Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Говоря о русском религиозном возрождении 20 века, нельзя не вспомнить имя протопресвитера Василия Зеньковского, одного из самых значительных умов Русского зарубежья. Философ и богослов, педагог и психолог – он сочетал в себе живую и нераздельную преданность и русской культуре, и науке, и Церкви. Работы отца Василия сегодня известны многим, особенно православным педагогам. Все его творчество напитано духом Православия, это можно понять, открыв любую его книгу. А тем более, если она посвящена апологии, т. е. защите Православной веры и Церкви от нападок, обвинений и несправедливой критики. Именно такую книгу мы сегодня и предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Белорусской Православной Церкви и называется – «Апологетика».
***
В этот сборник вошли труды замечательного русского философа, педагога и богослова, профессора, протопресвитера Василия Васильевича Зеиьковского. Автор поднимает вопросы, не утратившие актуальности и сегодня, в XXI веке. Это - взаимоотношение веры и разума, христианства и язычества, Церкви и государства, происхождение зла, приход в мир Иисуса Христа, роль Церкви в спасении человека и многие другие. Цель этого труда - дать в руки тех, у кого возникают какие-либо сомнения в истинности того или иного христианского учения, возможность укрепить свою веру. Вторая работа под названием «Русские мыслители и Европа» представляет собой собрание очерков, посвященных критическому анализу русскими мыслителями европейской культуры. Адресовано издание всем тем, кто интересуется вопросами русской религиозно философской мысли.
Итак, в первой части книги представлен труд Зеньковского «Апологетика». По словам автора, тем, кто не утратил веры во Христа Спасителя, и тем, кто ищет истину и хочет жить по правде, надо не только знать и понимать христианское вероучение, но и уметь его защитить. Кто верит в учение и дело Христа, как в истину, тому нечего бояться; но по слову апостола Петра, он должен быть «всегда готов дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании». Этому и посвящен труд отца Василия. Первая его часть посвящена учению о мире в параллельном освещении современного знания и христианского вероучения. Вторая часть посвящена «христианству в свете истории». И, наконец, последняя, третья часть посвящена вопросу о Церкви. В приложении к этому труду разбирается вопрос о бессмертии души, об основах христианской морали, о разделениях в христианстве.
В предисловии своего труда автор отмечает, что «борьба веры и неверия проходит через всю историю христианства. Так было уже тогда, когда Сам Господь был на земле и всей своей жизнью и личностью светил миру. Но именно этот свет, исходивший от Христа, и возбуждал у людей, возлюбивших тьму больше света, противление и критику. Ведь не раз случалось, что те, кто приближался ко Христу, потом покидали Его. Путь веры и тогда требовал и чистоты сердца и готовности идти за Господом во всем. Но тот, кто подобно Пилату, не жил для истины и был к ней равнодушен, приблизившись ко Христу, отходил от Него. Путь веры был и остается путем всецелой отдачи себя Богу, как высшей Правде; иначе говоря, путь веры труден для тех, в ком нет внутренней целостности.
Бывает, конечно, и так, что у людей встают добросовестные сомнения, вытекающие из ограниченности нашего ума, из трудности вместить в наше сознание то, что превосходит силу разумения в нас. Но добросовестные сомнения, часто неизбежные для тех или иных умов, сами по себе не греховны. Греховными они становятся тогда, когда человек, поддаваясь им, перестает искать истину в ее полноте, успокаивается духовно и застывает в своих сомнениях, - т. е. погружается в духовный сон. В таком духовном сне, когда замирают высшие запросы духа, сейчас пребывают многие. И причина этого лежит в той духовной неправде, которая развилась и созрела в человечестве в последние века.
Без преувеличения, - отмечает автор, - можно сказать, что вся современная культура, с ее техническими достижениями, усыпляет нас духовно, заглушает запросы духа, - и мы, как ветхозаветный Исав, продаем свое духовное первородство за «чечевичную похлебку», за те мелкие и поверхностные наши увлечения, которые содействуют нашему духовному усыплению. Но почему же вся система современной жизни и культуры действует так на нас? На этот вопрос, чрезвычайно важный для понимания современного положения христианства в мире, ответ нам может дать только исторический обзор, хотя бы и очень краткий, того, как складывались отношения между Церковью и культурой от начала христианства до наших дней. Об этом достаточно подробно автор пишет в 3 части своего труда, где рассказывает об отходе от Церкви и о борьбе с ней у современных людей.
Отец Василий говорит: горе людей в том, что современная культура уже давно оторвалась от Церкви, чуждается ее, втайне даже боится ее. Этот отрыв различных сфер культуры от Церкви называется секуляризмом (т. е. отделением от Церкви), - и понятно, что процесс секуляризации, начавшийся в Западной Европе уже с конца 13 века, положил свою печать на всю современную культуру. Особой силы и влиятельности этот процесс достиг в области науки и философии, которые очень рано стали претендовать на «автономию», на полную независимость от Церкви. Поэтому, не только вера в Бога, как Творца мира и Промыслителя о нем, приходящего нам на помощь в наших испытаниях, не только вера во Христа, как Богочеловека, являются содержанием нападок па христианство. Есть еще один вопрос, который неизбежен в курсе апологетики - это вопрос о Церкви.
Нередко, - пишет Зеньковский, - можно встретиться с людьми, которые не утратили веры во Христа Спасителя, но которые живут вне Его Церкви. Это «бесцерковное» христианство есть явление сложное - оно связано и с критикой Церкви, с обличениями ее ошибок или грехов церковных деятелей. Часто связано оно и с чисто психологическими моментами - все возрастающим одиночеством людей, чуждающихся всякой близости к другим людям (даже через Церковь). Между тем «бесцерковное» христианство заключает в себе глубочайшее противоречие: христианство без Церкви есть христианство без Христа, так как Христос не отделим от Его Церкви. И этому вопросу посвящена третья часть «Апологетики» отца Василия Зеньковского.
Вторая половина этого сборника включает в себя блестящее исследование Зеньковского, посвященное отношению русской мысли к Европе. «Вопрос о взаимоотношении России и Европы, - пишет отец Василий, - принадлежит, несомненно, к числу тех, которые требуют бесстрашного пересмотра. Самая актуальность темы «Россия и Европа» не есть особенность только нашего времени; вопрос этот давно уже встал во всей своей серьезности и трудности, давно привлекает к себе внимание русских мыслящих людей». В своем небольшом, но содержательном труде Зеньковский рассматривает развитие русской мысли в течение целого столетия, на примере таких писателей, как Гоголь, Герцен, Аксаков, Данилевский, Леонтьев, Страхов, Толстой, Михайловский, Розанов, Эрн, Достоевский, Соловьев и Бердяев. «В задачу мою, - отмечает автор, - не входит характеристика того, как в русском сознании ставилась вообще тема о России и Европе: я имею в виду лишь часть этой темы – а именно критику европейской культуры у русских мыслителей. … Я старался быть, возможно, более объективным и надеюсь, что не совершил ни одной грубой ошибки в этом отношении, но в то же время я не закрываю от читателя свое понимание проблемы, ибо оно сложилось у меня на основе исторического ее изучения».
***
Протопресвитер Василий Зеньковский прожил большую, полную драматизма жизнь и прошел сложный и мучительный путь нравственных, философских, педагогических и религиозных исканий. В марте 1942 года он был рукоположен в сан священника и до конца дней исполнял свой долг священнослужителя и педагога-наставника, писал оригинальные философские и богословские труды, немало сил отдавал общественной деятельности. Все, кто его знал, многочисленные ученики и прихожане церкви, где он служил, отмечали черты, особо отличавшие отца Василия: исключительную скромность, доброжелательность и простоту в отношениях с людьми. После продолжительной болезни он скончался 5 августа 1962 года на 82 году жизни. Творчество отца Василия Зеньковского, беззаветно преданного Русской Церкви, культуре и науке, сегодня доступно для изучения более широкому кругу читателей. Частично оно представлено и на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!