Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сергей Иосифович Фудель. Путь отцов.
«Как читать отцов-подвижников нам, мирским людям, и как их учение может войти в нашу жизнь?» Над этим вопросом в 20 столетии размышлял известный сегодня многим религиозный писатель Сергей Иосифович Фудель. Изучение Священного Писания и святоотеческих творений, и долгие раздумья над прочитанным, нашли свое отражение в литературном труде писателя под названием «Путь отцов». В 60-х «оттепельных» годах религиозный самиздат подхватил книги Фуделя, и одной из первых в его обращении стал «Путь Отцов», несмотря на необычно большой для такого способа распространения объем в две с половиной сотни машинописных страниц. По словам протоиерея Владимира Воробьева, «в то время, когда даже Евангелие найти было трудно, когда «глад слышания слова Божия» достиг небывалой силы, эта и последующие работы Сергея Иосифовича «жадно читались ищущими веры и духовной жизни». С любовью собранные Сергеем Фуделем слова, приоткрывающие духоносную жизнь святых, как «приоткрытые двери в их кельи», стали источником вдохновения для многих. Книгу Сергея Иосифовича Фуделя «Путь отцов», выпущенную в свет в Издательством «Русский путь», мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Как говорится в предисловии книги, религиозный писатель Сергей Фудель родился 31 декабря 1900 года (по старому стилю) в семье известного московского пастыря протоиерея Иосифа Фуделя, в то время - священника Бутырской тюрьмы. По окончании гимназии учился на историко-филологическом факультете Московского университета, а затем — на отделении русского языка и литературы Московского Военно-педагогического института. В гимназические годы, и после, посещал заседания Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Был знаком со многими выдающимися мыслителями и деятелями культуры, принимал участие в организации лекций отца Павла Флоренского. С юности был близок к старцам Оптиной и Зосимовой пустыней.
В его жизни уместились три ареста, двенадцать лет тюрьмы и ссылки, а между ними — годы войны, проведенные в армии. Так, 23 июля 1922 года Сергей Фудель был арестован за деятельность, направленную против «обновленческого» церковного раскола, в частности за распространение нелегально отпечатанного послания святителя Агафангела (Преображенского) к верным чадам Православной Русской Церкви. В декабре Сергей Иосифович был отправлен по этапу в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), а затем село Княж-Погост Усть-Вымского уезда, где отбывал ссылку до 1925 года. На этапе и в ссылке близко общался со многими выдающимися иерархами Русской Церкви, впоследствии прославленными в качестве ее новомучеников: митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Фаддеем (Успенским), епископом Афанасием (Сахаровым), епископом Николаем (Добронравовым).
По возвращении из ссылки Фудель жил в Москве, работал экономистом, затем старшим научным сотрудником Института плодоовощной промышленности. 1 января 1933 года последовал новый арест по обвинению в «антисоветской агитации», а также «недонесении о контрреволюционном преступлении» троюродной свояченицы, которая предоставляла греческому посольству «информацию о положении русской интеллигенции, о положении церквей при советской власти, о гонениях на Церковь». В феврале Сергей Иосифович был отправлен в ссылку на станцию Явенга между Вологдой и Архангельском. 30 мая его отослали на работы по лесозаготовке в лагере близ г. Вельска (Архангельская область). В июле переведен для отбывания ссылки в Вологду, где находился до января 1936 года.
В 1936-1942 годах семья Фуделей жила в Загорске (ныне Сергиев Посад). В годы Великой Отечественной войны Сергей Иосифович служил рядовым в войсках, отвечавших за охрану воинских грузов. По возвращении в 1945 году устроился на работу в Москве секретарем кафедры Военного института иностранных языков. В мае 1946 года он был арестован по делу об «антисоветском церковном подполье». Последовало семь месяцев заключения в Бутырской тюрьме, затем пятилетняя ссылка в Красноярский край, отбыв которую Фудель поселился в городе Усмань Воронежской области. Некоторое время он работал здесь счетоводом, подрабатывал частными уроками английского языка. Пятнадцать последних своих лет Сергей Иосифович прожил во Владимирской области, в Покрове, где служил псаломщиком. Скончался писатель 7 марта 1977 года и был похоронен на местном кладбище.
Свою первую литературную работу «Моим детям и друзьям» Сергей Иосифович написал в 1955-1956 годах. Вскоре после этого начался труд над «Воспоминаниями» и антологией «Путь Отцов». Затем последовали и другие литературные произведения, которые в России стали публиковаться в лишь с 1991 года. В 2001-2005 годах издательство «Русский путь» на основе выверенных текстов, сохраненных друзьями автора, опубликовало трехтомник, в который вошли все предназначавшиеся для печати произведения Фуделя, а также выявленные к тому времени письма. Рассказывая о книге «Путь Отцов», автор предисловия протоиерей Николай Балашов отмечает, что «первоначальную редакцию антологии Фудель завершил в Усмани 23 марта 1957 года, в канун Крестопоклонной недели Великого поста. Основой послужили составленные им за первые годы после возвращения из сибирской ссылки тетради «выписок из творений и писем Отцов-подвижников».
Главным образом, - говорит отец Николай, - они были почерпнуты из «Добротолюбия» в русском переводе святителя Феофана Затворника. Немало выписок было сделано и из других подвижнических творений: «вопросоответов» Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, слов преподобного Симеона Нового Богослова, наставлений преподобного Серафима Саровского, изречений русских подвижников благочестия 18 и 19 веков, сочинений святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, писем старца Амвросия Оптинского, дневниковых записей аввы Силуана Афонского. Заглавие работе, возможно, было дано не без влияния также составленной в основном из святоотеческих цитат книжки «Забытый путь опытного богопознания», выдающегося русского православного писателя и философа Михаила Александровича Новоселова, старшего друга Сергея Иосифовича в дни его юности.
«Вообще, - как свидетельствует отец Николай, - образ простирающегося вдаль пути, восходящий, конечно, к евангельским словам Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), принадлежал к числу излюбленных метафор Фуделя в его эпистолярном и литературном творчестве. Этим внутренним прозрением 22-летний автор впервые поделился в письме другу из усть-сысольской ссылки: «Перед глазами все время стоит образ какой-то дороги, пути. А в ушах все время звучит голос — не то тревоги, не то радости. Ах, как иногда ясно видишь эту дорогу, как иногда близко слышишь этот голос (не то тревожный, не то радостный). Один путь, один путь. Как бесплодные стручки отпадают сомнения, отходит туман нерешительности. Усыхает в душе сладость мира. Все упрощается в ней (точно стараясь найти свою первоначальную простоту) упрощением истины и для истины, для всецелого погружения в нее, в Церковь, для безоговорочного отдания себя ей со мыслью, словом, желанием, вкусом, трудом, волей; упрощением дороги и пути и того голоса, для разоблачения той сложности, которою маскируется беспутность лени»».
О том, что именно в запертой бутырской камере ощутимо открылась перед ним «большая и радостная дорога» следования по проселкам галилейским в поисках образа Учителя, Фудель написал в Усмани в «тюремной» главе своих «Воспоминаний». Еще остерегаясь считать себя «писателем» и укрываясь смиренной ролью «переписчика Отцов», Сергей Иосифович видел теперь свою задачу в том, чтобы во времена недоступности святоотеческой литературы для подавляющего большинства верующих в России поделиться хоть с кем-то — прежде всего с близкими людьми — теми огненными словами, от которых в прожитые годы загоралось его собственное сердце. Несмотря на краткость авторских обобщений и комментариев, связующих воедино более чем тысячный массив выдержек из библейских, литургических текстов и творений свыше семидесяти духовных писателей разных времен, «Путь Отцов» — не просто хорошая коллекция цитат. Это глубоко пережитый духовный опыт автора открывается здесь на каждой странице. Не доверяя себе, Фудель отдал рукопись на отзыв старому другу по зырянской ссылке — строгому подвижнику епископу Афанасию (Сахарову). И получил одобрение святителя, а впоследствии также старцев знаменитой Глинской пустыни. Сегодня этот труд доступен более широкому кругу читателей.
*** В конце жизни Сергей Иосифович определял цель этой своей книги так: «Дать современному христианину, живущему "в миру", сборник для чтения по монашеской аскетике, вне которой непонятно то первохристианство, к которому, очевидно, постепенно будет возвращаться ход церковной истории». Составитель стремился к преодолению привычного для многих раздвоения христианства на «жизнь духовную для монахов и жизнь недуховную для мирян»" — раздвоения, доставшегося в качестве «самого тяжкого наследства» от ушедшей долгой эпохи церковного благополучия. Много было скорбного в жизни этого человека, но Сергей Фудель прожил жизнь и встретил смерть с песнью благодарности Богу в душе. Он стремился поделиться с другими, особенно с молодыми. Поделиться прежде всего свидетельством о том, что значила для него Церковь Православная, и он засвидетельствовал это в своих произведениях, и в частности в книге «Путь отцов».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 27 апреля 2024 года
У книжной полки. Уроки по Закону Божию
«Православный на всю голову!». Об опыте борьбы с гневом
Благая часть. 26 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!