5 апреля. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий

5 апреля 2022 г.

Мир вам, дорогие братья и сестры! Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим о встрече Господа с апостолами Андреем и Петром, опираясь на текст Евангелия от Иоанна.

1.35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

1.36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

1.37. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

1.38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?

1.39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

1.40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

1.41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;

1.42. и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

(Ин. 1, 35–42)

На другой день после личного свидетельства о пришедшем Мессии Иоанн Креститель вновь стоял на берегу Иордана с двумя своими учениками, а Христос проходил вдоль берега. О том, что у Иоанна Крестителя были собственные ученики, известно изо всех четырех Евангелий и Деяний апостолов. Но только евангелист Иоанн Богослов рассказывает, что, по крайней мере, двое учеников Христа были раньше последователями Иоанна Крестителя. Понимая, что его миссия завершена, и побуждая своих учеников присоединиться к Христу, Иоанн Креститель, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36).

Называя Христа Агнцем, Иоанн относит к Нему замечательное ветхозаветное пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).

Следовательно, основная мысль этого свидетельства Крестителя заключалась в том, что Христос есть жертва, приносимая Богом за грехи людей.

Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом (Ин. 1, 37). В библейском контексте глагол «слышать», как правило, имеет значение – «повиноваться». Повторение свидетельства о Христе произвело на двоих учеников Иоанна такое впечатление, что они пошли за Спасителем.

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? (Ин. 1, 38). Вполне возможно, что они были слишком застенчивы, чтобы прямо обратиться к Нему, а потому следовали за Ним на значительном расстоянии. Господь же, обернувшись, заговорил с ними.

В ответ на вопрос Иисуса они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? (Ин. 1, 38).

Ученики обращаются к Иисусу, называя Его «равви», что в древнееврейском языке буквально значило «учитель мой». Таким было традиционное обращение к уважаемому человеку, особенно религиозному учителю. Евангелист Иоанн писал для греков и, понимая, что они не знают этого древнееврейского слова, перевел его для них греческим «дидасколос», то есть «учитель». Задавая Христу вопрос о том, где Он живет, Андрей и Иоанн давали понять, что хотят провести с Ним больше времени.

В ответ Христос сказал им: пойдите и увидите (Ин. 1, 39). Иудейские раввины имели привычку употреблять эту фразу в процессе обучения. Говоря так, Христос не просто пригласил Андрея и Иоанна поговорить, но и пойти с Ним, чтобы обрести то, что только Он мог открыть им. В этом приглашении Христа можно увидеть символическое значение: Он обещает Своим будущим ученикам духовное просвещение и веру.

Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 39).

Получив разрешение следовать за Ним, они пошли за Иисусом в место Его временного пребывания, каковым, по всей вероятности, был один из множества шалашей, устроенных на берегах Иордана для размещения приходивших к Иоанну Крестителю.

Иудеи начинали счет часов дня с восхода солнца, или с шести часов утра; следовательно, десятый час соответствует нашему четвертому часу пополудни.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра (Ин. 1, 40). Синоптические Евангелия повествуют о братьях Петре и Андрее, ловивших рыбу на Галилейском море, как о первых учениках, которых призвал Господь. Иоанн Богослов, в отличие от других евангелистов, описывает данные события иначе. Андрей призывается первым, а уже после находит своего брата Симона и обращает его ко Христу, то есть первым из учеников Крестителя проповедует о пришедшем Мессии.

Второй ученик остается неназванным. Известно, что евангелист Иоанн, повествуя о себе, ни разу не назвал себя по имени, а только учеником. Другие евангелисты, говоря о тех же событиях, называют Иоанном того апостола, которого избегает называть по имени сам автор последнего Евангелия. Это дает нам основание считать, что этим учеником, ставшим потом апостолом и евангелистом, был сам Иоанн.

Такое заключение подтверждается еще и следующим соображением: только Иоанн Богослов повествует о призвании Иисусом первых учеников настолько обстоятельно и подробно, как мог говорить лишь очевидец.

Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41).

Имя Симон – сокращенный вариант еврейского имени Симеон (точнее Шимон). Греческое имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего: «камень», «валун», «скала». В противоположность другим евангелистам Иоанн Богослов сообщает, что Симон не был избран непосредственно Иисусом, но ему сообщил о Мессии его брат Андрей.

Говоря о Христе, Иоанн, единственный из евангелистов, употребляет еврейское слово «Мессия», давая его греческий перевод «Христос». И то, и другое значит «помазанный Богом».

Когда же Петра привели к Спасителю, Иисус сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Господь дает Симону новое имя – Петр. В Ветхом Завете изменение имени всегда следовало за изменением отношений с Богом. Так, например, Иаков стал Израилем, а Аврам – Авраамом. Вступая в новые отношения с Богом, человек как бы вступает в новую жизнь, он становится новым человеком, и потому ему дается новое имя.

Взглянув на Петра, Христос увидел в нем не только рыбака-галилеянина, но также и камень, один из первых в величественном здании Церкви, которую Господь начинает созидать на земле, призывая новых Своих учеников, среди которых были Филипп и Нафанаил, о которых мы с вами еще поговорим.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)


 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать