У книжной полки (детям). Псалмы, избранные для детей

15 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Книги Священного Писания - наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг - это, конечно, Псалтирь. Почему «конечно»? Пото­му что именно по Псалтири раньше учились и читать, и писать, и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит средства к их исправлению. Книга псалмов не может читаться как памятник письменности, пришедший из древности, - нет, это книга обо всех нас и о каждом человеке. Неоднократно мы знакомили Вас с изданиями, которые содержат в себе толкование Псалтыри, только предназначались они для взрослых читателей. Но чтобы не оставить и детей без духовной пищи, мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны псалмы, избранные именно для читателей юного возраста. ***

Итак, сегодня на нашей книжной полке представлена книга, вышедшая в свет в издательстве «Синтагма» и имеющая название «Псалмы, избранные для детей». Это духовно-просветительское издание предназначено для более полного воцерковления детей младшего и среднего возраста. Поэтому на его страницах собраны именно те псалмы, которые ребенок часто слышит в храме во время богослужений. Каждый псалом снабжен кратким назиданием, объясняющим причины и смысл его создания, а также стихотворными переложениями псалмов, сделанных русскими поэтами 18 и 19 веков. Церковнославянскому тексту псалмов соответствует русский текст, в переводе Павла Александровича Юнгерова, позволяющий лучше понять их содержание.

В предисловии составители книги, обращаясь к юному читателю, прежде всего, вспоминают такую поговорку: «Люди жили, умнее нас были. Мы поживём, тоже ума наживём». А как нажить ум? – спрашивают далее они, и отвечают: «Читая умные книги, слушая взрослых. Но ведь можно и многознающим быть, и быть злым. Как же так? А так, что ум, не просвещённый познанием Бога, никогда не сможет сделать человека счастливым. Но как познать Бога? Конечно, верить в то, что Он не только есть, но что Он сотворил небо, и землю, и всё, что на земле и под землёй. И человека сотворил, и деревья, и травы. И солнышко запустил ходить по небу, чтобы оно нас согревало и радовало. Он был всегда и будет всегда. У Него вечность, у нас - время земной жизни. На малое время выпускает Он нас в мир. Даёт нам жизнь, даёт свободу поступать по своим желаниям. А потом? А потом мы будем отчитываться за свою жизнь: хорошо мы жили или плохо, и что мы заслужили - ад или рай?

«А как заслужить рай? - спросите вы. - Мы же, конечно, в нём собираемся жить». «Очень радостное желание, - соглашаются авторы книги. - Но надо потрудиться, чтобы осуществить его. А без помощи Божией ничего не получится. И вот Господь через Своих пророков, апостолов посылает нам правила жизни, следуя которым мы приближаемся к Нему. Мы находим эти правила, открывая Священное Писание, в том числе, и книгу Псалтирь. Стоит отметить, что величайшие умы обращались к этой священной книге. Святитель Василий Великий называет Псалтирь сокровищницей, в которой всякий непременно отыщет что-то на пользу себе: «Познаешь из псалмов величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения...», - вот как говорит о Псалтири один из отцов Церкви. К слову сказать, наверно не все еще дети знают, откуда появилось название этой ветхозаветной книги.

Так вот, «в переводе с греческого «псалом» означает «песнь». Написаны псалмы на древнееврейском языке боговдохновенными псалмопевцами, жившими в ветхозаветную эпоху в Израиле. Ритмизованные, стихотворные тексты псалмов в то время сопровождались игрой на струнных музыкальных инструментах. Один из таких инструментов и назывался псалтирью. Псалмопение являлось важной частью ветхозаветного богослужения. Около половины псалмов принадлежит святому Давиду, который  был одновременно и царь, и воин, и пророк, и псалмопевец. Жил он за тысячу лет до Рождества Христова. Всем, (и взрослым, и детям) известен его подвиг: будучи еще простым пастухом, он вступил в единоборство с филистимским богатырем Голиафом и победил его. Но сила Давида была не в праще и камне, но в имени Господа Бога Саваофа, ко­торым вооружен был пророк. И именно из его рода надлежало родиться нашему Спасителю Господу Иисусу Христу, о Котором пророчествовал в своих псалмах царь Давид. + Стоит также отметить, что когда в 9 веке от Рождества Христова Библия была переложена на славянский язык, одной из первых книг была переведена Псалтирь.

Еще стоит добавить, что все времена лучшие поэты, понимающие, что спасение человека может быть только с Божией помощью, переводили на современный язык псалмы Давидовы. Ломоносов, Державин, Хомяков, Языков, Майков, Крылов, Глинка, Шатров... все они старались донести до своих современников мудрость и молитвенность псалмов. Мы, - говорят составители, - будем включать в эту Псалтирь некоторые из таких переложений. Ну и давайте для примера откроем страницу, где представлен первый псалом пророка Давида. Познакомившись с его церковнославянским текстом и русским переводом, юный читатель прочтет и краткий комментарий к нему. В частности, узнает, что этот «псалом предостерегает от общения с людьми нечестивыми, не верящими в Бога. Спасение, согласно словам псалма, мы найдем только в исполнении воли Божией. Главное, чему надо учиться день и ночь, - Закону Господню. Как? Надо всегда помнить, что Господь видит нас в каждое мгновение нашей жизни.

Первый псалом советует непрестанно внимать Божественным словам. Он показывает, чем отличаются живущие праведно от нечестивых. Праведные сравниваются с деревом, корни которого питаются чистыми водами. И дерево это и цветёт, и приносит плоды. А нечестивые, как сор, как пыль, поднимаются ветром и носятся над землёй. И говорит Господь, а слова Его всегда исполняются, что знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Так что, - обращаются составители книги к читателю, - запомним из первого псалма, что Господь видит нас в каждую минуту нашей жизни. И что Он любит живущих честно, по правде. А те, что хитрят, обманывают, потом очень даже погорюют». Ну и как отмечалось, авторы дополняют свой рассказ отрывком из стихотворного переложения первого псалма, написанного стихотворцем конца 18 и начала 19 веков Николаем Михайловичем Шатровым. Вот оно:

«...Как финик вечно зеленеет,

Который близ ключей растет,

Обильный плод всегда имеет

И каждый месяц вновь цветет;

Так верой в Бога возрастает,

Любовью к ближним процветает

Муж правды на лице земном;

Так славой доброй богатится

И стать по смерти не боится

Пред Божьим праведным судом».

Перевернув пару страниц, мы увидим, что далее составители знакомят читателей с одной из частей Всенощного бдения, с Шестопсалмием. На страницах книги мы читаем: «Так называется один из самых важных разделов вечерней службы. Перед этим гасятся свечи, в храме тихо. Звучит только голос чтеца. Из глубины веков идут к нам слова о раскаянии в грехах, о надежде на Божию помощь». Для примера рассмотрим «Третий псалом», входящий в состав Шестопсалмия. Этот псалом, по словам составителей, написан в минуты скорби и отчаяния, как покаяние. Давид молит Господа о спасении, надеется на избавление от врагов. Святые отцы советуют истолковывать слово «враги», как нажитые нами грехи и бороться с ними. Псалом утешает, дает надежду. Хотя врагов много, и отовсюду они нападают, бояться не надо. Давид уверен, что на людях есть благословение Господне, что зубы грешников сокрушатся и злоба их не сможет нам повредить. И нам не надо бояться. Да, грешны. Один Бог без греха. Но нам дано оружие защиты от плохого - молитва. Плохо тебе, совесть тревожит тебя — молись! «Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой!»

А вот и стихотворное дополнение к третьему псалму, написанное А. Протопоповым.

 

О Господи! Почто так многи мне стужают?

Какое множество восставших на меня!

Коль многи души так мою отчаявают:

«Уж ей спасения и в Боге нет ея?»

Но Ты, Ты, Господи, мне щит, Тобой я в славе,

Ты возвышение всегда главы моей.

Как гласом я к Твоей возопию державе,

Всегда Ты внемлешь мне с горы святой Твоей.

Я сплю, встаю так бодр, покоен, безопасен,

Имея Господа в защиту и броня,

Что мне тмочисленный людей сонм не ужасен,

С намереньем напасть обсевших вкруг меня.

И ныне воскресни, о Господи, возстани,

Спаси мя, Боже мой! Как прежде поражал

Враждующих вотще на мя, и силой длани

Ты грешных челюсти и зубы сокрушал.

Твое есть, Господи,

Твое есть, чтоб спасати

И миловать людей Твоих во благодати».

 

*** Завершая это издание, авторы книги пишут: «Вся Псалтирь убеждает в том, что  жить без бед, печалей, скорбей невозможно. Но люди, переносящие невзгоды терпеливо, со смирением, даже с радостью, не только избавляются от грехов (а печаль и уныние – это грех), но и получают помощь Божию на свои Богоугодные дела. Читай Псалтирь! Говорили ранее: Псалтирь мозги чистит. Вслух читай, про себя читай. Что-то постепенно заучится наизусть и будет в нужную минуту вспоминаться. Выбирай время для чтения каждый день. Не думай во время чтения ни о чем постороннем: поездки, покупки, звонки – всё пустяки по сравнению со спасением души».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать