Преображение (Одесса). Трансгендерность

24 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Все чаще и чаще мы слышим о вопросах биоэтического характера. В сегодняшней программе поговорим о трансгендерности – проблеме смены пола. Что значит термин «трансгендерность»?

– Трансгендерность означает несовпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом. Это научное определение. А по факту трансгендерность означает, что человек, который родился мужчиной, внутри ощущает себя женщиной (или наоборот). То есть, находясь в мужской плоти, он себя чувствует женщиной (или противоположная ситуация). Такая странная психологическая особенность, которая свойственна некоторым людям, называется трансгендерностью.

Кроме того, трансгендерами (или транссексуалами) называют людей, которые не только чувствуют себя так, но и тех, кто предпринял шаги по смене своего пола. Мы знаем, что современные медицинские технологии дают возможность с помощью гормонов, хирургических операций осуществить сложную, очень тяжелую, трудоемкую и дорогостоящую операцию по смене пола. Те люди, которые посредством этой операции достигают смены своего пола, называются трансгендерами (или транссексуалами).

– Почему Церковь имеет право поднимать такие вопросы и говорить от имени Бога?

– В Первом послании к Тимофею (3-я глава, 15-й стих) апостол Павел называет Церковь столпом и утверждением истины. То есть он имеет в виду, что Господь для того и создал Церковь на земле, чтобы она была оплотом истины, чтобы в ней люди находили всякую истину, а главное, ту истину, которая им необходима для спасения. Поскольку такие вопросы, как смена пола, очень тесно связаны с образом жизни человека, с его нравственностью, а также с духовностью, то ясно, что это сфера компетенции Церкви. Она не может пройти мимо этой проблемы общества и дает ей соответствующую оценку.

– Человека создал Бог. Почему происходят такие проблемы в мире, который создал Бог?

– Это глубокий вопрос – и теологический, и философский. На вопрос этот ответить очень просто, он освещается Священным Писанием. Мы видим: то состояние мира, в котором мы сейчас находимся, искажено грехопадением наших прародителей. Грех внес искажение в человеческую природу и на уровне духа, и на уровне тела, и на уровне внешнего благосостояния человека. Поэтому когда мы читаем Священное Писание, Книгу Бытия, повествование о творении Адама и Евы, то видим, что там не было никаких сомнений. Адам понимал, что он мужчина; Ева понимала, что она женщина. Их потомки, соответственно, также себя совершенно отчетливо позиционировали. Вся проблема трансгендерности именно в таком звучании является проблемой нашей эпохи. Я не встречал в литературе античной или средневековой настолько ярко выраженного вопроса – как поменять свой пол. Конечно, тогда не было и физической возможности это сделать, медицина была не в состоянии это произвести, тем не менее именно подача этой проблемы, которая сейчас имеет место, насквозь пропитана духом гуманизма, с одной стороны, а с другой – тут не только гуманизм. Здесь какой-то дух апостасии – отступления от Бога, отступничества.

– Последних времен.

– Да, это именно, я бы сказал, неотъемлемая принадлежность безрелигиозного сознания, потому что, как правило, когда обсуждается тема трансгендерности, Бог как бы выносится за скобки, Его нет в этой области. Решаются вопросы человеческой самоидентификации, положения в обществе, но при этом умалчивается, какое будет его отношение к Богу, когда он поменяет свой пол. Мне кажется, это абсолютно неправильно, в этом главная ошибка.

– Действительно, ведь в Священном Писании даже есть определенные указания на то, как должен вести себя мужчина, а как женщина. Что происходит с человеком, который хочет изменить пол, на духовном уровне, по Вашему мнению?

– Мне думается, или осознанно, или подсознательно, но здесь присутствует восстание, бунт против Бога. Человек не удовлетворен своим состоянием, своей жизнью, тем полом, который он получил от Бога, и он собирается поменять то, что является наиболее глубоко связанным с его личностью. Это не то что поменять цвет волос или стиль одежды. Здесь речь идет не о перемене имиджа. Меняется в целом бытие личности. Мы понимаем, что личностные характеристики очень тесно обусловлены полом человека, мужским или женским. Это совершенно разное призвание в жизни, совершенно разная сфера самореализации и позиционирования себя в обществе. Поэтому когда человек решается на смену пола, в данном случае выходит так, что он Бога обвиняет: якобы Бог ошибся, когда дал ему тот пол, с которым он родился. Человек пытается исправить ошибку Бога, ставит себя на место Творца. Я думаю, в человеке явно проявляется гордостное самоутверждение и желание поставить себя в оппозицию к Богу.

– Сатанизм своего рода.

– Да, эта позиция сходна с позицией Люцифера.

– Почему Православная Церковь называет это грехом и не принимает смену пола?

– У нас есть официальный документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где есть один пункт, специально посвященный вопросам гомосексуализма и трансгендерности. Там как раз объясняется позиция Церкви по этому вопросу. Церковь не может одобрить желание человека поменять свой пол, распоряжаться своим полом как своей собственностью. То, что мы получили в дар от Бога, мы должны принять как то, что является частью образа Божия. Мы можем вспомнить историю нашей Церкви: старообрядцы под страхом смерти, тюрьмы отказывались даже бороды сбривать –они считали, что даже это будет повреждением образа Божия в человеке. А здесь не борода, которая может заново отрасти, здесь меняется пол человека. Каждый, кто это делал, понимал, что делает это один раз в жизни – с целью навсегда стать человеком другой половой принадлежности. Тут возникают очень серьезные вопросы, проблемы.

Русская Православная Церковь считает, что если человек идет на этот шаг, то проявляет непослушание своему Творцу. Это является грехом. Наша Церковь прямо называет такой поступок греховным. Следствием его является то, что человек, который поменял половую принадлежность, не может быть священнослужителем. Например, женщина стала мужчиной – хотя вроде бы это и мужчина, но мужчина-трансгендер никогда не сможет быть православным священником. Кроме того, этот мужчина не сможет вступить в церковный брак с женщиной. Аналогично: если мужчина стал женщиной, не может эта женщина, ранее бывшая мужчиной, венчаться в православном храме – именно потому, что для Церкви она по-прежнему остается человеком того пола, в котором родилась.

– Какой совет Вы бы дали человеку, если бы он обратился с просьбой благословить изменение пола?

– Нет, конечно, я не мог бы на это благословить. Не только потому, что это противоречит официальному мнению нашей Церкви, но и мне самому лично кажется, что это неправильное решение для человека. Я понимаю глубину проблемы. Судя по доступным мне сведениям, действительно есть люди, которые вполне серьезно и постоянно, с детства ощущают себя человеком другого пола. Родилась, скажем, девочка, но у нее чисто мужские черты характера. Бывают конкретные жизненные примеры.

Буквально недавно в Соединенных Штатах впервые в истории боксерский профессиональный поединок выиграл боксер, который раньше был женщиной и только шесть лет назад поменял пол. Глядя на него, я бы никогда не догадался, что в прошлом это была женщина. Это действительно спортивный человек, настоящий боксер. Но ранее это была женщина, которая тоже была боксером. Она входила в олимпийскую сборную Соединенных Штатов. Это решение, очевидно, годами зрело в этом человеке и потребовало определенных усилий. Это в любом случае очень серьезный шаг, который требует огромных усилий со стороны человека. Он понимает, что столкнется со многими проблемами. Нужно будет менять документы, заново себя позиционировать в отношении с родными, знакомыми. То есть это полная перемена жизни. Неизвестно, чем все это закончится. Если человек идет на этот шаг, значит, его к этому подвигли очень серьезные мотивы. Значит, его внутри буквально раздирали эти проблемы, которые заставили его пойти на такой шаг.

Я далек от того, чтобы просто взять и осудить, сказать, что раз вы это делаете, то вы враги Божии или враги Церкви. Как об этом говорится в наших церковных документах (и мне самому так кажется), если человек меняет пол, то вовсе нет гарантии, что это решит его психологические проблемы. Есть вероятность того, что, наоборот, они могут усугубиться. Если уже Господь определил, что человек родился с такими половыми признаками, значит, Господь даст и возможность человеку реализовать себя именно в этом половом отношении. Поэтому, конечно, можно допустить, что на каком-то этапе у человека доминируют, скажем, мужские гормоны. У него, допустим, такие гены, такая наследственность; превалируют такие черты характера, как решительность, смелость, отвага. Может, даже агрессия. Это все нашло отражение, допустим, в боксе.

Но вместе с тем жизнь у человека меняется, периоды сменяют друг друга, человек бывает вообще другим в какой-то период своей жизни. У него все может очень сильно поменяться. И вдруг, представим себе, пройдет еще лет десять-двадцать, начнут опять возвращаться какие-то женские признаки, а человек уже пол поменял. И опять будет внутренняя борьба, и что ему теперь делать? Думаю, это очень серьезная проблема. Тут нужно семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

– Наверное, даже не стоит отрезать в этом смысле…

Как необходимо каяться человеку, который по неведению, незнанию уступил своему внутреннему чувству и изменил пол, согрешил пред Господом?

– Тут можно подойти к вопросу чисто с евангельской точки зрения. Мы можем вспомнить притчи о блудном сыне, о Страшном Суде. Господь готов принять любого кающегося грешника, в чем бы он ни согрешил, в том числе и в половом отношении. А в притче о Страшном Суде вообще говорится только о тех делах, которые человек совершил по отношению к ближнему. Или он сделал какое-то добро ближнему – посетил больного, страждущего, заключенного в темнице, накормил голодного, напоил жаждущего, или же он не сделал этого. То есть о том, что он делал по отношению к себе самому, Господь его даже не спрашивает. В том числе о смене пола его там тоже не спрашивают. В данном случае, если даже человек пошел на этот шаг и изменил пол, ясно, что мы должны уже по факту с человеком общаться... Если он хочет спасти свою душу, ему надо делать больше добрых, христианских дел по отношению к ближним. Господь уже Сам будет смотреть, насколько сделанные им добрые дела, благие расположения сердца способны перевесить чашу весов.

– Как Вы думаете, следует ли ему обратно менять пол?

– Это вопрос очень непростой, в том числе с точки зрения медицинской. Операции по смене пола в последнее время уже достигли той степени совершенства, что проходят практически безболезненно для здоровья человека. Если у человека достаточно финансовых средств, он способен проплатить себе такие препараты, которые позволяют ему перейти в другой пол фактически без потери ресурсов своего здоровья. Но вот как будет осуществляться обратный переход, насколько вообще это возможно, реально и безболезненно для здоровья человека, вопрос довольно открытый. Мне такие случаи неизвестны пока. Может быть, они есть, но я думаю, что пойти на обратный шаг еще сложнее, чем сделать это в первый раз.

– Имеем ли мы право в этом контексте сотрудничать с другими религиозными конфессиями в вопросах убеждения, предотвращения этого греха?

– Думаю, да. Здесь мы можем общим фронтом выступить вместе с представителями других христианских конфессий и даже других религий. Почему это возможно? Потому что нравственное учение мировых религий в действительности довольно сходно между собой. Я это заметил еще до поступления в духовную семинарию, когда читал тексты этих различных учений. Я поймал себя на мысли, что если не знать, текст какой религиозной традиции  читаешь (взять где-то с середины страницы), то порой бывает практически невозможно понять, какой традиции принадлежит тот или иной текст. Настолько бывают сходные выражения, установки! Я лишний раз для себя убедился: действительно, нравственное учение разных религий в целом очень близко, оно учит почти одним и тем же вещам. Поэтому что касается трансгендерности, транссексуальности, тут нас могут поддержать представители всех основных мировых религий.

– С какими инославными христианскими организациями мы имеем возможность сотрудничать и с какими из них сходится во мнении Православная Церковь?

– Прежде всего с римо-католиками, конечно, потому что Римско-Католическая Церковь –  структура очень мощная, разветвленная. У них многие документы по таким вопросам были написаны и созданы раньше, чем у нас. Мы видим, что есть принципиальные совпадения по отношению к вопросам пола и трансгендерности. Папа Бенедикт XVI прямо выступал против возможности перемены пола человека по своему произволу. Папа Франциск тоже делал заявления в этом отношении. Конгрегация по вопросам вероучения Римско-Католической Церкви тоже составила официальный документ внутриепископального значения (именно среди клира Римско-Католической Церкви), где прямо указывается, что если какой-то человек будет обращаться к клирику, священнику с просьбой о принятии крещения, других таинств, то его нужно воспринимать как человека того пола, который дан ему с рождения. Римско-Католическая Церковь не признает искусственное изменение пола как действительную перемену, продолжая считать человека таким, каким он был создан Творцом.

– Интересно, как относятся к этому иноверные (например, буддисты).  Там же есть учение о карме, перевоплощении…

– Да, там совершенно свой взгляд на жизнь, на мир, судьбу человека. Тем не менее, например, тибетская линия буддизма негативно относится к трансгендерности, к возможности перемены пола. Почему так? Конечно, ситуация осложняется тем, что канонические тексты буддизма были написаны в глубокой древности, когда не было такого понятия, как трансгендерность. Тем не менее есть общие выражения, которые касаются того, что мужчины будут искать женского, а женщины будут искать мужского. И они приводятся как признак упадка буддизма и умножения пяти скверн. Если человек склонен к таким вещам, как гомосексуализм или транссексуализм, это воспринимается, с одной стороны, без обструкции. Вообще я заметил, что такого явления, как обструкция, в буддистских странах практически нет. Они более лояльны вообще к любым проявлениям человеческой самоидентификации. Но, с другой стороны, все-таки про себя, видя это, они думают, что это кармическое возмездие за грехи, совершенные в предыдущих воплощениях. Так что все равно оттенок осуждения…

– То, что ты чувствуешь себя мужчиной, будучи женщиной, – это твоя карма и ты не имеешь права ее менять?

– Фактически да. Они это воспринимают так: да, это несчастье  человека, это карма, но нужно это принять. И если это принимается с терпением, то существует возможность это искупить и избавиться от этого.

– Какова позиция мусульман?

– Тоже весьма своеобразная. В Коране ничего не говорится о транссексуальности, трансгендерности. Но в хадисах Мухаммеда, священном предании мусульман, есть тексты, которые осуждают женоподобных мужчин (и женщин, которые стремятся уподобиться мужчинам). Насколько такие выражения можно воспринимать как основу для правовой регламентации – это вопрос довольно спорный. Некоторые мусульманские теологи считают, что основой для мусульманского права может быть вообще только Коран, а не хадисы Мухаммеда. С другой стороны, есть и предположение, что если человек родился с какими-то чертами (допустим, мужчина, а у него есть какие-то врожденные женские свойства) и если они не приводят к таким шагам, как изменение пола, то это не вменяется ему в грех, это его врожденное качество. Но если он начинает предпринимать какие-то действия, в которых можно усмотреть некую корысть или безнравственность, то это, безусловно, является грехом перед Аллахом.

– Есть протестантские общины – сторонники трансгендерности. Чем они аргументируют свою позицию?

– В современном протестантском мире наблюдается очень странная разношерстность. Если православный мир в плане этики более монолитный (католический – так вообще все понятно, единая структура, один папа, поэтому одно вероучение), то у протестантов очень большая свобода интерпретации Священного Писания. Соответственно, мы можем найти противоположные точки зрения. Например, епископальная церковь в Америке, лютеранская церковь, методисты уже пришли к тому, что принимают трансгендерность как вполне нормальное явление и даже разрешают бывшим женщинам, которые стали мужчинами, принимать священный сан в их конфессии. Это то, с чем мы категорически не согласны. И никогда не согласимся, надеюсь. А они это вполне уже разрешают и благословляют.

Но не все протестанты стоят на таких позициях. Например, некоторые направления баптизма стоят на позиции, близкой к православию. Они, с одной стороны, далеки от того, чтобы осуждать, подвергать трансгендеров и транссексуалов обструкции, дискриминации, но, с другой стороны, совершенно определенно осуждают само  решение перемены пола.

– Почему некоторые христиане считают, что это не грех? Все-таки текст один – Библия.

– Это общее направление толерантности, гуманизма, политкорректности и всего того, что сейчас настолько популярно в западном обществе, дает себя знать и в области отношения к гендерному вопросу. Если сейчас считают, что даже не нужно говорить слова «папа» и «мама», а «родитель номер один» и «родитель номер два», то это уже ненормальное явление. То же самое и здесь. Они говорят о том, что человек, который меняет пол, тем самым реализует свое право на самоопределение по гендерному признаку, и мы, мол, не должны его за это осуждать, потому что если будем осуждать, если само это явление осудим, то это будет уже дискриминация по половому признаку, а любая дискриминация должна быть полностью отвергнута. Не только по расовому или социальному признаку, но даже и по половому. Я думаю, здесь любой христианин традиции признает, что они явно перегибают палку.

– Если ребенок с раннего детства чувствует себя некомфортно, несчастным в своем теле, с чем это связано?

– Думается, это может быть проблемой становления личности человека. Личность – это очень непростое явление. Когда мы говорим о ее становлении, нужно время, нужны этапы развития, которые позволят человеку полностью себя раскрыть. На каких-то этапах человек может ощущать внутренние проблемы. У каждого они свои. Возможно, некоторые люди в какой-то период своей жизни сталкиваются с тем, что им некомфортно в своем теле, они себя считают принадлежащими к другому полу, но я думаю, что все это вполне может быть уврачевано, исправлено правильным воспитанием. Если родители замечают у ребенка тягу к поведению противоположного пола, нужно объяснить ему, что это неправильно. Если ты мальчик, ты должен вести себя по-мужски.

Во многом решению этой проблемы может помочь пример отца, его более пристальное внимание, спортивные занятия в секции сугубо мужскими видами спорта – например, это единоборства, бокс, борьба, дзюдо. Там, общаясь со сверстниками, которые ведут себя соответствующим образом, ребенок воспринимает их пример, переносит на себя и находит ту точку баланса, внутреннего равновесия, которая помогает ему осознать себя мальчиком, даже если у него есть какие-то присущие ему от рождения женские черты. Так что, думаю, в период становления это все вполне можно решить с помощью воспитания и целенаправленного, бережного, аккуратного, но точного воздействия на личность этого ребенка.

– Какие советы родителям Вы бы дали по вопросу воспитания пола?

– Поскольку у нас программа православная, то хотелось бы и совет дать именно церковного характера. Надо ребенку уделять внимание с первых дней не то что даже рождения, а зачатия. Надо, чтобы родители сами вели церковный образ жизни, регулярно посещали храм Божий, исповедовались, причащались Святых Даров и ребенка приучали к этому же. Если ребенок с детства ощущает себя чадом Божиим, если он верит в Господа Иисуса Христа и знает, что Он о нем заботится, промышляет, то может к Нему обратиться с просьбой решить его внутренние, в том числе и психологические проблемы. Человек с детства должен доверять Богу. Если он любит Господа, если верит, что Господь его не поставил бы в неправильное положение, в том числе по отношению к собственному телу, полу, то он найдет способ решить все свои внутренние вопросы, проблемы.

Я не исключаю, что это может быть даже на путях христианской аскезы в конечном счете. Если человек, будучи мужчиной, ощущает себя так, что не хочет вступать в брак с женщиной, его никто не заставляет этого делать. Необязательно же менять пол. Можно избрать себе монашескую стезю, подвизаться ради Господа; можно найти себя именно в служении Богу, Церкви, ближним. К сожалению, если человек в Бога вообще не верит, если в центре его мировоззрения находится эго – не Господь, не Христос, а сам человек, то ему гораздо легче прийти к решению просто поменять свой пол с помощью операции и медикаментов, нежели найти себе путь христианской аскетики. Но здесь проявляется то самое плотское мудрование, о котором писал еще апостол Павел и которое прекрасно раскрыл святитель Игнатий (Брянчанинов). Это одно из выражений прелести – повреждение человеческого естества ложью, которое выражается в том, что вся логика мышления человека направлена не от Бога, а от себя, от своих земных человеческих интересов.

Ведущий Андрей Гавриленко, священник

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать