Уроки православия. Уроки жизни митрополита Иосифа (Чернова). Урок 1

2 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф был человеком удивительного нрава – назвать его праведником легко. Однако и ему, смиренному, послушному, чистому и боголюбивому, Господь послал множество тяжелейших испытаний. Зачем? Для чего праведнику нужны скорби и тяготы? Об этом мы узнаем на ближайших уроках, которые нам поможет выучить митр. Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

– Впервые о митрополите Иосифе Алма-Атинском я услышала много лет назад, когда на одной из лекций протоиерей Артемий Владимиров приводил забавные и поучительные примеры из жизни владыки. Мне захотелось узнать больше об этом подвижнике веры, и я прослушала о нем аудиокнигу «Свет радости в мире печали», от которой запомнились удивительные впечатления, будто я вновь погрузилась в мир сказок и встретилась там с веселым, добродушным простецом, готовым всем помочь, умеющим найти выход из любой ситуации, способным разрешить любой конфликт когда мудростью, а когда и какой-то безгрешной хитростью. Этот простец никогда не унывал, ладил с каждым, кто встречался ему на пути, ни в чем не искал выгоды и готов был поделиться с нуждающимися последним. И действительно, мы привыкли думать, что таким положительным может быть только сказочный герой, который, кстати, не все свои добрые дела делает сам. У него всегда в нужный момент находятся добрые помощники, которые либо сами сделают за него всю работу, либо помогут герою выполнить невыполнимое. И слава Богу, что не только в сказках, но и в жизни встречаются такие люди, спешащие делать добро и делающие его ради Христа. Таким помогает Сам Господь, видя их праведность. Хотя и не только помогает! Порой Своим смиренным, послушным, добрым, чистым, боголюбивым избранникам Он посылает и скорби, и испытания. Зачем? И почему нам важно об этом помнить? Об этом мы узнаем на ближайших уроках, обращаясь к жизни митрополита Иосифа (Чернова), а поможет нам выучить такие уроки митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Пересказывать судьбу владыки Иосифа мы не станем. Зачем говорить о том, о чем каждый может прочитать самостоятельно? Но вот осмыслить во всей полноте прочитанное, найти в судьбе этого подвижника веры множество душеполезных уроков не просто. Потому владыка Викентий будет говорить именно о таких уроках – их можем выучить и мы, если внимательно всмотримся в то, как их когда-то учил митрополит Иосиф. Конечно, встреча с таким удивительным человеком, знакомство с его судьбой может укрепить многих, но кого-то может привести и в недоумение. Оно возникает чаще у людей, еще не укрепленных в вере, когда они сталкиваются со страданиями праведников. Когда скорби и испытания обрушиваются на грешников, это вроде бы законно и понятно. Но множество скорбей, бед и гонений преследуют человека праведной жизни – и это понять сложно, но необходимо! И Слово Божие говорит нам, что скорбь наша в руках Промысла Божия — она есть лекарство для исцеления и исправления души человека. Бог попускает многие испытания и праведным, чтобы и их души очищались страданиями от греха и приуготовлялись для вечной жизни. И, узнавая о том, что довелось пережить митрополиту Иосифу в годы гонений, мы увидим: никакое зло ему не повредило, до конца жизни он оставался ласковым, приветливым, хлебосольным. Но, может, дело не в испытаниях? Может быть, просто у владыки изначально был добрый и боголюбивый нрав, который никакие испытания не смогли отнять? Наделил Господь своего избранника таким нравом – вот и весь сказ. Весь, да не весь!

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

– Избранничество не возникает просто так, из ниоткуда. Да, Господь выбирает Своих подвижников благочестия, людей силы, но избранничество и благочестие человека есть плод богоугодной жизни его родителей или целого рода. В благочестивом роде накапливается то благо, которое потом передается человеку, но он должен быть готов его воспринять, должен быть готов взять и нести это благо с любовью – благочестно и трудолюбно; не ронять его ни перед какими земными утехами и удовольствиями этого мира. Вот что очень важно! Вспомним Божию Матерь. Она родилась от престарелых родителей, которые всю жизнь молились. То есть плод их трудов, их молитв – Божия Матерь. Или Иоанн Предтеча – мы видим то же самое: его родители долго не могли иметь детей и уже только в довольно преклонном возрасте получили дар: Господь дал им вот такое дитя – Иоанна Предтечу. Это тоже плод их молитв. Если сейчас в наших семьях воссоздать такую атмосферу добра и блага, религиозности и молитвенности, христианского благочестия, то, конечно, будут рождаться и потом воспитываться люди, дух которых устремлен к Богу и к благу. Даже если человек не монах, архиерей или священник, пусть он простой мирянин, он должен быть честным, добросовестным, порядочным, умным, талантливым человеком, который, куда бы его ни поставили, на любом месте, даже на самом высоком уровне, будет должным образом выполнять свой христианский долг. Для нашего общества очень важно, чтобы в таких благочестивых семьях рождались и воспитывались люди, чтобы хорошие, добрые люди умножались среди нашего населения. Откуда им взяться, если мы, взрослые, не будем стараться показывать пример такого благочестия в своих семьях, в обществе, даже в среде своих сотрудников по работе! Нужно создать среду благочестия и христианской жизни в нашем обществе. Нам, православным христианам (слава Богу, что сейчас увеличивается их количество), необходимо иметь одно качество: не стесняться и не бояться позиционировать себя (вот опять говорю светским языком) христианином. А мы стараемся еще со времен советского периода нашей истории быть как все. Мы не должны быть как все, а должны быть христианами, чтобы человек, который видит христианина: как он ведет себя на работе, в обществе и дома, в семье, мог брать с него пример и хотеть быть таким, как он. Таким образом, приумножались бы люди с добрыми, хорошими качествами, и добро превалировало бы над злом, над теми злыми делами, которые, к сожалению, совершаются в нашем обществе.

Да, среда, в которой растет ребенок, имеет огромное значение. Как для растения нужна хорошая почва, так и для воспитания ребенка и для возрастания в вере уже взрослого человека нужны особые условия, о чем и говорит Господь в притче о сеятеле. Вырастет ли зерно на дороге или в сорняках? Вряд ли! Но если его посеять в землю добрую, да еще и ухаживать за ним, то собрать хороший урожай получится. И можно сказать, что для владыки Иосифа такие условия, в которых возрастало и его личное, и заложенное предками благочестие, были созданы. А потому он рос усердным: какое бы дело ему ни поручали, всегда стремился выполнить его на совесть. Он был благодарным, причем умел благодарить как добрых, так и злых людей, всегда молился за своих благодетелей, всегда помнил сделанное ему добро и стремился ответить тем же. Он был очень послушным – Богу и людям, поначалу в семье, позже в монастыре. Всегда был радушен, приветлив, всегда всем помогал, всегда всем служил – жертвенно, не жалея себя… По воспоминаниям современников, владыка Иосиф был «всем для всех», как некогда апостол Павел.

– Я думаю, что он делал так потому, что имел перед собой пример Самого Христа Спасителя, Который принес Себя в Жертву, Всемирную Жертву для всего человечества. Христос воспринял на Себя все грехи, которые есть у человечества, чтобы вознести их на Крест и искупить нас от греха проклятия и смерти. Владыка Иосиф, видимо, смотрел на эту Жертву, которую Сам Бог принес; смотрел на Христа – когда Он был в тюрьме, когда Его били, унижали, оскорбляли, заушали, оплевывали, когда Он нес Свой Крест – и видел, что все это Христос понес за человека (не за Себя, а за человека). А человек должен нести за себя, потому что каждый, какой бы духовной высоты ни достиг (вот я архиерей, у меня большая благодать, апостольское служение и так далее), должен видеть свои грехи, свою испорченность. Это один из парадоксов современного общества: человек думает, что, если он молится, ходит в церковь, у него уже и грехов нет, а на самом деле чем больше ты приближаешься к Богу, к Свету (а Бог есть Свет), тем больше видны негативные стороны человеческой души. И владыка это видел, он это чувствовал и в этом каялся, он хотел и был готов через свою жертвенную жизнь искупить и очистить свою душу. Он знал, что душа очищается только жертвенным служению Богу. Как Господь принес Себя в жертву ради нас, так и мы искупаемся нашей жертвенностью ради себя, своего спасения. Это очень глубокое понимание жертвенности Христа Спасителя, и наш долг тоже идти по этому пути жертвенности. Владыка Иосиф увидел, что Господь дал ему эту возможность. И он взял ее (не потерял, не упустил) и благодарил Бога: «Господи, я благодарю Тебя за то, что Ты мне дал!» Он благодарил Бога, понимая, что принимает все от руки Господней, и пронес эту жертвенность так смиренно, терпеливо, кротко, с любовью к Богу и с пониманием того, что он делает, через всю свою жизнь. Когда человек понимает, ему все легко делать, а когда не понимает – говорит: «Зачем это надо, за что столько неудобств и всяких неприятностей?» Когда человек это понимает, то даже стремится к неудобствам и трудностям. Мы видим многочисленные примеры жизни наших подвижников: вот преподобный Сергий Радонежский ушел из благополучной семьи в пустыню (там ничего нет, одни звери), создал себе самые невыносимые, самые неудобные для жизни условия, чтобы этой жертвой достичь Царства Божия и вечной жизни. И преподобный Герман Валаамский, и многие другие валаамские преподобные (а Валаам – это особое место, где условия очень тяжелые), или соловецкие преподобные – это люди, которые брали на себя подвиг жертвенности, хотели жертвенно служить Богу там, где труднее всего, где неудобно и невыносимо для человеческой жизни. И они ради Христа, ради той жертвы, которую принес для нас Христос, готовы были терпеть и холод, и голод, и отсутствие каких бы то ни было условий для жизни. Я думаю, что и митрополит Иосиф тоже так настроил себя на жертву Христову и нес ее достойно православного христианина.

Если проследить за тем, как шло продвижение митрополита Иосифа по служебной лестнице, то, если говорить светским языком, его карьерный рост был успешным, и даже очень. Судите сами, 17-летним юношей Ваня Чернов босиком пришел в монастырь, а уже без малого в 40 лет он стал архиереем. Вот как пишет об основных вехах своего жизненного пути сам митрополит Иосиф, вспоминая годы служения и годы заключения, годы радости и годы страданий. Он пишет какую-то шифровку с пометкой «Карьера» и пояснением: «От ничегонеделания в настоящую ночь я произвел подсчет. Смирение: 1925 г. — 2 г., 1935 г. — 5 лет, 1944 г. — 10 лет, 1954 г. — 2 г., мелочь – 1 г. Итого 20 лет». Что это за годы? Неужели за ними действительно стоят этапы карьерного роста? Нет, это были годы тюрем и лагерей, долгие годы отсидок подвижника. А мы за ними можем увидеть его духовные плоды, ведь владыка Иосиф вспоминал время своего заточения, скорби, страданий без горечи, без ропота или боли, но как годы, посланные ему Богом для стяжания одной из высших христианских добродетелей — смирения. И именно их владыка пометил в своих записях как годы карьеры. Хотя что он понимал под этим словом: успешное продвижение вверх по служебной лестнице или достижение неких результатов на духовном поприще? А теперь давайте подумаем вот над чем: кто в наши дни смотрит на карьеру как на условие, необходимое для обретения смирения? Сегодня многие зрелые люди, и даже христиане, не готовы терпеть на работе и начальство, и коллег, и маленькую зарплату, и много еще чего. А что говорить об амбициозных молодых людях, которые, окончив вуз, сразу же претендуют на многое: чтобы работа была высокооплачиваемой и (куда без этого!) с радужной перспективой роста. Но кто вырастил такую молодежь, которая желает иметь все много и сразу и не желает прикладывать для этого особых усилий? Молодежь, которая, увы, уже не знает, что все в этом мире от Бога, и хорошая работа в том числе.

– Мне кажется, что все это возникает из-за того, что наше общество, современные люди не воспитаны в духе понимания смысла жизни на земле. А главный смысл – это жить ради Царства Божия и вечности. Если мы живем для временной жизни, для каких-то материальных благ, то, конечно, сразу просыпается наша алчность: «Хочу сейчас и только сейчас, и чем больше, тем лучше!» А когда человек думает о вечности и Царстве Божием, то у него и ориентиры будут совсем другие. Он трудится ради Царства Божия в любом качестве, он доволен тем, что имеет, а Господь в процессе такого усердного труда незаметно даже для самого человека поднимает, направляет, ставит его туда, где он может быть более всего полезен обществу, людям и в том числе самому себе. Когда мы отдаемся только себе, то, конечно, можем применять очень много усилий, но, к сожалению, в этих усилиях присутствует какое-то лукавство вместе с греховными порывами в сердце. «Потому что я хочу достигнуть того, что я хочу, а у меня не получается, мне препятствует то тот, то этот!» И начинаются трудности, препятствия, которые человек готов убрать со своей дороги, а препятствия эти убираются не законным, а противозаконным путем. Как мы сейчас говорим, «ходят по головам», лишь бы достигнуть своей цели. Есть такое повествование из жития некоторых старцев, когда один человек, живя в монастыре, хотел быть его экономом, а его не ставили. А он очень хотел и прилагал все усилия, чтобы этого достигнуть. Дошло до того, что он даже обратился к самому дьяволу и тот явился ему и сказал: «Если ты сделаешь то, что я тебе скажу, то сразу будешь большим человеком». Ему даже пришлось, по велению этого дьявола, подписаться своей кровью. Он стал большим человеком, но какой ценой! Когда он понял, что достиг этого не совсем законно, то раскаялся и приложил немало усилий для того, чтобы стереть свой грех. Но мы, люди, совершая какое-то лукавство, тоже служим дьяволу, а не Богу, а дьявол готов помочь человеку, но только помогает он с какими-то нечестивыми жертвами. К сожалению, есть и такая ситуация в современном мире, когда люди обращаются к экстрасенсам, бабушкам, ворожейкам, чтобы получить какую-то высокую должность или просто хорошую работу, попасть во власть и так далее, и человек готов делать что угодно, лишь бы это получить. Но еще раз хочу сказать: делается все это не Божественной силой, а бесовской, дьявольской, и, конечно, от этого никакой пользы нет. И сам человек мучается (ничего у него не получается), и людям, которым он должен служить, он не служит должным образом. Вот к чему приводят устремления нашего сердца достигнуть всего быстро и сразу, а не усердным трудом – с терпением, в течение долгого времени и благодаря приобретенному опыту жизни. Когда человек приобретает опыт, то совсем по-другому несет свое служение: не с гордостью, не с кичливостью и властолюбием, не с какой-то жестокостью, а совсем по-другому. Даже на самом высоком посту человек, получивший жизненный опыт, по-другому относится к своей деятельности. Эта деятельность может принести большую пользу как самому человеку (с точки зрения его духовного роста и спасения, ведь эта должность, на которую его поставил Господь, является средством для достижения высшего блага – Царства Божия), так и государству и обществу – многим, многим людям. Жертвуя собой, он помогает другим и в то же время приобретает для себя вечное блаженство и Царство, то есть он работает ради вечности и вечной жизни. Когда этого у нас нет, то, конечно, человек ведет не совсем пристойную жизнь и доводит себя до того, что готов отдаться в руки дьявола, лишь бы получить то, что он хочет. Но дьявол есть зло, и поэтому от него добра не жди! Он может что-то дать только для того, чтобы человек больше зла сотворил.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать