У книжной полки. Лекарство для души

24 апреля 2024 г.

Изучать и внимать словам Священного Писания - есть непременный долг каждого православного христианина. Евангелие и Апостол читают ежедневно, как на богослужении, так и дома. Примером для нас являются святые, которые так часто и много читали Святое Евангелие, что некоторые из них (например, прп. Пахомий Великий и многие из его учеников) знали его наизусть. Прп. Серафим Саровский в течение каждой недели прочитывал все Евангелие, Деяния и Послания апостолов. Но применение Священного Писания в православной традиции глубже и шире, чем принято думать. Убедиться в этом предлагает нам издательство «Ника» на примере своего нового издания, которое называется «Лекарство для души. Евангелие и Апостол, чтомые на всякий день и в различных нуждах».

***

1. В этой книге тексты Нового Завета собраны в порядке богослужебного круга и треб. Дается представление о смысле и истории Нового Завета так, как это принято Православной Церковью, содержатся указания на то, как правильно читать Священное Писание на всякую потребу и на всякий день. Крупный шрифт придает дополнительное удобство пользования людям со сниженным зрением. Как отмечает составитель книги, Андрей Рогозянский, святые отцы и учители Церкви часто указывают на необходимость христианину знакомиться на дому с содержанием Евангелия и Апостола, которые положены на этот день за богослужением в храме. Поэтому в данном сборнике приведены тексты Писания, читаемые во все значительные церковные праздники в течение года.

2. По словам составителя сборника, богослужебное употребление Евангелия и Апостола восходит к самым первым векам христианства. После чтений из Ветхого Завета «пусть читают Деяния наши и Послания Павла, а после этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелия». Так говорится в Постановлениях апостольских. Для тех, кто еще не знает, как в богослужебном употреблении разделяется Евангелие и Апостол, Андрей Рогозянский объясняет, что делятся они не на современные стихи и главы, а по так называемым «зачалам». Зачала - это отдельные отрывки, заключающие в себе законченное повествование либо законченную мысль.

3. Деление на зачала более дробное. Оно имеет очень древнюю историю (произведено примерно в 5 веке) и гораздо более оправдано со смысловой точки зрения. Обычай же читать Писание по главам более поздний и заимствован от Запада, а разделение на стихи вообще было предпринято типографией в 16 веке из чисто технических соображений. Восстановить, хотя бы отчасти, традицию чтения мирянами Слова Божия по зачалам - одна из задач данного издания. Но, как отмечает составитель, эта книга не отменяет обычного ежедневного чтения по главам, она существенно восполняет его, помогает, наряду с молитвами и псалмами «на всякую потребу и на всякий день», читать также Слово Божие на самые различные случаи жизни.

4. Не случайно же святые отцы говорят: «Когда человек молится, он разговаривает с Богом; когда читает Писание - Бог разговаривает с ним». Имеется множество примеров тому, как подобное чтение преображало души людей, отвращало их от греха, утешало в скорбях, исцеляло от пороков. В то же время Андрей Рогозянский предупреждает, что «чтение Евангелия и Апостола «на потребу различну» само по себе, конечно же, не обладает волшебной силой, и нельзя ожидать, что по прочтении указанных отрывков непременно получишь просимое. Значение этих чтений иное: указать человеку на то, как исповедовать Евангелие в различных скорбях и трудных обстоятельствах, как среди внешних гонений и внутренних нестроений руководствовались Евангелием апостолы, служа Богу, устраивая жизнь Церкви, оказывая попечение ближним.

5. По словам составителя, благоговейное чтение Слова Божия молитвенно по своей сути, ибо служит единой цели - Богообщению. В этом смысле читать Евангелие и Апостол на разные нужды не только уместно, но и совершенно необходимо. Поэтому в православной церковной традиции утвердился обычай читать Евангелия о помощи и исправлении близких людей. В жизнеописании киевского подвижника 20 века старца Парфения можно встретить упоминание об удивительном видении. «Однажды, - рассказывает старец, - в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попаляет терние, покрывающее поле, и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле - грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его, - Слово Божие, тобою за нее читаемое».

6. Кроме того, сегодня мало кому известен порядок чтения Евангелия и Апостола за упокой, хотя Псалтирь по усопшим привыкли читать большое количество верующих. А ведь Евангелие - это Благая Весть не только для живых, но и для умерших. Всякий раз, когда Слово Божие возвещается на земле, отзвук Божественных глаголов проникает до мира невидимого к душам наших усопших. Известна особая традиция чтения Св. Писания за упокой по дням недели (за исключением воскресения, когда заупокойные Евангелия читать не принято). К ней относятся те отрывки из Апостола и Евангелия, которые прямо говорят об участи человеческой души в загробном мире и возвещают надежду на помилование от Бога. Сведения об этом, а также о других молитвенных правилах, которые включают в себя чтение Писания Нового Завета, читатель найдет на страницах этого издания.

7. Так, например, уже совсем скоро начнется Страстная седмица, во время которой в воспоминание страданий и Крестной смерти Спасителя, Уставом положено особое чтение из Писания, так называемых Двенадцати Евангелий святых Страстей Господа Иисуса Христа — это те из Евангельских зачал, которые повествуют о скорбных событиях. Читать Страстные Евангелия христианин может не только в Страстную Пятницу, но и всякий раз, когда желательно привести на память величину и значение для нас искупительных страданий Сына Божия. По многим свидетельствам, чтение Страстных Евангелий утишает восстание в душе страстей, придает силу и мужество тем, кто изнемогает в болезнях и искушениях, укрепляет против маловерия и пробуждает горячую любовь к Богу, рождает искреннее покаяние и смиренный плач о грехах, ибо, согрешая, мы снова распинаем в себе Сына Божия. Текст Двенадцати Евангелий также читатели найдут на страницах этой книги.

***

Как отмечает Андрей Рогозянский, при чтении Евангелия надо помнить, что можно прочитать много и ничего не усвоить, а можно одним отрывком напитать надолго свою душу Божественною духовною пищей. Святые отцы говорят, что, если хотя одно Божие слово западет в сердце, это может дать жизнь душе на всю вечность. В этом сборнике читатели не найдут текстов всего Священного Писания. Но издатели надеются, что использование этой книги станет первым шагом на пути познания Священного Писания, сделает Слово Божие более доступным для нас, привьет любовь и навык к более глубокому и частому его чтению, станет лекарством для души и «мечом духовным» - оружием невидимой духовной брани!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать