У книжной полки. Путь царской семьи: «Не зло победит зло, а только любовь…»

16 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сто лет назад, в июле 1918 года в России про­изошла страшная трагедия. На Урале, в Екатеринбурге, представите­лями новой власти, незадолго до этого захватившей бразды правле­ния в стране в свои руки, была рас­стреляна семья последнего рос­сийского императора Николая II. Помимо тяжести самого убийства безвинных людей, это злодеяние было отягощено еще и тем, что из семи членов царской семьи пятеро были детьми. Но убив Царскую семью, советские представители власти не успокоились, они очернили святых страстотерпцев, залили грязью их имена и в течение несколько десятков лет заполняли этой грязью умы советских граждан. Но прошли годы, и сегодня поднимая архивные документы, исследуя некогда засекреченную инфор­мацию, находя забытые или от­кинутые на периферию истории свидетельства современников событий вековой давности, обще­ство постепенно стало узнавать подлинную историю царской семьи, ее подвиг. В настоящее время написано немало книг о святых Царственных страстотерпцах, и одна из них, составленная к 100-летию их мученической кончины, находится на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве Летопись и называется – «Путь царской семьи: «Не зло побе­дит зло, а любовь»». *** 

В этой книге рассказывается о жизни и подвиге святой царской семьи, о страсто­терпцах - последнем российском императоре Николае II, его супруге императрице Александре Федоровне и их детях - великих княжнах Ольге, Татьяне, Марии, Анастасии и цесаревиче Алексее. С момента трагиче­ской гибели царской семьи прошел уже век, но с каждым годом ее почитание православ­ными христианами только возрастает. Как отмечает составитель книги Сергей Милов, «в немалой степени это обусловлено воспоминанием 100-летия трагических событий, произошедших в России в на­чале XX века - революции и по­следовавшей за ней Гражданской войны. В то же время значительный интерес к царской семье связан и с тем, что относительно недавно - в августе 2000 года она была канонизирована Архиерей­ским   Собором   Русской   Право­славной Церкви в чине страсто­терпцев в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Од­нако помимо этих причин есть и еще одна, скорее, внутренняя, чем   внешняя.   Смена  политиче­ского курса в стране в начале 1990-х годов и связанное с этим активное возрождение право­славной веры привели к тому, что из исторического небытия в общественную жизнь стали воз­вращаться люди, имена и лица, казалось бы, навсегда из нее вы­черкнутые прежней властью. Уход от однобокого изложения истории страны, восстановление исторической справедливости по отношению ко многим до­стойным сынам Отечества, про­славление сонма новомучеников Церкви Русской - все это привело российское общество к серьезно­му переосмыслению своего недав­него прошлого и того, что в этом прошлом было совершено. Впол­не естественно, что такое переос­мысление не могло не затронуть и трагическую историю царской семьи.

А трагедия эта, стала настоящей черной страницей во всей истории рус­ской государственности, ведь ис­конно в православной Руси царь считался помазанником Божиим, особым образом, поставленным на служение своей стране, на­роду и вере. Воспринимая царя как помазанника Божия, русский человек (да и вообще поданный Российской империи любой на­циональности) не мог себе пред­ставить страну без самодержца, чье правление благословлено свыше. Житель дореволюцион­ной России мог за всю жизнь ни разу не увидеть царя вживую, но сам факт того, что он есть, что он правит государством, и что страна в его лице имеет главу, - был мощнейшим стимулом для каждого подданного к личному добросовестному труду. Одна­ко практически все это рухнуло с расстрелом царской семьи. По свидетельству многих современ­ников тех событий, гибель импе­ратора и членов его семьи, в том числе прямого наследника - цесаревича Алексея, большинством было воспринято как обезглавливание самой России. Во многом это и подтвердилось в последу­ющих событиях, когда страна на несколько лет оказалась на грани полной гибели и хаоса.

К счастью, несмотря на все пе­рипетии истории России после 1917 года - года революционной смуты, сегодня светлая, благоче­стивая память о царской семье восстановлена. И, тем не менее, несмотря на почитание святых страстотерпцев, несмотря на восстановление доброй памяти, много ли современные люди знают о них самих, о их жизни, буднях, радостях и печалях? Эта книга познакомит читателя с царственными страстотерпцами, с каждым в отдельности, а затем расскажет о том пути, который пришлось пройти всей семье к мученическому подвигу. Как отмечает автор, «привычная жизнь царской се­мьи, с ее праздниками и буднями, радостями и печалями, закон­чилась внезапно - 2 (15) марта 1917 года - в день так называемого «отречения» от трона государя Николая 2. На са­мом деле отречение императора, было оно легитимным или нет, не означало полного отказа России от монархии. Государь отказался от престола в пользу своего сына под регентством младшего брата великого князя Михаила. У Рос­сии еще был шанс сохранить себя от надвигавшегося хаоса, тем бо­лее что ее главная сила – армия - оставалась мощной и готовилась нанести Германии решающий удар.

К сожалению, удар нанесли самой России - как ножом в спи­ну. Окруженный политическими авантюристами и не имевший прямой связи со своим старшим братом, великий князь Михаил с тяжелым сердцем также отрек­ся от престола не только за себя, но и за цесаревича. После этого отречения, уже второго по счету, Россия окончательно покатилась в бездну революционной смуты. И если для страны все в этой сму­те только начиналось, то царской семье осталось пройти последний путь, сыграть последнюю роль - роль, которую в отечественной историографии часто называют подвигом царской семьи. Первый этап последнего, скорб­ного пути царской семьи начался сразу же после отречения государя Нико­лая II от престола. Сразу после трагического события он вер­нулся в Ставку в Могилеве, куда вскоре прибыла и делегация депу­татов Государственной думы. Де­путаты встретились с генералом Алексеевым, который вскоре заявил Николаю II, что тот должен считать себя «как бы арестованным». 

Можно сказать, - пишет автор, - что в этих словах генерала вы­разилось истинное отношение к  государю  многих из тех, кто еще недавно был его подданным и клялся в верности. Как только произошла трагедия, как сам им­ператор, так и его семья оказались почти никому не нужны. Лишь не­большое число приближенных (речь, конечно, идет не обо всей стране) остались верными царю. 7 (20) марта Временное прави­тельство постановило: «Признать отрекшегося императора Нико­лая II и его супругу лишенными свободы и доставить отрекшего­ся императора в Царское Село». Также было принято решение конфисковать имущество госуда­ря и его семьи и лишить их граж­данских прав. На следующий день депутаты вместе с Николаем II уехали к первому месту заточения царской семьи. Уезжая из Могиле­ва, государь записал в дневнике: «Тяжело, больно и  тоскливо». С 22 марта, когда Николай II прибыл из Могилева, по 14 ав­густа 1917 года царская семья на­ходилась в заточении в Царском Селе - месте, которое еще недав­но было их любимым домом.

Как бы ни были тяжки обстоятельства, в которых оказалась царская семья, никто из них даже не предполагал покидать Россию, желая пережить все ее трудности вместе с народом. По этому поводу государь говорил: «Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». Эти слова стали пророческими... В конце июля 1917 года царской семье сообщи­ли, что Временное правительство приняло решение перевезти ее на новое место. При этом куда пове­зут, не сказали, посоветовав лишь взять с собой побольше теплых ве­щей. 14 августа на поезде под флагом японского Красного Кре­ста царскую семью вывезли в То­больск. Здесь им предстояло оставаться в за­точении до апреля следующего 1918 года. Как известно, 26 апреля 1918 года царя, госу­дарыню и их дочь Марию на лоша­дях повезли в Тюмень, а там пересадили на поезд до Екатеринбурга. В Тоболь­ске же с частью сопровождения остались великие княжны Ольга, Татьяна, Анастасия и цесаревич Алексей. И уезжавшие, и остававшиеся еще не знали тогда, что скоро снова соединятся, чтобы безвинно пострадать. 30 апреля поезд прибыл в город, ставший последним местом пребывания царской семьи в земной жизни.

После убийства царской семьи и ее ближайших слуг палачи уничтожали следы своих зверств. «Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали», - сказал, по одной из версий, член Уральско­го совета Петр Войков. Так это или нет на самом деле, но, к сча­стью, мир узнал об этом страш­ном злодеянии. Узнала об этом и Русская Православная Церковь. И не только узнала, а, в конечном счете, прославила царскую семью как святых царственных страсто­терпцев. В «Деяниях Юбилейного Архиерейского Со­бора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских XX века» в частности говорится: «В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся вопло­тить в своей жизни заповеди Еван­гелия. В страданиях, перенесенных царской Семьей в заточении с крото­стью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатерин­бурге в ночь на 17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Хри­стовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпев­ших гонение за Христа в XX веке».

 

*** По словам Сергея Милова, составившего эту книгу, «настоящая жизнь царской семьи, личные думы и переживания, личные подвиги ее членов, как правило, остаются скрытыми от большинства, даже из числа православных верующих. В связи с этим сохраняется необходимость говорить о жиз­ни и подвиге царской семьи, что­бы показать, как близка она была во многих своих чертах к жизни каждого русского человека и, в то же время, как тяжел оказался ее крест, который она пронесла до конца с полным достоинством». О благочестивой жизни и мученическом подвиге святых Царственных Страстотерпцев, которая служит достойным образцом для назидания будущих поколений, рассказывает и эта небольшая книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать