У книжной полки. 21 мая

21 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Избранные проповеди 1986-1995.

 

«Христианство - это подвиг жизни, это крестоношение, это труд», - говорил архимандрит Иоанн Крестьянкин. «Его собственная жизнь, - отмечает митрополит Иларион (Алфеев), - была подтверждением этих слов. Он был рукоположен в священный сан в год окончания Великой Отечественной войны, но уже спустя пять лет оказался в заключении. После семи лет лагерей и ссылок отец Иоанн двенадцать лет служил на приходах, и за эти годы его шесть раз перемещали с прихода на приход. В 1966 году он принял постриг от одного из абхазских пустынников, а в следующем году поступил в Псково-Печерский монастырь. После этого - почти сорок лет подвижнического труда по духовному окормлению сотен и тысяч православных верующих». После упокоения старца нам осталось его бесценное духовное наследие, сохранившееся в проповедях отца Иоанна. Сборник избранных проповедей, выпущенный Издательством Правило веры, мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Первое издание книги «Избранные проповеди 1986-1995» вышло в свет в 1995 году - к 50-летию иерейской хиротонии отца Иоанна (Крестьянкина) - как некоторый итог его пастырского служения. Особая ценность этой книги в том, что это единственный сборник, проповеди для которого отец Иоанн сам отобрал, выстроил их последовательность, подготовил вступление и заключение, контролировал процесс работы, утвердил и благословил издание. В этих проповедях он открывает читателю духовный смысл событий, происходящих, по Промыслу Божию, сейчас в России и мире; научает человека вниманию к своей бессмертной душе; уясняет путь к наследию Царства Небесного; предостерегает избравшего жизнь по Богу от легкомыслия и дерзости. Фотографии, включенные в книгу, отражают 50-летний путь священнического служения отца Иоанна – от первого дня иерейства до службы на праздник Успения Пресвятой Богородицы в юбилейном 1995 году.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - такими словами начинает свою проповедь каждый священник, выходя на амвон и призывая прихожан внимательно слушать слова о Боге, о святыне, о святых. Такими словами отца Иоанна открывается и эта книга. Как отмечает отец Иоанн, в этих «кратких словах Господь заключил и всю сущность христианской веры, и все основание христианской жизни. Этой молитвой Христос засвидетельствовал веру в Единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Сам Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый — все Едино присутствуют в ней и несут столь привычное для нас чудо, источник жизни и бессмертия, таинственную и мощную силу — жизнь, одухотворенную Богом. Основание же христианской жизни в том, что «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу…» (Пс. 113:9). А это значит, что не во имя свое, не ради славы своей и своих земных выгод, но для Бога, ради Бога и во славу Божию будет созидаться последующее за молитвой дело. Божиим именем оно освящается, малое ли, великое ли, и Божией помощью и Божиим смотрением даст плод на пользу души во спасение».

По словам отца Иоанна, «эта молитва есть та спасительная печать, запечатлевающая принимающих ее во спасение; — она есть ключ, отверзающий ум и все силы души к принятию Слова Божия; — она есть страж, охраняющий чистоту души, ума и сердца». «Дорогие мои, - говорит старец, - примем же сознательно и вдумчиво Божий дар - святыню этой молитвы - и на заре начинающегося дня, когда поставляет она нас пред иконами на утреннее поклонение Богу, и в течение дня, испрашивая Божие благословение на всякую нашу духовную и житейскую потребу, и ею же начнем и свою вечернюю жертву Богу пред отходом ко сну». А силой этой великой молитвы, по словам старца, в сердцах наших должна произрастать еще одна, все побеждающая, все освящающая, все возрождающая молитва: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, предавшей нам исповедание о Себе!» К этому призывает нас отец Иоанн своей проповедью, которая открывает этот сборник.

А продолжают его слова, сказанные старцем на протяжении девяти лет, в разные периоды церковного года. Так, открыв сборник, вы найдете проповеди, произнесенные в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси), в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, на притчу о злых виноградарях, о пути спасения, о Закхее и о перенесении мощей святителя Иоанна Златоуста, и многие другие. Ну а мы с вами остановимся на двух проповедях. Первая из них была сказана в в Неделю 6-ю по Пасхе. Здесь отец Иоанн в частности говорит: «Други наши, приближается тот день, когда радостное пасхальное «Христос воскресе», коим мы встречаем теперь друг друга, уступит место будничному приветствию. И только раз в неделю церковные службы и календарь будут напоминать всем живущим о Воскресении Христовом, о смысле и цели жизни, о воскресении души в Боге.

А шесть недель по Пасхе воскресные Евангелия предлагали вниманию и размышлению нашему глубоко назидательные истории становления души на пути спасения. «Господь мой и Бог мой!» — взывал святой апостол Фома, научая нас только в Спасителе видеть свое личное спасение и еще научая ощущению пагубы своей, из которой извлекает Спасающий (Ин. 20:28). Святые жены–мироносицы сна не давали очам и веждам дремания, служа возлюбленному Спасителю до дня, пока не обрели Его воскресшим. И они, подобно Фоме, не языком, но сердцем исповедовали любовь ко Христу, ко спасению. «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже», — говорит Господь расслабленному, говорит и нам о страшном разрушающем действии греха на душу и тело (Ин. 5:14). Грех — мрак и туга [печаль] — отделяет нас от Источника жизни — от Бога. И только милость Божия, ожидающая нашего покаяния и обращения, терпит нас и помогает обратиться от смерти в жизнь. Беседа Спасителя с самарянкой учит нас от внешнего внимания к слову Божию переходить к внутреннему прилежанию, к стоянию в истине.

И вот нынешний воскресный день, именуемый Неделей о слепом, — последнее воскресенье перед отданием Святой Пасхи. На первый взгляд простое и одновременно чудесное событие: дарование зрения тому, кто родился слепым, дарование зрения тому, кто никогда не видел солнечного света, не видел красот Божьего мира. В нашем понимании — несчастнейшего человека и страдальца безнадежного. Но, судя по тому, что написано в Евангелии об этом человеке, на котором явилось чудо Божие, он был сильным и мужественным, он нес свою обездоленность и горе без ропота, ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: «…ни сей согрешил, ни родители его, — а дальше замечательные слова — но да явятся дела Божии на нем» (Ин. 9:3). И сила Божия в простых, ничем не предвещающих чуда действиях, совершает чудо». Об этом чуде, а также о нашей духовной слепоте, о том, что ее порождает, и что врачует и говорит старец в своей проповеди в Неделю 6-ю по Пасхе.

В нынешнем году этот воскресный день совпал с празднованием дня памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, о котором также особо говорит отец Иоанн в двух своих проповедях. Правда, проповеди эти были сказаны в осенний день памяти ученика Христова, 9 октября, когда Святая Церковь прославляет еще и святителя Тихона Московского, который также следовал путем апостольского служения, но в 20 веке. Промысел Божий, по словам отца Иоанна, поставил рядом с апостолом любви — Патриарха Московского и всея России Тихона. И с тех пор, говорит отец Иоанн, «две свечи горят ныне в Церкви нетленным Фаворским светом, освещая и нам своей жизнью путь к небу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — первое звено в неразрывной цепи благодатного преемства от Самого Господа Иисуса Христа в I веке христианства, и звено последнее — святитель-мученик Тихон, на двадцать столетий удаленный от дней пребывания Христа Спасителя на земле».

По словам старца, «они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины, слово любви, слово спасения — слово жизни. Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон — среди ужасов насилия, сокрушений последнего времени, мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит, что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один — открывая миру тайну Спасения, другой — утверждая ее, как подвиг жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность их подвига любви и всецелой преданности Богу соделала их чадами Божиими и светильниками миру. И эта общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера, и днесь, и вовеки Той же, и всякий, творящий правду во всякое время, любезен Ему».

 

*** «Живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития» - так определяет значение подвига старца Иоанна для наших дней наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев). «Думаю, - говорит он, - что батюшку отца Иоанна можно сравнить с апостолом Иоанном Богословом, его небесным покровителем, потому что он совершал апостольское служение в наше смутное время, проповедовал о любви Христовой и, как апостол Павел, входил во все тонкости человеческой жизни и давал мудрые христианские советы». Для многих людей в свое время он стал руководителем в жизни духовной на пути ко спасению. И продолжает оставаться таковым по отшествии в жизнь вечную, благодаря своим благодатным наставлениям, письмам, и, конечно, проповедям, избранная часть которых представлена на страницах этого сборника. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать