Преображение (Одесса). О покаянии. Преподобная Мария Египетская

15 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Каждый человек призывается Богом к покаянию. Путь покаяния – это изменение, преображение, направление своего сердца и ума к добру. В пятую неделю Великого поста Святая Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. О покаянии и святой Марии пойдет речь сегодня.

Сейчас идет Неделя преподобной Марии Египетской. Почему ее память совершается в пост и почему для этого выделяется целая седмица?

– Преподобная Мария Египетская – необыкновенная святая. Хотя каждый святой – это чудо в своем роде, он достиг изначального предназначения, ради которого вообще человек создан Богом. Тем не менее даже в ряду великих святых преподобная Мария отличается многими необыкновенными чертами. Вполне естественно, что Церковь воздает ей особое почитание. Мы знаем, что у нее есть постоянный день памяти – 1 (14) апреля. Эта дата тоже почти всегда выпадает в пост. Помимо этого у нее есть еще пятая неделя Великого поста, когда Церковь особенным образом почитает ее память. Особенно это заметно каждому православному христианину во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, когда читается житие Марии Египетской. Ни один другой святой не сподобился такой чести.

– Преподобная Мария стала символом покаяния. Чем для нас полезна ее жизнь, ее житие?

– Преподобная Мария явила в первой половине своей жизни глубочайшее падение в бездну разврата. Но во второй половине жизни она показала не просто глубокое, искреннее покаяние, а совершенное покаяние, такое покаяние, которое стало причиной не только прощения грехов, но и ее освящения, обожения в высокой степени. Иеромонах Зосима, тоже прославленный в лике святых, видел, что она во время молитвы поднялась на локоть от земли. Фактически это уже сверхъестественное явление. Когда она проходила Иордан как посуху, это говорит о том, что чудесные явления сопровождали ее жизнь.

Конечно, был какой-то особенный Промысл Божий в ее жизни. Много было в истории Церкви блудниц, но не всех призывали к покаянию таким чудесным образом, что Сама Пресвятая Богородица вмешалась в ее жизнь. Наверное, все же были в ее душе какие-то особые задатки, потенциал ее духовного развития был необыкновенно высок. Он не был раскрыт в силу того, что условия жизни так несчастливо сложились вначале. Тем не менее, когда для этого сложилась более благоприятная обстановка, мы видим, что удивительное постоянство в подвиге – это и есть самое чудесное в ее житии.

– Как человек смог так резко и кардинально изменить свою жизнь?

– Это нужно рассмотреть особо. Бывают такие случаи в истории великих людей, в том числе прославленных в лике святых нашей Церковью, что человек обращался от греха к покаянию, к целомудренному образу жизни. Но происходило это уже во второй половине жизни, когда человек свой ресурс в какой-то степени уже исчерпал, у него уже наступало, может быть, естественное оскудение сил, потому этот человек переходил к более воздержанному образу жизни. Сама природа его уже устала от этого греха.

Что касается преподобной Марии, это не тот случай. Она покинула дом родителей в 12 лет и предавалась блуду в Александрии на протяжении семнадцати лет. На момент обращения и покаяния ей было около тридцати. Для женщины это фактически возраст расцвета. Она вполне могла бы еще лет десять-пятнадцать предаваться дальше этому греху, и это было бы вполне в русле предыдущего ее образа жизни. Но то, что у нее наступило столь резкое осознание своего греха и перемена жизни, связано с Божественным вмешательством в ее жизнь. Думаю, что здесь в каком-то смысле (хотя и в несколько иной плоскости) мы видим особое Божественное вмешательство. Как было у блаженного Августина, когда он буквально ощутил, что Господь его чуть ли не за волосы вытащил из этой трясины, в которой он пребывал. Здесь трясина была более глубокая. Тут уже был явно порочный, откровенно греховный, развратный образ жизни. Но зато и Божественное вмешательство было уже абсолютно очевидным. Когда она поняла, что ангел просто не пускает ее в храм, она не может зайти, а потом слышит голос Пресвятой Богородицы, стало ясно, что более очевидного указания на перемену жизни найти было нельзя.

Тем не менее, думаю, нашлось бы много людей, которые даже при таком вразумлении так сильно бы свой образ жизни не изменили. Тут нужно учитывать еще непосредственное действие Божией благодати на ее сердце. Об этом нельзя прямо сказать и написать, потому что мы не видим, что происходит внутри человеческой души. Но я думаю, что это было дело первостепенной важности.

– То есть Мария Египетская с помощью чуда могла осознать свой грех и покаяться. А как обычному человеку осознать грех и направить свой путь к покаянию, к жизни с Богом?

– Для нашего времени это довольно большая проблема. Мне думается, что это одна из самых опасных духовных проблем нашего общества – то, что постепенно люди теряют чувствительность ко греху. Как священник, который постоянно занимается душепопечением, принимает исповеди, ведет церковный образ жизни, я могу засвидетельствовать, что все чаще встречаюсь с такой ситуацией, когда человек, ведя греховный образ жизни, при этом считает, что ничего страшного в этом нет, хоть это и не совсем правильно. Что, во всяком случае, это не является препятствием для полноценной церковной жизни, для участия в церковных таинствах, для причастия Святых Христовых Таин. Если раньше человек сознавал свою скверну, нечистоту, как преподобная Мария (она понимала, насколько оскорбила Бога своими грехами), то сейчас люди, которые ведут приблизительно такой образ жизни (может быть, не настолько откровенно, тем не менее постоянно грешат блудом или прелюбодейством), ничтоже сумняшеся готовы приходить в храм и причащаться Святых Даров. При попытке объяснить им, что нельзя так делать, что надо вначале покаяться, прекратить грех, очиститься от него, а потом уже приступать к Господу, эти люди начинают возмущаться, считают, что священник предъявляет к ним слишком строгие требования, что так делать нельзя и нужно идти навстречу кающемуся грешнику.

Вот здесь, я думаю, главная ошибка этих людей. Если они продолжают дальше совершать свой грех, значит, то, что они говорят на исповеди, ничего не значит, это не покаяние. Да, человек признает, что у него этот грех в жизни есть, но он пока не готов его оставить, как он говорит. «Я пока не готов расстаться с этой женщиной, пока пусть остается так». Я просто иногда впадаю в ступор от такого откровенного заявления. Человек признает, что грех у него есть, он знает, что это грех, и при этом считает, что я должен, обязан допустить его к участию в церковных таинствах. Думаю, это то, что отличает современного человека от людей древности, в частности преподобной Марии Египетской.

В древности, если человек согрешал, у него это вызывало очень острое чувство раскаяния. Мы можем привести аналогию. Если внимательно почитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, там описано в главе «Обитель», как люди на себя налагают страшные подвиги самоистязания за совершенные ранее грехи. Буквально страшно читать эти страницы, что они делали, чтобы себя наказать за то, что они оскорбили Бога согрешениями. А сейчас человек дальше продолжает грешить, при этом он абсолютно не ощущает, что это как-то его оскверняет изнутри. Мне кажется, это очень опасная, буквально антихристианская черта нашего последнего времени.

– Что значит настоящее покаяние?

– Настоящее покаяние предполагает перемену образа жизни. «Покаяние» по-гречески – «метанойя», это буквально означает изменение ума. Человек должен внутренне измениться, но и внешне тоже. Если раньше он совершал греховные действия, предавался страстям, его покаяние должно означать, что теперь он как минимум будет бороться против этой страсти, предпринимать что-то реальное для того, чтобы ограничить в себе действие этой страсти, не попадать в ту же ситуацию, которая влечет его ко греху. Если этой борьбы нет, то покаяния тоже нет. Покаяние обязательно предполагает, что человек будет испытывать отвращение к тому греху, в котором покаялся. А если он по-прежнему любит этот грех, далее ему предается, то покаяние как таковое отсутствует.

Истинное покаяние, известное нам в истории, в Священном Писании, всегда сопровождается решительными действиями по изменению своей жизни. Думаю, что преподобная Мария Египетская – самый выразительный в истории Церкви пример того, что человек, желая свою жизнь изменить, не просто начинает где-то в той же Александрии или в Иерусалиме вести благочестивый, воздержанный, христианский образ жизни, заниматься делами милосердия. Мария просто покидает общество вообще – то общество, которое было связано с постоянным побуждением ко греху; уходит в пустыню, чтобы там наедине каяться перед Богом. Это самое радикальное из всех возможных решений, но иначе, наверное, она поступить не могла.

– Что значит покаяние и осознание греха как раскаяние? Есть ли какие-то точки их соприкосновения или это совсем разные вещи?

– Осознание греха входит в процесс покаяния, но не образует его сердцевину.

– То есть если человек на этом остановился, это покаяние?

– Нет, это еще не будет покаянием. Осознание греха – это акт разума. Человек фиксирует, что поступок, который он совершил, был греховным. Он понимает, что в данном случае нарушил заповеди Божьи, переступил через свой собственный порог совести, сделал нечто злое, что является греховным, недолжным. Это осознание. Если на этом человек останавливается, это остается просто фиксацией факта.

Покаяние начинается, когда возникает некое внутреннее глубокое переживание по поводу совершенного греха. Человек ощущает сокрушение сердца, глубокое раскаяние в том, что он допустил ошибку. У него настолько искреннее, глубокое сожаление об этом, что он буквально ищет, как бы ему загладить свою вину перед Богом, что ему сделать хорошего, доброго, чтобы очистить себя от этого греха, чтобы каким-то образом компенсировать этот свой проступок – и перед Богом, и перед ближними. Если начинается этот глубокий процесс внутренней работы, очищения, переживания, осмысления, почему это произошло, человек ищет причины, находит их, думает, как их устранить на самом глубоком уровне. Вот это и есть покаяние.

Это процесс не мгновенный. Если осознание своего греха можно буквально в течение нескольких секунд произвести, то настоящее покаяние может занять несколько лет, как у преподобной Марии Египетской. Она семнадцать лет находилась в борьбе со страстями, находясь уже в пустыне. Внешних поводов ко греху не было никаких, она вообще людей вокруг себя не видела, только дикие звери были в этой пустыне. Тем не менее опыт предыдущей греховной жизни настолько глубокие корни пустил в ней, что она вспоминала блудные песни, вкус вина, которое пила, мяса, которое вкушала в Александрии. Все это ее мучило изнутри, хотя никаких внешних раздражителей и близко не возникало.

Это говорит о том, что настоящее покаяние – это процесс, который должен занимать немало времени. Есть даже глубокое, символическое совпадение в том, что семнадцать лет она вела греховный образ жизни в Александрии и семнадцать лет в пустыне ее мучили страсти. Только потом наступило время благодатного бесстрастия. Получается, для того чтобы полностью изжить свои грехи, надо столько же времени провести в глубоком покаянии, сколько ты находился в грехе. Возможно, это не всегда так, бывают и другие случаи. Благоразумный разбойник, например, только сказал Господу, признал Его своим Спасителем и Мессией, и тут же Господь ему пообещал: днесь со Мною будешь в раю. Но тут ситуация немножко другая. После этого он еще три часа висел на кресте в страшных муках.

– И остался верен своему крестному обещанию.

Почему жизнь по Евангелию, с Богом должна начинаться с покаяния?

– Есть прекрасное святоотеческое выражение: «Надо сначала очиститься, а потом уже беседовать с чистым». Господь – это Существо Всесвятое, чистейшее, разумное, совершенное. Приступая к Нему, мы должны помнить, что Ему ненавистен всякий грех, всякая греховная страсть. Если мы хотим вступить в общение с Господом, если хотим участвовать в таинствах Церкви, чисто молиться, читать Священное Писание с пользой для души, то мы должны заботиться о том, чтобы ничто греховное не вторгалось в наш разум, наше сердце, чтобы мы себя предочистили покаянием.

Не случайно проповедь Иоанна Предтечи и Самого Господа Иисуса Христа, как мы видим из Евангелия, начинается одними и теми же словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Для того чтобы вступить в это Царство, стать его членом, принять его, нужно вначале покаяться, очиститься. Это призыв универсального характера, потому что нет безгрешного человека. Любой человек, достигающий более-менее сознательного возраста, понимает, что у него есть поступки, которые противоречат его совести, нарушают те нормы, которые уже заложены у нас внутри. Да, у нас есть заповеди Божии, но тем не менее, даже если бы их не было, есть вещи, которые делать нельзя. Если мы их все-таки делаем, движимые какими-то страстями или своими корыстными интересами, безусловно, в этом нужно каяться. Так что без покаяния спасение невозможно в принципе. Покаяние – это дверь в Царствие Божие. Не случайно в Церкви есть таинство Покаяния, хотя вроде бы мы принимаем таинство Крещения, в котором нам прощаются все грехи – и первородный грех, и все личные грехи, совершенные в течение всей жизни. Но только до дня крещения, а после крещения? А если нас крестили в младенчестве? Вся наша жизнь прошла уже после этого момента, поэтому приходится только через таинство Покаяния возвращаться к чистоте души и спокойствию совести.

– Какой настрой должен быть у кающегося человека?

– Этот настрой изображается в Священном Писании замечательным словосочетанием – сокрушение сердца. Когда мытарь из притчи о мытаре и фарисее бил себя в грудь, это не просто случайное символическое телесное действие. Он именно пытался сокрушать в себе страсти, которые, как он сам чувствовал, исходили из сердца и оскверняли его. Это учение Самого Господа, что из сердца человеческого исходят помышления злая – прелюбодейства, любодейства, татьбы, лжесвидетельства, кощунства. Это все исходит из сердца и оскверняет человека. Поэтому когда мы пытаемся преодолеть в себе эти страсти, то обращаемся к своему сердцу.

И вот мытарь, бия себя в грудь, пытался именно сокрушить те самые греховные зачатки страстей, которые ощущал в своем сердце. Это пример для каждого из нас. Мы должны постоянно помнить о своем недостоинстве перед Богом, о своей нечистоте, о том, что мы не сделали ничего доброго. Не только о том, что мы сделали злого! Наша вина перед Богом состоит и в том, что мы недорабатываем в том, что делать обязаны. Не просто как священнослужители, а даже просто как христиане. У нас в Церкви есть учение о царственном священстве: каждый христианин – это священник Богу и Отцу, который должен совершать богослужение на алтаре собственного сердца. Если человек Богу не уделяет должного внимания в обычном образе своей жизни, это уже грех, потому что он от Бога удаляется на страну далече, занимается земными, плотскими, а порой и греховными интересами, занятиями. Соответственно, с этого нужно начинать покаяние.

– Какие примеры Священное Писание предлагает нам для начала покаяния?

– Самые известные из них – те, которые Церковь предлагает нам перед началом Великого поста: Закхей, начальник мытарей; кающийся мытарь из притчи о мытаре и фарисее; блудный сын; благоразумный разбойник, о котором мы сегодня вспоминали. Это примеры того, что покаяние может быть различным и может проявляться по-разному. У кого-то это может быть выстраданное среди длительных скорбей решение, как у блудного сына. У кого-то может быть решение вроде довольно спонтанное, как у благоразумного разбойника, даже в какой-то степени случайное. Если бы рядом с ним на кресте не висел Спаситель мира, а вместо Него был обычный разбойник, у разбойника не было бы возможности спасения. Может быть, у него были бы какие-то мысли насчет неправильно прожитой жизни, но именно такого яркого примера покаяния и тут же полученного от Бога прощения, конечно, мы бы не нашли в его жизни и это не осталось бы на страницах Священного Писания.

Примеров у нас более чем достаточно. Наверное, для каждого найдется тот, что ближе именно ему. Во всяком случае, главное, чтобы мы подражали этим примерам, а не просто восхищались ими на словах, при этом продолжая греховный образ жизни.

– Иоанн Предтеча, когда обращался к фарисеям и книжникам, говорил, что нужно принести плод покаяния. Что это за плод покаяния?

– Надо смотреть на контекст речи. Когда эти лицемерные люди приходили на берега Иордана, где он крестил людей, они тем самым показывали, что вроде бы они тоже разделяют это народное движение, что тоже хотят покреститься от него. Но он видел, насколько они лукавы, что они в действительности вовсе не собираются менять образ своей жизни. Поэтому он и говорил: принесите плод, достойный покаяния, то есть надо реально изменить свою жизнь, перестать лицемерить, заниматься стяжательством, осуждать других (чем фарисеи и книжники очень часто занимались), перестать делать добрые дела на публику (что обычно Господь в них обличал). Если бы они перестали это делать, это был бы плод покаяния.

Прилагая это к себе (потому что слово Божие всегда имеет как минимум два уровня понимания – не только непосредственный, но и более духовный, возвышенный), мы тоже должны принести плод покаяния. Должны помнить, что человек, который говорит: «Господи, Господи», только из-за этого в Царствие Божие не войдет. Об этом Сам Господь говорил. Нужно взять крест свой и идти за Христом. Этот крест предполагает перенесение скорбей, страданий, лишений, в том числе и труды воздержания, которые мы несем в Великом посту ради Христа. Если мы это делаем с послушанием Церкви, это есть путь спасительный.

– В эту неделю Великий покаянный канон читается полностью, совмещенный с житием преподобной Марии Египетской. Есть ли какие-то исторические особенности установления этого совместного чтения?

– Да, мы должны вспомнить, что Мария Египетская жила в конкретную историческую эпоху – в V веке. Уже в конце VII века, на момент Шестого Вселенского Собора 680 года от Рождества Христова, практика чтения Канона Андрея Критского с житием преподобной Марии стала общецерковной во всей Восточной Православной Церкви. Это говорит о том, насколько вся Церковь была восхищена ее подвигом и насколько универсальное значение он имеет для всей Церкви.

– Какие примеры греха и покаяния предлагает нам Великий канон в эти дни?

– Там очень много примеров, десятки. Собственно, он весь и состоит из примеров либо положительных, либо отрицательных, которые показывают нам, что мы должны делать, а чего не должны. Это история отношений человека с Богом, очень драматическая история, исполненная необыкновенно выразительных примеров. Думаю, что этот прием, который использует преподобный Андрей, оказался гениальной находкой. Взять буквально весь текст Священного Писания в одном ракурсе – примеры греха и покаяния – и рассмотреть на протяжении этого длительного гимнографического произведения эти примеры. Это оказывается очень назидательно, поучительно. И хотя это тяжело воспринимать сразу, в одной службе, но именно эта служба, мне кажется, имеет даже более глубокое осмысление, наполнение, влияние на человеческие души, чем когда канон делят на четыре части.

И конечно, тут надо вспомнить, что практика чтения канона у нас немного отличается. Где-то, допустим, часа три с половиной занимает эта служба, а у старообрядцев она занимает семь часов, потому что все поклоны, которые там указаны, они исполняют – по три земных поклона на каждый тропарь, и получается около тысячи земных поклонов. Это, конечно, колоссальная физическая нагрузка. Но, думаю, тот, кто способен это понести, ощущает особый духовный плод.

– Насколько важно знание Евангелия и в целом Библии для покаяния?

– Интересный и неоднозначный вопрос. Поставим его в несколько иной форме – возможно ли покаяние без знания Священного Писания? – Да, оно возможно. Преподобная Мария Египетская, когда покаялась и ушла в пустыню, Священного Писания не знала вообще. Если она уже в 12 лет ушла из родительского дома и жила во грехе семнадцать лет подряд, ясно, что она храм Божий не посещала, дома Священное Писание не читала и вообще была абсолютно чужда этой сфере жизни. Она смогла покаяться, принять решение изменить свою жизнь, уйти в пустыню и там подвизаться без знания слова Божия. Но при этом преподобный Зосима, общаясь с ней, заметил, что она знает священные тексты наизусть. Он понял, что это знание является сверхъестественным. В данном случае мы приходим к мысли, что для углубленной духовной жизни, для каких-то степеней совершенства знание Священного Писания необходимо. Господь его дает Своим избранникам даже путем сверхъестественного откровения.

Ведущий протоиерей Андрей Гавриленко

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать