Беседы с батюшкой. Священник Николай Катан. 14 января 2024

14 января 2024 г.

В студии клирик храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва) священник Николай Катан.

– Идет предпразднство Крещения Господня, Богоявления, как мы еще его называем. Завтра день памяти преподобного Серафима Саровского. Сразу вспоминаются выражения, которые говорил преподобный, например: стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся.

– Девиз для всех нас.

– Да, это очень важные слова. И, казалось бы, что усложнять: все на поверхности. Но как стяжать этот мирный дух? Ведь сейчас мы очень зависимы от многих обстоятельств, таких как информация, семья, работа, кредиты, ипотека… Очень тяжело быть спокойным. Как существовать в этом мире?

– В первую очередь надо сказать, что «дух мирен» мы должны представлять себе не просто как мирный дух в том плане, что ты должен быть совершенно спокоен, что бы ни произошло вокруг. Преподобный Серафим, думаю, имел в виду именно Духа Святого. То есть в первую очередь ты должен создать такие условия, чтобы не потерять, сохранить внутри себя Дух Святой. Понаблюдаем сами за собой, ведь иногда даже маленькое слово, сказанное в сердцах, может поколебать наше внутреннее духовное состояние.

Люди иногда спрашивают: «Я вчера (или совсем недавно) исповедовался, причащался, стоит ли мне в следующий раз идти на исповедь перед причастием?» Мы, священники, всегда говорим: если твой внутренний мир поколебался, если ты почувствовал в себе очень сильное духовное шатание, нет внутреннего мира, ты не готов к людям относиться со спокойствием, с любовью, то, конечно, лучше исповедоваться. Это первый признак.

Преподобный Серафим Саровский приводил пример про купцов. Он вырос в купеческой семье и объяснял, что купцы, чтобы что-то приобрести, что-то собирают, думают о том, как это получить. Преподобный простым языком доносил до людей, как достичь стяжания мирного духа. Зачастую мы можем понять что-то о духовном через притчу, через примеры из таких земных вещей. То есть когда мы очень сильно хотим что-то приобрести, купить или сохранить, то уже начинаем включаться в этот процесс, думать, как это сделать. Так и здесь. Серафим Саровский говорит, что когда мы заметили за собой, что, например, осуждаем или очень болтливы (то есть что-то, что может отвести нас от сохранения этого самого мирного духа в душе), над этим надо работать. Ты уже заметил то, что может тебе помешать. И когда мы говорим о том, чтобы сохранить дух мирен, то должны думать, что может этому помешать, и понимать, что это состояние не является константой, мол, если приобрели такой дух, то теперь он, хочешь того или не хочешь, сохраняется. Нет. Мы иногда приобретаем какие-то духовные дарования, но можем также их потерять.

Пример другого святого, совсем из недавних по историческим меркам времен, праведного Иоанна Кронштадтского: он в своих дневниках рассказывал, что иногда мог на кого-то обозлиться и почувствовать, что потерял Духа Святого. И он молился, каялся, проводил внутреннюю работу и чувствовал, как это состояние возвращалось. То есть для того, чтобы сохранить дух в мире, нужно, конечно, просто следить за собой. Вот когда мы несем чашу воды, чтобы ее не расплескать, не уронить, нужно быть очень аккуратным. Так нужно быть очень внимательным и к своим внутренним душевным состояниям. Но, конечно, это жизнь, поэтому ничего не может застыть: «всё, теперь никуда не двигаюсь».

– «Господи, я готов, забирай меня».

– Это уже будет другая крайность. Человек как бы превращается в болотце: стоит и никуда не двигается. Нет, жизнь в движении. И нужно сохранять дух мирен, просить, чтобы Господь все время наполнял тебя, чтобы не заканчивалась чаша внутренней благодати. Нужно молиться.

У святых подвижников-пустынников есть такая история. Однажды ученик обращается к учителю и говорит: «Я не понял некоторую мысль в Ветхом Завете, не можешь мне подсказать, отче?» Учитель говорит: «Я постараюсь». И куда-то уходит. Ученик следует за ним и видит, что учитель стоит в пустыне, никого нет вокруг, а он говорит: «Господи, пошли мне Моисея, пусть он разъяснит мне вот это место из Писания, чтобы мне это объяснить своим братьям». Вот так удивительно. Они, конечно, имели такую веру. И мы должны отчасти приблизиться к ней тем, что можем обратиться хотя бы в дни памяти к преподобному: «Батюшка Серафим, научи меня, как стяжать дух мирен, подскажи, будь мне помощником, другом и учителем».

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Евангелии от Луки описывается рождение Христа. Там говорится, что в это время пастухи с отарами были в поле. Но в Палестине в январе очень холодно, поэтому никакие пастухи в это время не могли быть на поле. Какие отары? Они в это время дома стоят. Значит, Христос родился не в январе, а скорее всего в конце мая».  

– Каждый праздник Рождества мы сталкиваемся с объяснением того, когда родился Христос. Обозначим несколько дат: 25 декабря по новому стилю, 25 декабря по старому стилю, еще 6 января по старому стилю или 19-е по новому. Все эти даты говорят нам о Рождестве Христовом. Объясню сразу: 25 декабря по новому стилю празднует Рождество католический мир и некоторые Православные Церкви. Мы идем как бы по очереди. Потом приходит 25 декабря по старому стилю, или наше 7 января. В этот день совершают Рождество Сербская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Афон, Иерусалим и другие Православные Церкви. Потом идет Богоявление, то есть 19 января. Дело в том, что изначально праздник Рождества Христова совершался именно 19 января, вместе с Крещением.

– Был один праздник.

– В IV веке на Западе происходит разделение этих праздников. Потом разделение произошло и у нас, где-то в V веке, потому что 25 декабря, если мне не изменяет память, был светский праздник день солнца, и многие христиане поддались на это искушение, шли на празднование, и происходили какие-то неприличные вещи. Для того чтобы спасти людей, дать им альтернативу, чтобы они туда не ходили, было решено отделить праздник Рождества. Такова история этого перемещения.

Но вопрос заключался в том, почему именно зима. Все как бы крутится вокруг зимы. В IV веке жил святой Епифаний Кипрский, и примерно в 380 году он писал, что «по дошедшему до нас преданию, Рождество Христово произошло 11-го тиби», это египетский календарь. А по юлианскому календарю, как бы по нашему летоисчислению, это 6 января. То есть уже в IV веке святой Епифаний Кипрский говорит, что по дошедшему до него преданию, Христос родился именно 6 января, тогда же было совершено над Ним крещение и первое чудо в Кане Галилейской. Три события в один день.

– Спустя какое-то время, получается?

– Да, то есть в день Своего рождения Христос крестился и в этот же день совершил первое Свое чудо в Кане Галилейской. Сейчас можно сопоставлять много фактов, были пастухи на поле или не были, но самое древнейшее дошедшее до нас предание уже с IV века говорит о том, что Христос родился именно тогда. Что мы можем сказать в ответ Епифанию Кипрскому? Все-таки он человек южный и, наверно, лучше понимал те климатические зоны. И люди, которые путешествовали в Палестине в VI веке, тоже доносят до нас свои писания, очень трогательные, как им показывали дощечку, на которой Христос учился писать; место, где Дева Мария якобы Его качала. В общем, такие интересные вещи доходили с VI века. Поэтому устойчивая традиция говорит нам о том, что именно в это время родился Христос. Хотя письменных данных, естественно, никаких до нас не дошло.

– Предание Церкви тоже нами почитается.

– Иногда есть даты, которые выбираются Церковью или даже какими-то историческими лицами. Например, у нас есть такой явный пример из истории России: дата образования России 862 год, время призвания варягов на Русь. Мы не знаем точной даты призвания трех братьев, никто ее не записал. То есть это просто устойчивая дата, которая идет испокон веков, и историки принимают ее за основу, потому что мы не сможем точно сказать, когда был призван Рюрик. Просто дату приняли как данность. Так и здесь до нас идет такая традиция.

Также нужно сказать, что христианство было не в наших условиях, когда можно все фиксировать на телевидении. Тогда не было ни таких условий, ни такого образования. И были гонения, поэтому многие носители Предания передавали его друг другу из уст в уста. И уже к IV веку сформировалась точная и устойчивая традиция, что Христос родился именно 6 января по старому стилю, 19-го по новому. А потом уже, как мы сказали, в IV веке Рождество было отделено от Крещения.

– Давайте вспомним Первый Вселенский Собор 325 года, когда было решено праздновать Пасху. Ведь это IV век.

– Да, Пасху совершали, но в разных местах по-разному.

– Это сколько лет было нужно, чтобы отцы собрались и так решили… Так развивалась Церковь.

– Да, для этого должны были быть созданы специальные условия. Тогда происходили очень серьезные гонения. Нам сейчас очень сложно представить, насколько было трудно. И люди просто передавали какую-то священную и ценную для них информацию друг другу. Так сохранилось знание о Боге. Мы знаем, что Евангелия появились в 60-е годы нашей эры, то есть через 30 лет после Вознесения Господня. Все передавалось из уст в уста в преданиях, и на этом мы основываемся.

– Раз заговорили о празднике Богоявления, обсудим извечные вопросы, относящиеся к нему, про святую воду: богоявленскую и крещенскую.

– Традиционно мы всегда сталкиваемся с этими вопросами, когда наступают праздники. Вернемся к упомянутому Епифанию Кипрскому, который описывал, что Крещение было именно 6 января, по-нашему 19-го. И что еще он нам рассказывает? Удивительно, но в ночь с 18 на 19 января люди шли на источники и набирали воду, вообще без какого-либо освящения. Набирали ее и чтили как святую. Он говорит: многими было замечено, что вода не портится в течение года, а то и двух-трех лет.

После него это повторяет Иоанн Златоуст в своем труде «Слово в день Богоявления». Он тоже говорит о том, что многие люди с верой черпают эту воду и она в течение нескольких лет не портится. Люди окропляют ею свои дома, места, где живут и трудятся. И мы видим первую письменную информацию, что в IV веке люди в ночь с 18-го на 19-е набирают воду.

Существовала еще другая традиция, например, в Палестине VVI веков: люди ходили освящать воду на Иордан именно 19 января (по-нашему), то есть в сам праздник. Если мы посмотрим в то же время на Константинополь и Антиохию, воду освящали накануне. То есть было две традиции, и они как-то уживались между собой. В Константинополе воду освящали накануне, потому что в сам день праздника крестили людей. Поэтому мы до сих пор и поем во время службы: «Елицы во Христа крестистеся». Таким образом, когда православие пришло на Русь в X веке, мы сначала восприняли константинопольский опыт.

У нас был устав из Константинополя, и мы освящали воду 18-го числа очень долгое время. На границе XIIIXIV веков приходит Иерусалимский устав, и нам говорят, что освящать воду надо в сам день праздника, 19-го числа. Если посмотреть по истории Русской Церкви, то у нас все время была как бы борьба, люди уже привыкли освящать воду накануне, а потом им говорят: «Нет, давайте освящать на следующий день». Люди путались очень долго. Было время, когда патриарх Никон запрещал освящать воду в сам день праздника.

Через некоторое время собирается Московский Собор, после которого упраздняется это поручение патриарха. И теперь воду можно освящать и 18-го, и 19-го. В общем, к XIX веку складывается традиция в России освящать воду оба дня, чтобы не было споров и разногласий. Молитва и чинопоследование освящения абсолютно одинаковые. Вода является абсолютно одинаковой, нет никакого различия.

– И не надо ходить по 40 храмам.

– Можно обойти, но не с этой целью.

– Я как-то разливал воду в Сретенском монастыре. И люди говорят: «Сейчас еще пойдем в храм Троицы в Листах, там тоже чуть наберем». Я говорю: «А какая разница?» Чуть до драки не дошло. В общем, и такие суеверия бывают, люди так верят.

– Вспомним первые века. Еще во времена Иоанна Златоуста с верой набирали воду и считали, что вся вода, принимаемая с верой, молитвой, благоговением, в мире освящается. Тут дело не в том, что мы сами освящаем воду. Мы призываем Божью благодать на воду. Мы молимся, и это наше обращение к Богу: «Господи, освяти эту воду». И мы веруем, что она освящается не потому, что в одном храме больше благодати. Мы должны в первую очередь сами отнестись к этой воде с молитвой, с верой. По вере вашей да будет вам.

– Вопрос от телезрителя: «А в кране дома в этот момент вода святая?»

– Я бы спросил этого человека, который задал вопрос: «Ты веруешь, что она может быть святой?»  Когда к Господу подходили для исцеления, Он спрашивал: «Веруешь, что Я могу это сделать?» И помогал, когда говорили: «Верую, Господи». Можно даже добавить: помоги моему неверию. Если помолиться в храме нет возможности, болеешь или находишься в другой стране, где нет храма, можно помолиться и набрать воды из крана и принимать ее с верой. И так и будет. Вода будет освящена. Первые христиане шли на источник не просто так. Ну, сейчас кто-то приходит из любопытства, а кто-то приходит с молитвой и набирает воду как великую святыню. Не зря эта вода называется: агиасма («святыня»). Даже великая святыня. И если набирать ее как великую святыню, я верю, что Господь ниспошлет помощь даже через эту воду. Если человек будет нуждаться и у него не будет другого выбора.

– Мы в семье особенно благоговейно относимся к этой воде. У нас даже есть специальный сосуд под нее. Вода стоит отдельно и принимается вместе с просфорой натощак, когда дети болеют и в другие моменты.

– В молитве на освящение воды говорится, что во всех необходимых случаях ею можно и умываться, когда болеешь, и окропляться. И обязательно все люди, которые набирают воду, должны прийти домой и окропить свои жилища.

– С пением тропаря?

– Или хотя бы с молитвой «Отче наш». Всё, что могут прочитать. Например, 90-й псалом или «Да воскреснет Бог». И с этой молитвой окропить свое жилище.

Мы часто слышим об освящении транспорта и так далее. Древние христиане, которые в Палестине набирали воду, бежали к морю, к своим судам, кораблям и окропляли их. Была такая обязательная традиция, до нас дошли такие воспоминания. Поэтому все, что принимается во благо и как знамя благословения Божия, конечно, хорошо. До нас дошли поучения о том, что если человек тяжко согрешил и не допускался к Причастию, то на великие праздники (Рождество, Крещение, Великий Четверг, Пасху, Троицу, день ангела) ему разрешалось вместо Причастия принимать крещенскую воду, как бы для утешения. Да, в данный момент ты не имеешь возможности принять Святые Христовы Таины, не готова твоя душа, ты еще не до конца покаялся, но Церковь не отказывается от тебя, ты не являешься выброшенным за борт. Мы даем тебе для утешения святую воду, которая является великой святыней для подкрепления твоих душевных и телесных сил.

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «В чем испытывается вера? Является ли искушение испытанием веры?»

–  Искушается человек в первую очередь своими страстями, дьяволом. Поэтому, конечно, вера может быть испытана как раз теми искушениями, которые мы либо сами допускаем в своей душе, либо встречаем на пути. Вера, конечно, испытывается. Мы читаем Священное Писание, где открываем для себя удивительное: что Христос, постившись 40 дней, был искушен от дьявола. Для нас это показатель того, что даже Сам Господь на земле не избежал искушений. Это не показатель того, какова была вера у Христа.

Многое, что делал Господь, Он делал именно для нас как пример. Он воспринял плоть для нас и ради нашего спасения. Он родился в этот мир, крестился для того, чтобы показать нам пример. Он постился, совершал моление. Все, что Он делал, в большинстве случаев было для того, чтобы научить нас. Поэтому, конечно, вера может получать испытания. Посмотрим даже на апостолов. Что они пишут в своих посланиях? Апостол Павел пишет: Сам быв искушен, может и искушаемым помочь. Апостол говорит, что Он называет нас братьями, и, пройдя через искушение, Господь как бы говорит: «Я не просто ваш Господь, Который с неба управляет, Я Сам прошел через это, Я воспринял плоть, Я знаю, что такое жизнь, что такое страдание, мозоли на руках. Я знаю, что такое рано вставать на работу, знаю, что такое забота о родителях. Я знаю, что это такое, когда родители теряют своих детей». Он все это прошел для того, чтобы искушаемым помочь.

Конечно, наша вера все время проходит испытания, потому что человек, который пытается как-то растрясти свое внутреннее болотце, встречает противодействие со стороны своего внутреннего мира, тела, которому хочется больше покоя, нежели какой-то работы.

Духовная составляющая – здесь не в последнюю очередь присутствует испытание веры. Посмотрите на апостолов: испытания были у них постоянно. В начале Евангелия мы слышим: и уверовали в Него ученики Его. Совершил чудо в Кане Галилейской: и уверовали в Него ученики. Эти фразы можно постоянно встретить на протяжении Евангелия. Господь делает какие-то чудеса: и уверовали в Него ученики. То есть у них постоянно было испытание веры. И что мы видим в конце земной жизни Христа? У Креста почти никого не осталось. И уже только после воскресения Господь подкрепляет их веру; и мы встречаем ту же фразу… Да, испытание нашей веры происходит постоянно. И тем самым она закаляется. Это происходит не потому, что Господь хочет нас испытать, а для того, чтобы вера стала сильнее. Как хорошему спортсмену нужно все время упражняться, так и нам нужно все время тренировать нашу веру. Чтобы мы не заснули, нас нужно постоянно будить, чтобы мы пребывали в действии.

– Это нам нужно, каждому человеку какие-то испытания, встряски… Как возможность проанализировать, что происходит.

– Проще всего, наверно, объяснить это людям какими-то земными примерами. В спорте, например, человек, постоянно находящийся в покое, теряет все свои навыки. Или художник: ему нужно постоянно тренироваться, ставить себе еще большие цели. А когда ты ставишь цели, то постоянно видишь какие-то препятствия. Сегодня у тебя настроение не такое, завтра не получается то, что вчера получалось. И это больше нужно для того, чтобы мы совершенствовались, чтоб не застыли в этом процессе, чтобы наша вера крепчала.

– Вопрос от телезрительницы: «Маленькая дочь все время была в воскресной школе, все было в порядке. А сейчас ей 13 лет, сорвала крестик, говорит, что Бога нет. Как в этой ситуации, когда ребенок настроен так категорично, успокоить ее и не навредить еще больше?»

– Это такой возраст, когда происходит кризис веры. До 12 лет дети ходят в храм вместе с родителями, хотят повторять за ними все, что они делают. А потом у них происходит некоторый внутренний перелом, связанный с их возрастом, накапливаются противоречия, вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, но стеснялись спросить, а взрослые не дали ответов на эти вопросы. И поэтому начинает это все очень бурно выражаться, даже в срывании крестика.

Я бы посоветовал, чтобы не отвечать бурей на бурю, понять процессы, которые происходят в человеке. И когда мы начнем понимать их, нам будет проще на это реагировать и проще взаимодействовать с ребенком. Одно дело, когда ребенок дошкольного возраста. Потом начинается школа, переходный возраст. И, конечно, ребенок по-разному может на все реагировать. Те аргументы, которые мы могли привести раньше, сейчас совсем не действуют. Человек взрослеет, и у него, в хорошем смысле слова, нужно забрать детскую Библию и дать уже настоящую.

Однажды я принимал исповедь. На всю жизнь мне запомнился парень 14 лет, с меня ростом, но было ощущение, что передо мной семилетний мальчик, который произносил, видимо, то, что с детства заучил: мамочку не слушал, плохие слова говорил, уроки не делал. В любом случае в 14 лет у человека совсем другие грехи и проступки. Мне было просто очень жалко, что его может постичь, скорее всего, такая же участь, как и эту девочку, если его никто не научит, что исповедь – это не просто рассказ о каких-то детских шалостях, она нуждается в более серьезном осмыслении.

Поэтому наберитесь терпения, быстрого процесса, скорее всего, не будет. Просто нужно отнестись к человеку с максимальным доверием, даже иногда где-то промолчать, показать, что вы не собираетесь сейчас на него давить, а хотите просто вместе с ним порассуждать, выслушать его. Иногда человек, когда много говорит, сам отвечает на те негативные моменты, которые сам же и предъявляет. То есть ему просто нужно дать высказаться. Он будет говорить и потом начнет понимать, что уже что-то не то говорит. Потом такие, бывает, сами приходят и извиняются.

Это Ваш ребенок, к нему надо относиться именно как к близкому человеку, который сейчас нуждается в поддержке и помощи, и понимать, что с ним сейчас происходит. И анализировать, какие могли быть ошибки допущены. Теперь уже не нужно впопыхах ломиться и догонять этот поезд, а нужно понимать, какие сейчас процессы происходят в ребенке, и стараться в разговоре, в доверительной беседе показывать ему, что он уже взрослый человек, и по-взрослому с ним пытаться поговорить.

Это такой процесс, в котором надо вместе с ребенком помочь ему преодолеть этот возраст. Легкого пути, наверное, не будет. Но нужно не забывать о самом сильном оружии, которое мы имеем. Это, конечно, молитва. Мы часто говорим: теперь осталось только молиться. Нет, не только… Это самое сильное, что у нас есть.

– Часто задают еще такой вопрос: может быть, все это спровоцировано поведением родителей, окружением? Может, стоит еще подумать о том, что мы сделали не так?

– Да, надо подумать о том, что упущено, какие ошибки были сделаны.

– Я приведу пример одного моего хорошего знакомого. Его мама заставляла стоять впереди в храме, чтобы его было видно. И если он ходил в храм без матери, чтобы доказать ей, что он там был, он должен был рассказать, о чем читалось Евангелие. Он был смышленый парень, прогуливал службы, но нашел где-то информацию о том, что и когда читается, и просто цитировал что-то оттуда.

– Сейчас есть Интернет, это все легко найти.

– Это было в те годы, когда Интернета не было. Проблема решилась тогда, когда он попал в церковный хор, а потом стал пономарем (сейчас он батюшка). То есть если ребенок не хочет ходить в храм, ему там неинтересно, надо найти ему какое-то занятие.

– Детям обязательно нужно какое-то занятие в храме, просто стоять там не получится. Дети на все реагируют эмоционально. Можно спросить, почему он так думает, что его привело к этой мысли. И ребенок может сам рассказать об этом, если есть доверительные отношения с ним. Может, сама мама допустила какие-то ошибки. Может быть, сама не следовала тем путем, которому учила. А дети очень хорошо видят лицемерие. (Упаси нас Бог проявить лицемерие в делах веры.) Они быстро это все подмечают. И потом это такая рана, которую очень тяжело залечить. Очень тяжело вернуть их доверие.

Был случай, когда у женщины была чрезмерная опека над своим сыном. И я ей просто сказал: «Проведите эксперимент. Вы же ничего не потеряете. Просто недели две вообще ничего не говорите». Она приходит через некоторое время радостная, сияет, говорит: «Наконец-то он со мной заговорил». Он был в шоке от того, что мама не встречает его нотациями, даже просто не знал, как на это реагировать. Через некоторое время сам подошел к маме и стал разговаривать с ней: «Мама, как дела? Почему ты мне ничего не говоришь?» И все. Он до сих пор в храм ходит и исповедуется. Просто наша навязчивость очень тяжело переносится. Нужно пробовать, искать ключик к сердцу ребенка.

– Вопрос такой: как объяснить жене о смирении по отношению к мужу? И надо ли это объяснять?

– Любовью, примером. В том числе и своим. За две минуты это не объяснишь. Только своей любовью, терпением, примером. Потому что за словами «смирение перед мужем» может стоять совсем другое. Я могу понять эти слова по-своему, а что имеет в виду человек, который задавал вопрос, – это очень сложно понять. Нужно очень внимательным быть к своей жене и не воспринимать буквально слова из Писания: жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33). Она должна бояться оскорбить или обидеть мужа. И муж тоже должен любить свою жену.

Больше любви и поменьше каких-то обид и мелочности. Чем больше этих мелочей, тем незаметнее самое главное. Оглянитесь по сторонам, сколько людей увечных, больных, нуждающихся в помощи. Кто-то хочет жениться, а кто-то женат и не может найти себе спокойствия. Просто посмотрите: рядом здоровая жена, дети, есть какая-то работа – уже хорошо.

– Был здесь как-то вопрос: как жить с женой, если она больше не привлекает, стала чужим человеком? И один батюшка сказал: разводиться – это не наш метод, поставьте задачу ее полюбить. Всё. Просто в голове своей перестройте мысли на то, что надо полюбить эту женщину.

– Еще есть совет бабушки внуку, у которого отношения в семье не ладились. Он спросил: «Как вы прожили с дедушкой столько лет?» – «Внучок, мы выросли в то время, когда не выбрасывали испорченные инструменты, а старались их починить». Поэтому старайтесь не думать о том, что если что-то надоело, это можно выбросить, а постарайтесь все-таки это починить. Иногда старый инструмент может так хорошо заиграть, что будешь думать: как хорошо, что он у меня есть.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать