Преображение (Одесса). Изгнание Адама из рая, Прощеное воскресенье

11 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Последний день перед началом Великого поста называется Прощеным воскресеньем. Он имеет еще и другое название. Об изгнании Адама из рая и пойдет речь в сегодняшней программе.

Почему изгнание Адама из рая и Прощеное воскресенье отмечаются в один день?

– Есть официальное церковное название, а есть народное наименование того же самого дня.  Церковь наименовала последнюю неделю – последнее воскресенье перед Великим постом: «Об изгнании Адама из рая». И здесь присутствует богословское осмысление  события, непосредственно являющегося причиной нашего греховного состояния, от которого мы хотя бы в какой-то степени пытаемся избавиться на протяжении Великого поста.

Что касается Прощеного воскресенья, то обычай просить друг у друга прощения перед Великим постом существует уже много столетий в нашем народе, поэтому люди стали называть этот день Прощеным воскресеньем. Это не единственный случай такого рода, у нас есть и другие двойные названия подобных воскресных дней. Например, Вербное воскресенье – это народное название, а Вход Господень в Иерусалим – название церковного праздника. Есть и другие подобные случаи.

– В чем состояло грехопадение? И как с ним связан первородный грех?

– Не все люди отчетливо сознают, что когда мы говорим «первородный грех», то произносим двусмысленную формулу; есть два разных значения у этого словосочетания. Первородным грехом можно назвать тот личный проступок, который совершили Адам и Ева, когда нарушили заповедь Божью о невкушении запретного плода в раю. Преступление заповеди – это уже их грех, первый грех, который они совершили в своей жизни. И он породил все остальные грехи, поэтому называется первородным.

Но это личный грех Адама и Евы, который к нам, строго говоря, не имеет никакого отношения. Если мы там не присутствовали, не участвовали в этом поступке, то, казалось бы, это вообще никак не должно нас касаться, но все-таки касается. К сожалению, изменения, которые произошли в человеческой природе, внутри человека после совершения этого греха, оказались настолько глубокими, сильными, что исказили все человеческое естество.

Начиная с Адама и Евы все их потомки также оказались пораженными первородным грехом. Здесь действует то же самое, о чем писал еще святитель Филарет Московский: как из зараженного источника течет зараженный поток, так и от прародителей падших и потому смертных не может родиться потомство не падшее и бессмертное. Мы тоже обязательно наследуем вот эту поврежденность человеческой природы, которая называется первородным грехом. И вот этот первородный грех, который все мы наследуем в страстном зачатии и рождении, нам прощается только в таинстве Крещения; иначе от него избавиться нельзя.

– В чем состояло грехопадение Адама лично?

– Это можно рассматривать в разных плоскостях, с разных ракурсов. Некоторые вообще считают, что в Библии очень просто описано грехопадение первых людей, пытаются найти там какую-то аллегорию, иносказание, говорят: «Не может быть, чтобы все было так просто, что за такой простой проступок (съели то, что нельзя есть) все человечество на протяжении уже тысячелетий должно расплачиваться жуткими страданиями и смертью».

Но если внимательно читать библейский текст – 3-ю главу Книги Бытия, то мы видим, что все было далеко не так просто. Даже в этих, казалось бы, несложных словах описаны очень важные вещи. Господь, поселив Адама и Еву в раю, хотел, чтобы они духовно возрастали, нравственно совершенствовались, утверждались в добре и достигли в итоге обоженного состояния,  непадательного состояния, стали буквально равны ангелам, которые утверждены в добре настолько, что не могут согрешить.

Вот и люди должны были к этому приблизиться, они должны были этого достичь со временем. И для того чтобы они к этому приближались постоянно, дана была заповедь невкушения от одного только дерева, от одного запретного плода. Все остальные плоды были в распоряжении людей. Соблюсти эту заповедь было несложно, потому что пищи было в изобилии, но нужно было помнить, что все-таки от этого дерева есть нельзя.

И было прямое Божественное предначертание: «…в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь». То есть это было очень грозное предупреждение, которое давало понять Адаму, что ни в коем случае нельзя ослушаться этой заповеди. Соответственно, соблюдение ее давало человеку утверждение в добре, он креп морально. Потому что хотя бы от чего-то, но нужно было отказаться.

Все это приобретает особое значение в контексте Великого поста. Ведь можно и так сказать: грехопадение Адама состояло в нарушении заповеди о посте. Есть люди, которые говорят: «Какая разница? Можно поститься, можно не поститься. Пусть я буду есть колбасу и пельмени в Великом посту. Разве я кому-то сделаю плохо? Я же никого не осудил, никому не причинил зла. Ну, поел то, что не предписывается уставом… Устав писали люди; в Евангелии не написано, что нельзя есть колбасу, в Евангелии вообще нет  Великого поста».

Такие рассуждения настраивают на то, что можно к посту относиться спустя рукава, смотреть сквозь пальцы на то, что он соблюдается не так, как должно. На самом деле мы видим, что преступление Адама состояло в том, что он съел не то, что было разрешено, а то, что было запрещено Божественной волей. И это причинило ему многие страдания. Так вот и Церковь – это столп и утверждение истины, это Божественное учреждение на земле для спасения верующих. Поэтому если она предписывает поститься, нужно это соблюдать с верой, что через эти церковные установления действует воля Божья, спасительная для нас.

– Как толкуют святые отцы преступление Адама, описанное в Книге Бытия?

– Уже древние святые отцы подробно это истолковали. Преподобный Ефрем Сирин, святитель Василий Великий и блаженный Августин – все касались этой темы по-своему и оставили очень глубокие рассуждения о том, как именно мы должны понимать грехопадение Адама и Евы. Несомненно, гордость была главным руководящим мотивом для нарушения Божественной заповеди.

Почему так легко прельстилась Ева на эти слова змея: «…будете как боги, знающие добро и зло»? Захотела стать богиней, как пишет преподобный Ефрем Сирин, она захотела обладать Божественным всеведением, абсолютным знанием, потому что знание добра и зла на языке древних евреев означает знание всего. Это не просто знание о том, что такое добро и что такое зло, это абсолютное знание.

Для древних людей все, что человек воспринимал, с чем  сталкивался, можно было дифференцировать – либо это полезное, либо  вредное; соответственно, либо это доброе, либо  злое. Каких-то нейтральных, абстрактных вещей для них практически не существовало, они всё воспринимали очень прагматично, потому что их выживание зависело от того, сумеют ли они правильно различить вредное и полезное, опасное и неопасное, злое и доброе.

Соответственно, когда прозвучало такое обещание, Ева услышала для себя что-то знакомое. Ведь фактически Бог хотел им сообщить это знание всего, Он хотел сообщить им божественное достоинство.

– Внутренняя потребность у них была.

– Да. Только Бог предложил это сделать Своим путем, более длительным, более трудным, но зато правильным путем постепенного воспитания воли в послушании Богу. А здесь предлагается достичь фактически того же божественного достоинства, но гораздо более простым механическим путем. Это путь магии, путь оккультизма, который до сих пор себя позиционирует как альтернатива тому, что людям предписывает Церковь.

– Как Адам каялся? И можно ли его покаяние взять для примера каждому из нас?

– Покаяние Адама и Евы наступает, к сожалению, слишком поздно. Побуждение для покаяния Господь предоставил прародителям еще в раю. Трижды Господь призывал Адама к покаянию. Вначале тем, что обнаружил Свое присутствие  – Адам услышал «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Потом Он прямо спросил: «Адам, где ты?» (То есть: «В какой бездне греха ты оказался?») А затем уже задает вопрос совершенно отчетливо: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть?»

Адаму на последний вопрос оставалось только ответить: «Да. Прости меня, Господи!» Но даже когда Господь максимально обеспечил человеку легкость этого покаяния, облегчил ему этот путь к раскаянию, все равно проявляется нераскаянность человеческого сердца. В этом отношении ни в коем случае Адаму и Еве подражать нельзя. Но когда они уже были изгнаны из рая, их покаяние было уже очень глубоким.

Мы можем судить об этом по тому, что в нашем церковном месяцеслове есть имена Адама и Евы. Значит, Господь принял их покаяние и они достигли праведного состояния в дальнейшей своей жизни. Адам прожил очень долгую жизнь, 930 лет. И за этот срок у него было время осознать свой грех, глубоко раскаяться и увидеть последствия своего грехопадения не только в своей жизни, но и в жизни своих потомков.

– Стихира говорит о том, что Адам сидел против рая и рыдал.

– Да, это очень яркий образ, который показывает, что запоздалое раскаяние постигло Адама. Это были искренние слезы раскаяния, он ощутил ценность того, что потерял, когда уже действительно это потерял, когда понял, что путь к древу жизни надежно перекрыт херувимом с огненным  оружием, который стоял на этом пути. Когда человек чего-то лишается, он сознает ценность того, что Господь ему дал безвозмездно, даром. Но вот такая человеческая природа: что имеем – не храним, потерявши – плачем…

Если мы говорим именно об этом покаянии Адама и Евы, то, несомненно, когда мы постимся, вот так же должны каяться, проливая слезы буквально о своих грехах, потому что всякий раз, когда мы в чем-то согрешает перед Господом, мы уподобляемся Адаму. Нарушая любую заповедь, мы приобщаемся к его первородному греху. Блаженный Августин прямо говорит, что в грехопадении Адама заключалось нарушение всех десяти заповедей, позже данных Моисею. Адам нарушил их сразу все, а мы нарушаем по отдельности, но суть дела от этого не меняется.

– Апостол Павел говорит о том, что от Адама мы унаследовали тленность. Что это за тленность? В чем она состоит?

– Этот термин обозначает две разные реальности. Во-первых, это тленность в буквальном смысле слова – наше естество подвергается смерти, и когда тело умирает, оно тлеет вплоть до того, что разлагается на составные части, на первые элементы; остаются кости, которые тоже могут со временем истлеть, буквально распадутся на молекулы. Но есть еще другое значение слова «тление» – это подверженность страдательным состояниям. И это тоже мы унаследовали от Адама.

До грехопадения у Адама не было ни первого тления, ни второго. Он был бессмертен и не испытывал ни боли, ни усталости, ни голода, ни жажды, он вообще никак не страдал. После его грехопадения эта тленность естества нам постоянно о себе напоминает. Мы чувствуем, насколько зависимы от условий окружающей среды, от пищи, питья, от температуры, которая нас окружает, и от многих других факторов. Нас могут убить даже, казалось бы, самые незначительные вещи. Это все было неактуально для Адама.

К сожалению, после грехопадения наша природа претерпела настолько глубокие изменения, что теперь мы очень уязвимы во всех своих жизненных проявлениях. Но в каком-то смысле для нас это полезно. Потому что, будучи людьми грешными, многострастными, всякий раз, когда мы ощущаем, насколько мы слабы, немощны, мы вспоминаем о Боге, просим помощи у Него, просим заступления, защиты. И в этом отношении оба фактора – тленность как смертность и тленность как страдательное состояние – помогают нам глубже покаяться в своих согрешениях.

– Как Великий пост может помочь каждому из нас в борьбе с тленностью?

– Великий пост – это время для самопознания, самоуглубления. Чтобы отвлечься хотя бы на эти сорок дней от обычной мирской суеты и подумать о том, в каком сейчас мы находимся состоянии по отношению к Богу. Сравнить это состояние с тем временем, когда, например, только начинался наш путь в Церкви, когда был первый энтузиазм, когда мы буквально летали на крыльях веры, когда была радость общения с Господом. И понять, почему сейчас у нас нет такого состояния, почему нас редко посещают такие минуты радостного общения с Богом, почему нет этого живого ощущения причастности к небесной реальности, почему нас настолько сильно затягивает в себя вся эта мирская суета. И найти пути выхода из этого.

Нужно обязательно в течение любого дня – и это особенно касается Великого поста – находить время для настоящего, глубокого общения с Богом. Не просто формально прочитать правило на ходу или даже стоя перед иконами, но уже планируя себе какие-то действия на этот день или  следующий. Надо обязательно хотя бы ненадолго, но отвлечься от всех остальных дел своей жизни, пусть даже правильных и важных, чтобы побыть наедине с Богом.

Вот для этого и нужен Великий пост. Потому что мы понимаем, что все правила, которые  соблюдаем в течение поста, в сущности, мы должны соблюдать в нравственном плане и в течение всего года. Но в течение всего года у нас просто не хватает сил. А здесь как бы некая десятина, десятая часть года, которую мы должны Богу посвятить сугубым образом, чтобы Он за это нас благословил на все оставшееся время года. Думается, что в этом и состоит особенная важность Великого поста, чтобы мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы ощутить Божью благодать. И в остальное время года воспоминание об этой благодати может нас где-то удержать от греха.

Иисус Христос называется Новым Адамом, это имя Ему усваивает апостол Павел. Почему? Как это связано с тем ветхим Адамом, от которого мы унаследовали тленность?

– Первородный грех, о котором мы сегодня уже говорили, является уделом всех потомков ветхого, первого Адама, он – родоначальник ветхого человечества. Есть так называемая теория рекапитуляции, которая принадлежит священномученику Иринею Лионскому и состоит в том, что Христос рекапитулировал, то есть буквально перевозглавил человечество. Главой ветхого человечества является Адам, Главой нового, возрожденного человечества является Господь Иисус Христос.

И мы в этом отношении являемся наследниками той благодати, которую Господь дарует Своей Церкви, мы являемся чадами Божьими, чадами Самого Господа Иисуса Христа как Второго Адама. Поэтому мы рождаемся по плоти от своих родителей, но духовно рождаемся в купели крещения. Вот этот параллелизм здесь соблюдается.

Христос намеренно позиционировал Себя как Новый Адам, так как все то, что первый, ветхий Адам не исполнил, все то, что он нарушил, Господь, наоборот, совершеннейшим образом воплотил в жизнь. Если у Адама была гордость, у Христа – абсолютное смирение, если у Адама было преслушание заповеди, у Христа – абсолютное послушание воле Бога Отца, даже до смерти крестной.

И так во всем мы видим, что Господь загладил грех первого Адама. По преданию, кровь Спасителя, которая стекла из Его раны, из пронзенного ребра, буквально через трещину в горе Голгофе омыла череп Адама, который был там погребен. Так что этот символизм особенно четко прослеживается. И думается, мы должны быть особенно благодарны Господу за то, что Он не просто совершил подвиг нашего искупления, но и сделал это таким наглядным образом, чтобы мы всегда ощущали, как велика Его любовь к каждому из нас.

– Грехопадение совершено через Адама и Еву, но почему-то в названии недели упоминается только Адам. Адам несет большую ответственность за грехопадение?

– Да, это так. Хотя, судя по библейскому тексту, строже наказана была Ева: болезнью чадородия; это сама по себе боль, связанная с рождением ребенка… Скорее всего мужчина вообще не смог бы такой боли вынести, об этом говорят многие ученые –  психологи, медики.

С другой стороны, ответственность, которая лежит на Адаме, больше, потому что, судя опять же по библейскому контексту, именно Адаму Господь непосредственно давал заповедь о невкушении от этого древа познания добра и зла. Ева об этой заповеди узнала уже от Адама; соответственно, авторитет этой заповеди был для нее немножко меньше: одно дело – услышать это из уст Божьих, а другое – из уст человеческих. И хотя она, конечно, доверяла Адаму, но есть определенная разница восприятия.

Поэтому на Адаме лежала большая ответственность. Кроме того, он – глава жены, а не наоборот, он должен был чувствовать, что на нем лежит ответственность, за ним последнее слово. И когда Ева предложила ему вкусить этот плод, разумеется, он не должен был следовать за ней по пути греха. Его грех состоял в том, что он больше, чем Бога. Так об этом говорят наши святые отцы.

За это он был строго наказан, изгнан. И если его Господь изгнал, то и Еву тоже вместе с ним. Потому что она от него полностью зависит, она от его ребра, она дана ему помощницей.

По умолчанию предполагается, что она была изгнана вместе с мужем и в дальнейшей истории израильского народа мы видим, что представление о большей ответственности мужчины перед законом Божьим и человеческим сохраняется. Когда Господь насыщал 5 000 человек пятью хлебами, по выражению евангелиста, там было 5 000 человек, кроме женщин и детей. То есть фактически людей было больше.

– При этом пост важен для мужчин и для женщин?

– Да, христианство в этом плане вносит свои коррективы. Апостол Павел прямо говорит: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе». И «кто во Христе, тот новая тварь». Все мы равным образом призваны к спасению, обожению, совершенству духа во Христе.

И Типикон не делает различия между мужчинами и женщинами в отношении поста. Абсолютно равным образом все должны поститься. Да, у нас Типикон монашеского происхождения. Мы можем даже назвать конкретные монастыри – Лавру Саввы Освященного, Студийский монастырь в Константинополе, где формировались все эти уставы. Но вместе с тем женщины наряду с мужчинами должны все это соблюдать.

У нас есть такое понятие, как послабление Великого поста, и есть категории населения, которые подлежат этому послаблению, – больные, немощные, тяжело работающие или путешествующие люди. Но сказать, что послабление дается отдельно для женщин, – такого нет. Для пожилых людей или, наоборот, для младенцев и маленьких детей послабления есть. Но пол здесь значения не имеет.

– В этот день принято прощать друг друга. Почему перед постом и перед такой усиленной молитвой важно прощение?

– Мы помним евангельскую заповедь Спасителя: «…если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой». Это очень важная заповедь, которая говорит о том, что от чистого, спокойного сердца мы должны служить Богу. Это касается любого дара, любой жертвы, в том числе и жертвы молитвенной, которую мы Богу приносим повседневно.

Если человек кипит злобой на кого-то из своих ближних и при этом становится на молитву Богу и пытается читать слова, написанные в молитвослове, это противоестественно. Ясно, что этого делать не нужно, потому что человек будет читать одно, а при этом думать другое – думать, как он отомстит этому обидчику, что он ему сделает плохого. Это все совершенно ненормально.

Поэтому, всякий раз становясь на молитву, надо вначале утишить все свои чувства, хотя бы в своем сердце примириться с ближними, даже с теми, которые могли что-то нам сделать плохое. Нужно предать всю эту ситуацию в руки Божьи, потому что Господь – истинный Судья, Он видит и знает все. Если кто-то что-то нам сделал плохое, он обязательно за это понесет соответствующее возмездие от Бога.

Мы должны больше думать о другом – о том, чтобы мы кого-то не обидели, кому-то не причинили зла, огорчения или досады. В этом тоже нужно каяться, с этими людьми тоже нужно примириться в своем сердце, если мы становимся на молитву или тем более начинаем такое важное поприще, как Великий пост. Так что это очень правильная традиция – просить друг у друга прощения.

Но уже давно замечено, что легко просить прощения у тех людей, которым мы ничего плохого не сделали. Если у нас с кем-то нормальные отношения, но мы понимаем, что могли где-то что-то сделать неправильно, то мы просим прощения с удовольствием, даже буквально с радостью.

А вот если есть действительно напряженность в отношениях с кем-то, явная какая-то обида или что-то такое, что омрачает наше восприятие этого человека, то здесь все намного сложнее. И сложнее не только потому, что нам тяжело этого человека простить, но и потому, что мы порой не верим, что он воспримет это правильно. Что если мы будем у него просить прощения, то он может воспринять это как признание нашей неправоты.

Мы себя считаем правыми, а его неправым, но если попросим прощения, он подумает: «А, значит, он все-таки признал, что был не прав». Вот это может быть причиной того, что мы не захотим просить прощения. Но Господь смотрит на человеческое сердце. Когда мы понимаем, что у нас останется внутреннее беспокойство, если мы не попросим прощения, то лучше попросить прощения, несмотря ни на что, а Господь уже Сам дальше все устроит в отношениях с этим человеком.

– Как лучше провести святую Четыредесятницу?

– В двух словах это трудно описать. Может быть, самое главное – сделать все планомерно. Надо заранее продумать, что мы хотим осуществить на протяжении этого Великого поста.

Самые общие правила: чаще посещать храм Божий, по возможности ближе к Типикону соблюдать воздержание в пище, воздержаться от страстей, особенно от той страсти, которую мы для себя считаем наиболее актуальной. Против нее направить главные усилия, продумать способы, как в себе эту страсть ограничить, чтобы она как можно меньше себя проявляла. И, разумеется, чаще и усерднее молиться Богу дома, потому что церковная молитва очень сильно зависит от молитвы домашней.

Если мы имеем это чувство живого богообщения, то оно, как правило, достигается в опыте домашней молитвы и потом посещает нас и в молитве храмовой.

– Спаси Господи, отец Димитрий, за интересную духовную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры! Божьей вам помощи в святом Великом посту!

Ведущий  протоиерей Андрей Гавриленко

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать