подражания. Многие православные христиане, которые читают о жизни святых угодников Божиих, стараются подражать их христианской жизни. Современное общество на сегодняшний день показывает нам немало проблем. С этими проблемами, которые нам насаждаются, нужно разбираться, потому что, к сожалению, мы видим и определенные чудовищные вещи, как, например, блогер может в центре Москвы, на Арбате, увидев семью с ребенком, подойти к женщине и дать ей пощечину, потом убежать. Реакция мужчины: он бежит за блогером… И это все снимается. Многочисленные охранники, находящиеся в тот момент рядом, равнодушно отвечают, что это бизнес, так блогер зарабатывает деньги. Они не видят в этом ничего предосудительного и считают, что на сегодняшний день это такая норма жизни. Эта ненормальность становится для кого-то нормой жизни. То, что совершенно недавно было в нашем обществе недопустимым, преподносится таким образом, что для определенной части нашего общества становится нормой жизни.

– Вопрос телезрителя: «Как говорят, с молчаливого согласия равнодушных совершаются самые страшные преступления. Христос не обличал ни блудниц, ни мытарей, а обличал кого? Самое страшное обличение: горе вам, фарисеи и лицемеры. Лицемерие – это самое страшное. Поэтому для того, чтобы преодолеть равнодушие, нужно искоренить в первую очередь двойные стандарты. Как Вы считаете?»

– Я тоже вспоминаю те слова Священного Писания, которые остаются актуальными на все времена: алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня (Мф. 25, 35). Христос и дальше говорит, что мы должны проявлять внимание к тем людям, которые в этом нуждаются. Мы должны быть внутри цельными людьми. Не двоедушными, не лицемерами, а теми, которые воспитаны как чада Божии, потому что если человек имеет в себе настоящую, подлинную любовь к Богу и ближним своим, он будет вести себя соответствующим образом. И человек должен работать над собой, должен много трудиться, созидать в себе то, что является важным, а важным является любовь.

Мы часто видим, что люди пытаются что-то сделать чисто формально; например, создать семью (официально зарегистрировать брак, повенчаться), но проходит совсем немного времени, и оказывается, что эти люди друг другу совершенно посторонние, они расходятся. Потому что не было любви настоящей, подлинной. Такой, которая была бы в Боге и предполагала, что перед тобой тот человек, с которым ты хочешь вечно пребывать в Боге.

Люди создают семью потому, что они хотят всегда быть вместе. Не только сегодня или завтра, а всегда. И очень важно: когда есть эта ответственность за свои собственные чувства, то и Господь помогает таким людям, Он дает им благодать Свою, чтобы человек мог нести свой крест и эту любовь в себе возгревать. И другая ситуация, когда человек пытается решить свои сиюминутные вопросы, свои желания, которые у него в данный момент есть. Каждый раз на пьедестале у него может быть сегодня – одно, завтра – другое, послезавтра – третье. У него нет на пьедестале Христа. У него на пьедестале вещи временные.

– Сегодня день памяти Иова Многострадального. Когда мы вспоминаем эту историю, то понимаем, что он лишился всего: богатства, детей, друзей. Но отказался хулить Господа и, уповая на Него, не только выжил, но и обрел все заново. Мы делаем в этой жизни все, чтобы быть в этом равнодушии, ни в коем случае не прощаясь с этим самым наслаждением и желанием накопительства. Может быть, это ведет нас к равнодушию? Это отягощает душу таким образом, что мы в рюкзаке своем одни камни несем? И эти камни мы несем в жизнь вечную.

Здесь очень важным является внутренний настрой человека. С чем человек живет? Что у него в жизни в приоритете? Есть ли установка, которая ему поможет быть человеком с большой буквы... И многое зависит от того, насколько ценишь себя как человека, относишься к себе с любовью.

Вспомнились годы Великой Отечественной войны. Я вспомнил своих дедов, вспомнил всех тех, кто сражался за Родину. И у тех, кто верил в Бога, и у тех, кто уходил на войну и помнил, что дома осталась семья, дети, была величайшая ответственность: надо было победить врага, не пустить врага, не погибнуть. Мы вспоминаем многие сюжеты Великой Отечественной войны. Вспоминаем в Сталинграде дом Павлова, который стоял дольше, чем многие сдавшиеся страны. Он стоял потому, что мы действительно сражались за Родину. Один из моих дедов поднимал боевой дух людей, которые были в блокадном городе. Это была очень сложная задача: помочь людям сохранить в себе веру.

На сегодняшний день перед нами тоже стоит такая задача: помнить о заповеди «не убий», потому что убить в человеке веру тоже можно. Нам нужно помогать тем людям, которые имеют духовно-нравственные ориентиры, ведь если мы не будем помогать окружающим, то забудем, что Господь говорит: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). А свет должен светить. Каждый человек, который живет со Христом, должен источать свет любви. А когда он источает этот свет любви, то вокруг все преображается. И это очень важно. Созидается такой мир, который является Божьим. Мы никогда не строим непонятно что, мы жили так, чтобы было водительство Божие, водительство Духа Святого.

Вспоминая каждую страничку истории нашей Святой Руси, мы вспоминаем о том, что с нашими предками всегда был Господь. Как бы ни называлось то государственное образование, которое было на территории Руси, все жили с тем, что мы – христиане, и мы должны здесь сохранить веру в истинного Бога. Это остается по сей день для нас очень и очень важным. Для нас, современных людей, очень важно не проходить мимо, не быть равнодушными в тех или иных обстоятельствах, которые требуют от каждого из нас, чтобы мы проявили именно свою человечность, то есть любовь, ответственность за все то, что вокруг происходит. Легко сказать: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Многие так и говорят. Но мир не без добрых людей, и в нашем обществе много людей, которые могут проявлять и милосердие, и сострадание.

Сейчас такое время, когда есть те, которые обманывают, пытаются лишить пожилых людей жилья, совершить какое-то злодеяние. Мне известны такие юристы, которые совершенно бескорыстно помогают людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. И эти ситуации разрешаются благодаря именно неравнодушию других. Те, кто помогает, не получают за это никакой материальной выгоды, в газетах об этом не пишут. Тем не менее эти люди совершают то, что они считают нужным совершать, потому что не могут мимо этого пройти.

– Вопрос телезрителя: «Когда человек творит добрые дела, он не должен ими гордиться. А какими делами можно гордиться?»

– Для нас, современных людей, иметь такие чувства, которые были бы греховными, недопустимо. Что такое грех? В буквальном переводе это промах, когда человек промахивается. Он должен попасть в цель, но промахнулся. И когда вы совершаете доброе дело и оно доходит до адресата, вы не промахнулись, а совершили то, что должны были. Мы крестимся и говорим: «Благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам потрудиться, что предоставил такую возможность потрудиться и мы исполнили то, что должны были исполнить». Мы всегда должны благодарить Господа. Если будем благодарными, то Господь, видя это, будет дальше нам давать возможность совершать такие дела любви, милосердия, сострадания, проявлять то внимание, которое действительно нужно проявить.

Когда мы говорим про гордость, то говорим о том, что человек не должен отступать от Бога. И если у вас есть чувство радости, радости о Господе, что вы помогли человеку, то тогда вы действительно имеете в себе именно благодать Божию, которую Господь вам дал за это конкретное дело. А если внутри есть какой-то дискомфорт, вы испытываете такое внутреннее состояние, которое лишает вас мира и покоя, то надо разбираться, в чем дело, почему так происходит. Тут как раз вопрос к духовнику, когда вы можете прийти к нему и рассказать о той конкретной ситуации, которая у вас была, и попытаться с ним разобраться, что действительно вас тревожит, что беспокоит, заставляет задуматься, что здесь не так.

– Вернемся к разговору о равнодушии. Мы часто оправдываем свое равнодушие теми или иными обстоятельствами нашей современной жизни, например: у меня и без того тяжелое финансовое положение, чтобы кому-то помогать; недостаточно здоровья, чтобы пойти потрудиться физически. Это те оправдательные внутренние мотивы, помогающие процветанию равнодушия: жадный человек говорит, что бережливый; завистливый, что он рассудительный, и так далее.  Равнодушие само по себе никак не выглядит; оно не обличает, оно невидимо, как радиационная болезнь. Как увидеть в себе зачатки равнодушия?

– Каждому человеку необходим духовник. Духовник будет помогать и что-то подсказывать, потому что самому человеку разобраться во всех ситуациях практически невозможно; нужно, чтобы со стороны кто-то подсказал, потому что со стороны виднее. Это составляющая нашей духовной жизни. Когда мы чувствуем что-то неладное в себе или нам кто-то что-то сказал (есть же такие люди-правдолюбы, которые говорят все прямо), в этой ситуации нужно обратиться к духовнику и спросить духовного совета, духовной помощи, потому что мы сами разобраться полностью не сможем.

Может быть, необходимо еще привлечь специалиста, чтобы тот или иной вопрос стал более понятен. В наше время человек может просто заболеть, у него может быть какое-то нервное или психическое расстройство в результате тех или иных событий. Бывают такие ситуации, когда люди живут в коммунальной квартире, между собой ссорятся. Чтобы разрешить конфликт, нужно иногда прибегать к помощи определенных специалистов.

Важно, чтобы сам человек имел соответствующий настрой, чтобы он чувствовал, что ему нужна помощь, и не боялся того, что ему эту помощь оказали, в том числе и специалисты. Это необязательно врачи, могут быть другие специалисты в разных областях. Но помощь такая человеку нужна, и она может быть грамотно оказана.

Важно, чтобы человек постоянно жил с Богом,  стремился к тому, чтобы его жизнь была в общине. Община помогает человеку, она не оставляет его одного с проблемой. Человек может поговорить со своим духовником, а духовник попросит представителей общины помочь в той или иной ситуации. Находясь в общине, человек имеет возможность прожить свою жизнь именно с Богом и разрешать свои ситуации.

Сегодня Господь меня сподобил отпеть прихожанку нашего храма. Она была одинокой, прожила восемьдесят с лишним лет, слава Богу; постоянно общалась с прихожанами, жила в общине. И мы, как смогли, помогли ей в конце жизни. Сначала просто ходили домой, не оставались равнодушными, помогали ей по дому, выполняли мелкий ремонт и так далее.

– Для одинокой женщины община храма стала семьей…    

– Да. Когда ей понадобилась другая помощь, мы попросили, чтобы в нашей больнице Ксении Блаженной ее приняли, и до своей смерти она находилась в этой больнице, слава Богу. Она получала там профессиональный уход, заботу и любовь.

– Там есть и храм, и священники, можно причащаться каждый день. Я хорошо знаю эту больницу и понимаю, что вы стали для этой женщины семьей.

У Вас, как у пастыря, есть замечательный талант – Вы умеете слушать. Как вообще научиться слышать и слушать своих близких, чтобы увидеть свое равнодушие, если оно возникает? Мы к близким людям часто относимся не с той степенью добра и любви, с которой должны относиться.     

– Только через молитву и обращение к Господу. Я каждый раз прошу Господа, чтобы Господь мне помог, вразумил и просветил меня, чтобы я мог тому или иному человеку помочь. Помочь так, чтобы эта помощь была не формальной, а во славу Творца и Создателя нашего. И Господь не оставляет, а помогает, вразумляет. В данном случае я являюсь проводником воли Божьей, когда тому или иному человеку помогаю, благословляю его, а кого-то провожаю в мир иной. Для меня является важным, чтобы, выслушав человека, я не убил в нем надежду. Нельзя убивать надежду, человек должен жить с надеждой, чувствовать, что у него есть возможность преобразиться, поработать над собой, чтобы стать человеком Божьим и потрудиться здесь, на земле.

Неоднократно были такие случаи, когда люди рассказывали, что они действительно жили тем, что надеялись на помощь Божью, что Господь не оставит. Есть даже некоторые воспоминания наших прихожанок (которые уже отошли в мир иной) о том, насколько им помогло общение с пастырем. И в книгах мы читаем, как современные пастыри помогают людям. Главное, что эта помощь своевременна; не отложенная помощь, когда нужно записаться к кому-то на прием и прийти через несколько дней, а помощь здесь и сейчас.

Пастыри своевременно оказывают ту помощь, которую они в состоянии оказать, потому что они служат Богу и людям не ради корысти, а именно из любви; и они чувствуют ответственность за ту паству, которую им дал Господь. Это может быть не очень большая паства, например, в деревнях, селах. Но у них есть такая ответственность.

Знаю таких современных пастырей, которые действительно могут выслушать каждого человека, к каждому относятся с любовью, пытаются все растолковать. У меня бывают такие случаи, когда нужно с человеком побеседовать. Иногда приходится вечером говорить и час, и два, и три; смотришь – уже полночь, и только-только заканчивается духовная беседа, потому что у человека много чего накопилось за жизнь. Но, оказавшись в храме, человек встретился с Богом.

Я вспоминаю митрополита Антония Сурожского. Есть хороший фильм «Встреча», рассказывающий о том, как святой оказался в Церкви. Немало таких людей, которые подъезжают к нашему храму, а я там молюсь и в 11 часов ночи, и в час ночи. Люди подъезжают и заглядывают на огонек. Я с ними беседую, и они уходят из храма совсем в другом состоянии, уходят с желанием дальше жить по-христиански. Это радость и для меня, и для них.

И Господь радуется тому, что есть в России такие пастыри Церкви, которые трудятся во славу Божью. И не только пастыри. У нас и мирян много, которые проявляют милосердие и сострадание, не проходят мимо тех, кому нужна помощь. Наш приход окормляет городской онкологический центр, там трудятся люди, которые считают, что нельзя равнодушно относиться к тому, что другие нуждаются в помощи, и они хотят оказывать эту посильную помощь не деньгами, не медикаментами, а вниманием. Там работают настоящие сестры милосердия, потому что это их внутренняя потребность. Это происходит не один и не два года, а постоянно. И миряне, и священнослужители – мы совершаем одно общее дело.

Там немало и врачей, медсестер, которые приходят в храм и молятся за своих пациентов. Есть пример святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), который во время войны совершал по нескольку операций в день, а после этого приезжал еще в храм и на коленях молился за тех людей, которых он оперировал. Я стараюсь при каждом удобном случае об этом напоминать медицинскому персоналу; люди это слышат, приходят в храм.

– Я знаю этих врачей и общался с ними. За время нашей беседы я понял одну вещь: чтобы не заболеть равнодушием, как раком, нужно научиться сопереживать. А научиться сопереживать можно только в том случае, если в тебе вообще есть желание обращаться к Господу, если просить об этом у Господа: «Господи, дай мне научиться сопереживать людям». То есть переживать не о своих страстях, не о себе любимом, а о других – тогда равнодушие погибнет под светом Божественной благодати и не будет в нас тлена равнодушия; семя тли, мне кажется, и есть равнодушие. Как только в человеке проявляется равнодушие, он начинает умирать как христианин, как человек, потому что в нем мало остается человеческого.   

– В Откровении сказано: о, если бы ты был холоден, или горяч! Это сказано для того, чтобы мы задумывались: мы не должны быть теплохладными, равнодушными, а должны быть людьми, в которых есть огонек благодати Божьей; сильный огонек, что не потухнет в тех или иных обстоятельствах. И мы этот огонек возгреваем в себе, не даем этой лампадке потухнуть, несмотря на какие-то сложные обстоятельства в нашей жизни. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы эта благодатная сила была действенна в нас и вокруг того, с чем мы соприкасаемся. Мы должны быть такими свечами, которые стоят на столе и освещают окружающим все, что необходимо; и высвечивают в то же время какие-то вещи, которые требуют нашего внимания, определенного исправления.

Не только какие-то должны быть дела, но и должны быть слова, потому что объяснить, рассказать, вразумить людей тоже является очень важным. Ты понимаешь, что перед тобой люди, которые заблуждаются, а у тебя есть знания, с помощью которых ты можешь помочь этим людям. Значит, надо помочь, вывести людей из состояния заблуждения, не дать им погибнуть. Бывает даже определенное помрачение ума. Здесь мы можем проявить то внимание, получив которое человек преобразится, задумается о своей жизни, станет качественно иным.

В Священном Писании говорится очень много об этом, показано много примеров, достойных подражания, поэтому читайте Священное Писание, творения святых отцов. Есть очень хорошая современная духовная литература, знакомьтесь с ней. Не будьте равнодушны и к нашему телеканалу «Союз», и к нашей Русской Православной Церкви.

  Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Мухлынина и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела социального служения Московской (городской) епархии г. Москвы протоиерей Михаил Потокин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​