Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Одним из древнейших городов России является Муром, название которого всегда связывают с былинным богатырем и монахом святым Илией Муромцем. Еще известен этот город тем, что управлял им когда-то святой князь-страстотерпец Глеб. Но еще больше Муром прославили своим житием святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Еще не так давно история о святых супругах существовала в преданиях Муромской земли, и передавалось можно сказать из уст в уста. А сегодня все больше появляется книг, посвященных этой супружеской чете. Их житие исследуют историки, а день памяти святых стал государственным днем Семьи, Любви и Верности. Этот праздник православные христиане торжественно отмечают сегодня. Мы также хотим почтить память святых и рассказать о книге, которая вышла в свет в издательстве Благовест и называется «Святые Петр и Феврония Муромские». ***
Эта книга содержит жизнеописание святых Петра и Февронии, историю их почитания, рассказ о Свято-Троицком монастыре, где покоятся мощи святых, акафист и молитвы святым Петру и Февронии. В качестве приложений в книге представлены: слово Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенное им 8 июля 2010 года в день памяти святых; «Повесть о Петре и Февронии», составленная священником Ермолаем-Еразмом к предстоящему в 16 веке прославлению благоверных князя и княгини. Здесь же читатели найдут историю Мурома, где прошла жизнь святых супругов, и рассказ о празднике День семьи, любви и верности. Завершает книгу описание некоторых чудес по молитвам этих святых.
По словам издателей, «в настоящее время, особенно с установлением праздника Дня семьи, любви и верности, возрождается почитание святых Петра и Февронии Муромских, считающихся образцовой супружеской парой. История их любви, оставшаяся в местных преданиях и изображенная в произведении Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии», до сих пор волнует воображение. Вспомним эту историю вкратце. Согласно «Повести», князь Петр победил змея-оборотня (под ним подразумевается враг рода человеческого – диавол), который являлся и искушал его невестку, жену старшего брата, князя Павла. Петр сразил змея легендарным Агриковым мечом, но после поединка покрылся струпьями от брызг змеиной крови.
В то время в деревне Ласково под Рязанью жила мудрая дева Феврония, дочь простого бортника-древолаза, собирающего мед диких пчел. Именно в Рязанскую землю, славящуюся своими лекарями, и отправил Петр своих слуг, и один из них забрел в Ласково, где и нашел деву Февронию. Благодаря ей князь получил исцеление, после чего женился на ней. Согласно преданиям, венчание состоялось в Петров день, причем в тот год выпал обильный снег и молодоженам пришлось ехать в храм на санях. После смерти старшего брата Петр стал править в Муроме. Говоря о том, какой была жизнь молодой супружеской пары, житие ограничивается лишь общими фразами: «Любили чистоту и целомудрие, всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании».
Но муромские бояре невзлюбили молодую княгиню-простолюдинку, да и новым князем были недовольны. В результате они попытались изгнать своего князя с супругой из города. Но изгнание продолжалось недолго. Как и следовало ожидать, в городе начались нестроения, вражда и распри. Многие из бояр хотели властвовать и поубивали друг друга. Тогда другие из них одумались и упросили князя с княгиней вернуться. Супруги долго и честно правили, заботясь о подданных, а под конец жизни приняли монашеский постриг. Умерли они в один день. А когда их решили похоронить в разных монастырях, чудом соединились в одном гробу. Это первое чудо положило начало народному почитанию святых супругов. Как отмечают издатели, «любовь святых Петра и Февронии не осталась лишь ярким, красивым чувством, но нашла свое воплощение в браке и семейной жизни, построенной по христианским заповедям.
Эта история любви претворилась в историю семьи, устремленной к небу. Благодаря такой устремленности, святые Петр и Феврония преодолели все внешние скорби, непростые жизненные обстоятельства - болезнь, злобу людскую, изгнание княжеской четы из Мурома. Даже смерть не в силах была разлучить любящих - вместе они отошли ко Господу. И после смерти, несмотря на все людские ухищрения, стремившиеся разлучить их, не только духовно, но и телами почивают вместе, утверждая одновременно любовь небесную и земную. Святые Петр и Феврония являются примером для многих православных семей - они считаются покровителями брака». По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Пример святых Петра и Февронии учит нас тому, что такое семья и что такое любовь...»
Как отмечает Предстоятель Церкви, «сейчас люди много говорят о любви, поют песни, слагают стихи, пишут книги; каждый вкладывает в это понятие то, что хочет вложить. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но в грехе и в распутстве нет любви - любовь может явить себя только в семейной жизни. А почему? А потому, что любовь – главная отличительная черта, присущая человеку. Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому. … Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья - уходит любовь. А уходит любовь - Христос уходит, потому что это Его закон - закон любви для жизни всего рода человеческого».
Святейший Патриарх выразил надежду, что память Муромских святых поможет очень многим людям вступить в брак и освятить его Таинством Венчания. И «в браке испытать себя на прочность, потому что непросто любить и непросто нести тяготы другого человека». И в этом случае, конечно же, нужно с молитвой обращаться к святым Петру и Февронии. Что и делают многие современные семьи - они обращаются к святым покровителям брака, прося помощи в обретении семейного счастья, рождении детей, исцеления от болезней и помощи в других житейских делах. И по молитвам святых получают просимое - тому множество примеров. Поэтому почитание святых Петра и Февронии разрастается с каждым годом. День их памяти тожественно отмечается не только в Муроме, где в Свято-Троицкой обители почивают их мощи, но и по всей России. К этому дню приурочены мероприятия, направленные на популяризацию семейных ценностей. Таким образом, почитание святых Петра и Февронии становится делом не только церковным, но и государственным.
Однако, как отмечают издатели, найти какую-либо достоверную информацию о святых супругах нелегко. Вероятнее всего, «Повесть о Петре и Февронии» была написана по благословению митрополита Московского Макария, но не получила одобрения святителя и не вошла в списки «Четьих-Миней». Тем не менее, огромное количество сохранившихся списков «Повести» свидетельствует, что на многие века она оставалась излюбленным чтением русских людей. Еще до революции был произведен ряд научных изысканий о святых, но в советские годы эти изыскания фактически полностью прекратились. Лишь в последние несколько десятилетий в Муроме были возобновлены научные исследования - и светские и церковные - о святых князе и княгине Муромских. Также в последние годы были написаны несколько авторских произведений на семейную тему, где за основу был взят пример святых Петра и Февронии. При составлении данного сборника были использованы исследования о жизни благоверных князя и княгини, как дореволюционные, так и современные. Кроме того, в нем представлены различные аспекты почитания святых Петра и Февронии - и в исторической перспективе и совершающиеся в настоящее время.
*** С 2008 года в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских - 8 июля. Установление этого праздника, по словам издателей, призвано было обратить внимание всего российского народа на то, что семья - основной элемент общества - была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры. А неразлучные в жизни святые Петр и Феврония стали образцом христианского супружества. Их любовь прошла через все жизненные испытания и перешла в вечность. На их примере исполняются слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «и в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!