У книжной полки. 12 мая

12 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монах Лазарь (Афанасьев). Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова).

 

В летописи Оптиной пустыни сохранилась такая запись: «1873 года, апреля 27-го поступил в скит послушник Николай Васильев Тихонов, двадцати годов от роду, из мещан города Ельца Орловской губернии». Юноша пришел в обитель спросить совета, и остался там до конца жизни. Ведь здесь в Оптиной пустыни он обрел свое истинное назначение. Возрастая под руководством великих старцев, послушник Николай через 3 года был пострижен в иноческий рясофор, а спустя еще 11 лет – в мантию. При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского. Впоследствии много людей прошло через старческую хибарку отца Нектария. Многие из них оставили свои воспоминания о нем. На основе этих воспоминаний и других документальных свидетельств была составлена книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется - «Наставник и чудотворец: Жизнь Оптинского старца преподобного Нектария (Тихонова)». ***

Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и продолжает собой серию - «Подвижники благочестия XX века». Автор книги - монах Лазарь (Афанасьев) - член Союза писателей России. Он автор многих книг - стихов, прозы, литературоведческих и исторических, сочинений духовного характера. Среди них десять книг об Оптиной пустыни. Особое его направление — рассказы, стихи и сказки для отроков. Как отмечают издатели, в этой новой книге, посвященной преподобному Оптинскому старцу Нектарию, отдано предпочтение документам. Вместе с авторским текстом они рельефно воссоздают образ великого прозорливца и молитвенника, одного из последних оптинских старцев.

В предисловии автор пишет: «Какие они великие и непостижимые, Божьи дела! Какими великими дарами может Он почтить Свое создание - человека! В данном случае я имею в виду монахов - старцев-наставников, подвижников суровой аскетической жизни. Таковые люди - прозорливцы и чудотворцы - являлись среди христиан во все века. Это были поистине Божьи избранники. Через Бога, научаемые Им, служили они людям, наставляя их на путь вечного спасения, удерживая от падений, исцеляя от духовных и телесных болезней. Каждый из них - в своей мере - повторял земной путь Иисуса Христа. Иногда возникали такие чудесные явления, как непрерывная цепь старцев, - например, в Оптиной пустыни. Здесь, как свеча от свечи, - друг от друга - возгорались их великие души чудесными способностями, главная из которых - ведение Божьей воли по отношению к конкретным людям, обращавшимся к ним за духовной помощью.

В Оптиной пустыни цепь этих великих наставников протянулась от старца Льва (Наголкина) до старцев Нектария (Тихонова) и Никона (Беляева). О них много написано - есть очень хорошие их жития, краткие и пространные, сохранились и частично изданы их переписка, дневники, воспоминания о них и документы. Все они прославлены нашей Церковью во святых Божиих. Надо сказать, что, конечно, никто из писавших о них не выразил их жизни и деятельности во всей глубине, — это в принципе невоз­можно. Тем не менее много полезного почерпаем мы в описании их духовной деятельности. В жизни Оптинских старцев все поучительно; каждое слово и каждый их поступок. Дерзнул и я, - говорит автор, - составить книгу об одном из них - о преподобном Нектарии».

Эта книга повествует о жизни старца от первых ее дней до последних. Мы же вкратце расскажем лишь о нескольких ее периодах. Как повествует автор, детство будущего старца, а тогда еще Николая Тихонова, «прошло в бедности. Отец, последнее время трудившийся на мельнице, человек весьма благочестивый, скончался, когда мальчику было лет семь. Перед кончиной он благословил сына иконой святителя Николая, с которой тот не расставался до конца своих дней. Мать зарабатывала на жизнь поденной работой - стирала, но главным образом шила на заказ. Как и покойный ее супруг, она была глубоко верующей и сына воспитывала в православных обычаях. Как ни мало было у нее денег, не имея возможности отдать сына в городскую школу, она посылала его учиться церковнославянской грамоте к простому дьячку за медные гроши. Помогали семье крестные Николая, которых он, как и родителей, потом всегда с благодарностью вспоминал».

Как отмечает автор, «учился Николай хорошо - у него были способности быстро постигать «научность», как он говорил позднее. Постиг он и русскую, и церковнославянскую грамоту, начал читать, с особенным прилежанием - духовные книги. В церковь ходил с матерью, потом и один. Бывал в елецких монастырях и в огромном Воскресенском соборе, высившемся над городом. Богослужение потрясало его. Душа его жила в Боге. В 11 лет мать, раба Божия Елена, отдала сына в ученики к купцу Хамову. Он пробыл там лет восемь или девять, возрос, освоил торго­вое дело, но и осиротел - мать его скончалась, и больше не осталось у него родных. Когда юноше исполнилось 20 лет, старший приказчик пожелал выдать за него свою дочь. Николай колебался, и хозяин лавки посоветовал ему пойти к старице Феоктисте, чтобы она сказала свое слово об этом деле. Стоит отметить, что старица была одной из верных духовных дочерей святителя Тихона и прожила почти сто лет. Она была старицей, наделенной от Господа духовными дарами. Многие жители Ельца обращались к ней за советом в за­труднительных случаях своей жизни.

По внушению Господа Бога она и решила судьбу ельчанина Николая Васильевича Тихонова, будущего препо­добного Оптинского старца. Она сказала ему: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону. Он скажет, что тебе делать». Перекрестила его и дала на дорогу чаю. Купец Хамов отпустил Николая в Оптину пустынь, благодушно снабдил его всем необходимым, в том числе и деньгами. Было начало мая 1873 года. Николаю исполнилось двадцать лет. Он решил идти пешком — через Мценск, Болхов и Белёв до Козельска. Мысли его о будущем были не слишком определенны. Он шел для совета, твердо уверенный, что Сам Господь ведет его через Своих угодников. В его котомке — только Евангелие и отцовская благословенная икона святителя Николая. Нелегок путь пеший, но вокруг все родное. И вот молодой и загоревший в дороге путник увидел поразившую его сердце картину — зазеленевшие луга, долину серебристой, только что вошедшей в свои берега после разлива реки и за ней на фоне прекрасного старого леса белые стены, башни, купола храмов и тон­кую колокольню монастыря. Это была Оптина пустынь. Он почувствовал, что пришел домой. Но как и что будет там, в монастыре, когда придет туда, что ему скажет не­известный ему Иларион, к которому послала его матушка Феоктиста, не ведал.

Но именно он, старец Иларион, весной 1873 года стал первым его наставником. Позже отец Нектарий говорил о нем: «Я ему всем обязан. Он меня принял в Скит пятьдесят лет назад, когда я пришёл, не имея, где главу приклонить. Круглый сирота, совсем нищий, а братия тогда вся была – много образованных. И вот я был самым что ни на есть последним». Краткие беседы с отцом Иларионом оказа­ли огромное влияние на молодого послушника. Видимо, старец чувствовал в нем будущего столпа духовной жизни в Оптиной и Господь давал его словам особую благодать. С другой стороны, и душа будущего старца — также по Божьему произволению — сделалась так восприимчива к мудрым словесам, что совершенство­валась не по дням, а по часам. А отец Иларион поставил ее на верный путь — трудный путь умного делания, постижения науки наук в высшем ее проявлении».

Третьего апреля 1876 года послушник Николай был пострижен иноческий рясофор, а спустя одиннадцать лет – в мантию, с именем Нектарий. Впоследствии старец Нектарий говорил о той неизъяснимой благодатной радости, которую испытывал после пострига: «Целый год после этого я словно крылышки за плечами чувствовал». Вместе с тем он усилил свою келейную молитву. «Сидел я в своей келлии и каялся», — говорил он. Так начинался монашеский путь старца Нектария, о котором подробно и достоверно рассказывает автор этой книги, монах Лазарь (Афанасьев). Прп. Анатолий Отинский говорил о старце Нектарии: «Это наш скитский затворник и молитвенник. Он великий муж». Каким был на самом деле в своем внутреннем устроении, по характеру и образу мыслей этот, как все признавали, великий, но во многом загадочный старец? Воспоминаний сохранилось немало. Однако один Господь может знать человека во всей его правде. И все же автор данной книги попытался собрать по крупицам то, что возможно. Благодаря этому, рассказ монаха Лазаря, насыщенный документальными свидетельствами, рисует образ удивительного подвижника, одного из последних Оптинских старцев.

 

*** Как говорится на сайте Оптиной пустыни, прп. Нектарий был последним соборно избранным Оптинским старцем. «Он нёс крест старческого служения в годы тяжёлых испытаний для Русской Православной Церкви, для всей России. Пятьдесят лет старец Нектарий провёл в Скиту Оптиной Пустыни, из них двадцать — в затворе. Он восходил по духовной лестнице от затвора к общественному служению и был достойным продолжателем Оптинского старчества. Наделённый Богом великим даром пророчества и прозорливости, он задолго до революции и гражданской войны видел грядущие беды и скорби людей. Старец Нектарий молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере. Он разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании». Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. А после возрождения Оптиной пустыни, 16 июля 1989 года состоялось обретение его святых мощей. Обо всем этом и рассказывает монах Лазарь на страницах этой книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать