У книжной полки. "Лето Господне. Богомолье. Старый Валаам." Иван Шмелёв

10 мая 2022 г.

«Я не собираюсь учить любви к родине: многие знают это лучше меня, доказали на деле и носят доказательства в себе. Я хочу выбить из души искры, острей ощутить утраченное, без чего жить нельзя…» Так писал Иван Сергеевич Шмелев в 1924 году в своем произведении «Душа Родины». Воспевание любви к России, к русскому быту, к укладу жизни русского народа, к характеру человека и родной природе, словом ко всему русскому – всё это было присуще творчеству Шмелева. Самым известным произведением писателя является «Лето Господне», фрагменты из него, посвященные праздникам, сегодня цитируются повсеместно. «Лето Господне», а также «Богомолье» и «Старый Валаам» - составили книгу, которую мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Иван Сергеевич Шмелев – выдающийся русский писатель, певец народной жизни, русских святых и храмов, всего того, что можно назвать одним замечательным словом – Родина. Что стало источником такой любви к родному Отечеству? Ответ на этот вопрос можно найти в биографии писателя. Родился он в Замоскворецкой слободе в 1873 году. «Мы из торговых крестьян, - говорил о себе Шмелев, - коренные москвичи старой веры». И эти особенности веры, быта, восприятия окружающего мира оставили неизгладимый след в его творчестве. Читая произведения Шмелева, мы там видим отражение окружающей его действительности. Так, например, хозяева и работники вместе постились, участвовали в богослужениях, ходили на богомолье, жили не просто рядом – они жили вместе!

2. Такое отсутствие раздвоенности и удивительное единство духовных принципов и реального образа жизни, по словам биографов писателя, оказали особо благодарное влияние на формирование нравственного мира Ивана Шмелева. Его отец, Сергей Иванович, хоть и принадлежал к купеческому сословию, но был известным в Москве подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели и владельцем бань. Он был также церковным старостой и отличался щедрой благотворительностью и заботой о простых людях. Множество трудового люда, нищих и сирых видел Ваня во дворе родительского дома, а нередко и в самом доме. Мальчик слышал их песни, прибаутки, поговорки и сказки, а также и разнообразно-богатый русский язык.

3. Впоследствии впечатления детства и позволили Ивану Сергеевичу создать свои самые поэтические произведения, пронизанные очарованием старинного замоскворецкого быта, окрашенные любовью к Православию, церковному богослужению, подвижникам веры, поэзией народной жизни и народных характеров. И среди этих произведений одними из самых лучших стали «Лето Господне», «Богомолье» и «Старый Валаам». Первые две повести создавались автором параллельно, в пору его жизни в эмиграции. Оторванный от родной земли, в тяжких скорбях и испытаниях писатель обращается к годам далекого и дорогого детства и открывает заново то, что некогда наполняло и питало его душу. Он открывает и нам, современным читателям свою православную родину, запечатленную глазами верующего ребенка.

4. Благодаря этому, сегодня, спустя более чем сто лет, сочинение «Лето Господне» предстает перед нами как энциклопедия жизни православного человека. Страница за страницей читателю открывается удивительный мир простого русского человека, вся жизнь которого проникнута духом Христовым, освящена Святой Церковью, согрета теплой, по-детски простой и глубокой верой. Произведение состоит из трех частей, которые называются соответственно – «Праздники»,«Радости»,«Скорби».  В первой части рассказывается об общих, отмечаемых всем народом, праздниках, таких как Пасха, Рождество Христово, Троица и другие. А начинается повесть с рассказа о Великом посте, в молитвах которого маленький Ваня Шмелев видел свет Воскресения Христова.

5. Откроем одну из глав книги, в которой автор рассказывает о предстоящем радостном событии, о приготовлении к нему и наконец, о самой Пасхальной ночи. Вот мы читаем о том, как Ваня идет после чтений 12 Евангелий и размышляет: «Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями — и ничего, потому что везде Христос».

6. А вот Страстная Пятница. Автор так описывает свои переживания этого дня: «В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть — это только так: все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым». Далее пройдет Великая Суббота, и наступит Светлая Заутреня. О ней Иван Шмелев напишет: «О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами… И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумьи голос - Ангели поют на не-бе-си-и…». А затем – «Христос воскресе из мертвых…» И звон на рассвете неумолкаемый». «Ну, Христос воскресе...» - нагибается ко мне радостный, милый Горкин. Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная...»

7. Во второй части «Лета Господня» появляются праздники семейные и радости семейные. Здесь есть главы: «Именины» (отца), «Михайлов день» (именины Горкина). О трудовых буднях в доме Шмелевых повествуют главы «Ледоколье», «Петровками», «Ледяной дом». В главе «Говенье» раскрывается внутренний мир мальчика, а в нескольких главах говорится о Москве. Часть произведения, названная «Скорби» - посвящена отцу Ивана Шмелева, его последним дням жизни и его кончине. Вторая повесть, вошедшая в это издание - «Богомолье» - помогает постичь, как глубоко была укоренена религиозность в русских людях. Читая ее, мы видим, как маленький Ваня Шмелев совершает свой путь к мощам прп. Сергия Радонежского в обществе плотника Горкина, который был для него наставником, открывавшим ему простые истины православной веры.

8. Также, в эмиграции, Шмелев вспоминает поездку в Гефсиманский скит, встречи с валаамскими подвижниками и только теперь, спустя много лет, постигает их смысл. «Живые нити протянулись от «ныне» - к прошлому, и это прошлое мне светит», - пишет он в предисловии к очерку «Старый Валаам». Как отмечают исследователи творчества писателя, «в 30-е годы прошлого века Валаам виделся Шмелеву как не уничтоженная частица России, один из залогов ее возрождения, тот маяк, что нужен «в сумеречное наше время».

***

Именно после путешествия на Валаам, Иван Сергеевич Шмелев приехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. И старец предрек ему предстоящий «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом». За рубежом еще при жизни писателя вышло около двадцати его книг на русском языке, однако в Советском Союзе все произведения Шмелева были запрещены – ведь в них отражалась жизнь русских людей: купцов, крестьян – и она представала перед читателем, как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Сегодня эти книги доступны для широкого круга читателей, в том числе и это издание.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать