Преображение (Одесса). Грех воровства

2 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– С бедностью в человеческие сердца приходят многие страсти. Одна из них – страсть воровства. Именно о грехе воровства и пойдет речь в сегодняшней программе.

Что такое грех вообще?

– Грех – это нарушение Божественной воли, нарушение заповеди. Грех – это беззаконие. В широком смысле грех – это любой поступок, который неугоден Господу, способен причинить вред или ущерб ближнему. Соответственно, он является противоречием внутреннему голосу совести самого человека. Поэтому в любом грехе мы можем заметить две стороны: объективную и субъективную.

Несомненно, существует церковное право, государственные законы, которые осуждают те или иные преступления; существуют нормы человеческой морали, которые подвергают те или иные проступки общественному осуждению. Но, кроме того, есть еще и голос совести внутри человека, который обличает его, если тот творит зло, даже в том случае, если никто этого не видит и не знает.

– Почему воровство является грехом? Вы сказали, что это преступление закона, заповедей и внутренней совести. В воровстве есть все эти составляющие?

– Конечно, есть. Воровство – один из наиболее тяжелых грехов, который человек вообще может совершить против своего ближнего. Мы можем рассудить следующим образом. Когда человек трудится в поте лица своего (по заповеди Божией), он зарабатывает какие-то средства, приобретает на них себе что-то необходимое, полезное для жизни (то, что ему требуется). И вдруг кто-то у него это тайным образом похищает, совершает кражу, грех воровства. Несомненно, у человека крадут не только предмет, имеющий материальную ценность. В широком смысле слова ущерб наносится всей жизни этого человека. Потому что для того, чтобы приобрести эту вещь честным трудом, ему пришлось потратить время, силы, то есть часть своей жизни отдать на то, чтобы эта вещь у него была. И эту часть жизни у него похищают.

Мы здесь можем судить по аналогии. Почему Господь принимал ветхозаветные жертвы? Ясно, что они не могли спасти человека от вечной смерти, но тем не менее они Господу были угодны. Потому что часть жизни человек тратил на то, чтобы вырастить ягненка, козленка или теленка; силы, средства, время человек жертвовал Богу, отдавал Ему даром и за это получал Божие благословение. Здесь мы можем судить от противного. Человек потратил силы и время, чтобы приобрести какую-то часть имущества. Если у него это крадут, то абсолютно незаконно присваивают себе часть жизни этого человека. Соответственно, становятся уже не только его обидчиками, но и врагами Божиими.

– Поэтому, видимо, этот грех и входит в список десяти заповедей, которые дает Господь, под номером «8». Чем этот грех так страшен, что он входит именно в десять заповедей Божиих?

– В Библии, в Книге Второзаконие мы находим десять заповедей Моисея, где под номером «8» имеется заповедь «не укради», которая прямо запрещает любые формы воровства. Следует заметить, что эта норма существует не только в христианстве. Фактически любая мировая религия запрещает воровство.

Причем с этим запретом в разных религиозных традициях соединяются различные формы возмездия. Например, в исламе все очень строго. По закону шариата, который основывается на Коране, если человек украл и его вина доказана, ему положено отрубить руку за то, что он совершил грех воровства и этой рукой взял чужое. Причем эта заповедь распространяется Кораном на человека любого сословия: как бедного, так и богатого. И в христианстве отношение к воровству, краже очень строгое. В средневековой Европе действовали практически те же самые нормы.

Сейчас у нас более гуманное законодательство, но грех от этого меньше не стал. Если человек крадет чужую вещь, он становится преступником, прежде всего – закона Божия. Потому что в Библии прямо написано: если человек нарушил одну заповедь, он является преступником всего закона. Если, например, он не убивает, но крадет, он тоже преступник закона Божия. Кроме того, он еще является и преступником гражданского закона.

– Почему для Бога так важно, чтобы чужая собственность была защищена?

– Господь тайным образом благоволил облечься в нашего ближнего, как говорят святые отцы. Поэтому любое добро, которое мы делаем ближнему, мы делаем как бы Самому Господу Иисусу Христу. Любое зло, которое мы делаем ближнему, мы косвенно причиняем Богу.

Господь дал благосостояние, имущество Своему рабу, который, пользуясь Его благословением, все это себе приобрел. Поэтому Господь стоит на страже интересов каждого человека. То, что добывается честным трудом, Господу угодно, потому что Он видит усилия, которые были потрачены, что это было сделано честно, что никакие моральные нормы или заповеди Божии не были нарушены.

А если человек пытается тайным образом присвоить себе нечто чужое, то разрушается весь установленный Богом порядок честного, законного труда, на котором строится все человеческое общество. Представим себе, что мы жили бы в обществе, где все были бы только ворами, никто не зарабатывал бы честным образом, а все пытались бы что-то украсть друг у друга. Жить в таком обществе было бы невозможно.

– Война всех против всех.

– Да, это была бы именно война всех против всех. Такое общество нежизнеспособно. А воры пользуются тем, что большинство – это нормальные, честные люди. В этом обществе воры являются паразитами, которые живут за счет честных трудов других людей.

– Сложился такой стереотип, что у человека красть нельзя, а у государства – можно. Это же «ничейное».

– Государственное – не означает «ничейное». Государство – это общее дело всех людей, которые являются его гражданами. То, что принадлежит государству, является нашим общим достоянием. Поэтому тот, кто посягает на общее достояние, тоже пытается незаконно урвать часть, которая ему не принадлежит.

Например, возле дома растет елочка, которая радует глаз каждого человека, что мимо нее проходит. Но если в одно утро перед Новым годом мы выходим во двор и видим, что эту елочку кто-то спилил (скажем, сантиметров на 15 от корня) и остались только самые нижние ветки, а остальное он унес себе, чтобы украсить свою квартиру на праздник, то этот человек совершил грех. Это злодеяние, преступление. Вроде бы эта елочка никому конкретно не принадлежала, она была общей, тем не менее он пытался сделать общее своим собственным. Он убил это растение и причинил моральную травму всем жителям двора.

– Какие грехи может повлечь за собой воровство? Что еще оно может вызвать из адской бездны?

– Очень много грехов может быть связано с воровством. Как правило, грехи друг с другом связаны. Если человек крадет у другого, то в душе того, у которого он украл, возбуждает различные отрицательные эмоции. Человек ощущает досаду, обиду, горечь от того, что у него украли, ощущает осуждение. Это может вылиться и в гнев, и в раздражение, и в сквернословие. Проявления могут быть самыми различными, но их не было бы, если бы у человека не украли эту вещь.

– Получается, ты заставил согрешить человека?

– Да, ты его побуждаешь к какому-то греху, и он чувствует оправданность своих действий. Против него была нарушена заповедь, нарушен закон,  поэтому он так реагирует.

Кроме того, нужно сказать: когда человек крадет чужое, это никогда не принесет ему добра, он не разбогатеет себе во благо. Так или иначе это будет иметь какой-то греховный шлейф. Бесовское влияние обязательно будет сохраняться над этим человеком, пока у него будут награбленные или украденные вещи. Это будет побуждать его к совершению других грехов. Он может промотать эти деньги в пьянстве, разврате, приобрести на них что-то недолжное, ненужное...

Зачастую мы видим, что у представителей криминального мира свой греховный образ жизни. У них сложилась собственная субкультура, в которой они вращаются, – это воровское сообщество, где все пропитано грехом. Это буквально атмосфера зла, греха, в которой они постоянно живут. Она для них становится естественной средой обитания. Но конец этого пути только один – на дно адово.

– Есть какие-то конкретные причины, которые могут вызывать грех воровства?

– Безусловно. У любого греха есть какие-то свои конкретные причины. Относительно воровства в первую очередь нужно назвать грех (и страсть) сребролюбия. Человек хочет обогатиться за счет другого – своего ближнего. Сребролюбие может найти себе разный выход. Человек, имеющий страсть сребролюбия, может и честным путем заработать себе те блага, к которым он стремится, к которым направлен интерес его души.

Но есть люди, которые не хотят работать и желают добыть все более легким путем. Лень здесь тоже имеет место. Потому что если сребролюбие сопряжено с трудолюбием, тогда человек, может, и вредит себе тем, что работает только ради того, чтобы быть еще богаче, иметь больше благ, но другим он этим никакого зла не приносит. А если он крадет чужое, то, принося себе какое-то временное благо, причиняет вред еще и окружающим.

Кроме того, я думаю, что с воровством тесно связан такой грех, как зависть. Если человек видит, что у другого что-то есть, а у него нет, он этим не обладает, то пытается каким-то образом это присвоить. Это абсолютно недолжная реакция на чужое богатство. Если ты видишь, что у другого есть, а у тебя нет, – работай честным образом, больше трудись, и у тебя тоже это будет. В конце концов, примени свои способности в каком-то честном направлении.

Мне кажется, что воровство никогда не происходит по воле только одного вора. Всегда при любом преступлении, которое совершается (в том числе при любой краже), имеет место бесовское присутствие, влияние и внушение. Человек, который занимается воровством постоянно, находится буквально в бесовской одержимости; может быть, даже под влиянием какого-то конкретного беса воровства, который постоянно побуждает его творить новые преступления, иногда даже не ради денег, а просто ради самого преступления. Он уже не может жить иначе.

– Адреналин.

– Да, это тот самый адреналин, который человек таким греховным образом получает. Он, как темная энергия, вдохновляет его на новые преступления, пока это не приведет к какому-то печальному финалу.

– Но ведь борьба с этим грехом все-таки возможна. Какие средства можно применить в борьбе с ним? Можно ли его вылечить?

– Любой грех можно преодолеть, любую страсть можно искоренить из души, если у человека есть чистосердечное раскаяние. Если человек осознает свой грех, покается перед Богом в том, что он делал раньше, прекратит грех совершать и вместо него будет творить добрые дела (в том числе дела христианского милосердия), тогда этот грех может быть и прощен, и уврачеван.

Чтобы грех воровства был прощен, человек должен его прекратить, должен перестать его совершать, должен покаяться на исповеди перед священником и в дальнейшем этого греха больше не делать. Некоторые думают, что если они будут продолжать совершать этот грех, но какую-то часть жертвовать, например, нищему, больному, или знакомому священнику, или на какой- то храм, то Бог будет прощать ему эти грехи. Этого не произойдет. Например, преподобный Серафим Саровский запрещал брать пожертвования от людей, которые продолжают зарабатывать деньги нечестным путем. Он говорил, что такое пожертвование Богу неугодно, от него не будет пользы ни Церкви, ни людям.

‒ Да, в Писании тоже сказано, что Богу противны такие жертвы.

‒ И святой Иоанн Златоуст об этом прямо говорит. Когда он толкует притчу о неправедном домоправителе, то объясняет: чтобы грех был прощен, нужно полностью этот грех прекратить.

‒ То есть нужно еще как-то каяться.

‒ Безусловно, нужно нести какой-то подвиг покаяния, какую-то епитимью, надо чем-то загладить нанесенный ущерб.

‒ Я вспомнил Закхея. Ведь он говорит: тем, кого я обидел, возвращу четверицею.

‒ Да, он обещает это компенсировать, причем с избытком. В принципе, это предписывается и законом Моисея. Там говорится о том, что нужно возместить нанесенный ущерб. Но он ведь обещает даже больше сделать и половину имения раздать нищим. То есть, как посчитали уже некоторые святые отцы древности, если он все это исполнил (а он это исполнил, как мы знаем из его жития), то у него практически ничего не осталось. Потому что большая часть его богатства была нажита как раз нечестным путем. Поэтому если он каждому воздал четверицей и еще раздал пол-имения нищим, то стал бессребреником и пошел за Христом, именно уже ничего не имея.

‒ Мы сказали о грехе, о его развитии, о том, как с ним бороться. А есть превентивные меры? Как нужно воспитывать уже детей, чтобы они правильно относились к чужой собственности?

‒ Это очень важный момент. Психологи давно заметили, что большинство воров, которые ими становятся во взрослом возрасте, начинали подворовывать уже с детства. Если в детстве их вовремя не остановили, если их вовремя не наказали, вовремя не объяснили, то этот грех дальше развивается как снежный ком, становится все крупнее, а случаи воровства всё чаще.

Ясно, что родители должны внимательно следить за развитием своих детей. И если вдруг они замечают, что у ребенка появилась какая-то новая вещь, которую они ему не покупали, они должны у него спросить: «Откуда ты это взял?»  Если он скажет, что нашел (или что-то подобное), надо докопаться до истины. Как правило, какие-то хорошие, ценные вещи на дороге не валяются. Бывают, конечно, редкие исключения из правил. Но обычно это бывает по-другому. Поэтому если удается выяснить, что ребенок это у кого-то украл, надо потребовать, чтобы обязательно он каким-то образом это вернул (пусть явным, пусть тайным – как это удобнее сделать) и ни в коем случае этой вещью не пользовался.

Надо ему объяснить, насколько он совершил противное Богу и людям преступление, объяснить ему, что если он будет так дальше поступать, то это может привести его в конце концов в тюрьму, что зачастую и происходит с ворами. Рано или поздно они все равно попадаются так или иначе. Поэтому у большинства из них есть и рецидивы; они не раз посещают места не столь отдаленные, где их пытается исправить государство. Но все-таки исправление должно происходить изнутри, именно через покаяние, прежде всего перед Богом, через осознание того, что это не просто нарушение закона, это именно грех, это то, что повредит тебе самому в вечности, то, что лишит тебя перспективы богообщения, пребывания с хорошими людьми. То есть фактически вот эти воры, которые продолжают воровать и  поддерживают общение с такими же, мы прекрасно понимаем, Царствия Божьего не наследуют.

 ‒ Да, ведь апостол Павел об этом говорил.

‒ Да. Соответственно, это люди, которые уже себе на земле готовят ад. Они уже сейчас как бы одной ногой в нем находятся. И поэтому если не покаются, то у них другого варианта не будет ‒ вечная смерть.

‒ А есть разница в тяжести этого греха? Резинку украл ребенок или взрослый крадет миллионы…

‒ Несомненно, есть разные степени любого греха, в том числе и воровства. Мы прекрасно понимаем, что одно дело, когда человек (ребенок) действительно, как Вы говорите, украл резинку. Да, это уже грех, но все-таки минимально нанесенный другому человеку ущерб. Это то, что, конечно, лучше не повторять, сделать из этого выводы, но это не фатально. Но мы можем вспомнить такие ситуации, например, когда в блокадном Ленинграде воры у людей крали хлебные карточки. И представьте себе, эта карточка ‒ для человека жизнь; и вдруг он замечает, что этой карточки у него нет…То есть это способно человека повергнуть в отчаяние. Он понимает, что находится теперь на грани жизни и смерти. Как он будет выживать без этого хлеба?

Ясно, что у тех, кто совершает такое воровство, вообще сожженная совесть. И вот этот момент я бы тоже хотел выделить. Я думаю, что на воровство решаются люди, у которых очень сильное повреждение совести, которым фактически ее голос уже не слышен. Они относятся к ближним с таким цинизмом, настолько безразличны к чужому несчастью, к чужому горю, что готовы украсть  что угодно у любого человека, будь то ребенок, или пожилой человек, или священник. Им главное ‒ обогатиться за счет этого человека. Если до такой степени совесть сожжена, я считаю, такой человек является сообщником сатаны.

‒ Какое наказание от Бога может быть здесь, в этой жизни, людям, так промышляющим?

‒ Как показывает жизненный опыт, Господь наказывает так, как не накажет никакое самое справедливое государственное законодательство. Есть такая народная пословица: Бог долго терпит, но больно бьет. Он до поры ожидает покаяния грешника, он ожидает, что человек одумается, исправится, перестанет грешить. Но если этого не происходит, то человека постигает то или иное наказание. Либо со стороны таких же, как он, терпит возмездие, либо Господь его посещает очень тяжелыми скорбями. Это могут быть неизлечимые онкологические заболевания, которые тоже оставляют ему время для покаяния, потому что рак не убивает человека сразу; это могут быть другие тяжелые заболевания; это могут быть несчастья, связанные со здоровьем, благополучием родственников, детей.

То есть Господь выбирает уязвимую, болезненную для человека сферу жизни, чтобы его вразумить. Потому что конечная цель Промысла Божия – это все-таки спасение души. И Господь имеет план спасения для каждого из нас. Поэтому если мы следуем этому плану по мере сил, то не нужны какие-то жесткие действия Промысла Божия, чтобы нас вразумлять. Господь мягкими способами нас вразумляет. Но если человек явно уклоняется от этого пути (а грех воровства ‒ это именно резкое уклонение от этого плана, прямое противоречие замыслу Божию о человеке, преступление заповеди), Господу приходится употреблять все более и более жесткие методы. Вплоть до того, что действительно случаются трагедии в жизни тех людей, которые посягают на чужую собственность.

‒ Грех воровства распространяется также на интеллектуальную собственность?

‒ Да, и в наше время эти грехи стали очень частыми, очень распространенными; вплоть до того, что люди даже перестали их замечать. Иногда человек хочет посмотреть какой-нибудь фильм…

‒ …пиратскую версию...

‒ Да, заходит на сайт, где пиратская версия. Если он смотрит на этом сайте пиратскую версию, то является соучастником в грехе воровства. Потому что те, кто разместил эту версию, кто снимал скрытым пиратским образом в кинотеатре этот фильм, кто переводил его, участвуют в греховном промысле. Полагаю, любой из нас должен сознавать: во-первых, мы теряем в качестве. И зачем смотреть эту пиратскую копию, которая абсолютно не соответствует настоящему восприятию этого фильма? Пусть вы посмотрите на два месяца позже, но посмотрите потом в нормальном качестве, получите удовольствие от просмотра… Поэтому когда человек покупает, допустим, пиратскую версию какого-то музыкального диска (сейчас это стало распространено уже намного меньше), нужно внимательно задумываться над тем, что мы делаем, чтобы не стать соучастниками вот этого воровства.

Иногда человек просто присваивает себе чужую собственность в виде плагиата. К сожалению, в нашей жизни мы тоже сталкиваемся с этим. Когда человек пишет дипломную работу, вы вдруг замечаете, что в ней целый абзац, а то и целая страница или раздел (глава) взяты из ранее опубликованного сочинения. При этом нет ссылки на это сочинение, это выдается за свой авторский текст, и мы понимаем, что это плагиат, это литературное воровство.

  ‒ Десятая заповедь говорит: не пожелай. Как она связана с восьмой заповедью: не укради?

‒ Связь тесная. Мы можем тут даже увидеть какие-то явные параллели. Говорится: не пожелай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего. Если человек этого желает, то…

‒ …он встал на ступень ближе к воровству.

‒ Да, он уже буквально стоит в одном шаге от воровства. Он, конечно, может это пожелание по-разному как-то проявить, оно может так и остаться у него нереализованным. Но даже если оно осталось нераскаянным в душе, уже получается грех зависти. А если оно реализуется в каких-то мошеннических схемах по присвоению чужого имущества, это тоже разновидность греха воровства. То есть обманным путем человек пытается присвоить себе то, что ему явно не принадлежит, употребляя для этого какие-то средства связи, хитроумные схемы, чтобы оказать давление на человека. Ясно, что это тоже грех, это Богом запрещено.

Поэтому в этом плане действительно эта связь видна. И как мы уже говорили, человек, который впадает в один грех (скажем, в грех воровства), не может на этом остановиться. Обязательно  будет что-то еще к этому добавлять, другие более тяжкие грехи.

‒ Как защититься от воров? Ведь на самом деле Господь призывает нас к рассуждению и трезвению. Играют эти добродетели какую-то роль в превентивных методах?

‒ Да. Вы назвали очень правильные слова: рассуждение, трезвение. Я бы к этому добавил еще бдительность, внимание, потому что во многом жертвы воровства смогли бы заранее, если бы подумали о том, что у них могут украсть, этот грех предотвратить, если бы были более внимательны, осмотрительны, осторожны. Но, с другой стороны, от всего предостеречься невозможно. Потому что воры на то и воры, что знают, когда у человека что-то легче украсть: когда он менее к этому готов, когда он расслаблен, когда менее внимателен. Потому они ловят момент для того, чтобы совершить свое злодеяние.

Безусловно, нужно хранить трезвение, бдительность, нужно молиться Богу, чтобы Он Сам Своим благодатным Промыслом  вразумлял нас, ограждал. У нас даже есть такая молитва в вечернем правиле: Господи, избави нас от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Одна из молитв святого  Иоанна Златоуста. Она именно так сформулирована.

Вот об этих людях «некоторых», могущих причинить нам целенаправленное зло, я бы тоже хотел сказать. Есть такое украинское слово «злодий» ‒ то есть это злодей, означает буквально: человек-преступник; это тот, кто совершает преступление, кто направленно, продуманно хочет причинить вам какое-то зло. То есть это именно злые люди, которые по отношению к ближнему прежде всего испытывают зло. Они не испытывают любви к ближнему. Вот это, наверное, самый главный корень греха: и воровства, и других грехов. Но сейчас мы говорим об этом. Ясно, что человек, который любит своего ближнего, не будет у него ничего воровать.  Потому что понимает: если он у него что-то украдет, причинит ему страдания. Если он любит этого человека, он никогда ему страдания не причинит.

Поэтому грех воровства – это прежде всего грех нелюбви, грех презрения, ненависти, пренебрежения ближним. Мне кажется, главное, за что Господь наказывает воров, это даже не за присвоение материальных ценностей, не за отъятие их нечестным путем, а за то, что они проявили грех нелюбви, пренебрежения, ненависти по отношению к своему ближнему.

‒ Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божией вам помощи, ангела-хранителя!

Ведущий Андрей Гавриленко, протоиерей

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать