Уроки православия. Уроки аскетики со священником Валерием Духаниным. Урок 4

16 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Нужна ли аскетика мирянам? Да! Нужна! Просто жизненно необходима! Она позволяет очищать и возделывать нашу бессмертную душу, отсекать от нее все то, что мешает ей быть с Богом. Движущей силой аскетики является покаяние, и сегодня мы продолжим говорить о нем со свщ. Валерием Духаниным.

– Нужна ли аскетика мирянам? На этот вопрос на наших уроках мы много раз отвечали утвердительно: да, нужна, просто жизненно необходима! Но такая однозначность убеждает далеко не всех и не всегда, как порой не убеждают ребенка аргументы родителей или больного – доводы врачей. Например, врач говорит пациенту, страдающему остеохондрозом, что даже самые лучшие обезболивающие и противовоспалительные препараты лишь на время смогут улучшить его состояние, а для того чтобы окончательно избавиться от болей, человеку надо изменить образ жизни и обязательно заниматься лечебной гимнастикой, то есть системой специально подобранных физических упражнений!

Вот так же и святые отцы убеждают нас в том, что грех – это тоже болезнь, только болезнь души. И для исцеления нашей поврежденной грехом природы от нас также требуется и изменение образа жизни, и выполнение определенных духовных упражнений. Аскетика как раз и является таким целительным комплексом упражнений для души! Об этом на предыдущих уроках мы говорили со священником Валерием Духаниным и поясняли, что христианская аскетика позволяет очищать и возделывать бессмертную душу человека, отсекать от нее все, что мешает ей быть с Богом. А движущей силой аскетики является покаяние.

Сегодня мы продолжим говорить о покаянии не только как о направлении жизни, но и как об определенном духовном процессе, состоящем из нескольких взаимосвязанных этапов или ступеней.

Давайте вспомним об этих составляющих покаяния, которые на прошлом уроке называл отец Валерий. Первое – это осознание своего греха. Второе – это раскаяние, скорбь, сожаление о совершенном грехе. Третье – это исповедание греха. Четвертое – искупление греха, и, наконец, пятое – это исправление своей жизни. Помнить об этих этапах покаяния очень важно! Ориентируясь на них, человек всегда будет иметь возможность проверить свое внутреннее устроение и проследить, не упустил ли он чего-то важного в своей духовной жизни.

Увидеть и осознать свой грех – необходимо! Без выполнения этого условия о покаянии говорить не приходится. Но если при осознании того, что тот или иной поступок или даже мысль являются грехом, в сердце человека не родится раскаяние, не появятся скорбь и сожаление о соделанном, то и в этом случае покаяния не будет. Чтобы Бог помиловал нас, прежде мы сами должны попросить Его об этом. Чтобы во время Таинства исповеди нам были прощены наши грехи, мы должны просить прощения у Бога, но не вообще произносить «прости, прости», а проговаривать, за что именно мы просим прощения. Очень важно называть сам грех, чтобы и Богу и нам было понятно, в чем мы каемся, за что просим прощения.

Священник Валерий Духанин:

– Таинство исповеди не просто беседа с духовником, а благодатное священнодействие, и зачастую именно благодать Божия помогает нам увидеть наши грехи. Святые отцы приводили такое сравнение: если в комнату не проникает свет, то в ней ничего не видно, а когда туда падают солнечные лучи, то становятся видны даже мельчайшие пылинки, плавающие в воздухе. Это сравнение подсказывает нам, что когда человек ходит на исповедь, там действует благодать Божия, которая, как этот свет, начинает освещать глубины нашей души, и мы начинаем видеть свои грехи. То есть Господь подсказывает, в чем мы погрешаем. Поэтому, пока не начнешь ходить на исповедь, пока не начнешь заглядывать внутрь своего сердца, ты так и не научишься замечать за собой грехи, оплошности, несовершенства, проступки. Нужно сделать первый шаг.

Но осознания своего греха недостаточно для покаяния. Необходима вторая составляющая – глубокое раскаяние, сожаление о своих грехах. Дело в том, что осознание греха может осуществляться только в сфере ума, рассудочной сфере. А ведь Господь смотрит на сердце человека. И недостаточно просто холодным умом представлять свои грехи, нужно, чтобы и в сердце действительно было раскаяние.

Вспоминается случай, описанный известным духовным писателем XX века отцом Александром Ельчаниновым. Проходила какая-то встреча православной молодежи (это было в эмиграции), отец Александр говорил о покаянии. Потом, когда отец Александр совершал исповедь, к нему подошел офицер: «Батюшка, знаете, я свои грехи только умом осознаю, и мне абсолютно все равно, совершил я их или нет, потому что в душе у меня ничего нет. Как мне к этому относиться?» Тогда отец Александр ответил: «Знаете, сейчас Ваша исповедь не имеет никакого значения. Давайте поступим так: поскольку Вам абсолютно все равно, что Вы совершили, завтра в самом начале литургии Вы выйдете на амвон и открыто перед всеми расскажете про свои грехи». Этот офицер спокойно согласился, подумал, что, раз ему все равно, значит, он спокойно расскажет об этом. Когда он вышел на амвон, все собравшиеся на литургию прихожане смотрели на него с открытым сердцем, доверчиво. И этот офицер, встав перед людьми и в каком-то смысле перед Богом, вдруг почувствовал в своей душе какое-то удивительное изменение и буквально расплакался, стоя на амвоне. Он произнес исповедание своих грехов, но произнес уже с глубоким внутренним чувством. То есть в нем проснулась душа!

Чем для нас важен этот пример? Тем, что подлинное покаяние – это не просто какое-то рассудочное представление о том, что я совершил. Поэтому, когда мы идем на исповедь, недостаточно просто записать свои грехи на листочек, как делают многие. Получается, что они просто дают батюшке какой-то отчет (как бухгалтерский отчет): «Я совершил то, это…» – и потом возвращаются к тем же самым грехам. А подлинное покаяние – это глубокое внутреннее раскаяние. Это то же самое, как если ты обидел, оскорбил глубоко любимого тобой человека, причинил ему рану, и от этого тебе тяжело и больно. Тут надо понять, что для нас нет никого ближе Бога. И каждым своим грехом, каждым своим грехопадением мы добавляем Христу раны на кресте; как об этом говорят святые отцы, это еще один гвоздь, вбитый в раны Спасителя. Поэтому нужно не просто рассудочно подходить к исповеди, а стараться, чтобы пробудилось наше сердце.

Почему наше сердце часто молчит во время исповеди? Потому что мы сами стараемся отодвинуть его куда-то подальше, стараемся, чтобы совесть наша не очень говорила, и часто произносим на исповеди очень обтекаемые, общие фразы, к которым привыкли, повторяем одно и то же. Поэтому, естественно, сердце наше не откликается. Для того чтобы покаяние было подлинным и исповедь была правильной, святые отцы рекомендуют следующее: на Таинстве исповеди надо говорить то, от чего тебе самому бывает стыдно, в чем тебе стыдно признаться, и тогда твое сердце будет откликаться. Потому что если тебе стыдно, если твоя совесть работает, то ясно, что сердце уже задействовано. Вот это важнейшее действие сердца – когда мы испытываем стыд, когда совесть нас обличает. Поэтому, когда мы идем на исповедь, нужно вглядеться: в чем мне действительно стыдно? Что я боялся бы раскрыть на исповеди?

Ведь часто люди действительно пытаются прикрыть какие-то свои грехи, отодвигают их на задворки, а говорят то, в чем не стыдно исповедоваться, например «раздражился, осудил, чревоугодием согрешил» и прочее. Можно все это на компьютере записать, потом на принтере распечатать, и каждый раз будет одно и то же.

Но душа пробуждается только тогда, когда мы раскрываем свою подлинную рану – то, что приносит нам больше всего духовного вреда. А это те страсти, с которыми очень трудно расстаться. Святитель Феофан Затворник пишет, что зачастую это те грехи, которые связаны с нашей половой сферой. Почему так? Потому что родовые функции очень живучи, это то, что пронизывает человеческую природу. Люди разделены на два пола, и на протяжении всей жизни родовые функции постоянно проявляют себя и выражаются во всевозможных соблазнах. А человеку в этом очень стыдно признаться, потому что это интимная сфера и хочется про это говорить поменьше. Именно здесь враг более всего цепляет людей, старается вывести их из равновесия, ввергнуть в какие-то глубины греха, в которых человеку трудно признаться на исповеди.

Вспоминается случай, описанный одним афонским духовным автором XVIII века. Иеромонах с послушником совершали паломничество в город Иерусалим. По пути, в одном городе была одна благочестивая женщина, которая благотворила храмам и отличалась добродетелями. Но потом она впала в какой-то страшный плотской грех. Ей было стыдно прийти на исповедь к священнослужителям, раскрыть себя, потому что тогда увидят, что она вовсе не благочестивая и не праведная. Кстати, здесь мы видим подлинное лицо этого искушения – человек боится обрушить свое достоинство. Мы боимся исповедать какие-то грехи, потому что боимся обрушить свое достоинство, а именно это и нужно делать в Таинстве исповеди. Пусть лучше нам будет стыдно здесь, на исповеди, нежели будет стыдно на Страшном Суде.

И вот эта женщина, увидев, что пришел незнакомый иеромонах (который шел в паломничество), решила исповедаться ему. Послушник просто стоял в стороне, но у него открылись душевные очи, и он увидел, что, когда эта женщина исповедовалась, то с каждым исповеданным грехом из ее уст как будто выпадала маленькая змея. Змейки падали на землю, а одна большая змея несколько раз показывала голову из ее уст, но потом заползала обратно. Исповедь закончилась, а женщина так и не смогла исповедовать свой главный грех. Когда иеромонах прочитал разрешительную молитву, то все мелкие змейки заползли в нее обратно. То есть эта женщина не достигла цели исповеди, потому что не раскрыла свой самый страшный грех.

Потом, когда они ушли, послушник рассказал своему старцу про это видение. Тот все понял, и они решили разыскать эту женщину, но когда пришли к ней, оказалось, что та уже умерла. Затем уже старцу было дано видение, как эта женщина находится в аду, в огне и признаётся, что осуждена по той причине, что не раскрыла свой самый страшный грех.

Вот что происходит на исповеди, когда мы пытаемся затушевать свои грехи, когда не раскрываем то, в чем нас обличает наша собственная совесть. Если бы мы старались обращать на это внимание, старались исповедовать то, в чем нас обличает наша совесть, тогда наше сердце было бы задействовано. Именно после такой исповеди наступает подлинное облегчение. Можете испытать это на собственном примере. Вспомните, в чем вам стыдно признаться, придите в ближайший воскресный или праздничный день на исповедь, раскройте это без страха священнику и увидите, насколько вам станет свободно на душе, как будто сброшен какой-то тяжелый камень. И это основной принцип, который должен полагаться в нашу исповедь, в наше покаяние.

Третья составляющая покаяния (собственно, мы уже начали о ней говорить) – это сама исповедь. Недостаточно просто осознать свои грехи, и недостаточно испытывать раскаяние в них, нужно еще исповедать свой грех в церкви перед священнослужителем. Потому что священнослужители – это преемники святых апостолов, а апостолам Господь сказал: «На ком оставите грехи, на том останутся; кому отпустите, тому отпустятся». Каждый священнослужитель обладает апостольской благодатью, имеет от Господа благодать – отпускать кающимся грехи.

В каком случае наша исповедь будет правильной? Мы уже говорим об этом: наиболее правильной и подлинной исповедь бывает тогда, когда ты не боишься раскрывать свои грехи. Святые отцы дают такую рекомендацию: представь, что ты будешь исповедоваться последний раз в своей жизни, что сейчас ты идешь на Таинство исповеди, а после этого перейдешь в иной мир и предстанешь на Божий суд. Именно в такой исповеди, когда тебе дается последняя возможность, последний шанс освободиться от греховного груза, сбросить все, что тебя отягощало, ты действительно постараешься максимально очистить себя, не побоишься исповедовать самые тайные грехи, раскрыть все, в чем обличает тебя совесть. Вот к этому и нужно стремиться.

Когда идешь на исповедь, надо задуматься: а если я сейчас исповедуюсь в последний раз и после этого уже перейду в иной мир, предстану на Божий суд? Старец Георгий Затворник писал: что исповедано в Таинстве исповеди, то не вспоминается ни на мытарствах, ни на Страшном Суде. То есть все, что мы смогли сбросить с себя на исповеди, все стирается, и наша жизнь действительно становится обновленной.

В чем уникальный феномен христианства? В том, что люди, которые когда-то вели греховный образ жизни, становятся целомудренными, праведными, и лица их сияют удивительной радостью.

(Продолжение следует)

Автор и ведущая программы Ольга Валентиновна Баталова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать