У книжной полки. 3 декабря

3 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Издательство Саратовской епархии. Жить по-христиански: что это значит?

 

Говорят, Православие — трудная религия. Так ли это? Современному человеку очень трудно бывает обрести веру и прийти в Церковь. Но Господь стучится в сердце каждого человека, и множество наших современников, уже будучи взрослыми, сознательными людьми, открывают для себя глубину православного вероучения, переступают порог храма. И начинается для каждого из них счастливое и одновременно очень трудное время — время, когда человек, по сути, строит новые взаимоотношения с Богом и людьми. «Он (человек) движется во многом на ощупь, он ищет — ни много ни мало! — новый образ жизни для себя» — замечает один из авторов книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Саратовской епархии и называется – «Жить по-христиански: что это значит?» ***

Кажется, что в то время, когда человек идет к Богу, не бывает мелочей: вопросы о том, какой должна быть внутренняя жизнь христианина (например, как научиться молиться и что читать) так же важны, как и проблемы, на первый взгляд, чисто «внешнего» свойства: что носить, как питаться в пост, как общаться с друзьями, которые не разделяют твоего «увлечения религией»... Наш «ветхий человек» активно сопротивляется переменам, и со временем, после периода первого воодушевления, приходят помыслы сомнения, чувство уныния и ощущение богооставленности, желание вернуться к прежним привычкам и пристрастиям. И к этому тоже нужно быть готовым: как говорится, кто предупрежден, тот вооружен...

В этот сборник вошли работы известных современных церковных авторов — в основном, священнослужителей, духовников, которые не понаслышке знают, с какими проблемами сталкиваются в своей жизни сегодняшние православные христиане и какие ошибки допускают на своем пути к Богу. Издатели попросили их поразмышлять на предложенные темы, ответить на вопросы, которые нам часто задают. Чрезвычайно важно то, что наши собеседники стараются не только подсказать читателю верное направление пути, но и дают советы чисто практического свойства: как (по выражению замечательного духовника нашего времени, старца Паисия Святогорца) «настроить свой радиоприемник на нужную волну». Конечно, научение христианству — слишком обширная, практически неисчерпаемая тема, да издатели и не ставили перед собой задачу ответить сразу на все вопросы. Первыми советчиками в христианской жизни должны быть Евангелие и книги святых отцов. Но дадим слово и нашим современникам: ведь кто был искушен, может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18).

Автор первой статьи, вошедшей в этот сборник - игумен Нектарий (Морозов). Он говорит о том, что «НЕЛЬЗЯ ПРИНИМАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ «В ОБЩЕМ». Человек, который обрел веру, пришел в храм, входит в церковную жизнь постепенно. Он движется во многом на ощупь, он ищет — ни много ни мало! — новый образ жизни для себя. Очень важно при этом попытаться понять: а каким должен стать человек, назвавшийся и действительно ощутивший себя христианином? Что должно измениться в его жизни после того, как он переступил порог храма, поняв, что истина именно здесь? Почему перемены вообще необходимы? Возможно, впрочем, - говорит отец Нектарий, - что кто-то спросит и о другом: откуда вообще эта мысль о необходимости каких-либо перемен? Почему человек не может просто жить — так же, как жил и прежде, но теперь уже обогащенный познанием истины? Если в поисках ответа на этот вопрос мы обратимся к Священному Писанию Нового Завета, то увидим, что каждый, кто приходил ко Христу, обязательно переживал подобное изменение. Ярче всего это проявилось в случае с гонителем Савлом, претворившимся после чудесного явления ему Спасителя на пути в Дамаск в апостола языков Павла.

Автор второй статьи - А.И. Осипов говорит о том, что «ИСКАТЬ НАДО НЕ СОВЕРШЕНСТВА, А СМИРЕНИЯ». «Что является подлинным центром жизни православного христианина? Точнее, что должно являться этим центром? Ответ очевиден: жизнь духовная. Но какие подчас сбивчивые представления о ней имеет современный человек, причем не «внешний», а самый что ни на есть «церковный»! Основная беда наша, по словам Алексея Ильича, заключается в том, что мы теплохладны. Нет у нас того горения к Богу, которым обладали некоторые люди, вошедшие в историю Церкви, как святые, великие, преподобные. А отличало их прежде всего какое-то поразительное искание Бога. В начале XX века у представителей русской интеллигенции пробудился этот необычайный огонек искания: где же Истина, есть ли Бог, зачем я живу, каков смысл моей жизни и жизни человечества? В настоящее время происходит нечто подобное. Но у подавляющего большинства современных людей, как и тогда, нет этого огня, который жег бы душу, заставляя ее искать ответы на эти вопросы. А ведь нельзя разжечь огня, не имея искры».

Как говорит Алексей Ильич, «убеждение в том, что христианская жизнь состоит в исполнении церковных установлений (поста, молитвенных правил, принятия таинств, посещения богослужений, участия в них и прочее), то есть во внешнем благочестии, — это та беда, которая промыслительно ярко отражена в Евангелии. Когда пришел Христос и сказал скрупулезным исполнителям Закона не в бровь, а в глаз: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23, 25), то возмущению их не было предела. Кончилось это, мы знаем, чем, — распятием Христа. Оказывается, исполнение внешних религиозных предписаний без внимания к своей внутренней жизни может окончиться полной катастрофой. Самообман состоит в том, что, исполняя всё внешнее и не думая о том, чтобы свою жизнь соразмерить с евангельскими заповедями, легко записать себя в святцы, возгордиться и превратиться в сущего дьявола. О подобных «праведниках» так и говорят: «святой сатана». Христианская, евангельская нравственность требует другого: не только твои дела и слова, но даже и твои мысли, чувства, настроения должны соответствовать тому духу, который называется Христовым».

Автор третьей статьи - протоиерей Алексий Уминский размышляет на тему – «ПУТЬ ХРИСТИАНИНА: РАДОСТЬ ИЛИ ПЕЧАЛЬ?» Как отмечают издатели, сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные?  Действительно, - говорит отец Алексий, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. Бывает, что за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, скорбь от осознания своей греховности. А бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ею истинное чувство покаяния. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости. Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью о Христе и печалью по Богу? Об этом беседует с читателем отец Алексий Уминский.

О скорбях в жизни христианина говорит следующий автор этой книги - архимандрит Мелхиседек (Артюхин) в статье - "КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ..." В жизни каждого человека случаются радости и огорчения. Бывает и так, что ни с того ни с сего наступает апатия, ничего не хочется делать, и в сердце поселяются гнетущая пустота и безразличие. Это состояние еще называют унынием, и оно знакомо многим — в той или иной степени. Уныние очень опасно. Оно приводит к страшным последствиям — к равнодушию и умиранию души. Каковы причины этого состояния и как с ним справиться? На этот вопрос можно ответить очень просто - "Уповайте на Господа". Как отмечает отец Мелхисидек, "На вопрос, почему мне дана эта скорбь и печаль, который многие люди задают себе каждый день, а то и по нескольку раз в день, ответ можно найти в молитве: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое поем и славим». Поясню: у всех нас есть жизненный крест. у каждого — свой; и те скорби, которые мы претерпеваем, неся свой крест, не бессмысленны, не напрасны, не случайны... Всё вовремя и никак не по ошибке. У каждого человека есть своя Голгофа, и терпение этой Голгофы приносит человеку неизреченные слезы и неизреченные радости. Подробнее об этом в статье отца Мелхиседека.

Кроме того в данную книгу вошли статьи митрополита Саратовского и Вольского Лонгина - "Человек боится Бога", протоиерея Михаила Дудко -" В Церкви надо переделывать не ее, а самого себя" и Марины Журинской "Люди добрые". Завершает сборник снова размышления игумена Нектария (Морозов). "Просто стать хорошим человеком". Духовная жизнь в сущности своей очень проста — естественна для человека, представляющего собой союз материального и духовного. И в то же время сложна, поскольку мы пребываем в состоянии падения, поражены грехом, сами в полном смысле этого слова — неестественны. И как следствие — забываем или не замечаем подчас совсем простые, азбучные истины, без постижения которых путь к духовному совершенству невозможен. Какие именно? Ну, например, такую, что нельзя стать хорошим христианином, не став при том... хорошим человеком.

 

*** Этот сборник адресован человеку, начинающему жизнь в Церкви. В него вошли статьи известных современных церковных авторов: митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, профессора Алексея Ильича Осипова, настоятеля московского храма святой Троицы в Хохлах протоиерея Алексия Уминского, настоятеля Подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве игумена Мелхиседека (Артюхина), ключаря Успенского кафедрального собора Лондона протоиерея Михаила Дудко, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове игумена Нектария (Морозова), главного редактора журнала «Альфа и Омега» М.А. Журинской. Говоря о том, как жить по-христиански в современном мире, авторы стараются не только подсказать читателю верное направление пути, но и дают практические советы. Да, Православие — трудная религия. Но то, что досталось нам с трудом, то, что выстрадано, особенно дорого нашему сердцу. А стремление научиться жить по-христиански - труд очень благодарный. Не случайно же сказал Спаситель: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать