Свет невечерний. Труд быть вместе

30 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Как радостно, что вокруг нас есть люди! Наверное, каждый из нас переживал то удивительное состояние, когда после долгой разлуки приезжаешь домой, видишь родные лица и говоришь: «Как же рад я вас видеть!». И когда это от всего сердца, когда сам удивляешься этим словам, это того стоит. Разлука учит нас тому, как дороги для нас близкие люди.

Но ведь бывает совсем по-другому, когда близкие люди наносят нам настоящие кровоточащие раны, незаживающие ранения, которые очень сложно вылечить. И таких людей любить очень непросто. Непросто, а надо! Потому что Евангелие – это откровение о том, что Бог – это Человеколюбец. Его любовь к людям была тяжелой, кровавой и довела Его даже до смерти.

Друзья мои, есть такая замечательная книга, которую наши отцы, наши святые предки воспринимали как учебник добродетели. Называется эта книга «Лавсаик» и написана одним давно уже умершим епископом Палладием Еленопольским. Написана она очень давно, более 1500 лет назад. Это сборник наставлений, историй из жизни египетских подвижников, самых первых монахов. И одна из этих историй касается каждого из нас. Христиане читали ее на протяжении 1500 лет и извлекали из нее уроки.

Эта история о некоем монахе Евлогии, который жил в IV веке, как раз в то время, когда только-только появились монастыри. Он тоже был заражен монашеским энтузиазмом: раздал свое имение близким, но оставил при себе некоторую часть денег, потому что, как говорит автор «Лавсаика», не мог работать. Он был аристократом, привык к определенному образу жизни, поэтому работать не мог. Это терзало его, потому что в миру он жить не может, но и в монастырь тоже не может уйти: работать у него не получается, а ведь нужно нести какой-то подвиг.

И вот он шел по рынку Александрии, и в этом шумном, знойном южном городе увидел лежащего на земле нищего, просившего милостыню. У него была жуткая особенность: он не имел ни рук, ни ног. Из-за каких-то тяжелых жизненных обстоятельств он лишился способности передвигаться и обслуживать себя. При нем был только голос, которым он громко кричал на весь рынок: «Помогите! Покормите меня! Оставьте какие-нибудь средства!» И вот он днями лежал под палящим солнцем, прося милостыню. Евлогий увидел его и сказал: «Это знак!» И он дал Богу обет: «Господи, я не могу трудиться, но обещаю, что возьму этого человека на свое содержание и буду за ним ухаживать, пока смерть нас не разлучит! Буду ему руками и ногами, буду ему заботливой матерью. Прими такой маленький подвиг». И он спросил нищего: «Хочешь жить со мной?» Нищей ответил: «Конечно! Возьми меня, унеси отсюда из этого жуткого места!»

И вот Евлогий принес калеку домой, омыл его раны, переодел, накорми, и зажили они спокойно и счастливо, как братья, вернее, как мать, которая заботилась о своем несчастном сыне. Евлогий был честен в своем обете, выполнял все с чистосердечием и ни разу не погрешил против своего обещания. Но история этим бы и закончилась, не став замечательной, если бы через 15 лет ухода за этим увечным Евлогий не заметил бы странную в нем перемену. Автор «Лавсаика» говорит, что сатана вошел в калеку и стал искушать Евлогия.

Увечный стал капризен, сказал: «Ты меня держишь в черном теле, совсем не кормишь. Мне надоели твои постные блюда: одно и то же каждый день, каши, овощи, а я хочу мяса! Почему ты не кормишь меня мясом?! Все нормальные увечные, которых любят и о которых заботятся, питаются хорошо, почему я живу в черном теле? Почему ты меня унижаешь? Ты не любишь меня?» Евлогий, человек смиренный и кроткий, купил ему мяса и стал готовить изысканные блюда, но калека этим не удовлетворился, он продолжил бунт: «Я тебя видеть не могу! Твоя постная физиономия выводит меня из себя, лишает аппетита и сна! Жизни мне нет видеть тебя рядом с собой! Ты страшный человек! Почему ты так близко ко мне подходишь? Меня раздражают твои взгляды, твое жуткое лицо! И почему я ни с кем не общаюсь? Почему живу здесь один и вынужден терпеть твое общество?» Евлогий, слушая все эти обличения, говорил: «Брат, давай я позову других наших братьев. Может быть, другие монахи развлекут тебя беседой? Мы позовем кого-то, кто тебе почитает». Калека сказал: «Я тебя не могу видеть, а если таких, как ты, будет еще десять человек, меня это просто убьет! Отнеси меня обратно на рынок, я там буду спокойно лежать, только бы тебя не видеть каждый день!» Он так извел Евлогия своими нападками и капризами, что тот уже не знал, что делать, и был готов отнести его обратно, но братия сказали, что еще жив великий Антоний, у которого можно спросить совета.

И вот Евлогий, не желая нарушать свой обет, завернул своего калеку в одеяло и отправился к Антонию. Антоний Великий, выслушав исповедь Евлогия, сказал: «Брат, ты же дал обет Богу никогда не разлучаться с этим человеком. Как ты можешь оставить того, кого Христос не оставляет?» А потом, обратившись к увечному, сказал: «Как же тебе не стыдно, дикий и своенравный человек, так унижать своего благодетеля!» «Братия, – продолжил он – не разлучайтесь, пожалуйста, друг от друга, потому что Господь уже послал за вами и если ангел Господень не застанет вас вместе, вы не получите награды!»

Слова Антония Великого «Господь послал уже за вами» отрезвили братьев. Они вернулись домой и, как пишет епископ Палладий, Евлогий скончался через 40 дней, а спустя три дня после его кончины умер и калека.

Эта история прежде всего поражает словами святого Антония: «Господь послал уже за вами». Ведь мы уже живем в мире, полном распрей, споров, когда брат восстает на брата, родители на детей, а дети на родителей. Мы видим самые настоящие войны, которые родные сестры ведут между собой из-за наследства, из-за обиды, как сражаются люди, занимающиеся одним хорошим делом. Как нам полезно помнить эти слова Антония: «Господь послал уже за вами. Если ангел на застанет вас вместе, то вы не получите награды!»

Как хочется иногда все разорвать, убежать, махнуть рукой на этого человека, на его общение. Но вдруг Господь видит меня живым и настоящим только рядом с этим человеком? Как я могу бросить того, кого не бросает Господь?! Поэтому, друзья мои, важно всякий раз отрезвлять себя словами святого Антония: «Господь послал уже за вами». Как Господь смотрит на нас, ссорящихся, мучающихся друг с другом. Нет, это не про нас, это не наша история. Бог – Человеколюбец, и к человеколюбию, единству Он и призывает нас с вами!

Записала Мария Матуленко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать