Уроки православия. Уроки жизни свт. Игнатия со свящ. Валерием Духаниным. Урок 4

27 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Творения свт. Игнатия являются для нас духовными корнями. Глубоко проникшие в наследие святых отцов, они доставляют нам питательные соки Слова Божиего и укрепляют на почве веры – без этого духовной жизни быть не может! И сегодня священник Валерий Духанин продолжит говорить о значении наследия святителя...

«Отеческие книги являются единственным источником, к которому может обратиться томимая голодом и жаждой душа для приобретения существенно нужных познаний в подвиге духовном» – эти слова святителя Игнатия (Брянчанинова) в полной мере можно отнести и к его собственным творениям. Те из них, что были изданы при жизни святителя, были приняты читателями с большой любовью, благодарностью и получили высокую оценку. Минуло 150 лет со дня кончины святителя, и уже сегодняшние христиане, тоже томимые духовным голодом и жаждой, руководствуются его творениями и насыщаются, и укрепляются ими, а некоторые и спасаются.

Но прежде давайте задумаемся: почему так происходит? Ведь недостатка в святоотеческих творениях не было ни во времена святителя, ни тем более в наши дни. Ответ на этот вопрос мы найдем в одном из писем святителя Игнатия: «Не всем быть листьями, цветами, плодами на древе государственном, кому-то надо, подобно корням, доставлять этому древу жизнь и силу занятиями неизвестными, тихими, существенно полезными и необходимыми». Этим святитель и занимался всю свою жизнь: своими сочинениями он утверждал людей в христианской вере и нравственности и продолжает это делать поныне.

Да, дерево не может жить без корня. Если в растении повредится этот удивительный орган, оно и в почве не удержится – упадет, и питательных веществ получать не сможет – засохнет. Такими духовными корнями и стали для нас труды святителя Игнатия: глубоко проникшие в наследие святых отцов, они доставляют нам питательные соки слова Божия, укрепляют на почве веры.

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Самое главное, что святитель Игнатий (Брянчанинов) пытается донести до нас в своих сочинениях, – он пытается нам открыть глаза на нашу реальную жизнь. Мы все время куда-то спешим, за чем-то гонимся, пытаемся что-то урвать, но в реальности ничего не можем удержать в своих руках: земная жизнь уходит, и все, что мы пытаемся здесь приобрести, как песок, уходит из рук. И в итоге человек остается ни с чем, забыв о своей бессмертной душе.

Святитель Игнатий очень часто говорил, что мы только странники на земле. Когда путешественник стремится куда-то, предпринимает какой-то путь, то, если он остановился на время в гостинице, он не привязывается своей душой ни к чему в ней: он понимает, что остановился тут на самое короткое время, а после этого нужно выходить и стремиться дальше, к цели своего пути. Вот и мы такие же путники – на время находимся в этом мире, как в гостинице. И ничего невозможно взять себе: это не станет нашим достоянием, а так и останется навсегда здесь, на земле. А что же главное? Главное – наша бессмертная душа, которая либо спасется, либо погибнет.

Святитель Игнатий многократно повторял, что самое страшное обольщение, самая страшная прелесть – наше состояние, при котором мы никак не хотим признать, что мы умрем и расстанемся со всем своим земным достоянием. Мы живем на земле так, будто мы здесь бессмертны и можем бесконечно наслаждаться, бесконечно черпать земные блага, пытаться взять от жизни все, и не видим, как быстро все исчезает, уходит.

Вспоминается рассказ об одном посмертном видении. Когда святитель Игнатий покинул земной мир, прошло около сорока дней, и он явился своей духовной дочери, переводчице и писательнице Софии Ивановне Снессоревой. Она его глубоко почитала при жизни, и он является ей в видении и говорит: «Все, что я написал в своих сочинениях, – правда. Думайте о смерти, ибо земная жизнь – это сон, это иллюзия. Думайте о бессмертии». И действительно, если мы постараемся трезво взглянуть на самих себя, то мы признаем, что все наши года, которые мы прожили, ушли, как будто мы и не жили, – это пролетело как один день, и у нас ничего нет. Какой же был смысл гоняться за иллюзорными материальными благами?

Святитель Игнатий поэтому и говорил постоянно, что подлинная ценность души заключается в приобщении Богу, в стяжании добродетелей. А каждая добродетель, будь то смирение, кротость, терпение, любовь к Богу и ближним и другие добродетели, – это добрые качества души: как взять, допустим, камень и отсекать от него какие-то шероховатости, придавать ему какой-то новый вид, какое-то новое качество. Как скульптор из камня высекает прекрасную статую, изваяние, и придает ей новый вид, так и христианин призван возделывать свою душу, отсекая все лишнее, все греховные страсти, чтобы наша душа обрела новое качество.

И когда душа расстается с земным телом, переходит в вечность, она предстает там с теми качествами, которые смогла стяжать за время земной жизни. Либо это греховные качества, страсти – как злые, дурные привычки, которые все время тянули к чему-то греховному, порочному, низменному, и если душа привыкла к этому, то таковой она и явится в вечности, предстанет в духовном мире. Либо же это добрые качества, добродетели, которые стали внутренним содержанием души, – и такая душа оказывается подобной Богу, поэтому и в вечности будет вместе с ним. Вот почему святитель Игнатий всегда говорил о необходимости помнить свой конечный земной предел, жить так, как будто ты скоро расстанешься с земным миром и явишься на Божий Суд. И если мы будем помнить об этом, то мы станем ответственнее в своей жизни: мы подумаем, обманывать или не обманывать других людей, пытаться ли урвать что-то себе или поступить бескорыстно, жить ради своего эгоизма или постараться все-таки преодолеть свои греховные страсти.

Вспоминается пример одного нашего современника, священнослужителя и в каком-то смысле новомученика – это священник Игорь Розин, который был убит за свою веру в 2001 году. Он прошел весьма интересный путь, был спортсменом, альпинистом, спасал людей в горах, но Господь призвал его к более высокому служению – священническому, чтобы он спасал уже души людей. За несколько лет воцерковления он был призван к священному сану. И священником он был всего лишь два года, а это Кабардино-Балкария.

Став священником, он успел прочитать только сочинения святителя Игнатия, у него не было много времени на то, чтобы изучать других святых отцов. Но чтение книг святителя стало для него не просто интересным, увлекательным чтением, а буквально опорой, внутренним содержанием его жизни. И слова святителя Игнатия он воспринял сердцем, и жизнь измерял как приготовление к вечности. Одна из последних его проповедей как раз основывалась на словах святителя Игнатия об ожидании смерти – что мы должны перед смертью приносить покаяние, и не просто покаяние, но плоды покаяния: если ты покаялся, но не явил добрых плодов покаяния, то большой вопрос, будешь ли ты спасен. И слова святителя Игнатия о смерти в каком-то смысле стали для священника Игоря Розина приготовлением к встрече с вечностью.

И в 2001 году в храм пришел убийца. Еще за неделю отец Игорь был предупрежден о готовящемся покушении, но решил остаться на своем месте, чтобы быть со Христом. Он остался в храме – он был со Христом. Он отпустил всех других, отпустил пономаря, хотя обычно пономарь должен был наводить в это время порядок. И приходит убийца, которого с открытой душой встречает отец Игорь. Отец Игорь был физически крепким человеком, но сопротивляться он не стал. Убийца нанес ему раны ножом, и прямо в храме отец Игорь принял смерть мученика за веру Христову. И случилось это в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) – 13 мая. И это значит, что чтение творений святителя Игнатия, восприятие его духовного наследия всем своим сердцем стало для отца Игоря таким глубоким внутренним родством со святителем. И вот почему святитель сподобил его перейти в вечность именно в своей день, показав тем самым, что отец Игорь восходит туда, где и сам святитель Игнатий ныне находится, – перед Престолом Божиим.

Это очень трудно понять по-человечески: как можно так безропотно пострадать, принять такие боли и вообще умереть, расстаться с жизнью? Жизнь ведь воспринимается как всесовершенное благо для любого человека. И отец Игорь, который знал, что его убьют (его предупредили и говорили об этом), естественно, тоже переживал. И он молился, и только благодатью Божией удалось пройти этот этап. Потому что только благодать Христова может укрепить тебя в ответственный момент, иначе ты просто... Как апостол Петр не устоял, понадеялся на себя, – так и каждый из нас не сможет выстоять в минуту ответственных, сильных испытаний. И святитель Игнатий (Брянчанинов) научил отца Игоря Розина всецело предавать себя в руки Божии. Только верность Христу и помогла пройти этот путь до конца и принять венец мученический.

Еще святитель Игнатий постоянно напоминал нам, что избежать скорбей невозможно в принципе. Мы говорим про мученический венец, но ведь это удел избранников, далеко не каждому это дается, и Господь знает, кому попустить такую кончину. Но каждому из нас в нашей жизни даются какие-то скорби, и святитель Игнатий говорит, что скорби, посылаемые нам при жизни, становятся средством нашего спасения. Мы живем в эпоху, когда не можем совершить каких-то великих духовных подвигов: мы слабы по своей душе, не можем денно и нощно молиться, совершать постное делание по образцу древних святых отцов. Мы не можем быть образцом аскетической жизни, но восполняют это посылаемые нам от Бога скорби, и от нас требуется всего лишь безропотно, смиренно принять их – болезни, неудачи, какие-то жизненные лишения. Святитель Игнатий дает некий принцип, как правильно их воспринять: воспринимай каждую скорбь как очищение за совершенные тобой грехи.

«Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей» – свт. Игнатий (Брянчанинов).

 Каждая болезнь, каждая неприятность, каждая утрата – это некая епитимья, которую ты несешь за совершенные раньше грехопадения. И постарайся во время этой скорби уподобиться благоразумному разбойнику, который произносил: Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Мне очень нравится образ, который употреблял святитель Игнатий, – он сравнивал все человечество с двумя разбойниками, распятыми рядом с Господом Иисусом Христом. На самом деле мы все и есть разбойники: мы все нарушили заповеди Божии, мы все погрешаем – просто честно посмотрите внутрь своей души, внутрь своего сердца, что там происходит, и вы тоже признáете, что мы по своей душе разбойники. И, как и те два разбойника страдали, так и все мы в жизни непременно мучаемся: непременно болеем, и иногда наши мучения кажутся нам просто невыносимыми, будто это действительно какая-то голгофа.

Но обратите внимание, как по-разному восприняли свои страдания те два разбойника! Тот, что находился по левую сторону Спасителя, не хотел страдать, и он говорил: «Если Ты Сын Божий, то спаси Себя и нас», то есть «не хочу я нести эти муки, освободи меня от этого креста». Он роптал, не хотел покаянно помолиться, обратившись ко Господу, и поэтому за свое неразумие он так и погиб, хотя мучился.

Не каждое страдание спасает человека, а спасает то страдание, с которым мы соединяем наше покаяние. Примером этого является благоразумный разбойник, который в своих страданиях стал приносить покаяние Господу. Он признал себя достойным этих мук и смиренно попросил: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Вот такой разбойник и унаследовал жизнь вечную.

Святитель Игнатий говорит, что нас спасают не наши земные заслуги, не наша внешняя добропорядочность – любой человек хочет выглядеть порядочным перед всеми остальными, – а спасает нас искреннее сердечное покаяние. Еще часто святитель говорил, что спасают человека не мирские добрые дела, а спасают его евангельские добродетели. Как спасся мытарь? Разве он спасся своей земной добропорядочностью? Разве мог он похвалиться земными делами? Он спасся смиренной покаянной молитвой: Боже, милостив буди мне, грешному. Как спасся благоразумный разбойник? Он спасся исповеданием Христа: страдая на кресте, он исповедовал Спасителя. Вот это исповедание Господа в страданиях и есть евангельская добродетель. Покаяние – это тоже евангельская добродетель. Вот этим мы и можем спасти свои души, очиститься и быть вместе со Христом.

Говорить о духовных наставлениях святителя Игнатия (Брянчанинова) можно очень долго, и, признаюсь честно, когда я беру в руки его творения и размышляю о его духовных наставлениях, то понимаю, что передать всю их глубину невозможно; по своей личной жизни я не дотягиваю до того духовного уровня, который свойствен святителю Игнатию и запечатлен в его творениях, и выразить всю глубину его учения нашими словами невозможно, поэтому самое главное – это, наверное, хотя бы иногда находить время и брать в руки творения святителя Игнатия (Брянчанинова), читать хотя бы понемножку и воспринимать их как его личное обращение к нам: его письмо из вечности, обращенное к нам, живущим еще здесь, на земле.

А время очень быстро идет, и мы скоро расстанемся с нашим земным бытием, и будем ли мы вместе со святителем Игнатием – большой вопрос. Поэтому главная задача нашей духовной жизни – прекратить бесконечную спешку, погоню за земными призраками, постараться хотя бы на какое-то время внутренне собраться и, следуя духовным наставлениям святителя, всецело покаянно обратиться ко Господу, чтобы очистить свои души и постараться ценить отведенное нам время, дабы каждое мгновение быть своей душой с Господом Иисусом Христом.

Автор и ведущая Ольга Валентиновна Баталова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать