Уроки православия. Уроки жизни митрополита Иосифа (Чернова). Урок 2

3 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Для чего человеку нужны испытания? Свт. Игнатий (Брянчанинов) на этот вопрос отвечает так: «Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтобы ими они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его». Глядя на то, как жил и переносил испытания митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф, мы можем выучить немало уроков православия.

– Проповедуя Евангелие, апостолы Павел и Варнава говорили своим новым ученикам странные слова, что входить в Царство Божие надлежит многими скорбями! Хотя говорили они так не от себя, а усвоив учение Иисуса Христа, ведь Спаситель учит, что жизнь человека немыслима без испытаний. «В мире скорбны будете», – обещает Он Своим последователям и поясняет, что скорби и испытания – это и есть тот самый крест, который каждый христианин должен понести в своей жизни, если хочет следовать за Христом. Но для чего нужны испытания? На этот вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов) отвечает так: «Их Господь посылает верующим в Него, чтобы через испытания люди более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его». Проверить истинность этих слов непросто, но тот, кто их исполнил, никогда об этом не пожалел. Да, многими путями Бог ведет людей к Царству Небесному, но самый краткий из них – это путь испытаний, потому что именно они способны в один миг раскрыть нам духовные очи, так, что мы увидим и осознаем те свои грехи, которые не замечали долгие годы. Путь испытаний – это путь всех праведников. Правда, кому-то может показаться, что за чистоту и праведность эти угодники Божии должны освобождаться от бед, болезней и скорбей. Нет, не должны! Благодаря испытаниям праведники освобождались от грехов и приближались к Богу. И то, как они это делали, может стать уроком для нас. Об одном из таких подвижников веры – о митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе, чья жизнь была непрерывной чередой испытаний на протяжении долгих лет, мы продолжим говорить сегодня.

В замечательной книге «Свет радости в мире печали», посвященной митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому Иосифу, описан путь испытаний, которым довелось пройти этому подвижнику веры. И вся жизнь владыки Иосифа является живым свидетельством твердого стояния в вере, величайшего терпения и смирения пред непостижимым Божественным Промыслом и непреложного упования на помощь Всеблагого Создателя. Читая эту книгу, невозможно не обратить внимания на одну его особенность, иметь которую было бы спасительно каждому из нас. Владыка всегда умел видеть события жизни (и своей, и чужой) не отдельными фрагментами, а во всей их взаимосвязи. При этом он точно знал и твердо верил, что всеми этими событиями управляет Бог и они нацелены на то, чтобы отвести человека от погибели и подтолкнуть его ко спасению. Нет в нашей жизни событий случайных, бессмысленных, не имеющих отношения ко спасению, и даже самые отдалённые во времени случаи в жизни могут оказаться, например, трагическим началом и благополучным завершением некоего замысла Бога о человеке. Ко всему, что происходит в нашей жизни, важно относиться по-христиански, на все смотреть глазами веры и помнить, что ни один волос с головы человека не упадет без воли Божией. А если упадет, значит, так тому и быть. О необычных случаях своей жизни и их взаимосвязи владыка Иосиф вспоминал не раз.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий:

– Действительно, так и бывает: Господь промышляет о каждом из нас и вразумляет нас через какие-то скорби, болезни, трудности. Если мы научимся все принимать в этой жизни, как от руки Господней, то, конечно, и скорби, и болезни мы воспримем как лекарство и благо для своей души. Для нас, современных людей, эти слова кажутся очень неразумными, непонятными: как это так – скорби могут быть благом? А на самом деле, так и есть: через скорби Христос Спаситель спас нас и дал Царство Небесное. Через скорби мы можем достигнуть Царства Божия и вечного блаженства. Неслучайно Господь говорит в Евангелии, что путь христианина – это скорбный путь, путь узкий и тернистый. Если мы это понимаем, то должны это и принять: знать, что скорби и болезни – это то лекарство, то средство, которым исцеляется наша душа и наши грехи. Если мы это понимаем и воспринимаем, то, когда Господь попускает нам какие-то болезни, мы принимаем их даже с благодарностью и говорим: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне претерпеть эту скорбь и болезнь для того, чтобы исцелилась душа моя, которая полна грехами». Даже если человек, может быть, и не осознает этих грехов, Господь знает, что они есть, и знает какие. Он знает, что они бывают даже очень тяжкие, а мы их не чувствуем. Да, в Церкви есть одно таинство – таинство Елеосвящения, или Соборования, которое мы принимаем с пониманием, что Господь своей милостью прощает те грехи, которые мы не знаем. Но нам нужно принести плод своего покаяния и очищения. Господь хочет, чтобы мы пришли и принесли эти плоды. Когда мы понимаем и сами идем по этому пути, беря на себя какой-то подвиг, принося что-то себе в жертву, от чего-то отказываясь, то Господь принимает это как лекарство для исцеления нашей души. А когда мы этого не понимаем, когда Господь видит, что мы ничего не делаем для того, чтобы очистить свою душу, тогда Он Сам посылает нам испытания. И нам бывает очень горько, и мы спрашиваем: «А почему это мне, а за что?», и начинает человек думать: вроде бы ничего плохого не сделал, вроде и то хорошо делаю, и это, а мне столько скорбей! Это от непонимания той милости и благости Божией к нам, через которую мы получаем очищение и исцеление души от прежде соделанных грехов и полностью заглаживаем те рубцы, которые остались после нашего покаяния.

– Владыка Иосиф был по-евангельски кротким и мудрым. Он не только никогда ни с кем не конфликтовал, но и с юности умел так разрешать конфликты, что и овцы оставались целы, и волки сыты, а дела при этом делались. Чего стоят, например, его переговоры с матросами-красноармейцами в Таганроге в 1918 году! Те тогда постановили расстрелять правящего архиерея за то, что он отпел белых и не отпел красных после какого-то местного столкновения. И не быть бы владыке Арсению живым, если бы не его келейник Ваня Чернов, будущий митрополит Иосиф. Он сумел так поладить с пьяной толпой матросов, так решить вопрос с отпеванием павших в братоубийственной войне с той и другой стороны, что и владыка Арсений уцелел, и близкие погибших утешились, и злоба матросов не выплеснулась на ни в чем не повинных людей. И так случалось не раз – на протяжении всей жизни Владыка утишал любые бури, мирил людей и принимал такие соломоновы решения, что оспорить их не могли даже самые отъявленные смутьяны. Так владыка Иосиф угашал и церковную смуту в Алма-Ате: тогда местные ретивые прихожанки разошлись не на шутку, но и владыка шутить не собирался, хотя не собирался он с ними и воевать.

– Конечно, это благодать Божия, особое Божие благоволение! «Господь умудряет слепцы», как поем мы в псалме, а тем более архиерея, если он ведет кроткую, праведную, чистую жизнь ради Христа и ради Царства Христова. Тогда Господь умудряет его, как поступать в тех или иных ситуациях, чтобы все было спокойно, мирно, без конфликтов. Так же получилось и там. К сожалению, до сих пор в наших храмах сохраняется такая проблема, когда некоторые женщины приходят в церковь, причащаются, молятся, но они очень конфликтные, ищут какие-то грехи у архиерея, у священников, у дьякона, какие-то неправильные поступки и потом начинают писать выше, Патриарху и так далее. Это у них в крови, ничего с этим не поделаешь. Вот с такой ситуацией столкнулся и митрополит Иосиф, когда приехал на Алма-Атинскую землю. Казалось бы, ну что там делить, все находимся в такой тяжелой ситуации! Нас и так гонят, а тут еще и сами себя гонят. Так вот, владыка приехал на службу в собор (его туда послали служить), а бабушки встали прямо на дороге, чуть под машину не ложатся: «Не пустим вас в собор!» А владыка им говорит: «Ну не пустите – не надо, тогда я пойду в другой собор – и все. С сегодняшнего дня кафедральный собор будет не этот, а тот». «Как так?» – опешили прихожане. «Ну вы же не хотите пускать архиерея, а почему собор называется кафедральным? Потому что там архиерей служит, а вы его не пускаете. Я к вам больше ходить не буду». И сразу он их усмирил. Это было вроде так просто сказано, но до того сильно подействовало на них, что они сразу отрезвели. Вот такая ситуация. Конечно, очень печально, что в наших прихожанах есть этот дух противления, осуждения, недовольства. Что бы ни сделал, как бы ни поступил, все равно плохо. Дай Бог, чтобы таких людей было поменьше, потому что очень жаль, что люди находятся при церкви, сами в церковь ходят, но только ходят с другой целью: что-то высмотреть, выслушать, чтобы потом осудить и принять свои «меры исправления», которые, как они считают, будут на благо людей. Вот такая, к сожалению, есть проблема. И тогда было то же самое: казалось бы, очень тяжелые времена, но даже это не смогло вразумить прихожанок, которые так себя повели. Сейчас у нас таких людей, конечно, поменьше, но все равно они есть.

– Да, умение митрополита Иосифа выстраивать добрые отношения с самыми разными людьми, даже с уполномоченным по делам религии, и его способность улаживать самыми разными способами любой конфликт, были удивительными. Но владыка становился и миротворцем, и победителем в распрях именно потому, что он не искал своей правды, а отстаивал истину Христову. Подтвердить эти слова несложно: дела митрополита Иосифа красноречивее всяких слов. И некоторые из его поступков, например его отказ от патриаршества, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что он никогда не искал своего. А вот волю Божию искал всегда и во всем, и, когда Господь подавал ему подсказки, следовал им не сомневаясь: брал крест свой и шел за Христом. А вот от чужих крестов отказывался. Категорически.

– Да, это тоже интересный эпизод его жизни, когда он был одним из кандидатов на патриаршество. Владыка, даже до принятия решения по этому вопросу, сразу же отклонил предложение – отказался и все. Ему говорили, что его будут предлагать на патриаршество, и в то же время предлагали от этого отказаться, потому что этот крест не будет для него спасительным: очень много там трудностей. Характер владыки, его умение говорить с людьми, в том числе с людьми власти, конечно, помогли бы ему занять этот пост, но, видно, Господь усмотрел в нем что-то другое, что лучше ему не идти по этому пути. И он согласился, смирился, не стал стремиться к этому, потому что стремился он только к Царству Божиему. Я думаю, что все скорби и трудности нашего современного общества именно из-за того, что люди не думают о Царстве Божием, а когда этого нет, когда поступки, дела и устремления сердца не проверяются с точки зрения вечности, то чаще всего и получаются в жизни очень большие ошибки. Когда же человек с точки зрения своего спасения думает, как устроить свою жизнь, тогда, конечно, и жизнь становится другой. Все эти болезни, стрессы, трудности, которые у нас есть, из-за того, что люди забыли Царство Божие, забыли слова Христа Спасителя, что Он пришел на землю, чтобы дать нам Царство вечное, а не земные блага. А мы больше устремляемся к земным утехам, нежели к небесным блаженствам. Владыка так и подумал, что для него не спасительно, не полезно с точки зрения вечности быть Патриархом, поэтому смиренно принял путь дальнейшего служения в архиерейском достоинстве и несения этого креста до конца своей жизни – и так хотел достигнуть вечного блаженства, о котором он только и думал. Поэтому владыка спокойно все воспринял. Хотя можно было бы сказать: «Что мне старцы! Я архиерей, митрополит, я сам могу решать свою судьбу!» И действительно, раз предлагают – это хорошо, надо идти (как сейчас стремятся к высотам!), а тут он говорит: «Нет, не пойду, потому что нет благословения Божия».

– Митрополит Иосиф прожил трудную, но долгую жизнь. Он родился в 1893 году, а умер 4 сентября 1975 года в возрасте 82 лет и, несмотря на все перенесенные тяготы, до глубокой старости сохранял крепкое здоровье. Его беспокоили лишь частые простуды, но о них он говорил, что «это уже по закону положено» и что хворает он «чуточку – для порядка». Его лечащий врач вспоминала, что у владыки не было никаких серьезных органических заболеваний, он никогда ни на что не жаловался. Однако сами годы уже устремляли мысли старца к неизбежному переходу от временной жизни к вечности, и он часто повторял: «Нам, старикам, пора вещи «чемоданить» в невозвратный путь. Такова Богом установленная природа! Там счастья много увидим! Но как получить его, хотя бы частицу, зависит от наших дел еще здесь, на земле». Обращаясь к прожитым годам, владыка Иосиф вспоминал и радости, и печали, и те пророческие слова, которые были сказаны ему когда-то о его кончине сперва прозорливым старцем, позже – старицей. Они говорили, что умрет владыка не своей смертью, потому близким людям он повторял: «Меня будут резать, резать и зарежут...» Все так и случилось: по сути, его действительно зарезали, хотя и не специально. Владыка умер после трех сложных полостных операций. Но дело вовсе не в том, что пророчество сбылось, а в том, как этот праведник относился к жизни временной и вечной, как он готовился к своей кончине и загробной участи. И этому, и многому другому мы можем у него поучиться, тем более что подвизался митрополит Иосиф совсем недавно – в условиях, которые нам близки и понятны.

– Можно сказать, что новомученики и исповедники Христовы – это наши современники. Есть люди, прославленные нашей Церковью, которые подвизались в 20-е и 30-е годы, есть и в 50-е и 60-е годы XX столетия. Эти люди, отдавшие себя Богу, жили в современной нам жизни, при той же власти, при которой жили и мы, и, конечно, их примеры для нас очень поучительны. Когда мы читаем жития святых XV –XVI веков, то находим там очень много интересного, поучительного и душеполезного, а когда смотрим на нашу современную жизнь, то нам кажется, что все уже должно быть по-другому. К сожалению, часто люди смотрят на современных исповедников и говорят: «Ну и что? Такие же люди, как и мы! Что они там такого особого сделали?» Но нам надо внимательно посмотреть и суметь разглядеть в них то, что поучительно для нас сейчас. Вот мы немножко только, совсем чуть-чуть дотронулись до долголетней жизни владыки Иосифа Алма-Атинского – и как много поучительного для себя увидели! А если еще и почитать эту очень интересную книгу, в которой о владыке рассказывают очевидцы, общавшиеся с ним, то, конечно, мы можем получить еще больше утешения и вразумления и даже найти решение каких-то своих жизненных вопросов. У нас, в Верхотурском монастыре, есть матушка София, которая была келейницей у владыки. Она шила для него облачения, постоянно была рядом с ним и очень хорошо его знала. О митрополите Иосифе она может говорить часами с любовью и теплотой, потому что она почувствовала особую благодать, присутствующую в нем, и во время богослужений, и в домашних условиях, и где бы он ни был – везде одна благодать, благость, особое милосердие Божие. Отсюда, из этих живых источников, мы можем черпать цвет поучений наших новомучеников. Владыка Иосиф ведь тоже был мучеником, хотя и скончался своей смертью (а может, и не своей, это только Господь знает), но все равно находиться двадцать лет в тюрьме – это мучение и подвиг. Мы можем назвать митрополита Иосифа новомучеником и исповедником нашей Церкви, потому что он очень много претерпел. Много поучительного можно найти и в том периоде, когда владыка находился в тюремных условиях жизни, и особенно много, конечно, после освобождения. Господь дал ему жить еще довольно долгое время, и он после тюремного заключения еще многое успел сделать. Из этого мы тоже можем почерпнуть интересное поучение: глядя на этого человека, претерпевшего и голод, и холод, и страдания, и мучения, и унижения, и оскорбления – ну все, что только есть плохое на земле, – мы видим, что прожил он долгую жизнь. Вот все о долголетии думают, а получается, путь скорбный – это и есть путь долголетия, а изнеженный путь – много болячек, разных болезней и ничего больше. Когда человек жертвует собой ради Царства Божия и добровольно идет на подвиг, то Господь дает ему и силы, и здоровье, и терпение, и все-все! А стержнем этого блага, которое испытывает человек даже в горестях, является то, что человек думает о своем вечном спасении и вечной жизни. Это тот стержень, возвратив который мы приобретем такое благо, которое даже не можем себе представить. Ведь Господь, когда пришел на землю, что сказал? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» Он не сказал: покайтесь – и Я дам вам временную благую жизнь, будете купаться в меде и в блаженстве. Нет! Он сказал – дам Царство Божие. А Царство Божие, во-первых, «внутри нас есть» и, во-вторых, «скорбями и узким путем достигается». Не надо бояться скорбей, трудностей и каких-то испытаний в этой жизни: их легко претерпеть, если мы будем воспринимать это как средство, которое дается нам для достижения Царства Божия. Если мы принимаем все с благодарностью, любовью, с сознанием своей греховности, с пониманием того, что испытания и скорби – это необходимые лекарства для нашей души, чтобы мы освобождались от греха и получили Царство Божие, тогда наша жизнь становится совсем другой – легкой и удобоносимой. «Бремя мое, – говорит Господь, – легко есть». Казалось бы, как бремя может быть легким, это же парадокс! Нет, Господь всегда Помощник в жертвенности и несении трудностей, и тогда легко нести это свое бремя.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать