Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сердцем я с вами... К 60-летию преставления преподобного Рафаила Оптинского, исповедника.
19 июня 2017 года исполнилось 60 лет со дня преставления одного из замечательных оптинских подвижников - преподобного Рафаила (Шейченко). Наша страна после Великой Отечественной войны отстраивалась и налаживала хозяйство. Завершение эпохи сталинской тирании вселяло в измученных русских людей хрупкую надежду на перемены... Однако на смену одним трудностям приходили другие - гонения хрущевские. Угрозы «показать по телевидению последнего попа», новый виток закрытия храмов и монастырей, новое ужесточение давления на Русскую Церковь в атеистическом государстве... Но ни какие гонения не могут искоренить святых подвижников, которые всегда были, и будут вставать на защиту веры Православной, на проповедь Христа. И будут к ним тянуться люди, жаждущие духовной пищи. Таким подвижником был и преподобный. Рафаил, которому посвящена книга, выпущенная в свет издательством Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Она называется - «Сердцем я с вами...». ***
Книга «Сердцем я с вами...» подготовлена к 60-летию со дня преставления преподобного Рафаила Оптинского (Шейченко), исповедника. В издании представлено жизнеописание подвижника, иллюстрированное редкими архивными и современными цветными фотографиями. Как отмечают издатели, отец Рафаил был одним из последних насельников Оптиной пустыни. Он принадлежал к числу тех, кто не мыслил жизни вне служения церковного. Отказаться от убеждений, доносить на других в безбожное время он не мог и не хотел. А единственное, чего по-настоящему хотел, – быть верным Христу. Отец Рафаил скончался в 1957 году, через два с небольшим года после очередной «отсидки». Общий срок его пребывания во узах исчислялся двадцатью годами.
Автор книги, монахиня Евфимия (Аксаментова), о преподобном Рафаиле исповеднике пишет следующее: «пришел он в Оптину перед самым закрытием монастыря. Пришел не от какой-либо нужды или душевной безысходности - пришел по призванию, с радостью и горением духа. Как и всякий серьезный и основательный человек, прежде испытав свое произволение: твердо ли оно, прочно ли? Об иночестве, по собственному признанию, мечтал с детских лет. «От дней детства, - говорил отец Рафаил, - я со всей пылкостью чистой юной души любил и жаждал святого иноческого жития». Оптину посещал он не один раз перед своим поступлением. Вероятно, это были годы с 1909 по 1913 - когда Родион Шейченко (так звали его в миру) закончил земское училище, начал сам зарабатывать и на личные сбережения мог позволить себе паломничество. Возможно, юношей застал еще и старца Варсонофия (Плиханкова), с учеником которого - преподобным Никоном (Беляевым) - близко сошелся впоследствии.
Более подробных сведений о юности, о родительском доме будущего исповедника не сохранилось. По всей видимости, семья была благочестивая, если жажда монашеского подвига возникла у Родиона так рано - живой пример близких и домашняя обстановка играют важную роль. «Дети – это тончайшая фотопленка, на которую быстро и неизгладимо запечатлевается все», - заметит позднее подвижник в своей переписке. Известно, что из его родного села Велико-Михайловка многие уходили на Святую Гору Афон, о чем свидетельствуют документы. О дне, когда после демобилизации в 1918 году прибыл в Оптину, чтобы остаться навсегда, отец Рафаил поведал в одном из писем. Что это за одухотворенное воспоминание, по красоте своей не уступающее вдохновенным произведениям иных замечательных литераторов! Вот только писал его лагерный узник - голодный, измученный и больной. Надо было немного ободрить и адресата, и себя самого памятными картинами светлых дней начала иноческих подвигов...
Незабвенные картины, незабвенная пора… Вот строки этого письма: «Я остановился у святых ворот, погруженный в думу, как «тот» путник, русский богатырь на распутье дорог. Да, было над чем призадуматься и мне, было что решить, и решить навсегда и безвозвратно... Я нес сюда, к честным стопам старцев, а паче к подножию святого Креста Христова свою волю, свою юность и жизнь. Я шел сюда умереть для мира... Душа моя рвалась войти...» Настроение богомольца, пришедшего к святым вратам монастыря, чтобы поселиться в Доме Божием, - по мнению автора, - выдает в отце Рафаиле тонкость и красоту душевного устроения и, наряду с твердостью воли, чистоту сердечных переживаний. Он выбрал Оптину всем своим существом раз и навсегда. Уже тогда, весной 1918, послушник Родион понимал, в какое непростое время он решил встать на монашеский путь.
В феврале особым Декретом Совета народных комиссаров Церковь была отделена от государства. Это развязывало властям руки для посягательств на монастырскую собственность, грабежа и безобразий. К тому же в стране начиналась Гражданская война, беспорядки, голод. В этом же 1918 году знаменитую Оптину формально закроют. Обитель станет именоваться «племенным хозяйством», а братии будет позволено оставаться на месте лишь в качестве местной рабочей силы. Совершать богослужение им разрешат, но отнюдь не во всех монастырских храмах. Конечно, у людей в те годы еще теплилась надежда, что революционное потрясение - явление временное, что все как-то само собою образуется, наладится, вернется на круги своя. Однако оптинские духовники, к кельям которых все еще нес свои горести верующий народ, глубоко чувствовали весь драматизм событий, тревогу тех лет и не питали иллюзий в отношении будущего... Духоносные же старцы предрекали русскую голгофу еще в прошлом столетии. Оптинцы хранили в памяти предсказание старца Льва, который перед кончиной со слезами благодарил Бога за то, что не увидел и не увидит тех скорбей, какие постигнут будущие поколения иноков. Предрекал трагические испытания и замечательный старец Варсонофий, почивший в 1913 году.
Послушник Родион, получивший ветеринарное послушание ото дня своего прихода в обитель, так и нес его при новых хозяевах монастырской собственности. Этот тяжелый труд, которому он был обучен еще в годы своей воинской службы, давал ему своеобразное преимущество: он мог продержаться в монастыре до последнего. Послушник приносил «общественную пользу» и попадал, как трудовой человек, в нужную, «правильную» классовую прослойку. Родион молился, посещал, пока было возможно, богослужения, пел на клиросе; укреплялся духовно, общаясь с опытными иноками, в том числе, конечно, с преподобным Анатолием и преподобным Нектарием - последними представителями великой оптинской традиции старчества, вступившими в эпоху гонений... Тогда же началась его дружба с отцом Никоном (Беляевым) - «незабвенным», «другом и собратом», как назовет его впоследствии в письмах отец Рафаил.
По самой природе своей трезво смотрящий на мир послушник Родион не приходил в уныние от картины того будущего, которое становилось все очевидней: классической монастырской жизни, о которой он так мечтал, больше не будет. Но его чистой душе благодатным образом открылось в те дни и то, что любить своего Спасителя и быть верным Ему можно и нужно в любых обстоятельствах. Это - главное. Как и то, что человек с легкостью может вознерадеть и опустить руки при самых благоприятных внешних возможностях. В 1923 году Оптину окончательно закрыли, изгнав всю оставшуюся братию. В 1927 году начались массовые аресты. Тогда ОГПУ закрыло почти все храмы города. Тогда же был арестован иеромонах Никон, будущий исповедник. Больше они не увидятся. Родион лишится одного из немногих, с кем мог посоветоваться, поделиться переживаниями, думами, наболевшим. Быть может именно в то время, перед арестом отца Никона, преподобный Рафаил решил непременно, при первой же возможности принять монашеское пострижение - осуществить мечту!
В 1928 году он принимает постриг, затем диаконский сан. Это в корне меняет и его социальный статус, и дальнейшую жизнь. Отец Рафаил словно вычеркивает себя из категории «благонадежных» граждан и становится «ярым и закоренелым религиозником», как впоследствии его охарактеризуют в доносах. В 1930 году около сорока козельских черноризцев-оптинцев подверглись единовременному аресту - «вражеская группировка», «заговорщики», «контрреволюционеры» и «подстрекатели». Среди них оказался и отец Рафаил. Для исповедника начались долгие годы ссылок и лагерей. Освободился он только в 1955 году, после того, как началось массовое освобождение из лагерей по неправосудным приговорам. Последние неполных три года жизни преподобного Рафаила в Козельске стали годами, когда духовные дарования старца были явлены в полной мере для всех тех, кто приходил к нему за советом и утешением.
Его слово звучало для вопрошавших как слово оптинских старцев, как их драгоценное благословение. Его ласку и сердечность сравнивали даже не с материнской - с лаской бабушки - родного человека, чья нежность превосходит материнскую своей мудростью и выстраданностъю. К нему ехали в холодные хрущевские времена, чтобы отогреться, чтобы получить облегчение от беспросветной тоски и уныния. Преподобный Рафаил скончался от сильной пневмонии и последовавшего затем инсульта - простудился, когда на Троицу, в холодном и дождливом июне 1957 года, одну за одной служил панихиды на козельском кладбище. Такие похороны видел не всякий город. До своего последнего пристанища гроб отца Рафаила путешествовал целый день - так много людей желало проститься со старцем-утешителем.
*** По словам монахини Евфимии, «в духовной жизни все начинается с труда - подчас томительного, лишенного сладостных утешений или новизны впечатлений, в которых так нуждается человек... Жизнь наших исповедников и мучеников в годы гонений XX века была именно таким тяжелым и безвидным трудом - вовсе не блистательным и красивым в своем трагизме внезапным уходом в вечность. Но именно кропотливая нравственная работа, долголетнее стояние в вере и соделали их способными добровольно пойти на зов Божий и оказаться в числе Его избранников. «Сердцем я с вами...» - обращается к нам преподобный Рафаил исповедник, словно призывая к этой трезвости духа, обещая свою помощь. Осталось совсем немного - откликнуться своим собственным сердцем на этот зов».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!